Роль гуманизации в современном образовании. Закономерности гуманизации образования




 

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Оно характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Важным аспектом модернизации современного отечественного образования можно считать наметившиеся (и в той или иной форме подтвержденные нормативными документами) тенденции, которые в научно-исследовательской и публицистической литературе принято связывать с понятиями "гуманизация" и "гуманитаризация". Эти понятия широко представлены в публицистической литературе, справочниках, словарях, нашли отражение в школьных учебниках (например, в учебных пособиях "Обществознание", "Человек и общество"), однако они до сих пор далеко не однозначно трактуются исследователями. Поэтому важно избежать терминологической подмены предмета и деятельности, которая достаточно часто приводит к смещению смысловых акцентов в педагогическом процессе и нивелирует значимость вышеназванных направлений в совершенствовании отечественного образования. Так, латинское слово " homo " в русских словарях переводится как "человек". Производные от него термины humanus и humanitas приводятся порой как слова-синонимы тождественные понятию "человечность", хотя можно выделить различные смысловые контексты. Термин " humanus " (гуманизм) со времен эпохи Возрождения соотносится с мировоззрением антропоцентризма, согласно которому человек мыслится центром мироздания. В указанном аспекте данное понятие отражает нравственный принцип отношений между людьми, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, обеспечение удовлетворения его потребностей, свободное развитие индивида, его природных задатков и способностей. В данном отношении понятие " человечность" близко по значению понятию "личность", благо которойстановится основным критерием оценки деятельности социальных институтов.

Подобный интерес к личности человека, его внутреннему миру, интересам, устремлениям, самореализации находит отражение в гуманизации образования, в ее личностно-ориентированных технологиях.

При этом необходимо отметить, что личность может быть внешне высоко "образована", хорошо разбираться в вопросах естествознания, истории, этики, эстетики, политики, права и, тем не менее, утверждать в жизни антигуманизм, крайний эгоизм, зло, бескультурье, агрессию. Самоутверждение и самореализация подобной личности происходит за счет других, более гуманных и толерантных. В этом случае важно учитывать тот факт, что ребенок вступает в систему образования, уже имея некоторые устоявшиеся знания, убеждения, идеалы, ценностные ориентиры. Поэтому в образовании очень важно осознать, какого уровня культуры достигла та или иная личность; что она утверждает в своей жизни; к чему стремится и что не приемлет; какие собственно человеческие качества уже раскрыла и какие еще предстоит раскрыть в целенаправленном учебно-воспитательном процессе. Подобная позиция непременно предполагает усиление внимания к проблемам этического и эстетического воспитания, вовлечения в активный образовательный процесс детей, имеющих отклонения в психическом и физиологическом развитии, инвалидов детства, несовершеннолетних преступников и пр. Недаром еще в античной традиции использовалось понятие " humanitas " (человечность) как эталонная заданность, воплощенная в культуре деятельности, в состоянии некой эстетической и этической завершенности культурного развития индивида. Подобное состояние связывали с высшими проявлениями человеческих качеств в той искусственной среде, которую создавал сам человек своими мыслями, словами, поступками. Поэтому, на наш взгляд, принципиальное значение имеет разделение понятий "гуманизм" и "гуманитарность".

Гуманизм - это обращение к потенциалу лучших личностных качеств человека: духовной полноты, альтруизма, творческой активности, доброй воли, самоуправления, умения решать сложные практические задачи и пр. Он формирует выраженную индивидуальность в целом гармонично развитой одухотворенной личности.

Гуманизм чаще всего выступает как понятие философско-идеалогическое, как название философской системы, и поэтому его исследования предписывают компетенции философских наук. Гуманность же рассматривается чаще как психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности.

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это система определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, то есть, по сути, ко всему миру в целом.

В психологическом словаре понятие "гуманность" определяется как "обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи". (Психология: словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990. - с.21.).

Следовательно, гуманность - это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований можно сформулировать закономерности гуманизации образования.

. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействия растущего человека с взрослыми и социальной средой. Психологические явления, отмечал С.Л. Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н. Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое и мыслительное общение).

. Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития", то есть на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.

. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

. Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявление их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшие условия конструирования новых учебных планов и программ.

. Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.

. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обуславливает единство реализации деятельного и личного подходов

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении и развитии ее творческих возможностей.

. Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при которой человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

На сегодняшний день, когда в социально-экономической жизни страны происходят небывалые перемены, когда все мы думаем о путях преобразования общественного воспитания, возникает необходимость решения стоящих перед нами новых задач. Одна из них та же что стоит перед обществом в целом: переход от командно-бюрократической к демократической организации жизни. Обновленный социум должен явить свое лицо, прежде всего детям. Применительно к образованию это означает гуманизацию (предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании) - ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.

Что необходимо иметь в виду под ориентацией на ребенка? В чем состоят его возможности и психологические особенности, и какие из них мы должны учитывать в первую очередь? Или, может быть, всякое систематическое педагогическое воздействие ребенка стоит вовсе отменить, положиться на естественный ход его развития?

Источником психического развития является социальная среда, воплощающая особенности человеческого рода, который должен усвоить ребенок.

Психическое развитие происходит в процессе овладения человеческой культурой - орудиями труда, языком, произведениями науки и искусства и т.д., иначе происходить оно не может. Но ребенок овладевает культурой не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми. Воспитание и обучение - важнейшие формы такого общения, в которых оно происходит систематически и планомерно.

Таким образом, вопрос о необходимости систематического педагогического воздействия на ребенка решается вполне однозначно: оно необходимо, так как служит одним из основных путей передачи ребенку общественного опыта, человеческой культуры. Вне такой передачи психическое развитие вообще невозможно. Другое дело как, какими путями, в каких формах это воздействие осуществляется, чтобы ориентироваться на ребенка, учитывать его интересы и возможности и быть вместе с тем наиболее эффективным.

Итак, для того чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, воспитание должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.

Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии, требует выявления и учета индивидуальных особенностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: