по курсу «Введение в литературоведение»




Вопросы к промежуточной аттестации

1. Предмет и задачи курса «Введение в литературоведение», его основные разделы. Основные литературоведческие дисциплины.

 

Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии, о принципах и методах ее исследования.

Предмет – художественная словесность, представленная в различных формах, записанная с помощью знаков, звуков и других способов фиксации слов.

Задачи: изучение художественной литературы, наиболее общих законов ее развития, специфики, общественной функции, определение ее природы, установление принципов анализа и оценки произведения.

Структура литературоведения: учение о сущности литературы как искусства слова, учение о литературном произведении (поэтика), учение о литературном процессе.

Основные литературоведческие дисциплины:

· Теория литературы – исследует общие законы и структуру развития литературы. Включает в себя такие науки, как эстетика литературы, поэтика и теория литературного процесса.

· История литературы – исследует конкретный исторический процесс литературного развития: своеобразие национальных литератур, историю возникновения и развития разных литературных течений, творчество отдельных писателей.

· Литературная критика – анализирует сегодняшнее состояние литературы, новых литературных произведений, осмысливает текущий литературный процесс. Важнейшая задача литературной критики – воспитание читателя.

2. Вспомогательные литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Связь и взаимодействие с другими гуманитарными науками.

 

Вспомогательные литературоведческие дисциплины:

· Текстология – наука, изучающая художественные тексты в процессе их создания; исследующая рукописи, черновики; рассматривающая вопросы авторства, даты создания, каноны рукописей.

· Палеография – наука о древности, рассматривающая тексты в контексте историко-культурной информации.

· Источниковедение – изучение текстов-первоисточников, их описание, комментирование и издание.

· Герменевтика наука, связанная с толкованием текстов, первоначальный смысл которых неясен ввиду их древности или неполной сохранности.

Также литературоведение связано с науками о человеке (история, психология, социология), с искусствоведческими науками (этика, эстетика, культурология), с философскими науками (философия, религиоведение), с техническими науками (кибернетика, семиотика).

3. Наука и искусство как формы общественного сознания. Понятие «искусство»: происхождение и его виды. Литература как вид искусства. Место литературы среди других видов искусства.

 

Искусство играет значительную роль в духовном развитии общества. Оно представляет собой одну из основных форм общественного сознания.

Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни. Формами существования и развития общественного сознания являются и идеология, и мораль, и религия, и философия, и наука, и искусство.

Специфика искусства как формы общественного сознания определяется его предметом, художественно-образной формой отражения действительности и выполняемыми им функциями в обществе.

Предмет искусства широк. Он охватывает все многообразные области жизни и деятельности людей. Отражая те или иные стороны действительности, искусство в отличие от науки воспроизводит не только свойства, присущие объекту, но и эмоциональное отношение личности к этим свойствам.

Специфика предмета отражения в искусстве обусловливает специфику формы отражения – художественного образа, содержание которого представляет собой отражение действительности и ее оценки художником, включает информацию и о мире, и о художнике, познающем мир, о его чувствах, мыслях, стремлениях.

Особенности художественно-образного отражения действительности искусством обеспечивают многостороннее глубокое познание мира, общества и человека. В науке отражение действительности осуществляется в форме понятий – общих идеальных образов. В искусстве сущность, необходимые стороны и связи действительности отражаются в чувственно-конкретной, наглядно-образной форме единичного, неповторимого явления.

Искусство – это всякое выдающееся умение делать что-то, достигать высшего результата.

Искусство – это творение по законам красоты; такое искусство, которое обладает большой изящностью в законченном виде.

Искусство – область духовной культуры, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство – подражание подражанию реальному миру (Платон).

Искусство подражает природе, а подражание выражает сущность и цель поэзии (Аристотель).

Возникновение искусства:

Зачатки искусства отмечают еще в первобытном обществе задолго до появления философии. По трудовой теории, в первобытном обществе первобытное изобразительное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, изображениями на земле, изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой. Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.

Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению отдельных авторов, оно берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации.

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства – звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности – роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности.

Виды искусства:

· Литература – использует словесно-письменные средства для построения образов (роды – эпос, лирика, драма; жанр – рассказ, повесть, роман, поэма, трагедия, комедия и др.).

· Музыка – использует звуковые средства (жанры – опера, симфония, романс и др.).

· Танец – использует для построения образов средства пластических движений (стили – вальс, танго и др.).

· Живопись – отображает реальность на плоскости средствами цвета (жанры – бытовой, анималистический, портрет, натюрморт и др.).

· Архитектура – формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека (стили – готика, барокко, классицизм и др.).

· Скульптура – создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму (виды – станковая, декоративная и монументальная).

· ДПИ – связано с прикладными нуждами; художественные предметы, применяемые в быту (посуда, ткань, украшения и др.).

· Театр – сценическое действо посредством игры актеров (драматический, оперный, кукольный и др.).

· Цирк – зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на специальной арене (акробатика, фокусы, клоунада, дрессировка животных и др.).

· Кино – развитие театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств (жанры – драма, комедия, детектив и др.).

· Фотография – фиксация зрительных образов с помощью технических средств.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с другими видами искусства, с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение. Литература принадлежит к числу изобразительных искусств, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства - от ведущего до одного из последних.

Античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Символисты считали музыку высшей формой культуры. Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Благодаря своим широким познавательным возможностям, распространению грамотности и большим тиражам книг литература на протяжении XIX—XX вв. обрела огромное общественное значение. При этом она все интенсивнее воздействовала на другие виды искусства. Образы, созданные писателями, живут второй жизнью в актерском исполнении с эстрады, по радио и телевидению, в театре и кино, а также в скульптуре, живописи и графике, в музыке и хореографии. Литература, при всех ее достоинствах, вовсе не стоит над иными формами художественного творчества, а является частью целого.

 

4. Становление литературоведения как науки. Основные этапы развития литературоведческой мысли.

 

С развитием историзма теория подражания приобретала новые вариации и постоянно способствовала становлению литературоведения. (И. Гердер, Ж,Ж.Руссо).

В России литературно-критическая мысль получает развитие и поощрение, воплощение в работах Ломоносова и Радищева. Также в России развивались работы по стиховедению Сумарокова и Тредиаковского.

В середине 19в. становлению литературно-критической мысли способствовали работы Пушкина, Гоголя, Белинского, Чернышевского. В 19в. впервые возникли литературоведческие школы:

· культурно-историческая (Тихонравов);

· психологическая (Потебня);

· сравнительно-историческая.

В начале 20 в.получила развитие формальная школа. (Тынянов, Эхенбаум, Шкловский).

 

5. «Поэтика» Аристотеля: ее основные принципы и значение. Теория мимесиса и катарсиса.

 

В области теории искусства Аристотель обобщил все то, что было сказано в этой области до него, привел в систему и на основе обобщения высказал свои эстетические взгляды в трактате «Поэтика». Аристотель исходит из эстетического понятия искусства и видит прекрасное в самой форме вещей и их расположении. Сущность искусства он определяет как подражание – мимесис. Но это не простое копирование действительности, а творческое ее воспроизведение.

Аристотель придает большое значение художественному подражанию. Оно помогает человеку осмыслить действительность, разобраться в ней и понять ее. Художественное подражание творчески воссоздает действительность и вследствие этого приобретает руководящее значение в жизни. Искусство есть особая форма познания и служит той же цели, что и наука, но другими средствами. Аристотель подражают с детства, этим самым они отличаются от животных, первые познания человек приобретает с помощью подражания. Во-вторых, подражание доставляет удовольствие. Доказательством этого служит то, что мы испытываем перед созданием произведения искусства.

Понятия «мимесис» и «катарсис» у Аристотеля не разъяснены и не определены. Понятие «катарсис» употреблено всего один раз, но оно является центральным.

Мимесис – один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле – подражание искусства действительности. Цель мимесиса в искусстве – приобретение знания и возбуждение чувства удовольствия от воспроизведения, созерцания и познавания предмета.

«Катарсис» встречается в большом определении трагедии: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, производимое речью, услащенной по-разному в разных ее частях, производимое в действии, а не в повествовании и совершающее посредством сострадания и страха очищение (katharsis) подобных страстей».

Катарсис – категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души. Одной из задач искусства является безболезненное возбуждение аффектов, приводящее к катарсису, т. е. к разряжению, в результате которого аффекты на время оказываются удаленными из души.

 

6. Теория искусств Лессинга, отраженная в трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии»: ее значение для развития литературоведения.

 

«Лаокоон» Лессинга – трактат о границах живописи и поэзии. Лессинг допускает, что все художественные произведения определенной эпохи имеют между собой нечто общее, но для него более существенны разделительные линии между ними.

Говоря о границах живописи и поэзии, Лессинг учитывал то, что в произведениях живописи, где все дается одновременно, можно изобразить только один момент действия, поэтому нужно выбирать такой значимый момент, из которого были бы понятны предыдущие и последующие моменты. Точно так же поэзия, где всё даётся в последовательном развитии, может уловить только одно какое-либо свойство тела и потому должна выбирать свойство, которое будет больше всего соответствовать необходимому представлению.

Также Лессинг говорит о поэте, подразумевая Гомера, который должен остановить внимание читателя/слушателя на каком-нибудь материальном предмете и разбить изображение этого предмета на целый ряд моментов, в каждом из которых предмет является в новом виде. А живописец создаёт цельный образ – изображение тела на каком-либо взятом этапе/ моменте времени.

Лессинг всячески подчёркивал, что литература в наглядности всё же уступает живописи. То, что видит глаз, поэт показывает медленно по частям, поэтому случается так, что при восприятии последней части мы уже совершенно забываем о первой.

Сегодня литература, характеризующаяся своими особенностями, активно взаимодействует с другими видами искусства. Литература существует как искусство слова и входит в состав других видов искусства, как важнейший компонент: театр, кино, музыка, живопись.

 

7. Художественный образ. Специфические особенности литературно-художественных образов, их функции, классификация, структура.

 

Образ – внешний мир, попавший в фокус сознания, ставший его раздражителем, превращенный в факт сознания. Это не просто отображение действительности, а воспроизведение уже осознанного явления с помощью речи, мимики, красок. Образы всегда воспроизводят жизнь в отдельных явлениях действительности.

Виды образов:

· Иллюстративные (чтобы познавать действительность);

· Фактографические (максимально приближены к действительности);

· Образы искусства (результат творческой деятельности).

Художественный образ – любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Оно представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления.

Специфика художественных образов:

· Творчески преображают реальность с помощью фантазии автора;

· Творчески типизируют жизнь (отображают закономерные черты реальности; важным является не вымысел, а эстетическая значимость);

· Способствуют наслаждению;

· Обладают экспрессивностью, идейно-эмоциональной насыщенностью;

· Самодостаточность, целостность предусматривают конкретику.

Функция образа: выражает мировоззрение автора.

Классификация художественных образов:

1. По предметности:

· Образ-характер – образ, совмещающий в себе черты образа персонажа, литературного героя, передающиеся через конкретно-чувственную форму, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как внешней средой, так и идейными и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя.

· Образ-пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется требованиям литературного направления (романтический пейзаж и др.) или жанра (городской пейзаж и др.), целям автора раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человека убеждениям.

· Образ-интерьер – художественное описание внутреннего вида помещения, характеризующее эпоху, страну, социальный статус владельца, его вкусы; играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла.

· Образ-потрет – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: фигура, лицо, одежда, движения.

· Образ-деталь – небольшая подробность, ставшая важнейшей чертой образа, которая передает основные характеристики героя.

2. По степени смысловой обобщенности:

· Образ-архетип – художественный образ, аккумулирующий многовековой культурный опыт, допускающий вариативность, но в то же время узнаваемый и интуитивно-воспроизводимый в художественном произведении; прообраз, созданный на основе человеческого опыта, передаваемый от поколения к поколению (мать, дитя, огонь), уходит корнями в мифологию.

· Образ-топос – общий и типичный образ, создаваемый в литературе целой эпохи, нации, а не отдельными авторами; универсален и статичен (добро-зло, война-мир).

· Образ-мотив – своеобразная и устойчивая смысловая единица текста, содержащаяся в пределах одного автора или национальности (дорога, свеча).

Структура художественного образа:

· Объективное содержание художественного произведения (историческая действительность, обстановка, в которой находится автор или которую отражает в своем произведении);

· Субъективное содержание (оценка в таком освещении, которую автора дает в изображаемом явлении);

· Конкретное содержание (история данных событий, о которых рассказывается);

· Эстетическое значение (воплощение человеческих идеалов).

 

8. Понятие о типическом. Сочетание индивидуального и типического в художественном образе. Соотношение понятий «образ», «прототип», «тип», «художественный характер», «персонаж», «герой».

 

Художественный образ всегда несет в себе обобщенное, т. е. имеет типическое значение. Если в самой действительности соотношение общего и единичного может быть различным, то образы искусства яркие, воплощения общего, существенного в индивидуальном.

Художественное обобщение в творческой практике принимает разные формы, окрашенные авторскими эмоциями и оценками. Образ может иметь репрезентативный характер, когда «заостряются» какие-то черты реального предмета, или быть символом. Образ-символ характерен, прежде всего, для лирики.

Собственные имена литературных героев нередко становятся нарицательными (Самсон Вырин – маленький человек). «Знакомым незнакомцем», типом литературный персонаж становится в результате творческой типизации, т. е. отбора определенных сторон жизненных явлений и их подчеркивания, гиперболизации в художественном изображении.

Творческие истории многих произведений, сюжет которых основан на реальном событии, а герои имеют прототипы, позволяют проследить творческий путь писателя от жизненного материала к художественному сюжету.

Прототип – первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему основой для создания образа.

Персонаж – действующее лицо художественного произведения. В том же значении в современном литературоведении используются словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». В эпосе и драме именно персонажи образуют определенную систему, сюжет и основу предметного мира. В эпосе героем может быть повествователь, если он участвует в сюжете (Петр Гринев). В лирике персонажи изображены фрагментарно, но неразрывно связаны с переживаниями лирического субъекта.

Чаще всего персонаж является человеком, но бывают и нечеловеческие персонажи, которые выступают носителями человеческих качеств, – это характеры.

Характер – общественно-значимая черта, отчетливо проявляющаяся в поведении и умонастроении людей. Создавая героя, автор наделяет его каким-либо характером.

Таким образом, персонаж предстает с одной стороны, как характер, с другой – как художественный образ, воплощающий данный характер с той или иной степенью эстетического совершенства.

«Характер» и «тип» часто употребляются как синонимы, но все же имеют некоторые различия.

Литературный тип отличается от характера более высокой степенью обобщения, может быть представлен рядом персонажей, каждый из которых имеет свой характер.

 

9. Литературное произведение как целостное единство. Понятие формы и содержания произведения. Единство художественной формы и художественного содержания как универсальный закон целостности литературного произведения.

 

Создание завершенного художественного произведения – конкретная цель творчества автора. Любое литературное произведение – сложное эстетическое единство всех сторон его формы, служащее, в конечном счете, воплощению художественного содержания.

Литературное произведение представляет собой высказывание, зафиксированное как последовательность языков знаков. Текст – материальный носитель образов, он становится произведением, когда его читают. Произведение представляет собой художественное целое, имеет свои границы.

Форма и содержание – компоненты произведения. В философии нового времени понятие «формы» соотносится с понятием «содержания», относятся к любому явлению действительности. В быту «форма» – нечто твердое, что может быть наполнено чем-то податливым – «содержанием». В мире эстетики «форма» и «содержание» разграничиваются иначе. Гегель утверждал, что «содержание» (идея) и его воплощение максимально соответствуют друг другу: художественная идея является конкретной, носит в самой себе принципы и способ своего появления, свободно созидает свою форму. «Содержание» первично по отношению к «форме», «форма» вторична по отношению к «содержанию», но не второстепенна. Соотношение «формы» и «содержания» – соотношение перехода друг в друга, об этом писал Гегель. «Содержание» – это то, что мы узнаем благодаря «форме», а «форма» – это приемы, средства, язык, чтобы сделать «содержанием» явным.

Выделяют 3 пласта «содержания», которые отличаются степенью удаленности от реальности:

· Объективно-исторический (элемент осмысления прототипа);

· Идейное содержание (активное отношение автора);

· Непосредственное содержание (образы, характеры, определяющие сюжет и язык произведения).

 

10. Содержательно-формальный аспект литературно-художественного произведения. Тема, проблема, идея художественного произведения.

 

Форма: предметный художественный мир, композиция, художественная речь.

Содержание: тематика, проблематика, идея, пафос.

Тема – круг явлений, отобранных автором для изображения и представляющих основу произведения. Тема составляет объективную сторону «содержания», предмет познания. Это могут быть разные явления жизни человека.

Художественные произведения обладают совокупность тем – тематикой. Спектр тем на теоретическом уровне можно рассматривать как целостность трех начал: бытийное (антропологическое), локальное (связано с судьбами народов, наций), индивидуально-авторское (связано с жизнью конкретного человека).

Вечные темы – это темы, обусловливающие наличие констант в жизни (гордыня-смирение, любовь, детство, труд, дом, война).

Культурно-историческая тематика постигает особенности жизни наций, конфессий, народов; через такие темы автор устремляется к менталитету, к значимому (тема «лишнего человека» - Евгений Онегин, тема «потерянного поколения» - Джей Гэтсби Фитцджеральда).

Индивидуально-авторская тематика носит экзистенциальный характер, проявляющийся в исповедальных формах, доминирует в лирике, окрашена эмоциональностью.

С непосредственным содержанием связано понятие «проблемы». Проблема – это вопрос, требующий решения в форме произведения. Совокупность проблем в произведении – проблематика. Решение проблемы приводит к уяснению идеи, т.е.основной мысли, ради которой создано произведение. Часто идея не выражается в произведении ясно, а выводится при анализе. Совокупность идей, система авторских взглядов на мир и человека – идейное содержание художественного произведения.

 

11. Проблема образа автора. Авторская концепция произведения, формы выражения авторской позиции (форма повествования в художественном тексте, проблема «точки зрения» и др.).

 

Проблема автора в литературоведении одна из центральных. Ею занимались Виноградов, Бахтин, Скафтымов. В их трудах понятие автора – это категория текста. Сам термин «автор» – от лат. «создатель», «организатор», «виновник».

Автор проявляется сложно многопланово, но он всегда присутствует в тексте, ведет за собой читателя. В современном литературоведении автор имеет 3 ипостаси:

· Биографическое лицо, имеющее судьбу в реальной действительности;

· Как субъект художественного текста, как персонаж, лицо текста, образ автора;

· Внутритекстовый субъект, имманентный, который всегда есть в тексте и связывает его воедино.

Проявление автора в тексте всегда в рамочных компонентах произведения (в заглавии, эпиграфе, жанровом наименовании, начале и концовке, в специальных метатекстах (предисловие, примечание), в подтексте).

Автор в эпосе – в форме повествования:

· От 3 лица, самое распространенное, как бы анонимное, субъект высказывания не выявлен, растворен в тексте (объективные объемные тексты, роман, роман-эпопея).

· От 1 лица, рассказчик, который может быть максимально близок биографическому лицу или отдаляется от него.

«Я»-сказовое смыкается с понятием исповедания автора; форма писем, записок, автобиографическая повесть. Автор в эпосе проявляется в авторских отступлениях, они носят эмоциональный характер; в соотношении описания, повествования, рассуждения; в прямой, косвенной и несобственной речи.

Автор в лирике максимально обнажен, проявляет себя прямо, непосредственно. Несмотря на самовыражение автора, прямоту и непосредственность, лирика – это стенограмма чувств, это творческое преломление переживаний при помощи образов. Автор проявляет себя в наличии образа, субъекта. Лирический герой – это не альтер эго автора, это образ. Лирический герой существует не отдельно, а в составе лирического цикла, тематического комплекса. Он запечатлевает умонастроение автора. Иногда лирический герой может быть далеким от автора. Может быть персонажем, героем. В лироэпическом тексте автор обнаруживает себя в отступлениях.

В драме само действие – это предмет авторского наблюдения. Автор обнаруживается в списке действующих лиц, сценических указаниях, в названии, в концовке, начале, в репликах, ремарках, в составе систем образов, в наличии героев-резонёров, в характере конфликта, в форме и содержании.

Авторская концепция - это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная, руководящая точка зрения.

 

12. Сюжет, конфликт, фабула художественного произведения. Элементы сюжета. Понятие «хронотопа» (пространственно-временная организация сюжета).

 

Сюжет – цель событий, изображенных в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в её пространственно-временных изменениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах.

Конфликт – столкновение взглядов, между персонажами, персонажами и средой, внутренние противоречия (коллизия). Может быть обнаружен благодаря сюжету.

Фабула – фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.

Элементы сюжета:

· Экспозиция – фонд событий, предшествующих основному сюжету. Выделяет героев, обрисовывает место.

· Завязка – действие, обозначающее конфликт, определяет последующие действия.

· Кульминация – событие, после которого судьба героев меняется.

· Развязка – разрешенность/неразрешенность событий. Может снять/не снять конфликт. В этом случае может возникнуть открытый финал.

Внесюжетные элементы:

· Пролог – изображение событий, отдаленных от сюжета.

· Эпилог – событие после развязки, отдаленное от основного сюжета. Функция авторского обобщения.

Сюжет не является обязательным компонентом. Может отсутствовать: нет героев, нет действий, но есть чувства.

Функции сюжета:

· Выявляет и характеризует связи человека с его окружением, запечатлевает картину мира.

· Обнаруживает конфликт.

· Создает поле действия для персонажей.

· Вводит новых героев.

· Создает эффект напряженности.

Хронотоп - единство пространственных и временных параметров, направленное на выражение определенного (культурного, художественного) смысла.

Свойства временной организации текста:

· прерывность, не может посекундно запечатлеть жизнь, оставляет вершинные моменты;

· сам момент может быть растянут или сжат;

· литературное время зависит от специфики рода: лирика – настоящее время, драматическое пр.- совпадение момента действий и самого рассказа, эпос – свободное время.

Свойства литературного пространства:

· может быть максимально детализирован или обобщен;

· зависит от рода: лирика – пространство души, сознания; драма и эпос – свободное обращение; соотношение реального и абстрактного – условные правила.

 

13. Композиция и ее компоненты. Композиция как совокупность приемов выразительности (по В.Е.Хализеву). Внесюжетные элементы композиции (рама).

 

Основная функция композиции – это соединение элементов текста воедино. Композиция – это лишь способы соединения, не сами образы.

Композиция делится на:

· Композицию предметного мира (она более разветвлена; содержит принципы компоновки деталей, образов, способы их введения в текст, сюжет, принципы сюжетосложения, выразительные средства художественной речи).

· Композицию текста (формальная организация текста в виде глав, книг, томов, подглав, структуры абзацев).

В.Е.Хализев, теоретик литературы, рассматривает композицию как совокупность приемов выразительности. Он предлагает выделять виды этой выразительности. К приемам он относит:

· повторы и вариации (повторы речевые, смысловые, образные; принцип повторяемости – это проявление авторской воли);

· мотив, т.е. образ, обладающий высокой значимостью, повторяемостью, является выразительной деталью;

· субъектная организация произведения/динамика точек зрения; раскрывается в смене взглядов на изображаемые события;

· сопоставление и противопоставление/параллелизм как прием выразительности;

· монтаж: связан с временной организацией, способами введения в текст вставок, эпизодов; есть точка зрения, выражаемая через момент;

· временная организация текста, сочетающаяся с пространственной организацией текста (хронотоп; он определяет художественное единство литературного мира текста; возникает в соотношении мира текста и реальности; всегда эмоционально окрашен; он есть проявление авторской позиции).

Имея границы, текст обладает автономией. Эпические произведения могут делиться на тома, части, книги. В драме обычно акты, сцены, явления. В стихотворной лирике – стих, строфа.

 

14. Язык литературно-художественных произведений. Основные лексические пласты в поэтическом словаре произведения. Активный и пассивный словарь.

 

В литературном произведении язык выполняет функцию создания образа, функцию общения между читателем и художественным миром. Поэтому Максим Горький назвал язык первоэлементом литературы. В литературе язык выполняет особую функцию, служит средством создания выразительности, передачи мысли автора, является средством искусства. Здесь писатель старается оформить мысль как можно точнее. Для художественной речи обязательна максимальная установка на точность, художественная нормативность слова.

Функции художественной речи:

· Она образна. При помощи слова художник дает предметному миру быть в речи.

· Функция экспрессивности, эмоциональности. Художественное слово обладает повышенной значимостью в связи с тем, что окрашено авторской эмоцией.

· Художественная речь имеет особую художественную нормативность, для которой характерно соблюдение норм и отступление от них. В связи с этим возникает проблема соотношения всех пластов художественной речи, мера вкуса при использовании языка.

Художественная речь состоит из нескольких пластов:

· Лексико-фразеологические средства.

· Речевая семантика в узком смысле (учение о тропах, переносном значении).

· Фонетический и ритмический пласт речи.

· Интонационно-синтаксический (стилистические фигуры).

Лексико-фразеологический пласт в художественной речи состоит из общеупотребительной лексики, пассивного словарного запаса, лексико-ограниченной сферой употребления.

Общеупотребительную лексику составляют антонимы («Война и мир» Толстой, «Красное и черное» Стендаль, «Преступление и наказание» Достоевский), синонимы, омонимы («МукА и Мука» Цветаева», паронимы (гордость и горесть). Они многозначны. Этот материал используется уникально. Многозначность слова помогает ему проявить в контексте свои возможности.

Лексика пассивного словаря – неологизмы (Вишневский «да, все пишу свои немодностишья»), архаизмы, историзмы («В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-солнце пировал…» Пушкин), иноязычная лексика («я есть антифашист и антифауст, их либэ жизнь и обожаю хаос» Бродский).

Лексика ограниченной сферы употребления – диалектизмы, жаргоны, термины, сказовая речь – показывают социальный уровень героев в пределах текста.

 

15. Язык литературно-художественных произведений. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Виды тропов. Их специфика и функции.

 

Троп – употребление слова в переносном значении. Относят метафору и метонимию, возможны эпитет, сравнение, синекдоха, перифраз, олицетворение, символ, аллегория, оксюморон, ирония.

Метафора – это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения («костер рябины красной» Есенин).

Метонимия – вид тропа, словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Заменяющееся слово при этом употребляется в переносном значении. («не то на серебре, не то на золоте едал!..» Грибоедов)

Эпитет – это определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. («Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте». Цветаева)

Сравнение – это стилистический прием, основанн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: