Специализация социального педагога.




 

Основными сферами деятельности социального педагога являются социальная педагогика и социальная работа. Современные отечественные исследования в области социальной педагогики связаны с именем В. Г. Бочаровой и созданной ею ассоциацией социальных педагогов и социальных работников международного статуса (И. В. Бестужев-Лада, Б. 3. Вульфов, М. П. Гурьянова, В. Т. Лисовский, Т. Ф. Яркина). Наиболее практико-ориентированные исследования принадлежат Екатеринбургской школе социальной педагогики (М. А. Галагузова, Б. М. Игошев, Л. П. Пачикова, В. Д. Семенов, М. Ф. Черкасова, В. А. Шеланков и др.).

Методическое письмо Министерства образования Российс­кой Федерации «О социально-педагогической работе с детьми» от 27. 02. 1995 г. подчеркивает, что профиль социально-педаго­гической деятельности определяется регионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума (город, район, село), личностными и профессиональными возможнос­тями специалистов.

Методическое письмо обращает внимание на важность са­мого принципа соотношения базовой конструкции социально - педагогической службы со специальными, где работают соци­альные педагоги, сориентированные на определенную сферу со­циума (образовательное учреждение, детский сад, специализи­рованное учреждение) или на работу с определенными катего­риями (дети, молодежь, семья, группа риска, беженцы, дети с ограниченными возможностями и др.).

Государственный образовательный стандарт высшего про­фессионального образования в примерном содержании дисцип­лин «Введение в специальность» рекомендует выделить следу­ющие критерии специализации социального педагога:

деятель­ность с различными категориями детей (одаренные, педагоги­чески запущенные и др.);

цели деятельности (коррекционная, социальная изоляция, воспитательная работа в семье, органи­зация молодежных объединений);

виды социальных институтов (образовательные воспитательные учреждения, социальные службы, детские дома и др.)

 

Описание возможных специализаций социального педагога встречаем в книге «Социальная защита человека: Региональные модели» / Под ред. В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой (М., 1995). В описаниях региональных моделей, в частности, дается характеристика следующим специализациям.

Социальный семейный педагог или работник семейного профиля. Специализируется на оказании разносторонней помощи семье. Клиентами социального педагога (работника) являются 30-50 и более семей, проживающих в одном или нескольких близлежащих домах. Ныне это самый распространенный, наиболее востребованный вариант специалиста широкого профиля. Семейный педагог – специалист высшей квалификации, человек большого жизненного опыта, авторитетный и уважаемый в том микрорайоне, где он работает, владеющий навыками непосредственной профессиональной деятельности, связанной с деликатным вхождением в семью и организацией разносторонней помощи в этически допустимых формах на основе включения семой семьи в этот процесс.

Общинный (сельский) социальный педагог. Специализируется на оказании разносторонней помощи сельским жителям. Клиентами общинного социального педагога (работника) являются все жители данного села, деревни, поселка. Это специалист высшей квалификации, широкого профиля, большого жизненного опыта, профессионального мастерства, авторитетный и уважаемый на селе. Желательно, чтобы это был местный житель, хорошо знающий традиции, образ жизни, психологию сельского населения.

Специалист по социальной работе с детьми и молодежью. Специализируется на оказании разносторонней помощи детям и молодежи городского или сельского социума, проживающим на территории обслуживаемого им микрорайона, границы которого определяются органами муниципальной власти. В организации социальной работы с детьми он уделяет особое внимание развитию детских и молодежных социальных инициатив, способствует включению детей и молодежи в решение социальных проблем города, села, общины.

Специалиста по организации культурного досуга. Специализируется на организации социокультурной деятельности как детей, так и взрослых. В организации культурно-досуговой деятельности населения отдает приоритет семейным формам досуга, уделяет специальное внимание организации совместного времяпрепровождения детей и их родителей, пожилых людей, инвалидов, различных социально ущемленных групп населения.

Валеолог, специалист по охране здоровья. Заботятся о своевременном сохранении людьми своего здоровья, о повышении их жизненной активности, включении в физкультурно-оздоровительную деятельность. Их клиентами являются дети и взрослые. В организации медико-оздоровительной деятельности населения приоритет отдается семейным формам; особое внимание уделяется оздоровлению детей, пожилых людей, инвалидов.

Социальный эколог. Специализируется на организации экологической и природоохранной деятельности населения. Работает с детьми и взрослыми, с предприятиями и учреждениями обслуживаемой им территории. В организации общественного движения в защиту окружающей среды, экологическому образованию детей и взрослых.

Социальный этнолог. Специализируется на организации этнокультурной работы по возрождению прогрессивных народных, национальных традиций, обрядов, народного творчества: промыслов, ремесел. В этнокультурной деятельности отдает приоритет восстановлению традиционных форм общения, проведения досуга, развитию ремесленных промыслов, присущих данному этносу.

Социальный педагог-дефектолог. Специализируется на оказании профессиональной помощи детям, имеющим отклонения в умственном и физическом развитии, их семьям. Его клиентами становятся дети, которые проживают на обслуживаемой им территории, обучаются в образовательных, специализированных школах или на дому. Сфера деятельности социального педагога-дефектолога определяется органами муниципальной власти исходя из потребностей конкретного социума.

Социальный педагог, специализирующийся на работе с инвалидами (в том числе, с детьми, имеющими отклонения в умственном и физическом развитии, их родителями). Этот специалист особое внимание уделяет организации межличностного общения здоровых и больных детей, различным видам адаптации детей-инвалидов к окружающей среде.

Школьный социальный педагог. Это работник общеобразовательной или профессиональной школы, внешкольного, дошкольного учреждения, социального приюта, детского дома, школы-интерната, школы реабилитации, других образовательных учреждений. В организации своей работы он отдает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социальный педагог, специализирующийся на оказании разносторонней помощи подросткам, склонным к правонарушениям. Клиентами этого специалиста являются дети с нарушениями норм поведения, проживающие на обслуживаемой им территории. Особое внимание от уделяет профилактической работе по предупреждению противоправных действий подростков и их реабилитации путем создания условий для организации их социально полезной, оздоровительной деятельности и нормального быта.

Специалист социальной службы или административный (муниципальный) социальный педагог. В сфере деятельности этого специалиста решение вопросов, связанных с организацией специальной практики, руководством процессом социального формирования и развития личности в условиях открытой микросоциальной среды, проведением экспертизы перспектив развития системы социальных служб.

Доминирующей, наиболее востребованной сегодня специализацией деятельности социального педагога в отечественной системе образования (исходя из описаний, предложенных выше, речь уже идет о специализации – школьный социальный педагог) является охрана прав ребенка. Охарактеризуем ее более подробно, опираясь на реальные примеры из практики.

Воронежская область. Фактически, социальные педагоги образовательных учреждений этого региона стали преемниками некогда существовавших общественных инспекторов по охране детства. Функционал специалиста данного профиля нашел отражение во Временном положении о службе социальных педагогов в системе образования.

В условиях микрорайона, общеобразовательной школы, детского сада социальный педагог

- выявляет несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родительских прав, отобрания детей у родителей без лишения родительских прав, признания родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявления их умершими, длительной болезни родителей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождением их под стражей в период следствия остались без попечения единственного или обоих родителей, а также детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства в связи с трудным положением в семье, уклонением родителей от участия в их воспитании, детей с нарушениями умственного и физического развития;

- обеспечивает устройство на дальнейшее воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в помощи государства, в семьи граждан под опеку или попечительство, усыновление, в детские дома семейного типа, интернатные учреждения всех типов, в специальные учебные заведения;

- принимает меры по защите и сохранности имущества и жилой площади, принадлежащих несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей;

- взаимодействует с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства и др. по вопросам защиты личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних детей и распространения на них льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

- участвует в судебных заседаниях по делам о несовершеннолетних детях;

- осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания, состоянием здоровья детей, находящихся под опекой или попечительством граждан;

- разрешает конфликтные ситуации несовершеннолетних детей со взрослыми, выявляет отклонения в поведении детей и подростков и оказывает им экстремальную социально-экономическую помощь и поддержку;

- осуществляет посредническую деятельность между личностью несовершеннолетнего и школой, детским домом, семьей, средой, властью;

- поддерживает партнерские отношения с семьей детей и подростков с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействует с педагогами, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детям, нуждающимся в помощи государства, предоставления им льгот, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

- участвует в реализации прав и свобод обучающихся, создании для них комфортной и безопасной обстановки, обеспечении сохранности их жизни и здоровья, выполнении обязательного всеобуча;

- информирует (ежегодно) районного, городского органа управления образованием о проделанной работе по охране личных и имущественных прав и интересов детей и молодежи.

В условиях детского дома, школы-интерната социальный педагог:

- собирает недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке;

- взаимодействует с судом, ЗАГСом, комитетом социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением, нотариатом и др. по вопросам назначения и выплаты алиментов с родителей при лишении их родительских прав, перечисления пенсий по утрате родителей, сохранности имущества, закрепления права на ранее занимаемую жилую площадь;

- обеспечивает защиту личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта и прописки и т.д.;

- обеспечивает льготы, предусмотренные Правительством России, в период обучения детей и при выпуске их и поступлении на учебу или работу;

- оказывает помощь выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

- осуществляет связь с выпускниками до достижения ими 18 лет;

- ведет картотеку на выпускников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: