ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПИЩЕВЫХ РАССТРОЙСТВ (БУЛИМИЯ, АНОРЕКСИЯ) В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»




Кафедра педагогики и психологии

 

 

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Работу выполнила_________________________ /_____________________/

(подпись, дата) ФИО

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, 1 курс ЗФО

Направление подготовки/специальность: 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность (профиль) / специализация: «Психологии и педагогики развития личности в условиях общего и инклюзивного образования»

 

Преподаватель __________________________________ Е.Н. Азлецкая

(подпись, дата)

 

Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Актуальность темы программы.

2. Нормативно-правовая база.

3. Теоретические основы изучения проблемы нарушений пищевого расстройства.

4. Цель программы.

5. Задачи программы.

6. Обоснование идеи, механизм реализации программы.

7. Содержание программы.

8. Критерии и показатели эффективности программы.

9. Проектируемые результаты.

10. Практическая значимость программы.

11. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач программы.

12. Список используемой литературы.

 


1. Актуальность.

Анорексия и булимия составляют более 5 % от всех расстройств пищевого поведения. Но несмотря на это, уровень смертности среди больных анорексией и булимией, занимает первое место по сравнению со всеми остальными психологическими заболеваниями. В настоящее время девушки и юноши в погоне за эталонами красоты прибегают к нездоровым методам похудения, таким как: голодание,принятие слабительных и мочегонных средств, пропуск приемов пищи, вызывание рвоты и т.д. Анорексия и булимия являются причинами таких осложнений, как сердечная недостаточность, полиорганная недостаточность, диабет и т.д., а также часто являются причиной самоубийств. В России эти заболевания стали признавать сравнительно недавно. В связи с этим в крупных городах,таких как Москва, Санкт-Петербург и тд, стали открывать клиники, специализирующиеся на лечении на лечении и профилактике булимии, анорексии,компульсивного переедания и других видов пищевых расстройств.

Около 80 % больных пищевыми расстройствами – девушки от 12 до 26 лет и 20 %- юноши. С точки зрения психологов отечественной патопсихологической школы возраст является одним из важнейших условий определяющих предрасположенность к нервной анорексии. Группа риска – подростковый и юношеский возраст.

Подростки и юноши являются субъектами системы образования.

2. Нормативно-правовая база:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90. Часть 1, ст.3, п.2,3; ст.6, п. 1, 2; ст. 17; ст. 23, п.4; ст.24; ст. 25; ст. 28; ст. 33.

2. Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 гг. и план ее реализации. П.4. Система профилактических мер по охране репродуктивного здоровья.

 

 

3. Проблема нарушений пищевого поведения изучалась:

В практическом плане решение данной проблемы находится на этапе развития. В 1979 году в университете Торонто Институтом психиатрии Кларка был разработан Тест отношения к приему пищи — это инструмент диагностики пищевых психологических расстройств. Полное английское название - Eating Attitudes Test, или сокращенно ЕАТ. Изначально тест отношения к приему пищи EAT предназначался для скрининга, выявления, нервной анорексии и представлял собой 40 тест - вопросов. Со временем более глубокие познания о природе пищевых расстройств позволили модифицировать self-test, и в 1982 году разработчиками была создана шкала ЕАТ-26, состоящая из 26 вопросов и имеющая более унифицированное применение. Тест EAT-26 оказался более четким и полезным для диагностики различных нарушений пищевого поведения в сравнении с первоначальным вариантом. Кроме того, в таком виде он позволил выявлять не только нервную анорексию, но и нервную булимию. Тест на анорексию и булимию EAT-26 широко применяется для скрининга и сейчас. В настоящее время тест отношения к приему пищи EAT-26 - это самый распространенный, универсальный инструмент исследований нарушения пищевого поведения. После выявления данных нарушений пациент направляется на психотерапию. Такие встречи помогают пациенту оценить проблему на уровне эмоций и самостоятельно найти новый сценарий ее решения. Параллельно с этим назначается медикаментозное лечение. В лечебный процесс входят консультативные посещения диетолога, обучающего правильному отношению к пище с индивидуальным подбором диеты и подробного плана лечебного питания.

Эта проблема имеет всепоглощающий характер проявления. У человека происходит разрушение личности, мировоззрения, мироощущения, ценностей. Человек не выполняет функции, возложенные обществом. Вся жизнь сводится к одному идеалу, одной цели и одной ценности. Если вовремя не выявить проблему на психологическом уровне, то она приобретет клинический характер.

4. Цель:

Предотвращение развития нарушений пищевого характера, в частности анорексии и булимии, в раннем юношеском возрасте.

5. Задачи:

- просвещение участников образовательного процесса (ученики, учителя, родители);

- психопрофилактика;

- выявление группы риска при помощи диагностики;

- индивидуальное консультирование (по мере обращения учащихся и родителей).

6. Обоснование идеи, механизм реализации программы.

Идея проекта заключается в популяризации, разъяснении материала по пищевым нарушениям в раннем юношеском возрасте всем участникам образовательного процесса. Таким образом, обеспечивая предотвращение случаев психических заболеваний. Также инновационный проект позволяет выявить юношей и девушек, предрасположенных к возникновению анорексии и булимии. В программу входит обеспечение психологического консультирования для распланирования дальнейших действий и перенаправления в специализированные учреждения (при необходимости).

7. Содержание программы.

Создание информационной базы в сфере оказания психолого-педагогических услуг при пищевых нарушениях для участников образовательного процесса.

Инновационная программа «Нарушение пищевого поведения. Анорексия и булимия» реализуется в 3 этапа:

I этап – подготовительный

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов для реализации поставленных. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

II этап – практический

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов для юношей.

Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению системы сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение выявленной группы риска с помощью психотерапевтических методик, работа со страхами на основе данных из психосоматики.

Просвещение и психопрофилактика всех участников педагогического процесса путем проведения бесед, в том числе с приглашенными специалистами, организации просмотра научных и художественных видеороликов о пищевых нарушениях.

Консультирование обратившихся и составление рекомендаций.

III этап – обобщающий

Обработка и интерпретация данных за 1 год. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования психолого-педагогического сопровождения.

Категория: учащиеся 10-11 классов.

8. Критерии и показатели эффективности программы.

Показатели Критерии
Адекватная оценка самого себя и своих действий. Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480
Семейные взаимоотношения. Установление отношений, построенных на гармонии, принятие матерью индивидуальности ребенка, установление приемлемых границ автономности. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е.Шафер) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004. С.169-178.
Отношение к употреблению пищи. Скрининг-тест нарушений пищевого поведения: тест на анорексию и булимию – EAT-26 (на русском)
Снижен уровень тревожности, отсутствие депрессивных состояний. Методика незаконченных предложений Сакса – Сиднея

 

9. Проектируемые результаты:

1. Целевая группа получит психологическую и социально-педагогическую поддержку.

2. Участники образовательного процесса получат информационную помощь по вопросам пищевых нарушений.

3. Стабилизация психологического состояния юношей, находящихся в кризисной ситуации.

10. Практическая значимость программы.

Наш инновационный проект имеет широкую область применения, так как включает в себя большинство направлений психологической деятельности. Программа достаточно универсальна, подлежит адаптации к различным возрастным группам, образовательным учреждениям.

В перспективе находится расширение программы и дополнения в соответствии с тем, где она будет применяться. Также возможно адаптировать к ряду других пищевых нарушений.

11. Обоснование наличия необходимых ресурсов для выполнения задач программы.

Для реализации данного проекта необходимо наличие технического обеспечения у лиц, принимающих участие в его деятельности.

Человеческий ресурс состоит из специалистов в области психологии, клинической психологии, педагогики, которые совместно осуществляют свою деятельность в проекте.

12. Ранее изданные по теме материалы.

Тема находится на стадии изучения. Большой вклад в развитие решений данной проблемы внесли следующие личности: Ирина Кульчинская – в изучении булимии, Бобров А.Е. доктор медицинских наук рассматривал аспекты нервной анорексии, Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. – с точки зрения психосоматической медицины, Анна Николаенко, Гончарова Е. – анорексия, Брамс А. – булимия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: