Практическая работа №1
«Стратегические установки организации»
Цель: формирование умений формулировать стратегию организации на основе принципа «сверху вниз» при последовательном определении миссии, видения, стратегических направлений деятельности и политики организации.
1. Создайте виртуальную организацию; включив сведения о том; что и для кого производит ваша организация; сколько лет существует на рынке; с кем сотрудничает; каковы ее преимущества и каким образом их добивается и т.д. В качестве такой организации можно выбрать любую организацию; активно функционирующую в инвестиционно-строительной сфере или можно создать организацию-легенду; то есть придумать некую организацию; для которой можно разработать соответствующие стратегические документы.
Разработайте стратегическую документацию для своей виртуальной организации: миссию, видение, стратегию и политику.
Миссия организации – главная цель, определяющая смысл существования организации и ее общепризнанное предназначение на данный момент времени. В миссии должна быть отражена существующая стратегическая позиция. Миссия формулируется как ответы на вопросы: «Что организации производить?», «Кто является основным потребителем продукции (услуг) организации?», «Каким образом организация добивается конкурентных преимуществ?».
Видение организации – главная цель, будущее организации, образ организации через 3-5 лет, к чему стремится организация в будущем. В общем виде она повторяет то, что отражено в миссии, но ответы на вопросы включают расширенный вариант по товарам (услугам), потребителям и технологиям.
Общая стратегия (стратегические направления деятельности организации) – направления деятельности, позволяющие реализовать главные цели (миссию, видение), определить рамки оперативных мероприятий, позволяющие реализовать стратегические направления. Это несколько векторов развития организации, показывающие, куда нужно двигаться организации.
Политика организации – принципы и ценности, наиболее общие нормы и правила, которыми будут руководствоваться сотрудники в достижении миссии и видения организации, каким образом будут реализовываться основные направления деятельности.
Например:
Миссия «…»: «… » – организация, занимающаяся в г. Москве возведением жилых зданий с использованием современных строительных материалов в отделке.
Видение «…»: «… » – организация, занимающаяся в г. Москве и Московской области проектированием и возведением жилых зданий с использованием современных строительных материалов в отделке.
Стратегия «…»:
1. Строительство жилых зданий.
2. Проектирование жилых зданий.
3. Изучение заинтересованности потребителей в современных отделочных строительных материалах.
4. Изучение прогрессивных тенденций рынка строительных материалов.
5. Обновление производственных мощностей, позволяющих использовать современные строительные материалы в отделке.
6. Освоение новых технологий использования современных строительных материалов в отделке.
7. Повышение квалификации инженеров и прорабов в сфере использования современных строительных материалов в отделке.
8. Обучение рабочих работе с использованием современных строительных материалов в отделке.
9. Создание филиалов в Московской области.
10. Подбор, набор и отбор персонала в филиалы.
Политика «…»:
1. Ориентация на потребителей в сфере современных строительных материалов в отделке.
2. Ежеквартальное обновление банка данных о рынке современных строительных материалов.
3. Проектирование жилых зданий с использованием современных строительных материалов в отделке.
4. Использование только современных строительных материалов в отделке.
5. Обновление производственных мощностей до обучения персонала.
6. Подбор, набор и отбор ИТР и менеджеров в филиалы с учетом их знаний и опыта в реализации передовых технологий в строительстве.
3. Ответьте на вопросы, изучив указанные разделы учебного пособия «Стратегический менеджмент»:
- Какие пять аспектов понятия стратегии описывает Г. Минцберг, почему?
- Что утверждает Т. Левитт относительно деятельности компании: она производит или удовлетворяет? Приведите цитату, подтверждающую его точку зрения.
-Какое содержание и практическое значение имеет понятие «миссия организации»?
- В чем состоят смысл и содержание понятия «корпоративная религия»?
- Что такое принцип «сверху вниз» и «снизу вверх» при формировании стратегии?
- Что такое стратегические установки организации?
- Какое содержание и практическое значение имеют понятие «миссия организации» и «видение организации»?