Упражнение «Решение конфликтных ситуаций»




Решаем педагогические конфликты

Цели: рассмотреть виды педагогических конфликтов; познакомить с игровыми методами разрешения конфликтов.

Оснащение:

· бумага, фломастеры, карандаши

· мольберт, бумага

· губка, карандаш для «Пчелы-змеи»

· конфликтные ситуации

· сортировка

Ход работы:

I этап. Разминка

 

· Упражнение «Приветственное письмо»

Сейчас каждый из вас попробует написать приветственное письмо, которое могло бы быть адресовано любому из нас.

 

· Игра «Молекулы»

Игра проводится с целью деления участников на группы. Всем участникам предлагается свободно перемещаться по комнате, как только ведущий подаст сигнал, нужно соединиться в группы из 7–8 молекул. Таким образом, игра проводится несколько раз. В заключение ведущий дает команду соединиться 3–4 молекулам. В этом составе участники будут работать в группах.

 

· Игра «Пчелы и змеи»

Все участники делятся на две группы. Одна команда – пчелы, другая – змеи. Каждая группа выбирает своего короля.

Оба короля выходят из комнаты и ждут, пока их позовут. В это время ведущий прячет два предмета, которые должны разыскать короли. Король пчел должен найти «мед» – губку, король змей должен отыскать «ящерицу» – карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж… Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть их жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: ш-ш-ш-ш-ш-ш… Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я:

· Как Вы чувствовали себя в роли короля пчел (змей)?

· Ваши группы хорошо Вам помогали?

· Вы остались довольны своими подданными?

· Пчелы, как Вы взаимодействовали друг с другом?

· Змеи, как Вы взаимодействовали друг с другом?

· Как Вы считаете, губку и карандаш искать было одинаково легко?


II этап. Основная часть.

Жизнь в образовательном учреждении насыщена конфликтами и сегодняшнее занятие полностью посвящено рассмотрению педагогических конфликтов и возможных путей их решения.

 

· Игра «Камушек в ботинке»

Игра проводится в круге.

– Можете рассказать мне, что происходит, когда в Ваш ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и Вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что Вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время Вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда Вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы и немалые. Поэтому всегда полезно говорить о своих проблемах сразу, пока они не вылились в большой конфликт. Если Вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что Вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы Вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы Вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или: «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что…». Расскажите нам, что вас удручает.

Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы.

конфликты могут быть разделены на три г р у п п ы (лучше коллективно выявить причины, а потом не листе ватмана обозначить их):

1. Мотивационные конфликты (возникают между учителями и учащимися по причине нежелания последних учиться). Конфликты этой группы могут привести к взаимной неприязни и даже борьбе между педагогом и ребенком. Возникают подобные конфликты, потому что в нашей школе учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.

2. Конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеются в виду конфликтные периоды, через которые проходят ученики в процессе обучения в школе (поступление в первый класс; переход из младшей школы в основную; начало девятого класса – когда школьник должен определиться: продолжать обучение в школе или поступать в ПУ; окончание школы). В данные периоды жизни дети могут испытывать неудачи, срывы, проблемы, приводящие к возникновению конфликтов.

3. Конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы.

Упражнение «Решение конфликтных ситуаций»


Далее каждой группе дается определенная конфликтная ситуация. Задача группы – найти свой вариант решения ситуации и охарактеризовать ее по следующим к р и т е р и я м:

• Определение мотивов поведения участников конфликта.

• Оценка конструктивности действий конфликтующих.

• Выбор способов взаимодействия конфликтующих.

• Полученный результат и предполагаемое последствие.

Конфликтные ситуации

 

1. В отсутствии педагога 1, педагог 2 забирает из его группы педшкаф. При этом происходит следующее: вся методическая литература и пособия небрежно выкладываются из шкафа на пол и шкаф рабочие переносят в группу к педагогу 2.

Педагог 1, придя на работу и увидев такую бесцеремонность, пишет докладную на имя директора. Разгорается конфликт.

АНАЛИЗ:

• Определение мотивов поведения участников конфликта.

• Оценка конструктивности действий конфликтующих.

• Выбор способов взаимодействия конфликтующих.

• Полученный результат и предполагаемое последствие.


2. Родители не довольны качеством преподавания педагога. Свое недовольство они высказывают руководителю. Руководитель посещает занятие педагога. На этом все действия прекращаются. Разгорается конфликт между учреждением в лице педагогов и родителями.

АНАЛИЗ:

• Определение мотивов поведения участников конфликта.

• Оценка конструктивности действий конфликтующих.

• Выбор способов взаимодействия конфликтующих.

• Полученный результат и предполагаемое последствие.

3. Преподаватель развивающего обучения работает первый год в детском саду. Она ведет занятие в группе от 4 до 5. В этой группе у нее начинается занятие. Когда она хотела сесть на стул, ребенок, стоящий за спиной, отодвинул стул – и преподавательница упала …. Преподаватель в гневе, берет хулигана за руку, выводит за дверь к маме, отказывается пускать ребенка на занятие. Между мамой и преподавателем разгорается конфликт.

АНАЛИЗ:

• Определение мотивов поведения участников конфликта.

• Оценка конструктивности действий конфликтующих.

• Выбор способов взаимодействия конфликтующих.

• Полученный результат и предполагаемое последствие.

4. Дети 1-ого класса на уроке изобразительной деятельности приготовили новогодние маски. Дети трудились два урока. Получилось все очень красиво и необычно. Вернувшись после обеда в класс, перед взором детей предстала следующая картина: все маски поломаны, залиты краской. Дети в негодовании. Подозрение упало на одноклассника Антона: он отличается задиристым нравом, вспыльчивостью, агрессивностью. После уроков дети решили ему отомстить. Они порвали ему все школьные принадлежности.


АНАЛИЗ:

• Определение мотивов поведения участников конфликта.

• Оценка конструктивности действий конфликтующих.

• Выбор способов взаимодействия конфликтующих.

• Полученный результат и предполагаемое последствие.

Памятка

«АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»

Первый этап. Условно называется «Стоп!» и направлен на оценку педагогом ситуации и осознания собственных эмоций. Спросите себя: «Что я сейчас чувствую?», «Что я сейчас хочу сделать?», «Что я делаю?».

Второй этап. Начинается с вопроса «Почему?», задаваемого педагогом самому себе. Суть данного этапа заключается в анализе мотивов и причин поступка ребенка.

Третий этап. Постановка педагогической цели, формулируется в виде вопроса «Что?» – «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?» (чувство страха у ребенка или осознанное чувство вины). Педагогическое воздействие должно быть направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Важно показывать ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть, понимаете его, но в то же время не одобряете его действий. Такой подход, не унижая ребенка, способен вызвать в нем положительное поведение.

Четвертый этап. Заключается в выборе оптимальных средств для достижения поставленной педагогической цели и отвечает на вопрос «Как?» – «Каким образом достичь желаемого результата?». Мастерство педагога здесь проявляется в том, что ему необходимо создать условия для выбора поведения самим ребенком, а не навязывать ребенку «нужной» модели поведения.

Пятый этап. Это практическое действие педагога. Данный этап является логическим завершением всей предыдущей работы разрешения педагогической ситуации. Здесь реализуются педагогические цели через определенные средства и способы в соответствии с мотивами ребенка.

Шестой этап. Анализ педагогического воздействия, оценка эффективности общения педагога с ребенком. Возможность сравнить цель с достигнутыми результатами и сформулировать перспективы.

Упражнение «Сортировка»

– Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, наиболее затрудняющих, на Ваш взгляд, педагогическое взаимодействие. Сначала каждый участник выполняет задание индивидуально, а потом – в группе по 4–5 человек вырабатывается единство мнений по данному вопросу. После завершения обсуждения представитель каждой группы зачитывает составленный группой список выбранных качеств, аргументируя его.

 

№ п/п Личностное качество Выбор № п/п Личностное качество Выбор
           
  Вспыльчивость     Придирчивость  
  Прямолинейность     Бестактность  
  Торопливость     Лживость  
  Резкость     Беспринципность  
  Себялюбие     Двуличие  
  Упрямство     Неискренность  
  Обидчивость     Раздражительность  
  Мстительность     Благодушие  
  Сухость     Амбициозность  
  Педантичность     Злобность  
  Медлительность     Агрессивность  
  Необязательность     Подозрительность  
  Забывчивость     Злопамятство  
  Нерешительность     Притворство  
  Пристрастность     Равнодушие  

 

Выберите 10 из 30 личностных качеств педагога, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов. Работа проводится аналогичным образом.

 

№п/п Личностное качество Выбор №п/п Личностное качество Выбор
           
  Справедливость     Уверенность в себе  
  Терпимость     Инициативность  
  Тактичность     Импровизационность  
  Ответственность     Решительность  
  Оптимизм     Доброжелательность  
  Принципиальность     Терпеливость  
  Требовательность к себе     Артистизм  
  Требовательность к ребенку     Эмпатийность  
  Самоуважение     Целеустремленность  
  Уважение личности ребенка     Любовь к детям  
  Доброжелательность     Аккуратность  
  Эмоциональность     Энергичность  
  Самообладание     Деловитость  
  Уравновешенность     Альтруизм  
  Демократичность     Великодушие  


«Самый дорогой дар природы – веселый, насмешливый и добрый ум» (Василий Ключевский, историк).

Психологи считают, что юмор помогает пережить трудные моменты жизни, а также достойно выйти из конфликтной ситуации. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку там, где, казалось бы, нет ничего смешного. Юмор, в отличие от сатиры, не обличает, а весело и беззлобно вышучивает что-либо или кого-либо.

Упражнение «Резервуар» (подготовка к неприятной беседе)

– Попытайтесь сыграть роль «пустой формы», резервуара, в которые Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: Вы – форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки – Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма! Потренируйтесь 2–3 раза, затем вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно относиться к своему собеседнику.

Упражнение «Марья Ивановна» (выполняется после неприятного разговора)

– Выполняется индивидуально в течение 10–15 минут. Представьте себе ситуацию Вашего неприятного разговора, например, с завучем, условно названным Марьей Ивановной. Закончился рабочий день, и по дороге домой Вы еще раз вспоминаете неприятную беседу и чувство обиды захлестывает Вас. Вы пытаетесь забыть обидчицу, но Вам это не удается.

Попытайтесь пойти от противного. Вместо того, чтобы вычеркивать Марью Ивановну из своей памяти, попробуйте, наоборот, максимально приблизить ее. Попытайтесь сыграть роль Марьи Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с Вами.

Через несколько минут таких упражнений Вы сможете почувствовать облегчение внутреннего напряжения и изменение своего отношения к конфликту, к Марье Ивановне, и сможете понять ее.

Последствия такой игры обнаружат себя уже на другой день, когда Вы придете на работу. Марья Ивановна с удивлением почувствует, что Вы не несете в себе внутреннего негативного состояния, Вы доброжелательны и спокойны, и сама, в свою очередь, станет стремиться к улаживанию конфликта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: