Возрастные особенности подростков.




Подростковый возраст (11 - 15 лет) является переходным, поскольку это - период полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном аспекте подростковая фаза - это продолжение первичной социализации. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически это - возраст противоречия. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного опыта личности, круга его общения, групп принадлежности, на которую он ориентирован, так как поведение подростка определяется прежде всего его маргинальностью, неопределенностью его положения.

Психологи и педагоги США, считая возраст 12 лет разграничительной линией между детством и отрочеством, указывают, что с 13 лет начинается знаменитый возраст тинейджеров. Отечественные ученые начало подросткового возраста также относили к 12-ти годам, но современные

источники - к десяти. Таким образом, в настоящее время отмечается тенденция к его «омоложению». Следовательно, подростковый возраст охватывает период от 10 - 11 до 14 - 15 лет[23].

Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведения подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характерно представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Переходный возраст рассматривается не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения ребенка в социальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.

Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования»[8]. Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.

Ж. Пиаже определил, что центральным событием, «запускающим» череду качественных изменений в поведении подростков, является когнитивная перестройка[23]. Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, характеризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стратегии планирования поиска и организации информации. Задержка физического или психического созревания, нарушая развитие личности, может проявляться в различных формах девиантного поведения. Снижение способностей к счету и чтению, если их вовремя не скорректировать, могут стимулировать возникновение невротических расстройств, глубоких кризисов самооценки, асоциального поведения. Не случайно С.А. Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педагогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; подростков с ускоренным половым развитием и повышенной возбудимостью, агрессивностью, а также жестоких, бродяжничающих и употребляющих наркотики[1].

Подростковый возраст период противоречий, притязаний на взрослость, развития самосознания, становления своего «Я», стремления к социальному и личностному самоопределению Подростковый протест, негативизм, искаженные формы самоутверждения могут возникнуть, если взрослые при этом продолжают относиться к подростку как к ребенку. Это возраст становления самостоятельности, формирования чувства собственного достоинства, выражающего потребность в самоопределении и самоутверждении подростка в среде взрослых. Между притязаниями и реальными возможностями есть еще значительные расхождения, и даже противоречия. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.

Сколько бы противоречий подросткового возраста не выделяли ученые, все сходятся в том, что это возраст социализации (врастания в мир человеческой культуры и общественных ценностей) и индивидуализации, т.е. открытия и утверждения своего уникального и неповторимого "Я".

Это период, который является самым головоломным для родителей, педагогов, обывателей и правоохранительных органов.

Древнерусское слово «отрок»обозначало и дитя и подростка и юношу. Отрок –буквально означало «не имеющий права говорить» Подросток маргинален, он находится на границе между двумя мирами- миром детей и миром взрослых. Центральным новообразованием этого возраста является представление о себе как «не о ребенке». Д.И. Фельштейн [ ] считает, что подростковый возраст психологически крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями уровня и темпа развития. Важнейшая психологическая особенность его - чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически не достиг еще. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, но у него нет ощущения полноценной взрослости. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой.

Э. Эриксон считал, что: «в подростковом возрасте происходит объединение всех сближающихся элементов самосознания и таким образом получает свое разрешение конфликт, который он разделил на семь основных частей.

- временная перспектива или расплывчатое чувство времени

- уверенность в себе или застенчивость

- экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли

- ученичество или паралич трудовой деятельности

- сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация

-последовательность или неопределенность авторитета

- идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.[ ].

Известный отечественный педагог А.П. Краковский сравнивал особенности поведения младшего школьника и младшего подростка (у которых разница 1 год) констатировал, что подростки в 6 раз чаще проявляют упрямство, в 9 раз чаще бравируют недостатками, в 10 раз чаще противопоставляют себя родителям. В целом количество немотивированных отрицательных поступков подростков в 42 раза больше, чем у младших школьников. Американские исследователи Р. и Д. Баярд составили список поступков, которые беспокоят родителей их- 65.

Можно выделить наиболее характерные черты подросткового возраста и психологические состояния, наиболее часто переживаемые подростками.

1. Резкое ухудшение поведении (это проявляется в негативизме, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым);

2. Противоречивость стремлений и их неустойчивый характер (дискомфорт- тревога, страх, ощущение одиночества(Ст.Холл);

2. Реакция эмансипации (А.Е.Личко) стремление освободиться из- под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых;

3. Реакция группирования со сверстниками (А.Е. Личко);

4. Акцентуация характера (А.Е. Личко).

Кризис подросткового возраста проходит 3 фазы:

1. Негативная или предкритическая, ломка старых стереотипов, распад сформированных ранее структур.

2. Кульминационная точка кризиса (как правило в 13 лет).

3. Подкритическая – период формирования новых структур, построение новых отношений.

1 и 2 фазы могут идти двумя путями:

1. Кризис независимости симптомы строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, протест- бунт, ревность к собственности.

2. Кризис зависимости. Суть- чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Кризис независимости- рывок вперед, кризис зависимости- рывок назад. Как правило присутствуют 2 тенденции, поэтому повышенно- либеральные «разрешающие» отношения наталкиваются на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий запрет (аргументированный) вызывает кратковременную вспышку и ведет к успокоению и эмоциональному благополучию

В подростковом возрасте выделяют благоприятные и неблагоприятные тенденции.

Благоприятные тенденции:

- стремление к взрослости;

- общая активность;

- важность мнения другого человека, желание осознать себя личностью;

- стремление к самостоятельности;

- увеличение широты и разнообразие интересов;

- возрастание устойчивости и разнообразия интересов.

Неблагоприятные тенденции:

- незрелость самооценок и оценок другого человека;

- стремление к взрослости чисто внешнее;

- стремление к самостоятельности;

- отсутствие умения применять теоретические знания в практической жизни;

- неумение сосредоточить усилия в одном направлении.

Суммируя наблюдения различных психологов, попытаемся пунктирно обрисовать особенности каждого возраста школьного периода. В основном будем опираться на описания Гезелла [253, 254] и И.С. Кона [101]

Десять лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешности. Десятилетние мальчики — драчуны. Надо обнаружить причины, по которым нарушается послушание взрослым. Почему он дерется? Почему игнорирует замечания взрослых? Обычно это происходит потому, что он (его друзья) и взрослые оценивают его поведение с разных точек зрения. Ценности возрастной группы и родителей постепенно начинают расходиться. Учитывая это обстоятельство, нежелательно наказывать виновника при посторонних, тем более в присутствии сверстников. Такое поведение взрослых может уже рассматриваться детьми как унижение и привести к замкнутости, отказу от повиновения.

В этом возрасте дети повышенно внушаемы. Каждый человек ведет себя так, как мы к нему относимся. И чем младше ребенок, тем легче он поддается внушению.

К этому возрасту ребенок уже должен иметь свое место в доме:

комнату, часть комнаты, стол. В тех семьях, где у ребенка 9— 10 лет нет своего пространства, которое он сам контролирует, отношения с родителями более конфликтные. Возможность реального контроля части среды обитания, место, где человек выступает в качестве автономной личности, формирует у него ответственность, способность принимать самостоятельные решения, активность. Когда такой среды нет — развивается нерешительность, зависимость и пассивность.

В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется поведение. Если десятилетние всегда активны и почти всегда в хорошем настроении, то в 11—12 лет скелет ребенка тяжелеет, движения становятся угловатыми, грубыми, теряется грациозность (особенно у мальчиков). Растет дух противоречия.

Подросток становится более импульсивным, демонстрируя частую смену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно в этом возрасте наблюдается развитие волевой сферы, постольку авторитарность со стороны родителей и педагогов восприняв мается уже иначе, чем в детстве. В этом возрасте особенно болезненно переносится стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу, однако и излишняя свобода — тоже еще непосильный груз.

Чрезмерная регламентация со стороны взрослых в этом возрасте приводит к тому, что он становится несамостоятельным, у него повышается агрессивность. Вместе с тем и чрезмерная свобода порождает асоциальные, эгоистические тенденции в поведении, бессистемность и беспорядочность.

Приняв «правила игры», ребенок способен поставить свое поведение в очень жесткие рамки, но они же вызовут бурный протест, если будут навязываться родителями.

Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У мальчиков выше уровень тревожности, чаще невротические симптомы. Они хуже контактируют со сверстниками. У них недостаточное самоуважение, им труднее усвоить мужские роли, поэтому они часто гипертрофируют их, проявляя агрессивность, грубость, драчливость. При этом сильная зависимость от матери может сочетаться с чувством враждебности к ней.

Любопытный анализ того, кто из членов семьи что запрещает детям, проведен в работе Т. А. Репиной: запреты, касающиеся безопасности подростка, составляют 42%, направленные на сохранение вещей и порядка в доме — 28%, связанные с охраной покоя взрослых — 22%, а запреты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интересов семьи, — всего 8%. При этом матерей больше всего волнует безопасность ребенка и сохранение вещей и порядка в доме, отцов — охрана собственного покоя, бабушек и дедушек — безопасность ребенка. За нарушением запрета обычно следует наказание.

В двенадцать лет импульсивность, вызванная началом гормональных перестроек, у подростка частично сглаживается и отношение к миру становится более положительным. Растет его автономия в семье и одновременно усиливается влияние на него сверстников.

Он охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и интересоваться представителями противопо­ложного пола.

Интенсивное развитие логической памяти и мышления определяет главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор.

Существенная черта тринадцатилетнего подростка — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обусловливает нарастающий интерес к себе, поэтому подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. Он начинает интересоваться психологией, скептически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе. Кражи, нечестность, нередко наблюдаемые у мальчиков этого возраста, часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. Здесь деньги и вещи выступают как способ привлечь их внимание. Поэтому родители должны стараться давать подростку карманные деньги. Не ждать, когда попросит.

В четырнадцать лет центр внимания опять переносится в окружающий мир — интраверсия сменяется экстраверсией. В этот период подросток экспансивен, энергичен, общителен, уверен в себе. Одновременно у него растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и проявляется склонность сравнивать себя с други­ми. Особенно быстро развиваются мыслительные операции, поэтому подросток приписывает безграничные возможности своему мышлению, способному, по его мнению, преобразовать окружающую жизнь. Постепенно фаза философской интоксикации проходит и он превращается из абстрактного реформатора в активного члена общества. Итог этого переходного к юношескому возраста состоит в движении от системы внешнего регулирования психики к саморегулированию. Возраст 14—15 лет — это то время, когда начинают всерьез оглядываться вокруг и задумываться над значением жизни. Нередкие случаи нервных срывов в этом возрасте связаны с утратой душевного равновесия из-за отсутствия перспективы.

Необычайно растет внимание к своим внешним данным и мнению окружающих по этому поводу. Иногда возникают даже идея уродства, как акцентирование какой-либо физической особенности, усугубляемые представлением о том, что все это видят и неприятно.

Максимализм самостоятельности — главная особенность пятнадцатилетних. Юноша отвоевывает себе право на собственную позицию, убеждения, привязанности. В этом возрасте сверстнику чаще, чем взрослому, приписывается дружелюбие, веселость, общительность. Самые важные и наиболее ценные для юноши качества других — верность, честность и в этом случае подросток предъявляет к себе иные (заниженные) требования, чем к окружающим.

Для подростка особенно важны ситуации, связанные с напряжением и риском. Предмет его постоянного внимания — такие качества характера, как целеустремленность, решительность, выдержка. Ему присуща жажда деятельности необычной, влечение к риску, таинственности.

Для этого он нередко провоцирует стрессовые ситуации, конфликты, обостряет дискуссии возражениями, резкими выпадами, излишней пря­мотой. Все это направлено на попытку разрушить позицию противника, провести «разведку боем», испытать других, себя и установить границы своих возможностей. Здесь очень уместны элементы воинского воспитания — начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями. Ведущим мотивом поведения в этом возрасте выступает желание утвердиться в коллективе ровесников, завоевать авторитет, уважение и внимание товарищей. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку. Однополые подростковые группы способствуют расторжению или ослаблению отношений с родителями, помогая становлению автономии и самостоятельности подростка. Подросток гордится принадлежностью к группе, даже если «входным билетом» в нее служит наркотик, нередко это — «плата», которую он вносит за принятие его группой. Л. Б. Филонов пришел к заключению, что самое большое число случаев жестокости падает на подростковый возраст 11— 16 лет. Истоки ее — во внутренних конфликтах личности с неадекватно завышенными притязаниями.

Подростки склонны концентрироваться на ближайших результатах своих решений. Родители — на отдаленных. Это источник конфликтов между ними. Для предотвращения таких конфликтов не надо непрерывно говорить подростку, что он должен делать, и не следует задавать вопросов, на которые ему так не хочется отвечать. Потому чужие люди, в отличие от родителей, и получают чаще удовольствие от общения с вашими детьми, что, не чувствуя ответственности, не изводят их наставлениями.

 

Ведущая деятельность: общение со сверстниками в контексте общественно- полезной деятельности главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, это самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Усиливается стремление быть похожим на старших, приобрести качества взрослости.

Подражание внешним атрибутам взрослости.

Процесс самосознания ребенка направлен на сознание своих личных особенностей.

Содержание оценочных нравственных эталонов углубляется, становится более тонким, дифференцированным, индивидуально различным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: