При отсутствии желания видеть в себе зло, человек никогда его и не увидит...




СОЗЕРЦАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

ГЛАВА VIII, ч. 1

Автор темы, Тамара Костина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь!

Господи, благослови!

Оглавление

Что такое духовная слепота? Чем она опасна? Что объединяет нас с евангельскими фарисеями? Кто поставит диагноз и поможет прозреть? С помощью Божьей попробуем разбираться в этих вопросах.

Обратимся за помощью к Богу, что же нам руководит Слово Божие в 9-й главе Евангелия от Иоанна, повествующей о чуде исцеления слепорожденного? Господь наш Иисус Христос учил, что на земле последние станут первыми в Царствии Небесном, и наоборот первые последними. В этом евангельском чтении удивительно, что слепой человек прозрел и телесно, и духовно. Об этом свидетельствуют такие слова, обращенные к фарисеям: «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи…. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего».

А теперь порассуждаем. Фарисеи прекрасно видели и осознавали, что произошло нечто необычное, но они всеми силами души упирались и не признавали чуда в случившемся, отрицали Божественную природу Христа. Они не хотели признать, что Христос — это истинно Тот Мессия, Который пришел в мир. Слепорожденный спрашивает: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?». А те, кто первыми должны были принять Христа, — начитанные, грамотные, умные, все знавшие и годами изучавшие Священное Писание, бывшие эталоном религиозной жизни — обнаружили свою духовную несостоятельность. Почему так вышло? Ведь фарисеи в рамках иудейской практики были кем-то вроде святых, поскольку исполняли закон.

Эти люди были поражены грехом духовной слепоты, происходящей от гордыни. Они считали, что выполнили Закон Божий, и Господь обязан их за это спасти. По большому счету, Бог был им не нужен, как и Мессия. Они считали себя праведниками, из-за чего у них родилась уверенность, что они своей жизнью обязали Бога. Это помешало им принять Христа.

Кроме того, Христос не соответствовал их представлениям о том, каким должен быть Мессия. У них был свой взгляд на это, человеческий. Но человеческое видение отравлено грехом, как и вся наша природа. Христос же — это Истина, и Он Сам говорил: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». По-настоящему мы можем прозреть, если каждый из нас примет Христа как Бога и Спасителя, проникнется Его истинным учением, отдаст свою волю и мысли в руки Божьи.

(Прп. Симеон Новый Богослов) «Видящий чувственными очами знает, когда бывает день и когда ночь, а слепой не знает ни того, ни другого. И духовно прозревший и зрящий умными очами, если после того, как повидит истинный и незаходимый свет, по нерадению и беспечности, опять возвратится к прежнему ослеплению и лишится света, то, находясь в благочувствии, добре чувствует лишение сего света, и от чего случилось с ним такое лишение, не неведает, но пребывающий от рождения слепым (духовно) ничего такого не знает ни по опыту, ни по действу».

(Прп. Симеон Новый Богослов) «Всякий невидящий (слепой духовно), если берется руководить других, есть прелестник».

(авва Евагрий Понтийский) «Слепота (духовная) есть невежество ума, не прилагающего старания ни о деятельных добродетелях, ни о познании Сущего (Бога)».

Как прозреть? В молитве «Отче наш» сказано: «да будет воля Твоя». Почему так? — потому, что человек, к сожалению, не может правильно распорядиться своей свободой. Нас создал Господь. Он же создал законы как физического мира, так и духовного. Мы должны свою волю согласовывать с волей Божией, тогда наши поступки придут в соответствие с нашей совестью и с Богом. В этом случае они будут правильными с точки зрения нравственности. Если этого не произойдет и человек станет жить по своей воле, это неизбежно приведет к тому, что он просто заблудится, будет находиться, словно во тьме. Более того: не сможет различать добро и зло, ведь они относительны, если убрать из жизни Бога и заповеди.

Посмотрите, как живут блудодеи: они блудят, делают аборты и считают, что это нормально. Некоторые блудодеи говорят: «Мое тело — мое дело, как хочу, так и поступаю». Такие люди хотят жить по своей воле, они служат своей плоти, им невозможно доказать, что такое сожительство — грех. Современный мир нерелигиозен и не обращает внимания на нравственность, на ценность человеческой жизни и для государства, во главе которого стоят силы темные – духовно слепые личности, которые предались только своей воле и служат плоти, наслаждаются страстями, им нет до этого главного дела, что весь мир погряз в разврате, блуде, глобализации, в ереси, в страстях и прочих мерзостях. У власти стоят люди более высокого материального уровня, а духовный уровень на нуле, потому как плоть задавила дух. Такие люди всегда сыты и у них не стало меньше проблем, наоборот, они становятся более тяжелыми, появляются у них такие явления, с которыми им неясно как бороться. Решить их без Библии и тех истин, которые нам принес Христос, невозможно.

Спаситель говорил о фарисеях: «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Так и бывает. Крах империй после их расцвета происходит именно поэтому: все строится не по Божьей воле, а по человеческой. Попытки людей создать рай на земле никогда не были успешными. При построении общества, государства вопрос духовный всегда был второстепенным, а то и одним из последних, в этом то и главная проблема. Мы, христиане, должны всегда на первое место ставить Бога, нравственный вопрос для нас всегда первичен.

Нам необходимо постоянно задавать себе вопросы: согласовывается ли то, что я делаю, с волей Божией, не грех ли это? Современный мир бросает нам вызовы. Сейчас множество проблем, каких раньше в помине не было. Клонирование, стволовые клетки, генная модификация, чипирование и прочее… — чего только не появилось за последние несколько десятилетий! Как во всем этом разобраться без Христа? Мы развиваем науку и технологии, дошли до определенного предела и не знаем, куда двигаться. Только с Божьей помощью, руководствуясь заповедями Христа, согласуя наши поступки с нравственным началом и совестью, можно понять, куда идти и как развиваться.

Духовная слепота происходит только от гордыни, высокоумия, обольщения. Проявляется она в том, что человек не видит Бога, выстраивает жизнь по своей воле, в соответствии со своим видением, своими желаниями. Отсюда происходит много проблем, причем не только у самого человека, но и в обществе, и даже во всей вселенной. Главный способ борьбы с грехом духовной слепоты — это духовное развитие: изучение Священного Писания, общение с Богом, воцерковление, преображение.

Человек, прибывая в духовной слепоте, не может видеть явные проявления Божественного участия Бога в его жизни и отрицает Божественный характер. Так фарисеи говорили, что Спаситель изгонял бесов силой бесовской. Еще один яркий пример — того, как люди вели себя во время страданий Иисуса Христа на Кресте. Они кричали: «Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста». Хотя — какие еще нужны были чудеса, если Он и мертвых воскрешал, и слепых исцелял, и хромые ходили, и немые благовествовали?

Вообще, это особенность психики грешного человека: способность блокировать неприятные для себя воспоминания, нежелание видеть свою неправоту и греховность. «Разве я плохой? Я хороший!» — убеждает себя он. Духовная слепота связана с гордыней, именно она ослепляет. Хорошо, когда человек заблуждается искренне. Если же он сознательно белое называет черным, то это уже большая проблема. Сюда же можно причислить и фанатизм — когда человек готов на все ради своей идеи, но она расходится с волей Божьей. Фанатичная одержимость своей религиозной идеей — это тоже одно из ярчайших проявлений духовной слепоты.

Свт. Игнатий (Брянчанинов) о слепоте духовной и ее преодолении: «Слепотою поражены наши ум и сердце. По причине этой слепоты ум не может различать истинных помыслов от ложных, а сердце не может различать ощущений духовных от ощущений душевных и греховных».

«Для слепых разные цвета и предметы чувственного мира как бы не существуют: так и для ослепленных падением мир духовный и духи как бы не существуют. Невидение нами чего-либо никак не служит признаком небытия его».

«При истинном духовном подвиге благодать Божия, насажденная в нас святым Крещением, начинает исцелять нас мало-помалу от слепоты духа посредством умиления».

" И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

Иисус сказал им: если бы вы были слепы (увидев свою слепоту, раскаялись в ней), то не имели бы на себе греха; но так как вы (и заблуждаясь, и лицемеря) говорите, что ( мнимо ) видите, то грех остается на вас."

"Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня?

Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменел сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем".

"И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. "

"Иисус, уразумев, говорит им: что рассуждаете о том, что нет у вас хлебов? Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце?

Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? "

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное".

"Я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью".

"Ефрем говорит: «однако я разбогател; накопил себе имущества, хотя во всех моих трудах не найдут ничего незаконного, что было бы грехом»".

"И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их".

"Вожди слепые, оцеживающие комара (замечающие лишь внешнее зло/грехи), а верблюда (зло внутреннее/страсти) поглощающие (не видящие/не замечающие/не чувствующие, не придающие страстям и стужеванию должного внимания и соответствующей борьбы с ними)!

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность (только телесную деятельность) чаши и блюда (боретесь только с явными грехами человеческого естества), между тем как внутри они (дух и душа) полны хищения (полны страстей из-за отсутствия благостей) и неправды (стужевания).

Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда (призыв к трезвению вообще и к духовной нищете, в частности), чтобы чиста была и внешность их.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (страстей); так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония".

"А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих".

"Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас".

"Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.

Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.

Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа".

"Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого"

"О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла".

"Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.

Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.

"Наихудший род греха – не признавать, что ты грешен. (Свт. Кесарий Арльский)"

"Неспособность чувствовать недуг, в котором находишься заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Нечувствующие своего омертвения подобны детям, которые ни во что ставят то, что действительно страшно и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. (Прп. Исидор Пелусиот)"

"Если посмотреть на грешника, в его внутреннем настроении и состоянии, то окажется, что он иногда и много знает, но слеп в отношении к делам Божиим и к делу своего спасения; что он хоть непрестанно в хлопотах и заботах, но бездействен и беспечен в отношении к устроению своего спасения; что он хоть непрестанно испытывает тревоги или услады сердца, но совершенно нечувствителен ко всему духовному.

В отношении к сему, грехом поражены все силы существа, и в грешнике качествуют ослепление, нерадение и нечувствие. Не видит он своего состояния, а потому не чувствует и опасности своего положения; не чувствует опасности своей, а потому не заботится и избавиться от нее. Ему и на мысль не приходит, что нужно изменяться и спасаться.

Он в полной, ничем не колеблемой уверенности, что состоит в своем должном чине, что ему нечего желать, что так всему и должно оставаться, как оно есть. А потому всякое напоминание о другом роде жизни считает лишним для себя, не внимает ему, даже понять не может, к чему оно, чуждается его и бегает. (Свт. Феофан Затворник)"

"Люди часто не понимают ни своего состояния, ни козней демонских, ни смысла духовной жизни, а главное - нежелание потрудиться для своего же спасения. Все это лежит на уме как плотный покров. Потому что покрывало самолюбия лежит на сердце ее, которое не снимается с нее без произвольных и невольных скорбей и лишений; оставаясь же на ней, не дает ей видеть, как все есть и бывает.

Одно дело иметь в себе знания как кладовую мыслей, но жить при том в страстях оправдываясь и не видя грех, живущий в нас. И иное дело иметь целостный взгляд на мир во свете вечной жизни и постигать суть всего происходящего с нами. Когда мы живем и поступаем согласно сему мировоззрению, то мы имеем в себе глаголы живота вечного, вдохновляемые нам от Духа Святаго. Тогда мы правильно видим вещи, истинно мыслим и поступаем. Стяжается это на пути исполнения заповедей Евангельских со смирением, покаянием и правильным прохождением духовной жизни. Потому апостол Петр и присовокупил, что мы не только «веровахом», но и «познахом яко ты еси Христос». Вера – это начало пути, а познание Бога – его цель и чаяние, это и есть живое богообщение, и с Ним соединение. А когда Христос в нас, тогда мы все видим и мыслим правильно, исцеляется естество наше, исправляется и изменяется вся жизнь.

Человек, который не видит и не понимает свое состояние, видя в себе помыслы и чувства блудные, злопамятные, завистливые и т. д. говорит:

"нашла на меня брань". Т. е. брань естественно навел бес и бороться нужно с ним, а самого себя человек считает хорошим. Тот же, кто познал себя и свою болезнь, видит как в нем самом живут страсти и что из него самого они лезут наружу. А враг своей палочкой только разворошил осиное гнездо. И лечить нам нужно себя, чтобы врагу и ворошить было нечего. Потому Господь и сказал, что извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяние, убийства и пр.

Мы разучились видеть и понимать природу и чувствовать ее гармонию. А вместо этого возлюбили разные железки, смотрелки, свистелки, мигалки, которые не только делают разум наш дебелым, но которыми сатана как саморезами прикручивает к миру сему, к удовольствиям губительным. Увы, хитрость это не новая.

А инокам прямо нужно сказать: «Положите в одну кучу разные тарахтелки, а рядом – «Умное делание» игумена Харитона и выбирайте. И на что себя обманываете и впустую прожигаете время и жизнь? Невозможно работать Богу и мамоне».

Уже прп. Симеон Благоговейный сетовал на «братий дебелейших». Так и мы, сцепливаясь душой и телом с миром сим, отупеваем к духовному и омрачаемся умом и чувствами своими. Причем не понимаем своего состояния и даже радуемся ему. И только когда мы все это оторвем и отбросим от себя, мы начинаем и видеть, и слышать по-другому и другое.

Самсона прежде чем ослепили, связали веревками. Так, увы, и мы даем себя связать, а потом лишаемся видения духовного. Самсона мы жалеем, а свои веревки не видим и не чувствуем. Потому у преподобных и говорится, что они птичье житие пожили, а это значит, что ничем земным связаны они не были, ибо птица, когда хочет, воспаряет в небо. Так и отцы наши, будучи ничем не связаны, воспарили в Небесное. (Записки православного монаха)".

(Свт. Василий Великий) «Не доискивайся зла вовнé, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, пусть каждый признает себя самого виновником собственного злонравия. Злой не видит, что является злом».

"Многие люди говорят, что верят в Бога, но не хотят идти в храм. Это происходит потому, что они боятся врача. Они предпочитают купить аспирин в киоске, но боятся идти к врачу. Церковь - это операционная, она является настоящей лечебницей, которая исцелит человека. Иногда этот процесс бывает очень болезненным. Невозможно исцелиться, не признавая своей болезни. (Митр. Лимассольский Афанасий)".

"Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою (Прп. Исаак Сирин)".

"Не столько заботится диавол о том, чтобы грешили, сколько о том, чтобы не видели греха и оставались грешниками. Дьявол учиняет два зла: вовлекает в грех и удерживает от покаяния. Слепота духовная — это злоба сердца, ибо как слепой не может смотреть на сияние света, так и злобный человек не может понимать тайны благочестия.

Многие, возвращаясь от гробов умерших, омывают себя, а возвращаясь со зрелищ, не воздыхают, не проливают слез, хотя мертвый не оскверняет, между тем как грех полагает такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами и раскаянием. Между тем никто не чувствует этой скверны. (Свт. Иоанн Златоуст)". 

"Но горе той душе, которая не сознает язв своих, и по причине великой и безмерной порочности, не думает, что имеет какой-либо порок; ее не посещает и не врачует добрый Врач; потому что и не заботится она о язвах своих, почитая себя невредимою и здравою. Не требуют, сказано, здравии врача, но болящие. (Прп. Макарий Великий)".

"Дети мои, вы должны знать, что от Святого Духа всегда истекает приятнейшее и сладостнейшее благоухание, которого нельзя изъяснить словами. Никто не знает сей сладости Духа, кроме тех людей, которые удостаиваются, чтобы Он обитал в них. Многие не удостаиваются сего, потому что в душах их нет еще духа покаяния.

Нерадивый и беспечный, не имеющий ревности о богоугождении, если падет от искушений диавола, даже не замечает совершенного им греха, потому что сердце его жестко, как камень, и он подобен мулу, усмиренному и заузданному, на которого всякий садится без сопротивления с его стороны. В такого рода людях диавол совершает все свои похоти и свое всецелое растление, и куда хочет влечет каждого из них, пока исполнятся неправды его, и он умрет со стенаниями и плачем. (Прп. Антоний Великий)"

"Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: «Видит ли» что?» «Он, взглянув, сказал: «Вижу проходящих людей, как деревья». Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно».

Множество больных исцелил Господь наш Иисус Христос. Но на исцеление вифсаидского слепого стоит обратить особое внимание. Господь вывел слепца из селения. Из этого мы можем сделать заключение, что для освобождения от душевной слепоты нужно избавиться от мирской суеты, от погруженности в повседневные житейские заботы. Господь не сразу исцелил слепого. И из этого выводим немаловажное для себя поучение. Ведь и мы в большинстве своем духовно незрячи и не умеем отличать добро от зла. Духовное видение — дело великое и чрезвычайно трудное, сразу овладеть им никто не может, нужен долгий многолетний труд, продолжающийся от начала сознательной нашей жизни до самой смерти.

Прежде чем стяжать духовное зрение, нужно отогнать от очей мрак, а для этого надо понять, что мы во мраке, и всем сердцем возжелать света,— Света истинного, Который есть Господь наш Иисус Христос. Надо возлюбить свет и просветиться им. Дается он только тем, кто идет за Христом, кто идет путем заповедей Его, кто очистит сердце свое милостью, правдой, любовью, кто научится отличать добро от зла и возненавидит зло.

Может быть, вам покажутся странными слова, что люди не умеют отличать добро от зла, но, увы, в большинстве своем они обманываются ложью, не видят маски благочестия, которую носят ханжи, принимают маску за подлинное лицо, видят добро там, где его нет. Многие думают, что достаточно только познания человеческого, и ищут правду в плодах научного и философского мышления. Молодые особенно плохо отличают полезные для души книги от дурных, вливающих яд в сердца, и поглощают без разбора хорошее и порочное. Они слепы.

Приобрести зрение духовное подобно святым можно только в подвигах ревностного служения Богу. Подвижники получали такое зрение, о котором мы и мечтать не можем. Они не только вполне ясно различали добро и зло, но видели людей насквозь, заглядывали в их сердца, знали мысли молчавших. Святые Отцы понимали то, что было скрыто от людей, далеких от совершенства любви, а тем паче злых, неверующих во Христа.

Апостолы свидетельствуют о том, что мы в этой жизни еще не видим полного света, не обладаем ясным зрением. Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его как Он есть». Он говорит о тех, кто может назваться детьми Божиими — об истинных христианах.

В глубокой древности, во времена святых патриархов, до того, как израильский народ получил закон Божий через Моисея, откровение Божие было слабым, неясным, люди его едва различали. Когда все научились закону Моисееву, то получили откровение гораздо более полное и стали видеть больше. Но даже свет Моисеева закона мал по сравнению с тем светом, который явил Господь Иисус Христос, со светом, воссиявшим над миром из Святого Евангелия. В этом свете живем мы.

Есть люди, которые всем сердцем полюбили Христа, сподобились быть чадами Божиими, но и о них апостол Иоанн Богослов говорит, что еще многого не видят они, и что откроются глаза наши только тогда, когда предстанем мы перед Богом в жизни вечной. Тогда мы будем подобны Ему, потому что духовными очами сможем созерцать святость и величие Божие. Святому Иоанну вторит апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».

Потому крайне необходимо избавляться от слепоты духовной, всю жизнь очищая сердце свое, чтобы в вечности, когда навсегда соединимся с Господом нашим Иисусом Христом, мы смогли духовными очами взирать на Свет, неизмеримо более яркий, чем солнечный. Аминь. (Свт. Лука (Войно-Ясенецкий))"

"Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его — хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом — глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему. Кто совершит великое дело — установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего.

Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собою, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?

Падшее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, не видит своего странничества на земле и распоряжается собой на ней как бы бессмертное, как бы существующее единственно для земли. Оно не только с жестокостью судит и осуждает грехи ближнего, но и из собственного своего бедственного устроения сочиняет для ближнего грехи, каких в нем нет; оно соблазняется самыми возвышенными христианскими добродетелями, искажая значение их сообразно лжеименному разуму своему по своей сердечной злобе.

Вожделенна чистота сердца и тела! Ею зрится Бог. Чистота эта приобретается постоянным и многотрудным подвигом против нечистоты. Для вступления в подвиг против нечистоты необходимо, чтоб она открылась пред взорами ума. Открывается она помыслами, мечтаниями, ощущениями плотскими. Никогда не боровшийся против нечистоты, неведающий ее, признающий себя чистым, находится в самом опасном самообольщении, способен неожиданно для себя и внезапно низвергнуться в пропасть смертных согрешений: нечистота есть неотъемлемая принадлежность падшего естества, а чистота — дар благодати Божией, привлекаемый правильным трудом человека к очищению себя.

Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином.

Следствием греховной жизни бывает слепота ума, ожесточение, нечувствие сердца. По определению отцов, нечувствие есть умерщвление духовных ощущений, есть невидимая смерть духа человеческого по отношению к духовным предметам, при полном развитии жизни по отношению к предметам вещественным.

Кто отвалит нам камень от дверей гроба? Вопрос, исполненный заботливости, печали, недоумения. Ощущают эту заботливость, эту печаль, это недоумение те души, которые направились ко Господу, оставив служение греху. Пред взорами их обнаруживается, во всем ужасном объеме и значении своем, недуг нечувствия. Они желают и молиться с умилением и упражняться в чтении Слова Божия вне всякого другого чтения, и пребывать в постоянном созерцании греховности своей, в постоянном болезновании о ней, словом сказать, желают усвоиться, принадлежать Богу, — встречают неожиданное, неизвестное служителям мира сопротивление в самих себе: нечувствие сердца. Сердце, пораженное предшествовавшею нерадивою жизнью, как бы смертельною язвою, не обнаруживает никакого признака жизни.

По наставлению святых отцов, для уничтожения нечувствия нужно со стороны человека постоянное, терпеливое, непрерывное действие против нечувствия, нужна постоянная, благочестивая, внимательная жизнь. Такою жизнью... уничтожается нечувствие действием Божественной благодати. Ангел Божий, по повелению Бога, нисходит в помощь к труждающейся и утружденной душе, отваливает камень ожесточения от сердца... возвещает душе воскресение.

(Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский и Ставропольский). "Душа - часть мира духовного. Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее - тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение (Божие) прекращается, и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности.

Слепота злокачественная и суетная покрывает сердечные очи христиан, а не христиан — особенно. Какая слепота? Та, что люди забывают о тленности, непостоянстве и исчезновении всех вещественных благ - красоты и здоровья телесного; богатства земного; пищи и пития, услаждающих гортань; наград и отличий земных; зрелищ и разных игр, художественных произведений. Люди не думают или совсем мало думают о вечной жизни и о небесных, нетленных обителях, уготованных любящим Бога «от сложения» или прежде создания «мира». К этой последней всей душой стремились только немногие из многих, «ибо много званых, а мало избранных». Прочь, слепота сердечная - дай мне, Господи, ясные очи сердечные, чтоб мне ясно видеть уготованные мне Тобою вечные блага.

Все размыслим о своем плачевном, ужасном падении и о нужде восстания и исправления. Многие не сознают этого падения и потому не считают должным и необходимым восстание — и закосневают в бесчисленных страстях и худых навыках. Господи, отверзи мысленные очи наши!

Мир — собрание мертвых душ, глава и князь коих диавол, отец лжи. Церковь, в ее истинном значении, — собрание, или союз живых душ, коих Глава — Христос Жизнодавец и Утешитель. Мир во зле лежит. Мир — собрание слепых сердечными очами. Церковь — собрание видящих все в истинном свете. Все люди не возрожденные, подвержены слепоте сердечной, но сословие мнимоученых и писателей чиновного мира, студенческого, женского — подвержены в большинстве самой гибельной слепоте от гордого самомнения, и тем лишь хуже, что они не сознают своей беды и увидят ее тогда, когда будут умирать, и когда вся жизнь покажется им как на ладони. Современные события подтверждают истину этих слов. В душевной слепоте своей они делают безумные дела. Не держите же свои головы слишком высоко и гордо, вы, ученые, но неверующие (хотя не все). Вы далеки, далеки от истинной мудрости и истинного знания и от источника жизни, от истинного пути.

Множество из вас, не вкусивших истинной мудрости, мудрости христианской, не уверовавших во Христа, как истинного Бога, в Евангелие Его, в Церковь Его, единственно верную и правую учительницу истины и подательницу жизни, — слепы и мертвы, хотя вы и кажетесь себе мудрыми. «Господь премудр; где книжник, где совопросник века сего; не обуи ли Бог премудрость мира сего». Если хотите иметь истинное ведение, истинную мудрость и жизнь, — отложите вашу гордость, ваше самомнение, ваше кичение, смиритесь искренне, идите снова учиться у бывших рыбарей и бросьте вашу гнилую, тленную и юродивую мудрость. Спуститесь с вашей высоты, сядьте пониже, склоните ваши головы и ваш слух к предвечным истинам. Ей, не у Льва Толстого мудрость, совсем объюродившего, а у Церкви, которую он попирает ногами, у апостолов и евангелистов, и у вселенских святых отцов-учителей.

Перестаньте пить мертвую воду романов и всяких, без числа умножившихся, книг смрадной мудрости мирской. Не послушаете — останетесь навек учеными слепцами, не знающими истинного пути, и во грехах ваших умрете и наследуете вечную тьму. Полно смеяться над вечными и живыми истинами. С любовию зовем вас в недра Церкви - очнитесь от греховной спячки и страстного гипноза, которым вы титулуете совершенно несправедливо нас, и который мы приписываем вам по всей справедливости.

"Кто своей немощи не видит и не признaет, тот и врaчa не ищет, но ищут его только больные, которые болезнуют сердцем, имеют сердце, уязвленное стрелой греха и печали. Ибо не здоровые имеют нужду во врaче, но больные, - говорит Христос. Многих грехов своих человек не видит и не познает в совести своей, но Божие око, которое светлее солнца, все проницает. Посему говорит псалмопевец: Грехопадения кто уразумеет?, - то есть никто не может их познать и исчислить. Потому и молится Богу об очищении их: От тайных моих очисти мя, - показывая, что ничем иным они не очищаются, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе. (Свт. Тихон Задонский)".

"К тому же, когда ты строго судишь о каком недобром поступке ближнего, знай, что какой-нибудь корешок этой же самой недоброты есть и в твоем сердце, которое по своей страстности учит тебя плохо думать о других и осуждать их. "Злой человек из злаго сокровища сердца своего износит злое". (Прп. Никодим Святогорец)".

"Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной. (Игум. Никон Воробьев)".

"Еще не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Еще не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Еще не положил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Еще не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других. Душа моя! Все даровал тебе Господь — смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет другим, когда ты сама погружена еще во тьму? Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою. (Прп. Ефрем Сирин)".

"Но ныне мы так много порабощены страстями и в таком находимся ослеплении и нечувствии, что даже не знаем, в какую впали глубину зол, и нисколько не чувствуем своего бедственнейшего состояния.

Мы доходим даже до того, что когда кто станет вразумлять нас относительно какого-либо греха, то отвечаем ему так, как бы никогда и не слыхали Божественных Писаний, говоря: неужели и это дело - грех? И почему называется это грехом? Дал бы Бог соблюстись нам от больших зол, а за эти малости Он не будет слишком взыскателен!

И кто же говорит такие речи? Христиане, чада Христовы, давшие такие великие обеты Богу, когда крестились, - и особ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: