Тема «Программная увертюра «Эгмонт»»
1. Просмотрите видео урока
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7171/conspect/281815/
или https://www.youtube.com/watch?v=efEE6qk-uX8 – коротко
2. Работаем с сайтом последовательно: «начнем урок», «основная часть», «тренировочные задания». При ответах пользуемся теоретическим материалом.
3. Делаем фото или скрин результатов тренировочных заданий и пересылаем на оценку
Д/З: кто не сдал творческие работы, срочно сдаём.
Теоретический материал
По теме «Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- жизнь и творчество Бетховена;
- увертюра «Эгмонт»;
- функция увертюры в музыкально-театральных жанрах.
Тезаурус
Увертюра – концертное оркестровое, часто, программное произведение, а также – оркестровое вступление к опере или балету.
Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.
Лейтмотив – это гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, представитель Венской классической школы.Он родился в музыкальной семье и с детства занимался музыкой. Представители Венской классической школы: Моцарт и Гайдн, при знакомстве с младшим современником отмечали талант молодого композитора.
Бетховен оставил богатое музыкальное наследие и продолжал писать, когда потерял слух. У него была прекрасная музыкальный память, и он мог представлять звучание музыки, не слыша её. Он работал во всех жанрах, существовавших на тот момент. Писал сонаты, концерты, квартеты и симфонии.
Пробовал себя в опере, хоровой музыке, увертюрах, музыке к театральным постановкам.
Слово «увертюра» имеет два значения. Одно означает концертное оркестровое, часто, программное произведение. Второе – оркестровое вступление к опере или балету.
Бетховен писал увертюры и как самостоятельное концертное произведение, и как вступление к операм и балетам.
В наследии композитора 8 симфонических увертюр и 3 увертюры к спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан» и «Король Стефан».
Увертюру «Эгмонт» Бетховен написал в 1810 году.
Музыку к одноимённой трагедии Гёте заказал Бетховену директор придворных театров.
Бетховен был знаком с Гёте, ценил его творчество и уже не раз писал музыку на его стихи.
К постановке «Эгмонт» Бетховен написал увертюру и 9 номеров.
Трагедия, опубликованная в 1788 году, была созвучна событиям в Вене в начале XIX века.
Наполеон приближался к Вене, после короткой осады Австрия капитулировала.
Сюжет трагедии основан на реальных событиях, предшествующих революции в Нидерландах в 1566 году.
Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический. Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён. В сюжете трагедии есть и любовная линия.
Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург. Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга. Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа, Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым.
Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как
самостоятельное музыкальное произведение.
Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее.
Образ порабощённого народа отражает медленное вступление.
Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха.
Обратимся к другому представителю Венской классической школы – Вольфгангу Амадею Моцарту.
Значительное место в его творчестве занимают оперы.
Задача увертюры к опере или балету – настроить зрителя на будущее действие на сцене, задать настроение.
Увертюра исполняется при закрытом занавесе или затемнённых декорациях.
Обычно в этот момент зрители заканчивают усаживаться на местах, вбегают последние опоздавшие, и спектакль начинается.
Не нужно знать сюжет произведения и читать либретто, чтобы догадаться, что сейчас зрители окунутся в лёгкую комедию. Сама музыка настраивает нас на нужный лад.
Слово «либретто» также имеет два значения. Это либо словесный текст большого музыкально-вокального произведения, либо краткое изложение содержания оперы, балета.
Автор первых русских классических опер – Михаил Иванович Глинка перенимал опыт иностранных композиторов.
Согласно итальянской традиции, его оперы начинаются с увертюры.
Увертюра включает в себя лейтмотивы основных героев или эпизодов, основные музыкальные темы.
Лейтмотив – гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.
Продолжатель идей Глинки – Модест Петрович Мусоргский.
Увертюра к опере «Хованщина» называется оркестровым вступлением и имеет название «Рассвет на Москве-реке».
Мусоргский рисует музыкальный пейзаж, включая в него колокольный звон, имитацию зова стрелецкой трубы, звучанием народной протяжной мелодии, которую могли исполнять жители города того времени.
Часто оперные и балетные увертюры включаются в концерты мировых исполнителей и звучат, как отдельный законченный номер программы.