Основные категории педагогики




Категория (греч. kategoria — «суждение») — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой — определяют предмет педагогики.

Прежде всего, в педагогике как науке об образовании выделяют категорию педагогическая система. Исследователи отмечают (по В.А. Сластенину), что под педагогической сис­темой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функциони­рующих в целостном педагогическом процессе компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходи­мые для создания организованного и целенаправленного педагогического влия­ния на развитие, обучение и воспитание личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогичес­кая система.

Педагогический процесс рассматривают как систему, которая (по В.А. Сластенину) представляет собой специ­ально организованное взаимодействие педаго­гов и воспитанников (педагогическое взаимо­действие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с це­лью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей, как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагоги­ческий процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он являет­ся главной структурной единицей образования и контролирует систему педаго­гического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогиче­ское взаимодействие. Оно представляет собой преднамеренный контакт (длитель­ный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Понятие «педагогическое взаимодействие » шире, чем понятие «педагогичес­кая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших участников педагогического процесса — педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Этимологически образование восходит к понятиям «образ», «образец». В древ­ности это слово относилось ко всем видам деятельности человека («образовать» форму глины, камня, древесины и т. д.). Потом термин «образование» стал обо­значать преимущественно процесс и результат педагогической деятельности, заключающийся в формировании образа человека.

В настоящее время образование трактуется как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориен­тированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общеобразовательном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни индивида и общества в целом, социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.

Образование носит культурно-исторический характер, являясь составной частью культуры, показателем и характеристикой той или иной общественно-экономической формации. Оно выполняет функции обучения, воспитания и раз­вития человека, передачи культуры от поколения к поколению.

Образование — очень сложное, многоаспект­ное явление и его нельзя определить однозначно. Можно выделить следующие характеристики образования:

- социокультурный феномен: цели и задачи его определяются обществом и одновременно образование выступает важным фактором общественного развития, является составным компонентом культуры;

- открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных про­грамм, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;

- целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;

- достигнутый гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.

По мере перехода к информационному обществу образование всё больше будет становиться самообразованием. Главной задачей образовательных учреж­дений станет создание максимально благоприятных условий для самообразова­ния и саморазвития личности, а также для взаимообразования.

Воспитание — одна из фундаментальных категорий педагогики. Понятие «воспитание» употребляется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле воспитание рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально зна­чимых качеств. В данном случае воспитание практически отождествляется с со­циализацией. В узком смысле воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса (по В.А. Сластенину). Деятельность педагогов при этом назы­вается воспитательной работой.

Воспитание направлено на формирование определенных качеств личности: гражданственности, патриотизма, трудолюбия и др. Возникло воспитание из практической потребности приспособления человека к жизни в обществе, оно является вечной категорией, носит конкретно-исторический характер. Основ­ные виды воспитания — умственное, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое.

Понятие «воспитание» тесно связано с самовоспитанием, под которым пони­мается систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обя­зательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. В процессе самовоспитания используются такие способы, как самоанализ, само­внушение, самоорганизация, самоконтроль и др.

Обучение — это специфический способ образования, направленный на разви­тие личности посредством организации усвоения обучающимися научных зна­ний и способов деятельности (В.А. Сластенину).

Обучение отличается от воспитания более высокой степенью регламенти­рованности педагогического процесса нормативными предписаниями как содер­жательного, так и организационно-технического плана (государственный стан­дарт, программы, учебный год, урок и т. п.). Обучение направлено на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и развитие их умственных способ­ностей.

Воспитание и обучение тесно взаимосвязаны: обучение должно быть воспиты­вающим, а воспитание — обучающим. Воспитание и обучение являются способами осуществления педагогического процесса, выполняющего три основные функции: образовательную (формирова­ние мотивации, способов учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний); воспитательную (формирование определен­ных качеств, свойств и отношений человека); развивающую (развитие психиче­ских процессов, свойств и качеств личности).

Одна из педагогических категорий — педагогическая технология — фиксирует целесообразные и оптимальные этапы достижения результатов образования.

Педагогическая технология — это последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процес­се с целью решения педагогических задач.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

1)целевой (стратегические и тактические цели и задачи);

2)содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентации, опыта творческой деятельности);

3)деятельностный (способы и приемы освоения содержания);

4)результативный (достигнутые результаты);

5)ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогиче­ского процесса).

Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается материализованная ситуация воспитания и обу­чения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педаго­гов и воспитанников с определенной целью (по В.А. Сластенину).

Результатом, педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие — это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Осуществляется развитие личности двумя путями: путем формирования лично­сти и в процессе биологического созревания (происходящего в рамках возраст­ных периодов). Созревание — это естественный процесс преобразования анатоми­ческих структур и физиологических процессов организма по мере его роста: созре­вание строения мозга, центральной нервной системы, половое созревание и т. д.

Под формированием личности понимается процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организо­ванного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности. Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается форми­руясь и формируется развиваясь.

Становление личности — это приобретение человеком в процессе развития но­вых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития. Можно, например, говорить о ста­новлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессио­нализма, мастерства и т. д

Любой науке присуща система законов и закономерностей. В философии закон трактуется как наиболее существенная, повторяющаяся, устойчивая связь и взаимная обусловленность.

Педагогический закон — это педагогическая катего­рия для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устой­чиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая меха­низмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педаго­гической системы (по В.И. Андрееву).

Закономерность в педагогике рассматривается как частное проявление закона, как часть по отношению к понятию «закон».

Понятия «закон» и «закономерность» не противопоставляются, они отражают педагогические явления на разных уровнях обобщения: закон на максимально конкретном и четком, а закономерность — на более абстрактном уровне, при этом закономерность часто вскрывает лишь общую тенденцию функционирования и развития педагогической системы.

На основе педагогических законов и закономерностей (т. е. уже на познанной педагогической действительности) базируются педагогические принципы. Если закон отражает педагогическое явление на уровне сущего и отвечает на вопрос, каковы существенные связи и отношения между компонентами педагогической системы, то принцип отражает явление на уровне должного и отвечает на вопрос, какие действия наиболее целесообразны для решения соответствующего класса педагогических задач.

Педагогический принцип выступает в качестве нормативного требования и служит критерием для повышения эффективности педагогической практики. Кроме того, принцип может выступать в качестве основного положения и сис­темообразующего фактора для развития педагогической теории.

Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), слу­жит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности(по В.И. Андрееву).

Каждый педагогический принцип реализуется в тех или иных правилах. Пра­вила педагогики — это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования по реализации того или иного принципа обучения и воспитания. Например, принцип доступности и посильности в обучении реализуется посред­ством следующих правил: учет реального уровня развития и подготовленности обучающихся, использование наглядности и других дидактических средств, установление связи нового материала с ранее изученным, соблюдение меры трудности в обучении и др.

В отличие от принципов, правила обучения и воспитания определяют не стра­тегию, а тактику педагогической деятельности, имеют прикладное., практическое значение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: