Имеет аналогичную планировку - основной жилой дом и флигели расположены на одной оси по красной линии улицы. Тоже 3-этажный главный дом с 6-колонным портиком и 2-этажные боковые флигели. Но боковые части главного дома решены иначе – они понижены, в их оформлении использован мотив триумфальной арки и изящные рельефы.
в настоящее время здание принадлежит Московскому музею современного искусства, здесь тоже сохранился целый ряд интерьеров.
Дом Талызина - ныне музей архитектуры.
Второй тип городской усадьбы у Казакова – усадебная композиция с двором-курдонером, когда на красную линию улицы вынесены только флигели, а главный усадебный дом располагается в глубине двора.
- дом Барышникова на Мясницкой, 42, строительство 1793-1802
Здание имеет П-образную форму, центральная часть украшена коринфским портиком, сохранилась отделка интерьеров.
С легкой руки Казакова для московской усадьбы с конца 18 века обязателен ордерный портик!
Сейчас здесь находится редакция АИФ.
Храмы-ротонды Казакова
Казаков использовал мотив ротонды везде – от парадных залов жилых домов до храмов.
– церковь св. Филиппа митрополита (1777-1788)
Церковь построена на месте встречи царём Алексеем Михайловичем мощей святителя Филиппа при перенесении их из Соловецкого монастыря в Москву. Казаков пристроил церковь-ротонду к более ранним трапезной и колокольне 1750—1752 годов. Это была первая церковь-ротонда у Казакова.
Здание храма представляет собой массивный 2-этажный цилиндрический объем с прямоугольной алтарной апсидой. С севера и юга расположены легкие 4-колонные ионические портики-входы.
Церковь увенчана куполом на цилиндрическом барабане и изящным бельведером в виде сквозной ионической колоннады – некоторое несоответствие.
Внутри церкви с одной стороны (с запада) расположено полукольцо из 4-х больших ионических колонн, а с другой (с востока) - полукольцо из малых колонн и пилястр коринфского ордера. Такая сложность устройства внутреннего пространства, равно как и чрезмерное изобилие декора в интерьере уже не встречаются в более поздних постройках Казакова. Лепной декор храма близок декору круглого зала Сената
2-ярусная церковь-ротонда, в нижнем ярусе окруженная ионической колоннадой. Ротонда перекрыта куполом, прорезанным окнами-люкарнами и увенчанным изящным фонарем. К храму примыкает трапезная и 3-ярусная колокольня со шпилем.
все детали проработаны с величайшим изяществом.
Голицынская больница (1796-1801)
Наиболее полно принципы высокого классицизма воплотились в здании Голицынской больницы с церковью св благоверного царевича Димитрия.
11230, 11250 – построена на средства, завещанные князем Димитрием Голицыным (1721-1793), русского дипломата, бывшего русским послом в Париже, а затем в Вене. Голицын был известен как благотворитель, меценат и покровитель изящных искусств.
Князь Дмитрий Михайлович, в продолжение 30 лет, стяжал себе в Вене любовь всеобщую. Милостивый ко всем бедным вообще, он особенно покровительствовал ученым и художникам и, содействуя их занятиям, вниманием, словом, делом, доставлял обществу полезные плоды трудов их, а себе высокое нравственное наслаждение, к которому доступны одни люди доброжелательные.
Был почетным членом АХ в Венеции и в Вене.
Т как детей князь Голицын не имел, то завещал значительные средства для устройства в Москве больницы. С 1751 Димитрий Голицын был женат на светлейшей княжне Екатерине Кантемир (1720-1761).
Дмитрий Михайлович пережил супругу более чем на 30 лет. В память о единственной любимой он завещал построить в Москве больницу для бедных, Голицынскую больницу (в начале XX века она вошла в состав Первой Градской больницы).
Здание больницы имеет П-образный план (по образцу городской усадьбы) с флигелями, вынесенными на красную линию улицы и главным зданием в глубине двора-курдонера. Линия фасада сильно растянута, весь ансамбль раскрыт навстречу улице. И сам главный 3-этажный корпус имеет большую протяженность, в центре его находится главная архитектурная доминанта ансамбля - церковь-ротонда, увенчанная куполом. Центр отмечен величественным и мощным 6-колонным тосканским портиком, поднятым на уровень 2-го этажа. Фасады здания отличаются крайней простотой – только горизонтальные тяги подчеркивают протяженность гладких стен.
план, интерьер, разрез
Самая красивая из ротондальных церквей Казакова.
В интерьере – 2 кольца колонн – внутреннее кольцо составляют большие ионические колонны розового искусственного мрамора, внешнее кольцо – меньшие по размеру коринфские колонны серого искусственного мрамора. Стены украшены росписями в технике гризайля.
Храм перекрыт кессонированным куполом диаметром 17 м, состоящим из 2-х оболочек, с окном-окулюсом, напоминающим купол римского Пантеона.
Церковь всегда считалась образцовой, а ансамбль в целом намечает черты дальнейшего развития русской архитектуры в XIX веке.
Левое и правое крыло – мужское и женское отделения, позади – сад.
Наследие Казакова включает множество графических работ — архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774—1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА). Оставил 12 гравированных альбомов «фасадических планов» Москвы – с лучшими постройками Москвы до пожара 1812.
Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бакарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.
Список литературы
А.Н. Спащанский «Турецкий стиль» в русском искусстве второй половины XVIII века
© Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»
https://www.history-gatchina.ru/article/turkey.htm
https://ricolor.org/rz/turzia/tr/cul/4/