Вариант 5
А1. Укажите, в каких словах количество букв и звуков совпадает:
1) колье
2) дрожжевой
3) рвутся
4) якорь
5) празднуя
А2. Разделительный Ъ пишется в словах:
1) кур…ер
2) двух…актный балет
3) из…явить
4) ин…екция
5) с…ёмочная группа
А3. Пишется Ь на месте всех пропусков в рядах:
1) мыш…, свеч…ка
2) точ…-в-точ…, разреж…те
3) восем…десят, роскош…
4) стереч…, настеж…
5) клян…чить, горяч…
А4. Пишется Ыв словах:
1) пред…юльский
2) белолиц…й
3) от…граться
4) рекомендац…я
5) ц…тадель
А5. Пишется А в словах:
1) предв…рительный
2) ур…внение
3) заб…влять
4) зар…сли
5) девяност…метровый
А6. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) нум…рация, пр…образиться
2) оц…пенеть, зам…рать
3) п…ргамент, пр…обладать
4) соч…тающий, эл…ксир
5) обв…тшалый, юв…лир
А7. Ошибка допущена в одном из слов в рядах:
1) колоннка, сгущённый
2) начёс, расщепить
3) молотьба, филосовский
4) барсучок, гластность
5) шок, тренажёр
А8. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:
1) стихотворень…це, сбивч…вый
2) тюл…вый, о прежн…м муже
3) медвежь…м тулупом, о довери…
4) в исчезающ…м отражень…
5) перстенёч…к, баш…нка
А9. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) протян…м, наду…шь
2) расстро…шься, он остолбене…т
3) обвеш…нный сумками пассажир, закле…нный
4) раскле…вший, клянч…л
5) рассажива…мый, высыпа…шь
А10. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) глаже…ый, давно не белё…ые стены
2) дива…ый, их позы скова…ы и неловки
3) легко ране…ый офицер, гарантирова…ый
4) оборва…ый, ольша…ик
5) действовать согласова…о, соля…ый
|
А11. Пишется НЕ и раздельно на месте всех пропусков в предложениях:
1) На протяжении дня они побывали (н…)в одной деревне, но козу так и (н…)нашли.
2) Там, (н…)далеко от парка, поблёскивает в овраге почти (н…)заметная река.
3) Отношения между ними (н…)могли (н…)быть сложными.
4) Сколько бы (н…)смотрел на море, оно (н…)когда (н…)надоест.
5) Кто (н…)рад тому, что имеет, тот (н…)будет доволен и тем, что хотел бы иметь.
А12. Через дефис пишутся слова:
1) (пол)отдела
2) (водо)непроницаемый
3) (добровольно)спортивное общество
4) (блёкло)жёлтый
5) (по)прежнему весёлый
А13. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) (В)течение мая дули северо-восточные ветры.
2) Что(бы) проверить написание слова, мы обращаемся к словарю.
3) (На)счёт поездки ещё нужно было договориться.
4) (В)низу, в долине, где остановился отряд, солдаты разбили лагерь.
5) Это была иллюминация (по)случаю праздника.
А14. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
1) Примириться со злом _ значит самому стать безнравственным человеком.
2) Сохранить в детях душу, способную чувствовать всё прекрасное, _ важнейшая задача воспитателя.
3) Тоскливый крик журавлей в холодном осеннем небе _ как прощанье с родиной.
4) Керамическая посуда: причудливые чайники, кувшины, украшенные забавными фигурками бочонки _ на ярмарках шла нарасхват!
5) Раздольное русское предстепье, откуда вышли чуть ли не все величайшие писатели, _ родина и Ивана Бунина.
А15. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) На поляне то духотой пахнет _ то прошлогодней прелью _ то запахом грибным у срубленного пня.
|
2) Он часто приносил с охоты утку _ или кулика _ или зайца.
3) Плачу сначала потихоньку _ потом всё громче и громче _ и от горячих слёз мне становится холоднее.
4) Мне интересны _ как растения _ так и животные этого края.
5) В его речи прозвучали пожелания _ и поздравления одноклассникам _ и искренняя признательность учительнице.
А16. Обособленные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Машина резко затормозив остановилась в метрах трёх от нас.
2) И спустя много лет я помнил того китайца который так ловко жонглировал мечами и копьями.
3) На краю деревни стоял только что отстроенный и ещё не обшитый тёсом небольшой деревянный домик.
4) Знаете друзья мои я лучше встречусь с вами на станции.
5) Много раз ему мудрому наставнику ещё придётся поправлять своих учеников.
А17. Вводные слова (словосочетания) есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Эмма молилась или вернее старалась молиться.
2) Много важных чиновников лечилось у Бехтерева да и к самой императрице был он по слухам вхож.
3) Статистический анализ поначалу дал как будто бы слабое подтверждение нашей гипотезе но оказалось что это ошибка.
4) Тут к неописуемому восхищению Пети на старом кухонном столе была устроена целая слесарная мастерская.
5) Именно поздней осенью Пушкин чувствовал прилив творческих сил.
А18. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Я храню свои сбережения у Петрова, и он выплачивает мне проценты и зарабатывает на этом.
|
2) Так много умеющих предвидеть и так мало умеющих предупредить!
3) Майор положил на карту циркуль и объявил, что придётся, видимо, рискнуть на высадку в бухте сегодня же ночью и что он пойдёт со своими людьми сам.
4) Ветер по целым дням трепал деревья, да дожди поливали их с утра и до вечера.
5) Каждый раз я знал, что если мне придётся уйти в море, по возвращении я найду моего верного пса на пирсе.
А19. Двоеточие на месте пропуска ставится в предложениях:
1) На середине косогора он снова прислушался _ собачий лай, кажется, уже доносился с окраин.
2) Всё в доме спит _ не спит один его угрюмый властелин.
3) Читателей, конечно, интересует вопрос _ что в романе правда, в что в нём художественный вымысел?
4) Всякое растение на земле знает своё место _ одно любит глину, другое растёт на жирном чернозёме, третье расцветает в еловой тени.
5) Я посмотрел ему в лицо и ужаснулся _ в этих глазах не было ни жизни, ни добра.
А20. Чужая речь правильно оформлена в предложениях:
1) – Что вы тут делаете? – промолвил Базаров. – Букет вяжете?
2) Ольга спрашивала, что нужны ли тебе ноты.
3) «Я встретил вас – и всё былое…» - пел чей-то нежный голос.
4) «А какая судьба у Пети Арсёнова?» - спросил Вовка. – «Погиб». – «Подробности неизвестны?» - «Какие там подробности!»
5) Януш Корчак говорил, что: «Самая сильная тоска – тоска по родине».
А21. Запятая на месте всех пропусков ставится в предложениях:
1) А все наши простуды, насморки и головные боли _ как рукой сняло.
2) Самолёт _ подобно неуклюжему аистёнку _ стал медленно набирать высоту.
3) О серебряном веке русской поэзии мы говорим _ как об эпохе красоты и гармонии.
4) Этот лисёнок был _ словно комочек мокрой рыжей шерсти.
5) Как морская волна выносит на берег ракушку _ так и ваше сознание вынесет и положит перед вами на бумагу первое слово рассказа.
А22. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях:
1) История почтовых марок настолько интересна, что если вы лишь однажды попытаетесь узнать, почему вышла какая-то марка, что изображено на ней, отчего художник избрал именно этот сюжет, то вы тотчас почувствуете: познания ваши расширяются, связь с миром укрепляется необычайно.
2) Немного мы пробыли в Италии, но и за такой короткий срок искренне полюбили эту страну, и, как ни хотели поскорее домой, расставаться с нею было немножко грустно.
3) В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается: нужно показать, что ты сыт.
4) Солнце перевалило за полдень, стало жарче и суше, а странник всё так же быстро шагал, беспрестанно постукивая палкой, и неизвестно было куда он идёт и сколько ещё будет идти.
5) Женитьба – это такое же событие, как и посещение ресторана с друзьями: ты заказываешь себе то что нравится, а когда видишь, что заказали другие, то тебе начинает казаться, что лучше бы ты выбрал то же самое, что и они.
А23. Какие имена прилагательные являются относительными?
1) завистливый характер
2) эмалевая посуда
3) кожаный диван
4) нижний этаж
5) кокетливый взгляд
А24. Какие морфологические признаки соответствуют выделенному в предложении глаголу?
Он нас учил не бояться нового.
1) несовершенного вида
2) переходный
3) в форме изъявительного наклонения
4) в форме 3-го лица
5) в форме ед.ч.
А25. Морфологические нормы нарушены в примерах:
1) суп стал жиже
2) сидеть на краю обрыва
3) с обеими сестрёнками
4) жду разъяснений и комментарий
5) с пятистами шестидесятью коробками
А26. Строение каких слов соответствует схеме
приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание?
1) доверчивость
2) натоплен
3) оттолкнувший
4) обласканный
5) завистливый
А27. Укажите конструкции, которые не являются словосочетанием:
1) открывший книгу
2) вокруг оси
3) раздав тетради
4) давайте подумаем
5) девочки причёсаны
А28. Укажите, в каких случаях правильно соотнесены стили и жанры речи:
1) публицистический – фельетон
2) официально-деловой – инструкция
3) разговорный – беседа
4) художественный – рецензия
5) научный – репортаж
А29. Правильными являются утверждения:
1) Процесс развития общества влияет на развитие языка.
2) Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов.
3) Глаголы в прошедшем времени изменяются по лицам, числам и родам.
4) Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различающиеся по значению.
5) По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные.
Текст к заданиям А30-А32 и В1-В4
(1)Обаяние! (2)Можно ли точно определить значение этого слова? (3)В чём оно проявляется? (4)Что выражает и из чего состоит
(5)Оно вовсе не равнозначно одарённости, хотя большей частью соединяется с ней. (6)Обаяние не всегда сопутствует красоте, хотя легко заменяет её. (7)Однако красота и дарование проигрывают, если в них не присутствует то особенное и неуловимое, что называется обаянием. (8)Особенно проигрывают на сцене.
(9)Как часто в театре смотришь на актёра, восхищаясь его звучным голосом, стройной фигурой, классическим профилем, и остаёшься безучастным к тому, что он говорит и делает. (10)И как порой другой исполнитель, в котором всё противоречит норомам общепринятой красоты, заставляет тебя вместе с ним переживать его заботы и волнения, его печали и радости и кажется тебе прекрасным.
(11)Так, может быть, в способности увлечь и заключено обаяние актёрской натуры? (12)Да, безусловно, и в ней тоже. (13)Но и в чём-то ещё, что почти невозможно определить конкретными, ясными словами.
(14)Для актёра гораздо важнее безупречной техники и правильных черт лица та духовная прелесть, которая не только облагораживает внешнюю красоту, но и заставляет забыть недостатки, а иногда даже превращает их в достоинства.
А30. Прочитайте текст и определите, какое из перечисленных ниже утверждений противоречит позиции автора текста:
1) Обаяние актёрской натуры заключено не только в способности увлечь.
2) Безупречная техника для актёра важнее всего.
3) Красота и одарённость без обаяния на сцене проигрывают.
4) Обаяние может существовать без красоты, но настоящая красота невозможна без обаяния.
А31. Определите стиль и тип речи текста:
1) художественный стиль, описание
2) публицистический стиль, описание
3) художественный стиль, повествование
4) публицистический стиль, рассуждение
5) разговорный стиль, повествование
А32. Укажите синонимы к слову, выделенному в 9-м предложении:
1) беззаботный
2) равнодушный
3) безрадостный
4) бесчувственный
5) безразличный
Часть В
В1. Среди предложений 1-8 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Запишите номер предложения. _______________________________________________________________________
В2. Среди предложений 5-13 найдите сложноподчинённое предложение, одна часть которого определённо-личная. Ответ запишите цифрой. ________________________
В3. Каким членом предложения является слово, выделенное в 11-м предложении? Ответ запишите в И.п. ____________________________________________________
В4. Найдите в 14-м предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Запишите это слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте.
________________________________________________________________________
В заданиях В5-В8 нужно установить соответствие между двумя столбцами. Ответом должно быть сочетание букв и цифр. При этом некоторые данные второго столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. (А1 Б1 В2 Г4)
В5. Установите соответствие между выделенными словами и их характеристикой:
А. Я никогда этого не замечала. Б. Пусть будет тёплою стена и мягкою скамейка. В. Ничегоне было в ней загадочного. Г. Чёрный ворон сквозь белое облако глянет. | 1. наречие 2. предлог 3. союз 4. частица 5. местоимение |
В6. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:
А. Нет друга лучше знания, нет врага хуже невежества. Б. Наука ещё не придумала таких весов, на которые можно было бы положить материальные выгоды и вред, который иногда приносят эти выгоды. В. Помню, как мягко и беззаботно шумел летний ветер в шёлковой листве берёзы, путая эту листву. Г. Выпускной бал – важное событие, однако, по-моему, праздник последнего звонка – более важный день в жизни школа. | 1. сложносочинённое 2. сложноподчинённое с одной придаточной 3. сложноподчинённое с последовательным подчинением 4. сложное с разными видами связи 5. сложное бессоюзное |
В7. Установите соответствие между иноязычными словами и их русскими синонимами:
А. лаконичный Б. миниатюрный В. мемориальный Г. легитимный | 1. законный 2. известный 3. памятный 4. немногословный, краткий 5. небольшой |
В8. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой с точки зрения соблюдения синтаксических норм:
А. Следует не только освоить приёмы работы на компьютере, но и все виды технической документации. Б. Окончив техникум, у меня появилось желание поступить в вуз и получить высшее образование. В. Певица, участвуя в благотворительном концерте, с большим чувством исполнила три старинные русские романса. Г. Вам не следовало бы игнорировать таким интересным и выгодным деловым предложением. | 1. синтаксические нормы не нарушены 2. нарушены нормы построения предложений с однородными членами 3. нарушены нормы построения предложений с деепричастным оборотом 4. нарушены нормы согласования 5. нарушены нормы управления |