ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫБЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Согласно статистике МВД РФ, в России ежегодно находится в розыске более 350 тысяч детей. Судьбу каждого пятого выяснить так и не удается. По данным российского отделения Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, за последние несколько лет количество пропавших в стране детей увеличилось на 25%. Ежегодно в России более 1 -й тысячи детей гибнут и около 25 тысячи получают различные травмы в дорожных происшествиях.
Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.
Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению авторов учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Условия и ритмы современной жизни, связанные с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, ростом преступности, социальной нестабильностью особенно остро сказываются на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости.
|
Чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его.
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели — содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития готовности к школьному обучению. Старший дошкольный возраст — период формирования социальных навыков и трудно питать позиции, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Важно; заботиться о том, чтобы дети получили все необходимые знания по основам безопасности жизнедеятельности, их и могли применить на практике.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках непосредственно образовательной деятельности, поэтому нужно обеспечить инновационный подход.
Игровые занятия проводятся во 2-й половине дня в рамках деятельности детского клуба по интересам.
Цель проекта. Формирование у детей осознанного безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях на улице.
Организация дидактических занятий с дошкольниками по данной тематике состоит в решении следующих
задач:
— развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
— обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения задний изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах;
|
— формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.
План деятельности по достижению цели
пп | Мероприятия | Сроки выполнения |
Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме | сентябрь | |
Анкетирование родителей по проблеме: «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?», «Я и мой ребёнок на улицах города». | октябрь | |
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций | октябрь | |
Создание видеотеки | октябрь | |
— Оборудование уголка безопасности в группе — Пополнение дидактического обеспечения воспитательно-образовательного процесса | октябрь | |
Подготовить информацию для родителей по темам: — «Безопасность ваших детей на дорогах»; — «Культурные родители — культурные дети»; — «О культуре поведения и этикете»; — «Ответственность родителей за безопасность детей»; - «Дорога на зелёный свет», - «Безопасность ребёнка в машине». | октябрь | |
Составление перспективного планирования работы по проекту | октябрь | |
Подготовить буклеты и памятки для родителей и детей: — Про правильное поведение на дороге; — Школа профилактики | ноябрь | |
Реализовать выполнение проектных мероприятий | ноябрь — май | |
Подготовить презентацию проекта для родителей | май |
Идея проекта. Формирование осторожного и осмотрительного отноше- ния к потенциально опасным для человека и окружающего мира природным ситуациям.
|
Проблема. Большинство детей теряются, не могут принимать самостоятельное решение, не знают к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстреальных ситуациях.
Сроки реализации проекта. 2020/2021 уучебный год.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Совместная деятельность с детьми
• Рассматривание и обсуждение иллюстраций: «Как избежать неприят- ностей?», «Основы безопасности». Б. Стеркиной, «Кто неправильно ведет себя на улице?», картины. И. Родина «Отец чинит велосипед».
• Беседа с решением проблемных ситуаций «Быть примерным пешехо- ом и пассажиром разрешается», «Улица не место для игр», «Транспорт нашего города», «Говорящие знаки», «Я-пешеход»
• Дидактические игры «Опасные ситуации», «Добрые и плохие поступ- ки», «Кто пришел?», «Правила личной безопасности», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку», «Улица, на которой расположен наш детский сад», «Кто лучше знает правила дорожного движения?», чем на улице не страшно», «Дружные ребята». «Лото «Дорожные знаки»»
«Собери знак», «Внимание, дорожный знак», «Внимание дорога»,
«Узнай по описанию», «Отгадывание загадок»
• Беседы на темы: «Что может представлять опасность для окружающих?»
• Заучивание стихотворения «Можно и нельзя».
• Рисование «Улицы города», «Пешеходный переход», «Мой транспорт». Раскрашивание раскрасок по ПДД.
• Аппликация «Изготовление известных дорожных знаков», «Наша улица» (коллективная).
• Конструирование «Мосты», конструирование из бумаги «Мой друг - светофор», «Транспорт».
• Произведения с разным содержанием:
• Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: М. Дружинина «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; А. Иванов «Азбука безопасности»; А. Кривицкая «Тайны дорожных знаков», И. Серяков «Улица полна неожиданностей».
• Экскурсии: «По улицам города», «Двор, в котором я живу».
• Конкурсы детского творчества: «В стране дорожных знаков», «Мы с мамой — пешеходы».
• Составление карты-схемы «Безопасный путь в детский сад».
• Моделирование опасных и безопасных ситуаций: «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город».
Совместная деятельность с родителями.
1) Анкетирование родителей «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?», «Я и мой ребёнок на улицах города».
2) фотовыставка «Образцовые пешеходы», «Учим правила движения»;
3) конкурс на лучшую семейную газету по пропаганде безопасного поведения на улице;
4) рассматривание плакатов по безопасности с родителями на родительском собрании;
5) подбор иллюстраций, художественной литературы;
6) заучивание стихотворений с детьми;
7) рассматривание плакатов по безопасности с родителями;
8) изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: «Полиция», «Механики», «Водители и пешеходы».
Совместная деятельность со специалистами ДОУ.
I. Методические рекомендации для работы по данной теме.
2. Поиск методической литературы.
3. Привлечение медицинской сестры для проведения бесед.
Итог проекта.
Проведение викторины «Безопасность в наших руках».
Планируемые результаты
• Ребенок знает: свое имя, фамилию, домашний адрес.
• Ребенок, у которого сформированы представления о безопасности жизнедеятельности, возможные травмирующие ситуации, опасные для здоровья и жизни.
• Ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения на улице.
• Ребенок, который может обращаться к взрослым в случае любой беды, рассказать и показать рану взрослым; соблюдать правила дорожного движения.
Литература
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркнина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб: Детство — пресс, 2003.
Перспективный план мероприятий по проекту