ОП.04 Фармакология
Специальность 31.02.01 Лечебное дело, 2 курс
Инструкция к практическому занятию
Тема: Сердечные гликозиды. Противоаритмические средства
Цель: усвоить основные вопросы фармакодинамики и фармакокинетики сердечных гликозидов, противоаритмических препаратов, решать задачи по оценке возможности применения препаратов этих групп при определенных патологических состояниях.
Конкретные задачи:
знать:
- классификацию сердечных гликозидов;
- различия в действии отдельных препаратов внутри группы;
- классификацию и особенности применения противоаритмических препаратов;
- правила заполнения рецептурных бланков
уметь:
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- решать задачи по оценке возможности применения препаратов при определенных патологических состояниях;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств;
- выписывать рецепты на препараты, влияющие на функцию органов дыхания.
Хронокарта практического занятия
№ | Этап занятия | Время, мин. |
Организационный момент | ||
Контроль исходного уровня знаний | ||
Контроль внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося | ||
Обучающий этап | ||
Самостоятельная работа на занятии | ||
Контроль конечного уровня усвоения знаний | ||
Заключительный этап |
Рекомендованная литература:
Основная:
1. Приказ МЗ ДНР № 336 от 17.12.2014 «Об утверждении порядка выписки рецептов и требований – заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и типовой формы рецептов Ф-1 и Ф-3».
2. Астафьев В.А. Основы фармакологии с рецептурой: учебное пособие / В.А. Астафьев. – М.: КНОРУС, 2013. – с. 295-305 – (Среднее профессиональное образование).
|
3. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – Изд. 9-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 700 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование). с. 467-489
Дополнительная:
1. Нековаль И.В.: учебник / И.В. Нековаль, Т.В. Казанюк. – 5-е изд, испр. – К.: «Межицина». – с. 275-290.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. – 16-е изд., перераб., испр. и доп. – М.: Новая волна, 2012. – 1216 с.
Ход практического занятия
1. Перед началом занятия изучите теоретический материал по теме (лекция, учебник). При изучении материала темы вам поможет учебное видео
https://www.youtube.com/watch?v=UVOt2dRkjnA
https://www.youtube.com/watch?v=i_bXxf0I1Rw&t=608s
2. Контроль выполнения самостоятельной работы (согласно методическим рекомендациям к СР по фармакологии):
1) дать письменные ответы на вопросы (1, 5, 9, 10);
2) выбрать из предложенного перечня препаратов те, которые применяются при аритмиях и выписать рецепт на один из препаратов;
3) составить конспект раздела «Регуляторы метаболических процессов, кардиопротекторы» (Федюкович Н.И. Фармакология, с. 467-469)
3. Дополните выражения
При хронической сердечной недостаточности назначают препарат горицвета весеннего ___________________________________________________________________________
В структуре сердечных гликозидов кардиотонические свойства определяет ___________________________________________________________________________
Сердечные гликозиды эффективны при следующих видах аритмий: ___________________________________________________________________________
Механизм действия анаприлина - ___________________________________________________________________________
|
В механизме дейсвтия противоаритмических препаратов ведущую роль играет __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
При аритмиях лидокаин вводят __________________________________________________
4. Под буквами А, Б и В зашифрованы сердечные гликозыди дигоксин, дигитоксин и строфантин. Определите сердечне гликозиды А-В по их фармакологическим характеристикам (напротив буквы указать соответствующий препарат)
Вещества | Основной способ введения | Латентный период | Полноевыведение | Выраженность кумуляции | |
внутрь | в/в | ||||
А | в/в | __ | 5 – 10 мин | 1 – 3 дней | + |
Б | внутрь, в/в | 30мин - 2 ч | 5 – 30 мин | 2 – 7 дней | + + |
В | внутрь | 2 – 4 ч | - | 2 – 3 нед | + + + |
А –
В –
С –
5. Выпишите в рецептах.
1. Сердечный гликозид при хронической недостаточности.
2. Сердечный гликозид быстрого действия при острой сердечной недостаточности.
3. Противоаритмическое средство - блокатор кальциевых каналов.
6. Решите задачи.
1) Препарат тормозит транспорт ионов кальция внутрь мышечных клеток сердца, что ограничивает стимулирующую роль кальция в сократительной функции миокарда. Расширяет коронарные сосуды сердца, уменьшает потребность сердца в кислороде, угнетает проведение импульсов от предсердий к желудочкам. Применяют препарат при аритмиях, для предупреждения приступов стенокардии.
О каком препарате идет речь?
2) У больного приступ пароксизмальной тахикардии.
Какое противоаритмическое средство можно использовать для его устранения? Объясните механизм действия и способ применения.
|
3) Пациенту врач назначил метопролол в дозе 0,2 г 1 раз в сутки. На упаковке препарата написано, что 1 таблетка содержит 25 мг.
- Определите, к какой группе относится препарат и показания к его применению.
- Определите, какое количество таблеток необходимо принять на один прием.
4) Больному К. (40 лет, диагноз «Хроническая сердечная недостаточность IIA») врач назначил дигитоксин в свечах (по 1 свече 2 раза в день). Через 10 дней у больного появилась мышечная слабость, тошнота, рвота, понос, отмечались экстрасистолы.
- Укажите причину развития осложнений.
- Назовите меры профилактики и лечения.
5) Больному К., 35 лет, для лечения полного атриовентрикулярного блока врач назначил под кожу препарат, после чего у больного появились сухость во рту, тахикардия, расширение зрачков, невозможность различать близкорасположенные предметы. Укажите, какой препарат был назначен больному, и объясните механизм его действия.
7. Для контроля усвоения материала практического занятия выполните тестовые задания, перейдя по ссылке https://onlinetestpad.com/txieqj4zvdzs4
Домашнее задание
Тема: Антиангинальные средства. Средства, применяемые при инфаркте миокарда
Литература:
1. Астафьев В.А. Основы фармакологии с рецептурой: учебное пособие / В.А. Астафьев. – М.: КНОРУС, 2013. – с. 313-319 – (Среднее профессиональное образование).
2. Федюкович Н.И. Фармакология: учебник / Н.И. Федюкович, Э.Д. Рубан – Изд. 9-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 700 с.: ил. – (Среднее профессиональное образование). с. 444-467
Задания для СР (согласно методическим рекомендациям к СР по фармакологии)
1. Составить конспект по вопросу «Антиатеросклеротические препараты» (Федюкович Н.И. Фармакология, с. 444-449);
2. Дать письменные ответы на вопросы (2, 3);
3. Выбрать из предложенных препаратов те, которые используются при инфаркте миокарда, для профилактики стенокардии. Выписать по 1 рецепту для каждой патологии (выбрать нужную лекарственную форму);
4. Дать фармакологическую характеристику препарата симвастатин по схеме:
1) Название препарата (русское, латинское)
2) Фармакологическая группа согласно современной классификации
3) Фармакологическое действие
4) Показания к применению
5) Форма выпуска
6) Способ применения, особенности применения
7) Побочные эффекты