Богатый бедному не брат. Беседа дорогу коротает, а песня - работу. Без дела жить - только небо коптить. Без труда хлеб не родится никогда. 20
Повтори скороговорки.
Белые бараны били в барабаны.
Бились лбами у забора два быка, Прободали в шумном споре все бока.
Без разбору били -Лбы себе разбили.
Бык бодается с быком, Убегают все кругом. Береги, бегун, бока От бодливого быка.
7. Повтори загадки.
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (Белка)
Глубоко был спрятан он,
Раз - два - три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Стоят в поле сестрицы, ' Платья белёны, Шапочки зелены. (Березка)
Выучи стихотворения.
А затем баран явился,
Бегемот разинул рот -
Поглядел и удивился. Булки просит бегемот.
- Бэ-э, береза. (С.Маршак)
- Бэ-э, бидон.
Эту букву любит он.
(Г. Сатир)
9. Игра «Твердый — мягкий».
Перед ребенком синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Б, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук БЬ - зеленый квадратик.
Береза, бок, бык, бинт, белуга, баня, бить, быть, бычок, бегом, столбы, белый, баранка, барабан, бегемот.
10. Игра «Составь предложения».
Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:
Боря - бегемот. Кабан - береза.
Ребенок - собака. Боря - билет.
Люба - обед. Обезьяна - банан.
11. Перескажи рассказ.
Взрослый просит ребенка послушать рассказ, а потом пересказать его.
Боря с бабушкой гулял в лесу. Вдруг под березой он увидел белочку. Белка в лапках держала гриб.
- Бабушка, а зачем белке гриб? - спросил Боря.
- Белка собирает грибы на зиму. Она высушивает их, складывает в дупло, а зимой кушает.
|
-А что еще белка хранит в дупле?
- У нее там есть орешки, шишки. Без этих запасов белке
было бы очень трудно зимой. Ведь под снегом еды не найдешь.
Тут Боря вспомнил, что у него в кармане лежат орешки. * Мальчик достал один и протянул белке - пусть у нее будет побольше запасов на зиму.
Дифференциация звуков Б - П
После того, как поставлены и автоматизированы звуки Б, П, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребенок не путал звонкий и глухой варианты произнесения.
Практический материал на дифференциацию звуков Б - П:
Повтори слоги.
Ба - ба - па Бу - пу
Па-ба-па Пу-бу-бу
Па - ба - ба Бу - пу - пу
Бы - пы -бы Во - по - по
Пы - бы - пы По-бо-по
2. Повтори слова.
Бока - пока Пой - бой Путь - будь
Баба - папа Пух - бух Запить - забить
Бабка - папка Панты - банты Поль - боль
Бас - пас Побить - попить Пил - бил
Балка - палка Падать - бодать Порт - борт
Блоха - плоха Пыль - быль
Бабочка - папочка Набор - напор
Башня - пашня Забор - запор
Победа, пальба, палуба, пломба, проба, пробег, пробел.
3. Повтори предложения.
Папа покупает бусы бабушке. Бок у быка пока болит. В альбоме были нарисованы липа и павлин. Бабушка готовит на плите рыбу. У папы борода. В парке была башня. Павел плыл на борту корабля. Везде был песок после бури. Я помогла нести багаж к поезду. Боря подарил бабушке пудру. На полке была пыль. На Поле сидела бабочка. Путь будет тяжёлым. Пастух пас стадо возле башни. На палубу вышла Поля. На заборе крепкий запор.
Повтори чистоговорки.
Ба - па - ба - вот стоит изба.
Па - ба - па - лесная тропа.
Бы - пы - пы - были у папы.
Па - ба - па - упала шляпа.
|
Ба - па - ба - тяжелая шуба.
Бу - пу - бу - навещали Любу.
Пу - бу - пу - мы любим папу.
Повтори скороговорку.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, У быка бела губа была тупа.
Выучи стихотворение.
Баю — бай
Баю - бай, баю - бай, Спи, сынок мой, засыпай, Засыпайте все на свете Бобы, Любы, Поли, Пети.
7. Игра «Закончи предложение».
Взрослый предлагает ребенку послушать предложение и самостоятельно закончить их подходящими по смыслу словами.
На цветок села разноцветная... (бабочка). Мы с мамой ждём дома нашего любимого... (папочку). Вокруг дома стоит высокий... (забор). Петя запирает забор на... (запор). Барабанщик барабанит в... (барабан). Стадо овец пасёт... (пастух).
Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать небольшой рассказ, а затем пересказать его.
Наступило лето. Мы с папой поплыли на корабле к бабушке. Мы стояли на палубе и наблюдали за облаками. Вдруг папа сказал: — Смотри, облако похоже на большую шляпу!
А я увидел облако, похожее на бабочку. Мы весело провели время и не заметили, как приплыли. На берегу нас ждала бабушка, и я рассказал ей про наше путешествие
Список использованной литературы
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. — М.: Владос, 1999.
3. Занимательное азбуковедение/Сост. В. В. Волина.— М.: Просвещение,
1991.
4. Козак О. Загадки и скороговорки. — СПб.: Союз, 1997.
5. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. — М.: Школа, 2000.
6. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового вос-
|
приятия у глухих дошкольников. — М.: Просвещение, 1971.
7. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.: Просвещение, 1982.
8. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. — М.: Художественная литература, 1988.
9. Сборник загадок/Сост. М.Т. Карпенко. — М.: Просвещение, 1988.
10. СухинИ.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. —Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
11. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
12. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем. —СПб.: Лань, 1998.
Содержание
Введение......................................................................................... 2
Звук П.............................................................................................. 4
ЗвукПЬ............................................................................................ 7
Дифференциация звуков П — ПЬ.................................................. 10
Звук Б........................................................................................... 13
ЗвукБЬ.......................................................................................... 17
Дифференциация звуков Б - БЬ.................................................... 20
Дифференциация звуков Б - П....................................................... 23