Личностный компонент личностно-деятельностного подхода




Личностно-ориентированный подход

 

Разработке личностно-ориентированного подхода в педагогике посвящены исследования М.А. Акоповой, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, М.А. Вакулиной, В.В. Серикова, В.А. Сластенина, Е.Н. Степанова, И.С. Якиманской и др.

В отечественной педагогике идеи личностно-ориентировочного подхода к решению проблем образования впервые наиболее ярко были представлены в теории К.Д. Ушинского. Именно он выдвинул следующее требование: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский определил и путь реализации этого требования - обеспечение единства педагогической теории и практики. [Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособоие. - Могилев, МГУ им.А.А.Кулешова, 2001.- 66с.]

Данный подход к осуществлению педагогического процесса означает направленность на формирование обучаемого как личности, полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества, совместного творчества субъектов учебно-воспитательного процесса.

В рамках данного подхода личность рассматривается учеными как сознательный субъект, обладающий устойчивой системой индивидуальных черт, а индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы – общества.

Необходимость и значимость разработки личностно-ориентированного подхода к решению педагогических проблем определяется следующими факторами:

1. Инновационные процессы различных направлений требуют более полного учета потребностей, интересов и способностей личности учащихся. Выполнить эти требования в рамках гуманистического, индивидуального или дифференцированного подходов зачастую оказывается невозможно.

2. Современные наука, культура, политика требуют кардинальной смены содержания образования. Это означает, что должны быть изменены учебные планы, программы, учебники, технологии. Но при любом изменении содержание образования должно обеспечивать развитие личности учащегося.

3. В современном образовании важную роль играет самообразование, познавательная активность самой личности. То есть мы имеем право и обязанность говорить об обеспечении развития и саморазвития личности. Это может быть осуществлено только при личностно-ориентированном подходе к решению поставленных проблем.

4. В последние годы значительное внимание уделяется одаренным детям. Эффективная работа в этом направлении возможна только при условии ориентации на их способности, на их уровень развития.

Личностно-ориентированный подход имеет особые взаимоотношения в системе "ученик-учитель". В данной системе школьник является главным действующим лицом во всем образовательном процессе.

Педагог теперь не "источник информации" и "контролер", а диагност и помощник, который обеспечивает развитие личности и психики ученика.

https://avtor24.ru/spravochniki/pedagogika/obschie_osnovy_pedagogiki/lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obrazovanii/.

 

 

Системный подход

 

Системный подход представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем.

В процессе системного анализа выясняются не только причины явлений, но и воздействие результата на породившие его причины. Существует пять положений, помогающих устанавливать свойства системных объектов и совершенствования их.

Методология системного подхода представлена в трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др. Педагогическая интерпретация дана в работах В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и др.

[Яковлев, Е.В., Яковле- ва, Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представ- ление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – С. 45–125. 64]

Базовым понятием, с которым непосредственно связана реализация системного подхода, является понятие «система». Под системой понимаем целостную совокупность элементов, характеризующуюся следующими необходимыми признаками:

1) совокупность элементов отграничена от окружающей среды;

2) между элементами существует взаимная связь;

3) элементы взаимодействуют между собой;

4) элементы в отдельности существуют лишь благодаря существованию целого;

5) свойства совокупности целого не сводятся к сумме свойств составляющих ее элементов;

6) свойства совокупности в целого не выводятся из свойств составляющих ее элементов;

7) функционирование совокупности несводимо к совокупности составляющих ее отдельных элементов;

8) существуют системообразующие факторы, обеспечивающие вышеперечисленные свойства.

Понятие «система» тесно связано с понятиями «элемент», «целостность», «связь», «системообразующие факторы».

Реализация системного подхода предполагает изучение объекта с точки зрения его внутренних и внешних системных свойств и связей, а именно выявление: а) элементов изучаемого объекта; б) компонентов, причастных к достижению главной цели его функционирования и развития; в) внешних и внутренних системообразующих факторов; г) связей; д) структуры объекта. Применение системного подхода в педагогических исследованиях требует, прежде всего, идентификации изучаемого феномена как педагогической системы.

Таким образом, системный подход является на сегодняшний день одним из наиболее мощных общенаучных средств, поскольку среди основных его функций преобладает осмысление общего направления движения научного познания.

 

 

Синергетический подход

Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) – междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы.

 

Синергетический подход представляет собой методологическое направление исследования, при котором педагогические объекты рассматриваются как открытые, сложные самоорганизующиеся системы, развитие которых подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода. При этом самоорганизующаяся система понимается как сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий.

 

Синергетический подход в настоящее время становится все более перспективным для решения научных проблем по следующим основным причинам:

во-первых, идея самоорганизации лежит в основе эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем;

во-вторых, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания;

в-третьих, данный подход свободен от малообоснованного метода «проб и ошибок» в качестве средства решения научных проблем.

 

Значительный вклад в разработку синергетики внесли Лоянц, Е.Н. Князева, СП. Курдюмов, Г. Николис, И. Пригожий, Г. Хакен, И. Стенгерс и др.

Основные положения синергетики, имеющие общеметодологическое значение:

1. Для самоорганизующейся системы существует несколько различных путей развития, отвечающих ее природе.

2. Сложноорганизованной системе нельзя навязывать пути развития, необходимо лишь способствовать раскрытию тенденции ее саморазвития.

3. Хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма развития, самоорганизации и самодостраивания структур.

4. Возможно построение сложных развивающихся структур и простых структур-аттракторов эволюции.

5. Сложными системами можно оперировать и эффективно управлять. Управление осуществляется с помощью слабых резонансных воздействий, которые влияют на выбор того или иного пути развития в моменты, когда развивающаяся структура оказывается в состоянии бифуркации.

6. Нельзя установить жесткий контроль над системой, которая представляет собой иерархию относительно автономных самоорганизующихся подсистем. Исходящие от верхнего уровня сигналы управления не имеют характера жестких команд, подчиняющих себе активность элементов более низких уровней. Существенными являются лишь те сигналы, которые влияют на процессы самоорганизации, протекающие на более низких уровнях, и определяют переходы от одного устойчивого режима функционирования подсистемы к другому.

7. Жесткая устойчивая система уязвима перед внешними воздействиями; неустойчивость – путь к выживанию, самообновлению и согласованию всех ее составных частей.

8. Нельзя предсказать поведение системы на длительный период, но можно выделить общие тенденции, выработать главную стратегию, оставляя детали на долю самоорганизации.

Основными понятиями синергетики являются:

Самоорганизация – это процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих поддержанию ее оптимального функционирования, способствующих достраиванию, самовосстановлению и самоизменению данного системного образования;

Открытость – это свойство системы, обусловленное наличием у нее коммуникативных каналов с внешней средой для обмена веществом, энергией и информацией;

Нелинейность – это наличие у системы множества вариантов, в том числе и альтернативных, возможных путей развития и способов ответных реакций системы на воздействия извне;

Неравновесность – это качество системы, находящейся вдали от состояния равновесия.

В аспекте социального развития детей данный подход предусматривает, к примеру, постепенную смену общих ориентаций педагога в становлении основных видов деятельности (от восприятия — к воспроизведению по образцу — к самостоятельному воспроизведению — к творчеству).

Использование синергетического подхода в педагогической деятельности способствует обогащению учебно-воспитательного процесса диалоговыми приемами и методами педагогического взаимодействия, что сделает более интенсивным процесс развития учащихся и личностно-професссиональный рост педагогов.

 

 

Аксиологический подход

Исследование возможно- стей использования аксиологического подхода в условиях современного образования и развитие его основных поло- жений осуществлено в работах A.M. Булынина, Л.В. Вер- шининой, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.С. Ломаки- ной, З.И. Равкина, А.А. Ручки, В.А. Сластенина, В.П. Туга- ринова и др. Аксиологический подход позволяет изучить явление с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетво- рения потребностей людей, и непосредственно связан с понятием «ценность». Ценность представляет собой специфически социаль- ное определение объектов окружающего мира, выявляю- щее их положительное или отрицательное значение для человека и обществ. Ценность — это критерий выбора аль- тернативных решений, характеристика внутренних по- требностей человека. Аксиологический подход в образовании означает изучение явлений и предметов с позиции их ценности для воспитания и развития личности. В педагогике понятие ценность имеет чрезвычайно важное значение, т.к. оно влияет и на процесс и на результат педагогической дея- тельности. 85 Ценности личности проявляются в идеалах, убежде- ниях, установках, деятельности и т.д., которые связаны с духовными, нравственными и социальными ценностями. Они обычно делятся на материальные (связанные с техни- кой, предметами, производством) и духовные (имеющие место в науке, морали, искусстве, истории). Использование аксиологического подхода предпола- гает определение ведущих ценностных ориентаций, а также исследование перспективных путей их формирования в условиях современного образовательного процесса. Как принцип организации и управления педагогиче- ским процессом данный подход выполняет следующие функции: – гностическую, связанную с ориентацией обучаемых в познавательных ценностях; – ориентировочную, включающую выбор ценностей для удовлетворения потребностей; – информационную, позволяющую определить цен- ность знаний для удовлетворения духовных потребностей; – оценочную, связанную с развитием рефлексивной сферы личности; – коммуникативную, позволяющую передать ин- формацию и своевременно оценить ее значимость; – прогностическую, отражающую направленность личности, ее мотивы и установки; – интегративную, обеспечивающую субординацию и связь ценностей в педагогической деятельности.

[Учебное издание Циулина Марина Владимировна МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учебное пособие ISBN 978-5-906777-27-0 Работа рекомендована РИСом ЧГПУ Протокол № 7/22 от 25.12.2014 г. Издательство ЧГПУ]

Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики. В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей. Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой "обезличенных" молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании "систематизированных знаний, умений и навыков". Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.

Источник: https://refleader.ru/polatyjgebewrna.html

Аксиологические принципы. К числу аксиологических принципов относятся [10]: равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей); равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем; равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания драг друга. Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения.

 

[ Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина.– 9-е изд., стер.– М.: Издательский центр «Академия», 2008.– 576 с.]

Сущность аксиологического подхода. Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами: практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.

Однако научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из-за любви к истине, но и с целью полного Удовлетворения социальных потребностей. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой.

Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества. Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом. Ценность, согласно В.П.Тугаринову, - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и от дельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере основные из них, ос таются постоянными на различных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.п., привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку в практике мировой истории. В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей, а прежде всего об их переосмыслении и переоценке.

В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир-это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Рассматривать социальное развитие вне человека - значит отделить мышление от его гуманистического фундамента. Именно в контексте такого мышления гуманизация представляет глобальную тенденцию современного общественного развития, а утверждение общечеловеческих ценностей составляет его содержание.

Сложности современного периода развития общества не являются основанием переноса осуществления гуманистических идеалов «на потом», на отдаленную перспективу. Нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижения которого сами по себе обеспечивали бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал в человеке. В противном случае не имеет смысла вести речь о прогрессе человечества.

Аксиологические принципы. Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения. Мы уже говорили о том, что смежные с педагогикой науки, признавая необходимость расширения своих границ, стремятся составить диалог с педагогикой. Однако для того чтобы диалоговый режим, взаимодействия различных наук и подходов не остался декларацией, необходимо внедрение в практику аксиологи-ческих (ценностных) принципов.

К числу аксиологических принципов относятся:

  • равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей);
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности открытия в настоящем и будущем;
  • равенство людей, прагматизм вместо споров об основаниях ценностей; диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

Эти принципы позволяют включиться в диалог и совместно работать различным наукам и течениям, искать оптимальные решения. Одной из первостепенных задач является объединение наук на гуманистической основе. Именно гуманистическая ориентация создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

 


Понятие «акмеологический подход» имеет различ- ную трактовку в рамках сложившихся к настоящему времени направлений в акмеологии. Комплексное изуче- ние зрелого человека, самореализующегося в професси- ональной деятельности, – основная черта классического направления в акмеологии. В этой связи А. А. Бодалёв отмечает, что акмеология призвана осуществлять ком- плексное исследование и дать целостную характеристи- ку субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики постигаются в единстве, во всех взаимо- связях для того, чтобы активно повлиять на достижение высших уровней в деятельности, подняться до которых может каждый человек2. Согласно принципам комплексного подхода к чело- веку, сформулированным Б. Г. Ананьевым, индивиду- альное развитие человека осуществляется в трех планах: а) онтопсихологической эволюции психофизиоло- гических функций, отражающей метрические и топо- логические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в оп- ределенной последовательности (характеристика чело- века как индивида); б) своеобразии жизненного пути человека, изучаемо- го с помощью биографического метода (генетический подход к эволюции личности как общественного инди- вида); в) в истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, т. е. созидаемых личностью материальных и духовных ценностей (характеристика человека как субъекта де- ятельности). Объединение свойств индивида, субъекта деятель- ности и личности образует неповторимую индивиду- альность человека. Системообразующим элементом в данном единстве, по мнению А. А. Деркача, является личность, что дает основание для трактовки акмеологии как «вершинной психологии», связанной с изучением номинации (акме) в жизни и развитии человека3. В рамках акмеологического подхода А. А. Деркач и В. Г. Зазыкин выделяют акмеоцентрический и ак- меографический подходы4. Акмеоцентрический подход опирается на принцип системности и предусматривает согласованное использование в исследованиях подходов смежных наук при приоритете акмеологических мето- дов исследования. Основным методом акмеографичес- кого подхода является составление акмеограммы, пред- ставляющей собой систему требований к человеку как субъекту труда и являющейся своеобразным продолже- нием профессиограммы. Отличие между профессиогра- 2 Бодалев, А. А. О первоочередных задачах акмеологии / А. А. Бодалев // Психология сегодня. Ежегодник российского психоло- гического общества. – М., 1996. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 226 – 227. 3 Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие для вузов / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. 4 См.: Там же. фическим и акмеологическим подходами состоит в том, что с позиций первого подхода речь идет о достижении субъектом общественно приемлемого качества труда, суть второго подхода заключается в изучении феномена акме, выявлении факторов и условий его достижения. С точки зрения Н. В. Кузьминой5, представляющей акмеологию образования (педагогическую акмеологию), акмеологический подход заключается в выявлении осо- бенностей эффективной педагогической деятельности (результаты которой в значительной мере обусловливают достижения учащихся в жизни), в характеристике уров- ней продуктивности педагогической деятельности, в ана- лизе динамики профессионального развития педагога. Сопоставляя вышеназванные направления в акмео- логии, следует заметить, что их сходство проявляется в рассмотрении акмеологического подхода как мето- дологии комплексного научного исследования, а раз- личие – во взглядах на предмет акмеологии, методах акмеологического исследования, проблемах, стоящих перед данной наукой. Дальнейшее развитие акмеоло- гического подхода связывается авторами с уточнением категориально-понятийного аппарата акмеологии, с раз- работкой принципов, методов акмеологического иссле- дования. Вопрос о методологических основах акмеологии, с нашей точки зрения, требует своей дальнейшей разра- ботки, свидетельствующей о том, что данная наука на- ходится на допарадигмальной стадии своего развития. Традиционно методология понимается как система принципов и способов организации и построения тео- ретической и практической деятельности, а также уче- ние об этой системе. Основу методологического знания составляет философия. В рамках любого философского учения существуют представления о бытии, раскрываю- щие вопросы о том, что представляет собой объективная реальность, каким образом в ней может быть выделен интересующий исследователя объект (онтология); о пу- тях и средствах познания (гносеология); о целях челове- ческой жизни, научного познания, о способах использо- вания полученных результатов (аксиология). Онтологический план акмеологии, характеризую- щий ее объектное пространство, позволяет рассматри- вать акмеологию преимущественно как науку о про- фессионализме, поскольку ведущим видом деятельнос- ти у большинства взрослых людей является трудовая деятельность. Следует заметить, что до возникновения акмеологии профессионализм, творчество также ис- следовались, но специфика мастерства, его вершинных форм (акме) привела к возникновению специфической проблематики и последующей разработке акмеологичес- ких технологий. Объектом акмеологического познания в таком случае можно считать прогрессивно развиваю- щуюся зрелую личность, самореализующуюся в сфере профессиональной деятельности, а предметом – процес- сы, закономерности и механизмы совершенствования человека как субъекта труда. В качестве главной задачи акмеологии, с этой точки зрения, можно выделить со- здание концепции становления человека-профессиона- ла применительно к той или иной сфере деятельности. 5 Кузьмина, Н. В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. – СПб.: Политехника, 2002. 268 БИЗНЕС. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРАВО. ВЕСТНИК ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА БИЗНЕСА, 2011, № 1 (14). Подписные индексы – 38683, 41806 Естественно, подобное определение предмета и задач акмеологии не является исчерпывающим. В литературе отмечается, что понятие «акме» может быть применимо к определению зрелости в развитии не только человека, но и коллектива, социального явления, института. В на- стоящее время предмет акмеологии, очерченный в свое время Б. Г. Ананьевым, стал более широким, и эта тен- денция продолжается. Гносеологический аспект акмеологии берет на себя ответственность за решение задачи о том, в чем специ- фика акмеологического исследования и какие понятий- ные средства могут быть использованы по отношению к объекту познания. Закрепление в объекте «предмет- ной» стороны исследования происходит посредством выделения специальных средств – категорий. Вопрос о категориальном аппарате акмеологии является на се- годняшний день проблемным. С позиций человекозна- ния взаимодействие акмеологии с науками о человеке характеризует категория «творчество». Данная катего- рия определяет такие основные понятия акмеологии, как «акме», «профессионализм», «профессионал», «кре- ативность», «субъект саморазвития», «зрелость». В настоящее время в акмеологии выделяют тео- ретическое и прикладное направления исследований, в рамках которых изучаются как феномен акме (резуль- тативное направление научных поисков), так и законо- мерности, факторы, условия его достижения (процес- суальное направление исследований). В связи с этим сущность акмеологического подхода как методологии научного исследования может быть раскрыта посредс- твом определения принципов исследования процесса и результатов эффективной профессиональной деятель- ности и ее субъекта (детерминизма, взаимодействия и развития, активности, комплексности, системности, инвариантности). К методам акмеологии относят такие методы, как ак- меологический анализ, акмеологический эксперимент, акмеологическая экспертиза6. В прикладном аспекте ак- меология использует технологии и приемы саморазви- тия и самосовершенствования личности. Аксиологический план методологии науки раскры- вает проблемы о ценностях человеческой жизни, о за- дачах научного исследования, о способах использова- ния полученных результатов. С акмеологической точки зрения, основной задачей человеческой жизни является достижение вершин в личностном и профессиональном развитии. Поэтому акмеологический подход гуманен по своей сути. Он не только раскрывает с позиции комп- лексного подхода закономерности развития взрослого человека, но и содействует осознанию существования и значимости актуализационной жизненной перспекти- вы, повышению уровня созидающей мотивации, при- умножению гуманистических ценностей в жизни. Он способствует соединению идей о самоактуализации и самотрансценденции личности, в котором «состоит сила гуманистического подхода и перспективы его даль- нейшей разработки, а также перспективы разработки проблемы личностной зрелости»7. 6 См.: Деркач, А. А. Указ соч. 7 Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2007. Применительно к сфере образования понятие «под- ход» определяется неоднозначно: с одной стороны, как мировоззренческая категория, в которой отражаются мировоззрение, взгляды, социальные установки субъек- тов обучения – носителей общественного сознания, с другой – как системная организация образовательно- го процесса. Когда говорят о подходах, сложившихся в сфере образования, имеют в виду ориентацию их сто- ронников на развитие тех или иных свойств учащихся (личностно-ориентированный, когнитивный подходы) либо выделение в качестве необходимых определенных условий, компонентов обучения (бихевиористический, деятельностный подходы). Поскольку период обучения в вузе является важным этапом на пути профессионального развития челове- ка, представляется возможным использовать понятие «акмеологический подход» и применительно к сфере профессионального образования. В данном случае это понятие отражает ориентацию процесса професси- ональной подготовки на формирование у студентов психологических предпосылок профессиональной са- мореализации

Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни.

§ Аксиологический подход

Аксиологический подход свойственен гуманистической педагогике, так как человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития.
Человек живет в состоянии мировоззренческой оценки происходящих событий, он ставит перед собой задачи, принимает решения, реализует свои цели. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя подходами – практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Роль связующего звена между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (ценностный) подход.

Идеи аксиологического подхода:
Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека; ценности подтверждают значимость того, что создал человек в процессе истории. К ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценность(по В.П. Тугаринову) – не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы и идеала.

Ценности сами по себе, по крайней мере, основные из них, остаются постоянными на разных этапах развития человеческого общества. Такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д., являются значимыми для человека во все времена.
Наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинстве и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – это процесс роста и вызревания этих начал в человеке.

Принципы аксиологического подхода.
К числу аксиологических принципов относятся:

§ равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей (при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенносте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: