Инсценировка Т. Раздорожной
По произведениям М. Трауб
ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!
ПРОЛОГ
1, 2, 3, 4 Женщины в детской среди игрушек.
4 Ж: - Спать, спать, спать.
2 Ж: - Сделать маникюр.
1 Ж: - Не подходить к плите.
3Ж: - Купить новое красивое платье с вырезом и туфли на высоких каблуках.
4 Ж: - Покрасить волосы и сделать стрижку.
2 Ж: - Сесть на диету.
1 Ж: - Потанцевать.
3 Ж: - Поболтать с подружками...
4 Ж: - Это то, чего хочет каждая женщина.
2 Ж: - А мать двоих детей, один из которых младенец, особенно.
1 Ж: - Дети – это счастье.
3 Ж: - И муж – тоже счастье.
Встают, пытаются разобрать вещи, сбрасывают их в 1 кучу на авансцене справа.
4 Ж: - Но как иногда хочется забыть про сопли, какашки, растяжки…
2 Ж: - Памперсы, уроки, тренировки!
1 Ж: - Прививки, режим и правильное питание!
3 Ж: - Про ответственность и семейный бюджет!
4 Ж: - Сломанную стиральную машину, в которую ребенок засунул игрушку.
2 Ж: - Прегоревшие лампочки, коляску, санки, лыжи!
1 Ж: - Не хочется чистить ванную и мыть полы.
3 Ж: - Гладить школьную форму и смотреть в дневник, чтобы вспомнить, что класть на сменку – кроссовки или ботинки.
Стоят напротив игрушек, смотрят на кучу, обсуждают.
4 Ж: - Как же не хочется утром вставать и варить кашу, потом суп на обед.
2 Ж: - И ехать в магазин, потому что все опять съели.
1 Ж: - Не выставлять с вечера рядом с кроваткой две бутылочки – с чаем и с йогуртом, три соски и два памперса.
3 Ж: - Не собирать по утрам портфель, не собранный с вечера.
Делятся на пары, «мама-ребенок» 4 Ж и 1 Ж (на авансцене слева), 2Ж и 3 Ж (в глубине справа).
|
4 Ж: - Почисти зубы!
1 Ж: Умойся!
2 Ж: - Сиди ровно!
3 Ж: - Ешь, я сказала!
4 Ж: - Что получил в школе?
1 Ж: - Почему опять дырка на штанах?
2 Ж: - Где второй ботинок?
3 Ж: - Почему пиджак в портфеле, а не на тебе?
Проходка «гребенкой» навстречу друг другу.
2 Ж: - Прогулка, обед, опять прогулка.
4 Ж: - Старые штаны, куртка на два размера больше и растоптанные ботинки.
3 Ж: - И мама, которая по телефону дает советы.
1 Ж: - «Ты знала, на что шла, когда заводила детей».
2 Ж: - «А как мы вас растили? Руками стирали и без памперсов!»
4 Ж: - «Что ты все время ноешь? Ты молодая и здоровая, а я старая и больная, и то не ною».
Когда Женщины оказываются в центре сцены, появляется толпа.
2 Мальчик – слева, Папа и 3 Девочка – центр, 1 Мальчик и 1 Девочка – справа, 2 Девочка из гримерки. Играют и замирают в стоп-кадре.
4 Ж: - Дети рождаются и вырастают.
2 Ж: - Очень быстро.Слишком быстро.
1 Ж: - Наступает время, когда ты говоришь - «Я мама»…
3 Ж: - И считаешь это главным своим достижением.
ВСЕ АКТЕРЫ: - Что на самом деле очень верно и правильно.
Общая групповая фотография.
ВСЕ АКТЕРЫ: - Осторожно, дети! Инструкция по применению.
Быстрая музыка, раскладка вещей, все разбегаются.
СЦЕНА 1
Что делать, если болеют муж и дети
2 Женщина, Папа, 1 Мальчик, 1 Девочка
Одеяло посередине. 2 Женщина из центра.
2 Ж: - Дети имеют обыкновение болеть.
Слева и справа выходят 1 М и 2 Д с подушками, залезают под одеяло.
2 Ж: - Да, когда болеют дети, обрывается сердце. Но когда болеет муж…
|
Из центра выходит муж со слоном, залезает под одеяло к детям по середине.
2 Ж: - Когда болеет муж, хочется найти цианистый калий и дать, чтобы уже не мучился. При этом женщина болеть вроде как не может. У меня заболели все и сразу.
Все одновременно говорят свои реплики. Девочка: «Мама, дай водички! Мама, дай игрушку!», Мальчик: - «Я не могу идти в школу!», Муж: «Ты меня любишь? Ну скажи, ты меня любишь?» и т.д.
2 Ж: - Муж лежал на диване в позе младенца и умирал. Он стонал, держался за сердце, хотя у него были сопли…
МУЖ (требовательно): - Просил принести стакан воды и требовал заверений в любви!
2 Ж: - Сынначинал требовать внимания вечером. Он кашлял, держался за ногу, хотя у него тоже были сопли…
1 М: - Разреши мне хоть пять минут поиграть на компьютере, чтобы стало полегче!
2 Ж: - Дочь заступала на смену ночью – хныкала, сбрасывала одеяло, требовала попить, игрушку.
1 Д: - Не было ни соплей, ни кашля, только температура.
2 Женщина выходит на авансцену, в зал.
2 Ж: - Половина кухонного стола была завалена лекарствами, пипетками и мерными ложками. Ничего удивительного, что я все перепутала!
К ней «пристраиваются снизу» по очереди члены семьи.
1 М: - Сыну дала съесть нутряное сало.
1 Д: - Дочь накормила медом с редькой.
МУЖ: - А мужу дала ректальную свечку вместе с водой – чтобы выпил.
2 Ж: - Странно, но всем стало легче.
Члены семьи разбрасывают вещи, дети катаются по полу и т.д. Требуют у женщины немедленного внимания и заботы.
2 Ж: - На следующий день дом был похож на свалку.
|
МУЖ: - Рядом с кроватью мужа скопилось несколько чашек и стопка книг.
1 М: - Комната сына была завалена бумажными носовыми платками, как снежными хлопьями.
1 Д: - А дочери понравилось открывать и закрывать коробочки с лекарствами.
2 Ж: - Еще через день все пошли на поправку и стали капризничать.
1 М: - Мне разве можно делать домашнее задание? Ты уверена, что мне не станет хуже? Может, я еще болею?
МУЖ: - Не хочу капать в нос! Капли в горло попадают, и они невкусные.
1 Д: - Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит, приходи к нему лечиться и корова и волчица….
2 Ж: - Пожалуйста, уберите свои вещи!
Семья встает, но со стоном опускается обратно – муж держится за сердце, Дочь за живот, сын за голову.
МУЖ: - Устал я что-то! Надо прилечь.
1 М: - Сын пролил горячее молоко, которое пил, лежа на диване, задрав ноги.
1 Д: - Дочь разбила флакон с сиропом от кашля.
2 Ж: - Уколы!
Вся семья моментально «выздоравливает», убирает вещи, встает по стойке «смирно».
2 Ж: - Уколы прописали моему мужу.
Дети наблюдают за папой и уговаривают.
1 М: - Дозировка минимальная!
1 Д: - Иголка – самая тоненькая.
МУЖ: - Подожди, я еще не готов! Мне нужно лечь.
2 Ж: - Не обязательно, можешь стоять.
МУЖ: - Нет, я лягу. Так будет легче. Предупреди, когда будешь колоть, чтобы я вдохнул. (Отскакивает в сторону). А-а-а! Я же просил предупредить!
2 Ж: - Не может быть, чтобы было так больно!
МУЖ: - Ужасно больно. У меня даже нога онемела. Почему-то я ходить не могу.
2 Ж: - Уколов надо было сделать десять.
1 Д: - Папа стонал!
1 М: - Тер больные места.
МУЖ: - Ты специально мне так больно делаешь.
1 Д: - И вообще у папы там синяки!
1 М: - Кровоподтеки и шишки.
МУЖ: - А можно какое-нибудь болеутоляющее?
2 Ж (угрожающе идет к мужу): - Я капала ему валокордин, правда, пока несла рюмку, выпивала сама – чтобы не сорваться.
МУЖ: - Не хочу… не буду… зачем? Я устал! Не могу сидеть. У меня там точно нет гематомы? (На авансцене). Посмотрите повнимательнее! Может, нам лампочки поменять? Ничего не видно!
1 Д: - После укола папа долго лежал и просил чай…
1 М: - Плед!
1 Д: - Еще одну подушку!
1 М: - Открыть форточку!
1 Д: - Закрыть форточку!
2 Ж: - Раньше я думала, что мужчины как дети. Нет, они хуже детей. Они совершенно не умеют терпеть.
МУЖ: - Не могу переключиться! Все время чувствую место укола.
2 Ж. наступает ему на ногу.
МУЖ: - Что ты делаешь? С ума сошла? Больно же!
ДЕТИ: - Папа, где больно?
МУЖ: - Нога!!!
2 Ж: - Ну не попа же…
«Колыбельная», выход всех персонажей. 2 Мальчик, 1 Мальчик, 1 Девочка – слева, 1-4 Женщины – в центре, 2 и 3 Девочки с Папой. Все танцуют, «мирят» Папу и 2 Женщину, но как только они хотят обняться – между ними «выныривает» 1 Девочка. Уход за кулисы.
СЦЕНА 2
Отстаньте от ребенка!
1 Женщина, Папа, 2 Мальчик, 1 Девочка
Из центра 1 Девочка.
1 Д: - Меня зовут Серафима. Мне полтора года. Это Вася – мой брат. (Вася из гримерки). Ему почти 12 лет. Эта женщина, которая кричит, – моя мама (Мама из правой кулисы), этот молчаливый мужчина - мой папа (Папа из левой кулисы).
Все персонажи вокруг девочки. Папа «А где у мишки глазки», Мама «А давай сделаем хвостики», Вася «»Скажи Вася!». Папа доходит до авансцены, 1 Девочка садится на него сверху как «на лошадку».
ПАПА: - Покажи, где у мишки глазки? А у киски где глазки? А у Симы где глазки?
1 Д (объясняет папе): - Эти глазки мне уже порядком надоели. Папа же и сам знает, где у кого глаза. Зачем показывать? К тому же у меня еще не все в порядке с координацией движений, и я просто боюсь ткнуть себе пальцем в глаз.
1 Ж: - Ради бога, остань от нее!
ПАПА: - Хорошо… (Пауза). – А где у мишки носик? А у Симы где носик?
2 М (манит игрушкой из угла): - Скажи «Вася», ну скажи – «Ва-ся», Скажи «Вася», тогда отдам игрушку!
1 Ж: - Вася, перестань! (отдает игрушку).
Папа, Мама и Вася на авансцене слева, «совет».
1 Ж: - Она все равно не скажет!
2 М: - А вдруг? Я ее буду дрессировать.
1 Ж: - Дрессируют животных, а она ребенок.
2 М: - Какая разница?
1 Ж: - Животных с помощью еды дрессируют.
2 М: - Ну да, метод кнута и пряника, я знаю. Сима, хочешь пряник? (Берет слона). Тогда скажи «Вася».
1 Д: - Я начинаю ныть.
1 Ж: - Отстаньте все от ребенка!
Мама усаживает Папу и Васю у задника и демонстрирует «мастер класс».
1 Ж: - Сима, давай сделаем хвостики. Ой, эти резиночки не подходят, давай другие. Подожди. Куда ты убежала? А хвостики? Давай причешу! Давай косички заплету!
Папа присоединяется к маминой беготне, Вася стоит в центре, Сима хватает его за ноги как за спасательный круг.
2 М: - А дети имеют право решать?
1 Ж: - Когда вырастешь, делай что хочешь!
ПАПА: - Кстати, сын, а что ты хочешь?
2 М: - Даже боюсь сказать. Когда я стал мечтать о собаке, появилась Сима.
1 Д и 2 М: - С желаниями нужно быть очень осторожными!
«Оркестр», выход персонажей. «Пианино» - 1 Девочка, 2 Мальчик, Папа и 1 Женщина. Справа 3 Девочка – скрипка, 1 Мальчик – виолончель, слева – 2 Девочка - флейта, 3 Женщина – барабаны, Центр - 1 Мальчик – треугольник, 2 и 4 Женщины – труба, тромбон. Начинается ссора, затем все разбирают свои игрушки.
СЦЕНА 3