Лекция по дисциплине «Теория мотивации работников на предприятии»




Lecture on the discipline "The theory of motivation of workers in the enterprise"

 

1Сущность понятий «потребности», «мотивация»   Потребность – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию (нужда в чем-то). Потребности бывают: а) первичные потребности – физиологические (заложены в нас генетически); б) вторичные потребности – вырабатываются в ходе познания и приобретенного жизненного опыта (саморазвитие, успех, духовные потребности).   Мотивация– это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для достижения общих целей и целей организации.   Основными задачами мотивации является: 1) формирование у каждого сотрудника фирмы понимание сущности и значения мотивации труда; 2) обучение персонала и руководящих работников психологически основанного внутрифирменного поведения; 3) необходимое использование руководством современных методов мотивации. 1 The essence of the concepts of "needs", "motivation" A needis a conscious absence of something, causing a motivation for action (need for something). Needs are: a) primary needs - physiological (laid down in us genetically); b) secondary needs - are developed in the course of cognition and acquired life experience (self-development, success, spiritual needs).   Motivationis the process of motivating each employee and all members of the team to work actively to achieve the overall goals and objectives of the organization. The main objectives of motivationare: 1) the formation of each employee of the firm understanding of the essence and meaning of labor motivation; 2) training of staff and managers of psychologically based in-house behavior; 3) the necessary use by management of modern methods of motivation  
2Содержательные теории мотивации. Теория мотивации А.Маслоу   Содержательные теории мотивации – основываются на идентификации внутренних потребностей, которые заставляют человека (работника) действовать так или иначе (Маслоу, Мак Клелланд, Герцберг);   А. Маслоу предложил разбить потребности на 5групп: 1 - физиологические потребности (необходимые для выживания); 2 - потребность в безопасности и уверенность в будущем (жилье); 3 - социальные потребности, причастные к какому-либо человеческому обществу, к группе людей; 4 - потребности в уважении, признании; 5 - потребности самоутверждения, самоуважения, самореализации.   2 Substantial theories of motivation. The theory of motivation A. Maslow   Substantive theories of motivation - based on the identification of internal needs that cause a person (worker) to act in one way or another (Maslow, McClelland, Herzberg);     A. Maslow proposed breaking up the demand for 5 groups: 1 - physiological needs (necessary for survival); 2 - the need for security and confidence in the future (housing); 3 - social needs involved in any human society, a group of people; 4 - the need for respect, recognition; 5 - the needs of self-affirmation, self-esteem, self-realization
3 Содержательные теории мотивации. Теория мотивации МакКлелланда   Мак Клелланд выделяет 3 уровня потребности: а) потребность власти (желание воздействия на других людей); б) желание успеха (эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения); в) в причастности (означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживание дружественных отношений и оказание помощи другим).   3Substantial theories of motivation. The theory of McClelland motivation   McClelland highlights three levels of need: a) the need for power (the desire to influence other people); b) the desire for success (this need is met not by proclaiming the success of any person, but by the process of bringing the work to a successful conclusion); c) involvement (meaning that people are interested in acquaintances, establishing friendly relations and helping others).  
4 Содержательные теории мотивации. Теория мотивации Ф.Герцберга   Предположено 2 группы факторов, влияющих на поведение людей: 1) гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа (условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение и социально-психологический климат в коллективе). При отсутствии или недостаточной степени гигиенических факторов у человека возникает неудовлетворенность в работе. Если они достаточны, то они сами по себе не могут вызвать удовлетворение работников и не могут мотивировать работников на что либо; 2) факторы мотивации – работа как ценность сама по себе, появляется чувство ответственности, возможность творческого и делового роста, успех продвижения по службе, признание и одобрение результатов. Отсутствие или неадекватность мотивации не приводит к неудовлетворению работ, но их наличие вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности деятельности. 4Substantial theories of motivation. The theory of motivation F. Herzberg   There are 2 groups of factors that influence people's behavior: 1) hygienic factors associated with the environment in which work is carried out (working conditions, social relations, management style of the organization, remuneration and socio-psychological climate in the team). In the absence or inadequate degree of hygienic factors, a person becomes dissatisfied with the work. If they are sufficient, they alone can not bring satisfaction to workers and can not motivate employees to do anything; 2) Motivation factors - work as a value in itself, there is a sense of responsibility, the opportunity for creative and business growth, the success of promotion, recognition and approval of the results. Absence or inadequacy of motivation does not lead to dissatisfaction of the work, but their presence causes satisfaction and motivates employees to improve their efficiency  
5 Процессуальные теории. Теория ожидания Врума.   Согласно этой теории не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения поставленной цели, но и вы-бранный тип поведения: 1) руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника; 2) сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выплачено вознаграждение; 3) сотрудника и руководителя, допускающих, что при улучшении качества работ, рабочему будет выдано определенное вознаграждение; 4) сотрудник, который сопоставил размер вознаграждения с суммой, которая ему необходима для удовлетворения определенных потребностей. Действенность мотивации можно определить по формуле: (З→Р)*(Р→В)*У; где: З – затраты; Р – результаты; В – вознаграждение; У – удовлетворение вознаграждения.   Работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемого вознаграждения. А руководитель должен давать такие вознаграждения, которые могли удовлетворить ожидаемую потребность работника.   Применение теории. 1. Так как разные люди обладают различными потребностями, то конкретное вознаграждение они оценивают по разному. Поэтому руководство должно сопоставить предполагаемое вознаграждение с потребностью сотрудников и привести их в соответствие. 2. Для эффективной мотивации, менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. 5 Procedural theories. The expectation theory is Vroom.   According to this theory, not only need is a necessary condition for motivating a person to achieve this goal, but also a chosen type of behavior: 1) the head, who under certain conditions stimulates the work of the employee; 2) an employee who is confident that, under certain conditions, he will be paid a fee; 3) the employee and the manager, who admit that if the quality of work is improved, the worker will be given a certain reward; 4) an employee who compared the amount of compensation with the amount that he needs to meet certain needs. The effectiveness of motivation can be determined by the formula: (C → R) * (R → Re) * Y; Where: C - costs; R - results; Re - remuneration; Y - satisfaction of remuneration.   An employee must have such needs, which can be largely satisfied as a result of the anticipated remuneration. And the manager should give such remunerations that could satisfy the expected need of the employee     Application of the theory. 1. Since different people have different needs, they evaluate the specific reward in different ways. Therefore, management should compare the expected remuneration with the needs of employees and bring them in line. 2. For effective motivation, the manager must establish a firm relationship between the results achieved and the reward
6 Процессуальные теории. Теория справедливости Люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей выполняемых аналогичную работу, при этом они учитывают условия, в которых работают они и другие сотрудники. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает, что его коллега получил за такую же работу большее вознаграждение, то у него возникает психологическое напряжение. Люди, которым недоплачивают, могут работать менее интенсивно, либо наоборот стремиться повысить свое вознаграждение. Сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличить ее. 6 Procedural theories. Theory of justice   People subjectively determine the ratio of remuneration received to spent efforts, and then correlate it with the remuneration of other people performed similar work, while they take into account the conditions in which they work and other employees. If the comparison shows imbalance and injustice, i.e. a person believes that his colleague received a greater reward for the same job, then he has a psychological tension. People who are underpaid can work less intensively, or on the contrary try to increase their remuneration. Employees who believe that they are overpaid will strive to maintain the intensity of labor at the same level or even increase it.  
7 Процессуальные теории. Теория Портера-Лоулера Это обобщение теории ожидания и справедливости, при этом используется следующее соотношение: 1) результат – это функция от способностей, усилий удовлетворения сотрудников своей ролью в коллективе; 2) усилия – это функция от ценности вознаграждения и его вероятности; 3) удовлетворение – это функция от величины вознаграждения и его справедливости, то есть, показана взаимосвязь следующих переменных: а) затрачены усилия; б) получены результаты; в) вознаграждение; г) степень удовлетворенности.   7 Procedural theories. The Porter-Lawler theory   This is a generalization of the theory of expectation and justice, and the following relation is used: 1) the result is a function of the abilities, efforts to satisfy employees with their role in the team; 2) effort is a function of the value of the reward and its probability; 3) satisfaction is a function of the amount of remuneration and its fairness, that is, the relationship of the following variables is shown: a) efforts are expended; b) the results are obtained; c) remuneration; d) degree of satisfaction
8Теория мотивации Выготского, Леонтьева и Ломова Данная теория утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые определяют высокие и низкие потребности человека, развивающие параллельно. Это означает, что удовлетворение одного уровня с помощью средств другого невозможно. Например, если человеку в определенный момент времени требуется удовлетворение в первую очередь меньших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В этом случае реализовать высшие потребности можно только нематериальным путем. Выгодский сделал вывод, что низшие и высшие потребности развиваясь самостоятельно и параллельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Исходя из системного представления человеческой деятельности можно утверждать, что человек принимает решения на уровни регулирования, адаптации, и самоорганизации. Соответствующие потребности должны быть реализованы на каждом уровне одновременно. 8 The theory of motivation of Vygotsky, Leontiev and Lomov   This theory asserts that in the human psyche there are two parallel levels of development - the higher and the lower, which determine the high and low human needs, developing in parallel. This means that the satisfaction of one level with the help of another means is impossible. For example, if a person at a certain time needs satisfaction in the first place for lesser needs, material incentives are triggered. In this case, it is possible to realize higher needs only in an intangible way. Vygodsky concluded that the lower and higher needs developing independently and in parallel, collectively control the behavior of a person and his activities. Based on the systemic representation of human activity, it can be argued that a person makes decisions on levels of regulation, adaptation, and self-organization. Relevantneedsmustberealizedateachlevelsimultaneously  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: