Б) бухгалтерская отчетность




Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности

Индивидуальные предприниматели могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Виды деятельности можно разделить на четыре группы:

· обычные;

· лицензируемые;

· требующие разрешения и/или согласования;

· закрытые для индивидуального предпринимателя.

Обычные виды деятельности

Этими видами деятельности гражданин вправе свободно заниматься сразу после его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Они не требуют от индивидуального предпринимателя дополнительных разрешений, согласований, лицензирования и т. д.

Перечень очень широкий, полностью его переписать нельзя – трудно предусмотреть фантазию предпринимателя. Но все эти виды деятельности не связаны с опасностью для здоровья или жизни граждан, многие из них, не требуют специального образования.

В основном – это:

1. различные услуги: юридические, бухгалтерские, консалтинговые, риэлторские, бытовые, переводческие, секретарские и т.п.;

2. творческая деятельность;

3. сдача в аренду недвижимости;

4. прокат бытовой техники и предметов личного пользования;

5. реклама;

6. издательская, полиграфическая (кроме защищенной от подделок продукции);

7. индивидуальная педагогическая деятельность;

8. оптовая торговля (кроме товаров, на которые наложены ограничение или запрет – например, алкоголь);

9. перевозки автомобильным транспортом (кроме грузовых свыше 3,5 тонн).

Лицензируемые виды деятельности

На осуществление этих видов деятельности требуется особый вид разрешения (специальная лицензия).

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий лицензирование отдельных видов деятельности.

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, установлен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

К лицензируемым видам деятельности относятся: фармацевтическая, турагентская, негосударственная (частная) сыскная, перевозки морским, воздушным, железнодорожным транспортом грузов и пассажиров, а также другие.

Закрытые для индивидуального предпринимателя виды деятельности

Осуществлением закрытых видов деятельности индивидуальный предприниматель заниматься не может. Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последний год к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Виды деятельности, требующие разрешения и согласования

Для осуществления этих видов деятельности лицензия не предусмотрена, но требуется разрешение или согласование с органами надзора (Санитарно-эпидемиологическая служба, МЧС и т. д.).

Яркий пример такого вида деятельности – розничная торговля. Например, в Москве для ее осуществления требуется разрешение районной управы.

Осуществление предпринимательской деятельности:

А) открытие счета

Индивидуальный предприниматель имеет право открывать расчетные и другие (депозитный, ссудный, валютный и др.) счета в любом банке. Для нормального осуществления предпринимательской деятельности необходимо обеспечить возможность осуществления расчетов не только наличными деньгами, но и в безналичной форме. Это обусловлено многими причинами.
Во-первых, индивидуальный предприниматель в своей деятельности часто вынужден прибегать к услугам сторонних организаций. При этом оплата услуг наличными деньгами может быть не всегда удобной (например, в том случае, когда организация, оказывающая услуги, находится в другом районе или вообще в другом экономическом регионе). Во-вторых, расчеты с бюджетом и государственными внебюджетными фондами наличными деньгами практически не осуществляются. В-третьих, осуществление любой предпринимательской деятельности, как правило, связано с различного рода претензиями между контрагентами, судебными и арбитражными разбирательствами и т.п. В этом случае уплату штрафов и неустоек наличными деньгами осуществить несложно, а вот получить их - весьма проблематично. Поэтому, одной из первых проблем, с которой сталкивается индивидуальный предприниматель, является вопрос открытия расчетного счета в кредитном учреждении (банке).
Решение этого вопроса следует начать с выбора кредитного учреждения, так как опыт последних лет развития рыночных отношений в стране показал, что практически ни один банк не застрахован от отзыва лицензии и от банкротства. И то и другое влечет за собой если не полную потерю хранящихся в этом банке денежных средств, то, как минимум, длительное их омертвление. Естественно, что это может привести к банкротству даже весьма крупного предприятия. Что же касается индивидуального предпринимателя, то ограниченность размера свободных денежных средств практически всегда ведет к прекращению его деятельности в случае возникновения проблем в обслуживающем его банке.
При выборе кредитного учреждения рекомендуется руководствоваться следующим: наименее рискованно хранить деньги в том банке, который предлагает наименьшие проценты по вкладам - наиболее выгодные условия, как правило, сопровождаются повышенным риском. С этих позиций наиболее предпочтительным выглядит Сбербанк (это не реклама, а констатация того факта, что ставки по депозитам в этом банке наименьшие. Кроме того, как показали события 1992 года, и этот банк не гарантирует полной сохранности вкладов);

рассчитывать на получение прибыли по процентам на капитал, вложенный в кредитное учреждение, особенно не следует - если индивидуальный предприниматель предполагает заниматься коммерческой (производственной или торговой деятельностью), то норма прибыли основного производства, как правило, выше, чем ставки по банковским депозитам. Для справки: норма прибыли рассчитывается как отношение полученной (или планируемой) прибыли к вложенному капиталу. Поэтому, при наличии свободного остатка денежных средств более целесообразным представляется направить его на расширение производства, а не положить на депозит в банке.
Порядок открытия счетов установлен письмом Госбанка СССР от 9 июля 1991 г. N 359 "О порядке открытия счетов предпринимателям" (документ продолжает действовать в части, не противоречащей гражданскому законодательству).
В соответствии с пунктом 4 данного Письма, если предприниматель осуществляет свою деятельность без образования юридического лица, расчетный и другие счета открываются предпринимателю на его имя. Для открытия счета в учреждение банка представляются:

заявление на открытие счета (ф. 0401025), подписанное предпринимателем;
документ о государственной регистрации предпринимателя в установленном порядке;
карточка с образцом подписи предпринимателя, заверенной нотариально.
По доверенности предпринимателя, оформленной нотариально, счетом предпринимателя могут распоряжаться другие лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок.
Заметим, что в соответствии со статьей 86 НК РФ банки открывают счета индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк, в свою очередь, обязан сообщить об открытии или закрытии счета индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. НК РФ установлены финансовые санкции для индивидуальных предпринимателей и кредитных учреждений за нарушение указанных требований.

Нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета в банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Кроме того, с 1 января 2010г. у организаций и предпринимателей появилась необходимость уведомления Пенсионного фонд и Фонда социального страхования об открытии (или закрытии) счетов в банке. Фонды уведомляются об открытии (закрытии) счета в банке в течение семи дней со дня открытия (закрытия) такого счета.

б) бухгалтерская отчетность

Для начала хотелось бы отметить, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, и представляют только налоговую отчетность (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий ЕНВД, освобождается от ведения бухгалтерского учета и не обязан представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность (Письмо Минфина России от 20.07.2007 г. N 03-11-05/75).

1) Пунктом 4 ст. 346.26 НК РФ определено, что уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Таким образом, так как индивидуальный предприниматель находится на режиме ЕНВД, то он должен уплачивать единый налог на вмененный доход.

Налоговые декларации по итогам налогового периода должны быть представлены налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода. А уплата единого налога, согласно ст. 346.32 НК РФ, должна производиться налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Надо иметь в виду, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).

Кроме того, индивидуальный предприниматель обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не позднее 31 декабря текущего года (п. 4 ст. 346.26 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 6, ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Закон N 167-ФЗ).

Также необходимо помнить, что если предприниматель осуществляет исключительно виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, то он не обязан представлять декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма N 3-НДФЛ).

2) В случае наличия наемных работников, помимо вышеописанных налогов, с выплат сотрудникам, которые задействованы в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, следует уплачивать страховые взносы в ПФР. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей предприниматель отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 24.03.2005 N 48н.

Предприниматель должен представить декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н (ст. 24 Закона N 167-ФЗ). Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов (п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 226 НК РФ индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщикам, признаются налоговыми агентами в отношении таких налогоплательщиков и обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц с таких доходов налогоплательщиков.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, перечисляется в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, индивидуальный предприниматель должен удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы физических лиц с доходов, выплачиваемых физическим лицам, по месту регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Данная обязанность возлагается на индивидуального предпринимателя независимо от того, является ли он сам плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности либо осуществляет виды деятельности, при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения или общая система налогообложения.

Налоговый агент должен удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Плательщик ЕНВД может удержать сумму налога за счет любых денежных средств, выплаченных налогоплательщику. Однако удерживаемая сумма не может превышать 50% выплаты.

Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты по окончании налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, справку по форме N 2-НДФЛ.

Индивидуальные предприниматели, численность работников которых (включая партнеров, помогающих членов семьи, наемных работников) превышает 100 человек, должны ежемесячно отчитываться перед органами статистики о своей деятельности по новой форме N 1-ИП (мес). В отчете необходимо указывать как общие экономические показатели (количество отгруженных товаров, сумму выручки, число наемных работников и пр.), так и данные о произведенных товарах. Заполненная форма представляется в территориальный орган Росстата по месту нахождения предпринимателя, а если он не ведет хозяйственную деятельность по месту своего нахождения - по месту ее фактического осуществления. Представлять отчет обязаны даже временно не работающие предприниматели, если в течение хотя бы части отчетного года они реализовывали товары или услуги (при этом в отчете необходимо указать, с какого времени они не работают). Сведения о производстве продукции подаются ежемесячно, причем показатели в отчете отражаются нарастающим итогом с начала года, а по общим экономическим показателям необходимо отчитываться ежеквартально.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: