Глава 2 Проблемы современной пенитенциарной прессы России




Проблема адекватного конструирования реальности личностью заключенного и социализации личности уже отбывшего наказание является одним из самых острых вопросов современной российской пенитенциарной системы. Известно, что процент рецидива преступлений чрезвычайно высок, для России 1991-2000 годов это 65%, для 2001-2006 — 37%, и одной из базисных причин рецидива преступлений исследователи называют неспособность к адаптации в изменившемся обществе бывшего заключенного.[8] В настоящее время в пенитенциарной системе применяется ряд психологических методик (например “Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях” разработанная институтом МВД России), мировой опыт психологической помощи заключенным также достаточно обширен: это и оказание психологической помощи в традиционном смысле, и диагностическое консультирование и профилактические мероприятия, и улучшение психологического состояния осужденных в целях деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий, и проведение исправительной психологической коррекции осужденного. Однако как бы ни были удачны методики психологической адаптации осужденного и практикующие их психологи, все же необходимо понимать, что способность к социализации и конструирования адекватной картины реальности достигается лишь с помощью комплексных мер. Ведь в повседневной жизни представление о том, каково общество, в котором мы живем, мы получаем от средств массовой информации, от личного общения со знакомыми, близкими и незнакомыми нам людьми, а так же из личного опыта увиденного или прочувствованного. Жизнь в условиях тюремного заключения лишает личность множества социальных связей и, следовательно, комплексности восприятия реальности, именно поэтому важно обеспечивать системность в социализации заключенного: прежде всего, предоставлять ему информацию о происходящем в мире.

Пенитенциарные газеты в современном виде существуют с 1990-го года. В 70-е годы прошлого века издание такой прессы было приостановлено по идеологическим причинам и возобновлено только в 1980 году, однако современные пенитенциарные газеты во многом унаследовали традиции пенитенциарной печати советского периода. Рядовая газета для заключенных издается в следующем содержательном формате: первые полосы — приказы и постановления, репортажи из зала суда, комментарии прокурора. Затем — новости из колоний, профилактика и лечение болезней. Ближе к концу — религиозная страничка, стихотворения осужденных. Последние страницы, как правило, отводятся развлечениям — кроссвордам, анекдотам, гороскопам. От современной «свободной» прессы пенитенциарную отличает прежде всего отсутствие рекламы и узость тем, обусловленная прежде всего закрытостью пенитенциарной системы в целом, неверным толкованием суггестивной функции журналистики и тем, что современная пенитенциарная газета не имеет конкуренции, не участвует в свободном рынке СМИ и, следовательно, не имеет стимулов для того, чтобы делать свои издания по-настоящему интересными.[9]

Функция перевоспитания реализуется современной пенитенциарной газетой в крайне выхолощенной форме: она сводится к пересказам правил поведения в местах лишения свободы[10] или трансляции правил поведения через язык тоталитарного дискурса в текстах статей:

Ø тотальное использование эвфемизмов не только на уровне словоупотребления, но и на уровне смысла текста («Допустил грубости к работникам администрации»)

Ø использование речевых штампов, клише («Выслушивают приговор самого справедливого в мире суда», «на свободу – с чистой совестью»)

Ø повышенная, плохо скрываемая суггестивность, заданная особыми воспитательными целями изданий; («Он не слушал маму, грубил ей, несмотря на протесты, исчезал по вечерам и докатился до преступления. Такой человек недостоин жить сейчас в обществе свободных людей. Это надо заслужить»)

Ø эллиптическое построение текстов;

Ø постоянная ссылка на авторитетность той или иной личности, органа («Нет такого дня, чтобы в редакцию не поступали добрые вести от освободившихся.… Именно с помощью воспитателей и общественности они поняли и убедились, что в преступной жизни нет и не может быть никакой романтики».)[11]

Эти же характеристики текста были свойственны пенитенциарной прессе советского периода.[12] Другой, еще более грубой ошибкой издателей пенитенциарных газет, является отбор информации без учета аудитории. «Но больше всего в некоторых тюремных газетах умиляют гороскопы, составленные без учета специфической аудитории. "Будьте предельно внимательны за рулем", - советует астролог заключенному, который до руля на данной неделе может добраться только в случае побега. "Не лучшее время для крупных финансовых операций и капиталовложений", - прочитает зэк и, прислушавшись к совету астролога, купит в местном ларьке не 300, а 200 граммов чая. Но хуже нет, наверное, в этих местах предупреждения, чем "ваше сексуальное притяжение для других возрастет неимоверно"».[13]

Эти примеры говорят о том, что фактически издатели пенитенциарной прессы не заинтересованы в своем читателе, а это ставит под угрозу эффективность воздействия СМИ на сознание заключенного. Игнорирование интересов аудитории читателей, искусственное умалчивание тех или иных событий или искусственное преувеличение незначимых событий приводит к психологическому отторжению той информации, которую преподносит печатное издание. «Событий в колонии мало, один день похож на другой. И мы придаём незначительному событию статус знаменательного. Посадили цветок, поставили клетку с хомячком — событие, именуемое открытием живого уголка. А важное остаётся за скобками. Объединение Красноярского края — какая богатая тема. Мы лишь упомянули о ней».[14]

Современные методы воздействия на сознание читателя, используемые, в частности, в рекламных текстах, достаточно эффективны, однако не применяются широко в пенитенциарной прессе, где повсеместно используется казенный, клишированный язык, который не может ни оказывать положительное воздействие на психику заключенного, ни способствовать конструированию адекватной картины реальности. Незаинтересованность изданий в читателе отражается ответной незаинтересованностью заключенного в той информации, которую ему преподносят газеты, а несоответствие внешнего облика пенитенциарных газет (качества печати) рядовым косвенно влияет на восприятие мира отбывающими срок наказания[15].


 

Заключение

Данная работа выявила несколько основных препятствий, не позволяющих пенитенциарной прессе осуществлять свои базовые функции (адекватного конструирования реальности, социализации и воспитания):

1. Незаинтересованность пенитенциарных изданий в собственной аудитории

2. Публикации текстов, лежащих вне интересов аудитории — как следствие неизученности этих интересов

3. Отсутствие конкуренции и контроля качества

Одним из самых простых на наш взгляд решений этой проблемы могло бы стать упразднение пенитенциарной прессы и введение системы, позволяющей другим изданиям быть доступными для заключенных (здесь можно было бы ввести запреты на так называемую «желтую прессу», при этом заключенным стали доступны серьезные религиозные издания, издания по психологии и др.). Или же необходимо ввести искусственным образом контроль качества текстом пенитенциарной прессы, изучить интересы читательской аудитории заключенных, добиться того, чтобы пенитенциарные газеты писались специалистами в области психологии и PR («паблик рилейшинз»), поскольку неэффективность функционирования пенитенциарной прессы очевидна.


 

Список используемой литературы

1. Никлас Луман. Реальность масс-медиа. М.,2005г.

2. Горчева А.Ю. Пресса Гулага (1918-1955). М.,1996г. С. 5-9

3. Журналист. Июнь 2006г. С.74

4. Архив Радио «Свободы». 2002 г., публикация в сети Интернет https://www.mn.ru/print.php?2002-43-44

5. Симонова 3.П. Пенитенциарная пресса России// Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997

6. Калашникова М.В. «А поразмышлять нашим читателям есть о чем…»:воспитание примером. Публикация в сети Интернет https://www.iriss.ru

7. Московские новости. №43, 2002г.

8. Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства 1931 – 1934 гг. / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. – (место издания не указано), 1998 г. – Стр. 15.


[1] Никлас Луман. Реальность масс-медиа. М.,2005г. С. 20-55

[2] Горчева А.Ю. Пресса Гулага (1918-1955). М.,1996г. С. 5-9

[3] Журналист. Июнь 2006г. С.74

[4] Архив Радио «Свободы». 2002 г., публикация в сети Интернет https://www.mn.ru/print.php?2002-43-44

[5] Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства 1931 – 1934 гг. / Под ред. М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина. – (место издания не указано), 1998 г. – Стр. 15.

[6] Публикация в сети Интернет https://www.iriss.ru: Калашникова М.В. «А поразмышлять нашим читателям есть о чем…»: воспитание примером.

[7] «Уралец» и «Трудовое знамя» - это, фактически, одна и та же газета, только в разные годы издававшаяся под разными заголовками. В 1990-е годы она называлась «Зона» и издавалась Управлением исполнения наказаний Свердловской области. О ее существовании в настоящее время ничего не известно.

[8] Симонова 3.П. Пенитенциарная пресса России// Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997 С.51

[9] Симонова 3.П. Пенитенциарная пресса России// Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997 С.55

[10] Журналист. Июнь 2006г. С.74

[11] Симонова 3.П. Пенитенциарная пресса России// Журналистика в 1996 году. Ч. IV. М., 1997, публикация в сети Интернет https://www.iriss.ru: Калашникова М.В. «А поразмышлять нашим читателям есть о чем…»:воспитание примером.

[12] Горчева А.Ю. Пресса Гулага (1918-1955). М.,1996г. С. 5-9

[13] Московские новости. №43, 2002г.

[14] Журналист. Июнь 2006г. С.74

[15] Там же.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: