СКАЗКИ, БЫЛИНЫ, ЗАГОВОРЫ 7 глава




Н. Р. Гусева |39. В том способе получения «живого огня», который использовали старики в Никольском у. Вологодской губ., мы фактически видим тот же «шивалингам» (деревянный стержень) и «йони» (березовая чага), что и в индийском варианте.

Н. Р. Гусева, всвязи с праздником Купалы, пишет следующее: «Бога-Солнце славяне одаривали разными именами: Купала, Ярило, Хоре. Обращаясь к индо-арийским языкам, мы встречаемся с такими возможностями истолкования значения этих имен:

а). Купала происходит не от славянского корня «куп» — (купаться), а состоит из двух слов — «ку», что значит на санскрите «земля», и «пала» — «подательдров», «охранитель»... и в таком истолковании имя Купала больше соответствует сущности бога Солнца... Обряд священных омовений связан с культом солнца очень тесно: и в современной, и в древней Индии воду возливают на алтарь с изображением бога-Солн- ца, в воду входят, встречая восход солнца. Вполне возможно, что эти обряды уходят в глубокую древность, равно как и обряды культа плодородия, неотделимые в сознании людей от представлений об оплодотворяющей силе солнца.

б). В основе имени «Ярил (а)» лежит корень «яр», который в ряде индо-арийских языков и сегодня образует слова, означающие ярость, страстность, любовное исступление или горение. (В языке «Авесты» слово «Яр» связано также с понятием «год» — С. Ж.). Все эти понятия без труда также связываются в нашем сознании с образом Солнца, особенно весеннего Солнца, и с представлениями, роднящими страсть с яростью и яркостью. Имя—эпитет Ярило является одним из самых впечатляющих и поэтических имен Солнца в наших народных песнях и преданиях.

И, наконец: в) имени Хоре можно найти соответствие в санскритском слове «харос» («хара»), которое означает «огонь», «пламя», «наполненность энергией» и употребляется в Индии вплоть до наших дней в качестве синонима самого понятия «бог» |4°. В свою очередь В. К. Соколова сопоставляет с Купалой Ярилин день. Она отмечает, что: «В Костроме в петровское заговенье хоронили чучело Ярилы с ярко выраженными мужскими атрибутами». Во Владимирской губернии празднества в честь Ярилы проходили в XIX веке повсеместно в заговенье перед петровским постом. В рошу около Шуи в этот день приходили не только из города, но и из более чем двадцати деревень. На праздник Ярилы в Тав- динском уезде после обеда «все шли на берег реки или озера, женщины несли котелки с яйцами; на берегу разводили костры и варили яйца, их обычно красили луковыми перьями. Парни и девушки купались, потом брали по яйцу и катали их; мужчины и женщины ходили от костра к костру и угощались. После захода солнца все, молодые и старые, раздевались и купались. Затем взрослые возвращались домой, а молодежь гуляла всю ночь; наевшись, бросались оставшимися яйцами (причем, этому бросанию, — замечает В. А. Городцов, — придается какой-то таинственный и непристойный смысл)... И. М. Снегирев отмечал, что «Иван-Купала... между чернью назывался Яриловдень в Ярославской, Тверской и Казанской губерниях» 141. В. К- Соколова пишет: «Можно почти с полной уверенностью поставить знак равенства между Купалой и Ярилой» 142, что полностью соответствует вышеприведенным словам Н. Р. Гусевой. Отмечая, что купальская обрядность — в основе своей свадебная, стоит вновь вспомнить поучение XVI века, в котором говорится о том, что в этот день «простая чадь обоего пола соплетает себе венцы из ядомого зелия или корения и препоясавшеся былием воз- гнетают огнь». Здесь имеет смысл обратиться к строкам свадебного гимна Атхарваведы, в котором, как и в севернорусской народной традиции, невесту называют «солнцем», а жениха «месяцем». Они гласят:

Мы на свадебной колеснице

привезли тебе Сурью-деву (т. е. Солнце — С. Ж.)

Агни боже отдай же мужу жену в жены и с ней потомство.

Агни бог возвратил супругу да с красою да сдолголетьем долголетен супруг да будет до ста осеней да с супругой.

Ты благая мыслью нас дари невеста Даром достохвальным благородства родов. Красоты супруги броды в чистых водах дайте нам сметая мыслей злых препоны.

Эти травы и эти реки эти нивы и эти рощи

да хранят от нечисти для мужа молодую ради будущих родов.

70. Молоком земляным я тебя препоясал

Молоком травяным я тебя препоясал

на потомство препоясал на богатство препоясана да стяжаешь награду.

73. Эти праотцы навстречу невесте вышед глянуть на эту свадьбу да подарят они супругам сыновей ради их спасенья.

74.Этой встречной препоясанной первой тут отдавши потомство и богатство да уйдут они нехоженной дорогой.

Плодородная Вирадж победила |43.

(Вирадж — в Ригведе и Атхарваведе — женское олицетворение изначального космического принципа).

Итак, на Руси во время купальской ночи мужчины и женщины, юноши и девушки перепоясывались травами, судя по гимну Атхарваве- ды «на потомство и богатство», причем такие пояса названы в гимне «молоком земляным» и «молоком травяным». Перепоясанность невесты имела значение всвязи с ее встречей с праотцами, которые именно «этой препоясанной» отдавали потомство и богатство. Мы знаем, что в русской традиции пояс плели или ткали из льна (т. е. из травы) и украшали сложными архаичными ромбо-меандровыми и свастическими узорами. С поясом были связаны многие обрядовые действия. Так, в Вологодской губернии (при гадании о судьбе) девушки клали пояс поперек половиц, на него раскладывали испеченных из теста «собачек». Затем впускали в дом собаку. Та девушка, чью «собачку» собака съест раньше, как считалось, раньше выйдет замуж. В Кадниковском уезде Вологодской губернии в первый вечер святокдевушки клали на божницу новый шерстяной пояс, приговаривая: «Пояс, пояс, покажи мне во сне суженого поезд» 144. В Никольском уезде существовал обряд с опоясыванием невесты и ее подруги одним поясом, чтобы та тоже скорее вышла замуж. В. К- Соколова отмечает, что в Архангельской области хозяйка повязывала пояс на голое тело, а затем расстилала его в воротах, через которые весной в первый раз выгоняли скот. Также поступали и в Московской области, причем посредине пояс запирали замком. Аналогичный обычай был и на Украине. «Исполняя эти обряды, верили, что пояс оградит скот от всех напастей, заставит держаться своего двора», — пишет В. К. Соколова 145. Пояс играл в народной одежде огромную роль. И это не удивительно — он охранял самую уязвимую часть тела человека — живот. Каждый уважающий себя крестьянин не позволял себе распоясаться даже в избе. Более того, женщины не снимали пояс на ночь, рубаха-исподка должна быть обязательно подпоясана. Интересно, что в «черных заговорах» между поясом и нательным крестом поставлен знак равенства. С этим феноменом мы встречаемся в поморском заговоре «на присуху»: «Два раза проклят, проклят враг супостат, послужи мне на вечерней заре, в злые часы, минуты и секунды, чтобы раб божий (имя) не мог ни есть, ни пить, ни спать, ни гулять без рабы божьей (имя)... По черной книжке, по седьмой строке я даю тебе жертву, раба божия (имя) из трех морей, из трех океанов... Если потеряешь — сойдешь с ума и пропадешь прямо за тридевять морей в тридесятое царство, которому я служу и верую, когда снимаю крест и пояс» 146. Таким образом, в народном сознании пояс равен кресту. О том, что пояс до введения христианства выполнял те же охранительные функции, что и крест впоследствии, свидетельствует обычай перепоя- сывания ребенка еще до крещения: после рождения его свивали и кроме свивальника, которым служил широкий пояс, обязательно одевали маленький поясочек. Пояс обязательно клали в гроб, неподпоясанным человека на тот свет никогда не отправляли. А иногда даже надевали несколько поясов, на все случаи его загробной жизни. Надо отметить, что православное духовенство очень хорошо знало об этом народном восприятии семантики пояса и всячески с ним боролось. Так, по свидетельству О. П. Куваевой (р. 1913) из Деревни Скоково Бабушкинского района Вологодской области: «Невеста без пояса ехала в церковь. Поп не будет венчать с поясом». Однако невесты, как правило, приезжали к венцу подпоясанные, пояс одевался как на голое тело, так и на рубашку-исподку. Очень часто функции пояса выполняло ритуальное, украшенное вышивкой и браным ткачеством, полотенце. Особенно это характерно для севернорусской свадебной обрядности, где дружки использовали полотенце как пояс. На поясе могли, как и на полотенце, опускать в могилу гроб. Пояс считался выполняющим священную связь между предками и потомками, он был своеобразной дорогой от живых к мертвым. Как полотенца, таки пояса во время «родительских» дней вывешивались за окна; как по поясу, так и по полотенцу в дом могли зайти и выйти из него души предков. Н. А. Криничная, говоря об истоках народной культры, отмечает, что: «Семантика пояса уже в достаточной степени выявлена исследователями: он представляется замкнутым кругом, символизирующим вечность, поэтому подпоясание человека служит средством приобщения его к вечности» 147. Об этом свидетельствует и следующий заговор, произносимый дружкой, ограждающим свадебный поезд: «Встану я, раб Божий (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, умоюсь студеной ключевой водой, утрусь тонким полотенцем; оболокусьяоболоками, подпояшусь красною зарею, огорожусь светлым месяцем, обтычусь частыми звездами и освечусь я красным солнышком» 148. В ведической традиции «пояс олицетворял жизненные силы» |49. Таковым он был и в хеттской традиции, имеющей также множество параллелей с восточнославянской. У хеттов развязывание поясов у пленных указывало на изменение правового положения человека, на его зависимое состояние. И в то же время краснобелый пояс был одним из символов царской власти. Так, В. Г. Ардзинба отмечает, что: «В храме Солнца царь облачался в праздничный наряд адупли и подпоясывался поясом, сплетенным из белой и красной шерсти» |5°. В ведической традиции учитель, принимая ученика, повязывал ему пояс и произносил следующие слова: «Вот пришла ко мне богиня- сестра, священная повязка, оставивдурные слова, очищая человека как очиститель, одеваясь силой вдоха и выдоха, мощью». Р. Б. Пандей пишет: «Пояс считался дочерью веры (шрадцхи) и сестрой мудрецов, обладающим силой охранять его (ученика — С. Ж.) чистоту и целомудрие и удержать его от зла» 151. В данной ситуации пояс служил религиозным символом, делался из тройного шнура (трех нитей) и символизировал то, что ученик был всегда окружен тремя Ведами.

Кроме того, так как посвящение считалось вторым рождением, то пояс отождествлялся с пуповиной |52, которая соединяет ученика с учителем-брахманом (дающим жизнь-знание), а через него и с предками — небесными мудрецами. Об этом свидетельствует, как было отмечено ранее, один из гимнов Ригведы (I, 105), в котором брахман Трита говорит: «От земли до семи лучистых пуповина моя восходит», — т. е. подчеркивает свое родство с семью звездами Большой Медведицы — великими мудрецами — прапредками арьев 153.

Обязательность пояса и для женщин подчеркивает не только текст свадебного гимна-заговора Атхарваведы, но и посвященый Ардвисуре- Анахите древнеиранский «Ардвисур-Яшт», где богиня священных вод описывается, как «прекрасная девушка, сильная, стройная, прямая, высоко подпоясанная» |54.

В свете всего вышесказанного неудивительно, что православные священники еще в начале XX века отказывались венчать подпоясанных орнаментированными поясами женихов и невест, а также то, что в русском языке стойко сохраняется как определение абсолютно недопустимого поведения слово «распоясаться».

 

Примечания к главе третьей

Махабхарата. Мокшадхарма... С. 70—71.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 144.

3Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 146-153.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 267.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография.—М.: Наука.—1991.—С. 344.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 344.

Калидаса. Избранное. Драмы и поэмы. — М.: Худ. литература.—1973. -С. 226.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 344—345.

Перфецкий Е. Бытовые языческие черты в свадебных обрядах русского населения Архангельской губернии// ИАОИРС.-1912.-№ З.-С. 116.

Васильев Г. Сличение индийских законов Ману о браках с брачными обычаями славян по летописи Нестора//Университетские известия.—Киев.—1867.-№ 12.

Перфецкий Е. Бытовые языческие черты... С. 115.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды.. С. 262, 273.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 275.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 278.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 261.

Зеленин Д. К- Восточнославянская этнография... С. 343.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 278.

Жирнова Г. В. Некоторые проблемы и итоги изучения свадебного ритуала в русском городе середины XIX - начала XX века // Русский народный свадебный об- ряд.-Л.: Наука.-1978.-С. 43.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 277.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 65.

Махабхарата кн. III. Лесная. М.: Наука. - 1987. - С. 302.

Гусева Н. Р. Художественные ремесла Индии.—М.: Наука.—1982.— С.75.

Гусева Н. Р. Художественные ремесла... С. 74—75.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 278.

Гура А. В. Заяц// Этнолингвистический словарь славянских древностей. Проект словника.— М.: 1984.—С. 136.

Гура А. В. Заяц... С. 133.

Гура А. В. Заяц... С. 145.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 181.

Гусева Н. Р. Индуизм... С.262.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. М.: Наука. - 1979. - С. 240.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 345.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 286.

Тэйлор Э. Первобытная культура.—М.—1939.-С.287.

Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древнос- тей.-М.: Изд.МГУ. - 1982 -С. 51.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 289.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян... С. 24.

Русские заговоры... С. 55.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 289.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 190.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 192.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян... С. 274.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян... С. 275.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян... С. 275.

Ковалевский А. Н. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. - Харьков. - 1956. - С. 83.

Башенькин А. Н., Васенина М. Г. Женский убор древнего населения Устю- женского края // Устюжна.—Вологда.—1993.—С. 5.

Пандей Р. Б. Древнеиндийски домашние обряды... С. 207.

Башенькин А. Н. Древности земли устюженской // Устюжна.—Вологда.— 1992.-С.23.

Косарев М. Ф. Бронзовый век Западной Сибири.—М.: Наука.—1981.— С. 263-264.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 206.

Косарев М. Ф. Бронзовый век... С. 246.

Э. Тэйлор. Первобытная культура.—М.—1939.-С. 283-284.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 200.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 200—201.

Пандей Р. Б. Дрвнеиндийские домашние обряды... С. 280.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 197.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 351.

Тэйлор Э. Первобытная культура... С. 287.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 350.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 198—199.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 202.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 355—356.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнорафия... С. 351.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 202.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 351.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 203.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 203.

Зеленин Д. К- Восточнославянская этнография... С. 357.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 349.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 208.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 211.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 77.

Махабхарата. Мокшадхарма... С. 226.

Махабхарата. Нараяния. Ахшабад: Ылым. — 1984. — С. 245.

Махабхарата. Мокшадхарма... С. 519.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.—М.:—1880.—С. 68.

Гесева Н. Р. Индуизм... С. 110.

Зеленин Д. К- Восточнославянская этнография... С. 397.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 398.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 293, 246.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 82.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 237.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 320.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 87.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 322.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 87, 243.

Зеленин Д. К. Восточнославнская этнография... С. 329.

Пандей Р. б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 98-99.

Зеленин Д. К. Восточнославнская этнография... С. 331.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография... С. 331.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 100-104.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 246.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 90, 240.

Грысык Н. Е. Лечебные и профилактические обряды русского населения бассейна Ваги и Средней Двины: пространственные и временные координаты // Русский Север.-СПб.: Наука.-1992.-71.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.-М.-1880.-С. 97; Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила.- С. Петербург: Полисет.-1994.- С. 84, 401.

Ригведа. Мандала... С. 108.

Русские заговоры... С. 55.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 238.

Пандей Р. Б. Назв. раб. С. 112—113.

Пандей Р. Б. Назв. раб. С. 125.

Пандей Р. Б. Назв. раб. С. 130.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий... С. 152.

Голосовкер Я. Э. Сказания о титанах.—М.: Высшая школа.—1993.—С.35.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий.- Н. Новгород-1995.-С. 519, 407.

Йеттмар К. Религии Гиндукуша С. 267.

Глушко Е., Медведев Ю. Словарь русских суеверий. С. 300.

Зеленин Д. К- Восточнославянская этнография С. 321.

Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве.//Труды ГИМ. Вып. 1.—М.—1926.

Городцов В. А. Назв. раб. С.

Перфецкий Е. Бытовые языческие черты в свадебных обрядах русского населения Архангельской губернии. // ИАОИРС.—1912.— № 3.— С. 114.

Лелеков Л. А. О символизме погребальных облачений.// Скифо-сибирский мир.-Новосибирск.: Наука.— 1987— С.28.

1,1 Йеттмар К. Религии Гиндукуша. М.: Наука. - 1986. - С. 402-403.

112 Махабхарата. Выпуск V. Книга 2. Нараяния... С. 80-81.

1,3 Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян.—М.: Наука.—1982.— С. 174.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды... С. 47.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды... С. 47.

1,6 Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 48.

117 Веселовский А. А. Очерки по истории изучения быта и творчества крестьян Вологодской губернии. // ВОЙСК-—Вологда.—1922—27.—Дело 11.—Очерк III.—л. 87-88; Цейтлин И. Поморские народные сказки// ИАОИРС.-1911. N° 2. С.91.

1,8 Махабхарата. Нараяния... С. 81.

Бируни Абурейхан. Индия... С. 119-120.

Морозов И. А. Ритуалы выпроваживания кулешей в Вологодском крае// Информационно-практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо-Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений.—Вологда.— 1993 -С. 34.

Ригведа. Мандалы I—IV... С. 17.

Ригведа. Мандалы I—IV... С. 17, 27.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 246, 255.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 83.

Гусева Н. Р. Раджастханцы. Народи проблемы.—М.:Наука.—1989.— С. 160.

Гусева Н. Р. Раджастханцы... С. 160.

Гусева Н. Р. Раджастханцы... С. 160-162.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 31.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 83.

Гусева Н. Р. Раджастханцы... С. 161.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 83.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 105.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 150.

Йеттмар К- Религии Гиндукуша... С. 148.

Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси// Записки РГО по отделению этнографии.—СПб.—1877.— т. VII.— С. 411.

Махабхарата IV. Беседа Маркандеи.— Ашхабад.: Ылым.-1958.— С. 267-268.

Махабхарата. Беседы Маркандеи... С. 269.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды... С. 244.

Гусева Н. Р. Индия: тесячелетия и современность.-М.:Наука>^-1971.—С. 74.

Гусева Н. Р. Индия... С. 60.

Соколова В. К- Весенне-летние календарные обряды... С. 250—251.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды... С. 252.

Да услышат меня Земля и Небо... С. 161 — 166.

Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде... С. 23.

Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды... С. 160.

Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье... С. 15.

Криничная Н. А. Персонажи преданий: становление и эволюция образа.— Л.: 1988.— С. 92.

Русские заговоры... С. 120.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 226.

Ардзинба В. Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии.—М.: Наука.—1982.—С. 53.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 127—126.

Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды... С. 226.

Да услышат меня Земля и Небо. М.: Худ. литература. — 1984. — С. 95.

Ардвисур-Яшт// Поэзия и проза Древнего Востока... С. 525.

 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Золотая нить вечности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: