Часть 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной
последовательности в таблицу.
1) Медный бунт.
2) Вестфальский мир.
3) Смоленская война
Ответ:
2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) Крестьянская война Степана Разина | 1)1682-1689гг. |
Б) Правление Фёдора Алексеевича | 2) 1667-1671гг. |
В) Война с Речью Посполитой за Украину | 3)1654-1667гг. |
Г) регентство Софьи Алексеевны | 4)1645-1676гг. |
5)1648-1654гг. | |
6)1676-1682гг. |
Ответ:
А | Б | В | Г |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV−XVII вв.
1) пожилое
2) Соборное уложение
3) Табелью о рангах
4) заповедные лета
5) урочные лета
6) Юрьев день
Начало формы
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Ответ:
4. Напишите пропущенное слово.
Лично свободных крестьян, работающих на государственных землях, несших государственные повинности в XIV- XVII вв, называли ________.
Ответ: ___________________________
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
НАЗВАНИЯ НАСЕЛЁННЫХ
ПУНКТОВ СОБЫТИЯ
А) Переяславль Б) Андрусово В) Кардисс Г) Нерчинск | 1) Мир со Швецией, отказ России от претензий на Прибалтику. 2) перемирие с Польшей, Смоленские земли и Левобережная Украина входят в состав России 3) договор с Японией о статусе Сахалина и Курильских островов 4) Признание Польшей Киева и Запорожья территорией России 5) Рада, принявшая решение о включении Украины в состав России 6) Разграничение границ с Китаем на Дальнем Востоке. |
Ответ:
|
А | Б | В | Г |
6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их
краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой,
подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫИСТОЧНИКОВ | |
А) | «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии». |
Б) | «Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых». |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
|
1) «Ученица Симеона Полоцкого» заключила в 1686 г. «Вечный мир» с Речью Посполитой.
2) Представители семьи Романовых пришли к власти в результате стрелецкого бунта.
3) В тексте речь идёт о событиях, связанных с Земским Собором 1613 года.
4) «Ученица Симеона Полоцкого» пришла к власти в результате стрелецкого восстания.
5) В период правления упомянутого в тексте представителя семьи Романовых заключил Столбовский мир со Швецией.
6) Упомянутый(ая) в тексте представитель(ница) семейства Романовых пришёл(шла) к власти, свергнув своих младших братьев – Ивана и Петра.
Ответ:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
7. Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) товарная специализация районов
2) железнодорожное строительство
3) создание мануфактур
4) развитие ярмарочной торговли
|
5) уничтожение внутренних таможенных пошлин
6) начало промышленного переворота
Ответ:
8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже
список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного
буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) По условиям «Вечного мира» с речью Посполитой в состав России был включён город ___________.
Б) Гетман Украины, сторонник объединения с Россией, его имя и фамилия _________.
В) В.В. Голицын возглавлял русские войска, которые в 1687 году предприняли поход в ___________.
1) Сибирь.
2) Степан Разин.
3) Крым.
4) Киев
5) Смоленск
6) Богдан Хмельницкий
Ответ:
А | Б | В |
9. Установите соответствие между именами князей и воевод и событиями, связанными с их деятельностью.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ
А. Обязанность крестьян отдавать помещику часть имущества в натуральной или денежной форме | 1.МАНУФАКТУРА | |
Б. Обязанность крестьян обрабатывать землю помещика | 2. БАРЩИНА | |
В. Система постоянно действующих торговых связей между различными частями страны | 3. ОБРОК | |
Г. Промышленное предприятие, основанное на принципе разделения труда, ручном наёмном труде. | 4. КРЕПОСТНОЕ ПРАВО | |
5. ВСЕРОССИЙСКИЙ РЫНОК | ||
6. ЯРМАРКА |
Ответ:
А | Б | В | Г |
10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя церковного деятеля, о котором идет речь.
«Это был властолюбец, фанатично веривший в свое великое предназначение. С началом церковной реформы в 1654 г. патриарх стал публично заявлять о первенстве «священства над царством», что означало подчинение царской власти патриаршей. Со временем это различие характеров царя и патриарха породило взаимное отчуждение. Алексей Михайлович все более и более тяготился его назойливой опекой и высокомерием. Дружбе пришел конец, и, когда патриарх в 1658 г. публично в кремлевском Успенском соборе отрекся от своего сана, царь не стал его отговаривать».
Ответ: _______________
11.Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель | Время правления | События |
Михаил Фёдорович | ___________ (А) | ___________ (Б) |
Фёдор Алексеевич | ___________ (В) | Чигиринские походы |
____________ (Г) | 1682-1689 | «Вечный мир «с Польшей |
____________ (Д) | 1645-1676 | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1)»Азовское сидение»
2)Алексей Михайлович
3)»Соловецкое сидение»
4)1613-1645
5)Азовские походы
6) 1676-1782
7)Иван Алексеевич
8) Софья Алексеевна
9) 1682-1696
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
12 Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского.
«…внутренние затруднения правительства усиливались ещё глубокой переменой в настроении народа. Новой династии приходилось иметь дело с иным обществом, далеко не похожим на то, каким правили прежние цари. Тревоги Смутного времени разрушительно подействовали на политическую выправку этого общества; с воцарением новой династии в продолжение всего [века] все общественные состояния неумолчно жалуются на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на злоупотребления властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но о чём прежде терпелива молчали. Недовольство становится и до конца века является господствующей нотой в настроении народных масс. Из бурь Смутного времени народ вышел гораздо впечатлительнее и раздражительное…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанная в тексте ситуация относится к семнадцатому веку.
2) Историк отмечает в тексте благоприятные условия воцарения новой династии.
3) Историк считает, что новизна ситуации заключалась в развитии чувства покорности и терпения у русского народа.
4) Одним из «прежних царей», о которых говорится в тексте, был Иван Грозный.
5) Первым представителем новой династии, о которой говорятся в тексте, был царь Михаил Фёдорович.
6) Одной из причин описанного в тексте положения народа были последствия реформ Петра I.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.
13. Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».
Ответ:____________
14.Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».
Ответ:____________
15.Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. — _____________ — обозначена на схеме цифрой "4"».
Ответ:____________
16. Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.
2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.
3) Точечным узором на схеме обозначен основанной район производства льна и пеньки.
4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы
Европейской части России, обозначенное на схеме.
5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.
6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск
Ответ:
17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими
характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКИ
А | Летний дворец в с. Коломенском | Икона, написанная для Троице-Сергиевой Лавры С. Ф. Ушаковым | |
Б | «Спас Нерукотворный» | Икона, написанная для Ферапонтова монастыря Дионисием | |
В | Церковь Покрова в Филях | Пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. | |
Г | Церковь Рождества Богородицы в Путинках | Этот памятник был создан как летняя резиденция Бориса Годунова. | |
Архитектурный стиль - русское узорочье (московское узорочье) | |||
Этот памятник был создан как летняя резиденция Алексея Михайловича. |
Ответ:
А | Б | В | Г |
18. Какие суждения о произведении русского искусства, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) на фотографии изображён портрет (парсуна) царя Алексея Михайловича
2) портрет хранится в Золотых кладовых Эрмитажа
3) парсуна создана в XVII в.
4) данная форма живописи получила активное развитие в России XVIII в.
5) в руках царя, изображённого на портрете, скипетр, на его голове – держава.
Ответ:
19. Какая из икон была создана в том веке, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.
Ответ:
Часть 2