Особенности влияния индивидуально-типологических особенностей человека на групповую профессиональную деятельность




 

Групповая (совместная) деятельность специалистов различного профиля, характеризуется следующими обязательными компонентами:

четким распределением выполняемых функций между участниками совместной деятельности;

совмещением распределенных функций в пространстве и времени, т.е. одновременным их выполнением различными участниками;

согласованием распределенных и совмещенных функций, т.е. строгой последовательностью их выполнения по определенной программе, учитывающей деятельность каждого специалиста. При этом согласование обычно касается пространственных, временных и других (темп, интенсивность, ритмичность и т.п.) характеристик деятельности.

Как известно, распределение, совмещение и согласование функций осуществляется в процессе постоянного взаимодействия специалистов в групповой деятельности.

Взаимодействие, по мнению С.А. Багрецова с соавт. (1999) является главным признаком, самой существенной особенностью групповой совместной деятельности. Е.С. Немов (1984) под взаимодействием понимает такую систему действий участников деятельности, при которой действия одного лица или группы лиц обусловливают определенные действия других лиц, а действия последних, в свою очередь, вызывают определенные действия первых лиц.

Однако, групповая деятельность отличается от индивидуальной не только наличием взаимодействия между специалистами в процессе осуществления деятельности, но и характером включения взаимодействия в структуру самой деятельности.

В индивидуальной деятельности взаимодействие и общение между людьми также может присутствовать, однако, это принципиально не меняет структуру индивидуальной деятельности. Взаимодействие в данном случае как бы присутствует параллельно с практической деятельностью в форме общения специалистов по поводу деятельности или по каким-то другим причинам. Индивидуальная деятельность специалистов может быть описана в терминах действий и выполняемых операций, а для алгоритмизированной деятельности - формализована математически.

Следовательно, в групповой деятельности взаимодействие специалистов органически включено в совместную деятельность и принципиально меняет ее структуру. Для описания групповой деятельности используют такие понятия, как взаимодействие, общение, содействие, согласование и т.п.

А.В. Барабанщиков с соавт. (1988), отмечает, что групповая деятельность специалистов имеет определенную структуру и включает следующие основные элементы:

групповая цель - это то, чего стремится достигнуть группа в совместной деятельности, идеально представляемый ее результат. Групповая цель может быть определена в виде ряда частных и конкретных групповых задач, их поэтапное решение приближает группу специалистов к достижению общей цели;

групповой мотив - это то, что побуждает группу к совместной деятельности, непосредственная побудительная сила;

групповое действие - это элемент (структурная единица) совместной деятельности, который надавлен на выполнение текущей (достаточно простой) групповой задачи;

групповой результат - это то, чего реально достигает группа специалистов в результате выполнения совместной деятельности.

Важнейшим моментом в организации групповой деятельности является необходимость распределения, совмещения и согласования по каждому из ее основных структурных компонентов функций между всеми участниками. В соответствии с этим В.В. Спасенков (1990) выделил типовые признаки деятельности персонала, которые по существу делают ее групповой совместной деятельностью:

общность (единство) целей деятельности для ее участников;

распределение и согласование конкретных задач, которые необходимо участникам деятельности выполнять совместно;

общность (единство) или согласованность мотивов участников групповой деятельности;

распределенность и согласованность выполняемых действий и операций в совместной деятельности;

общность (единство) результата совместной деятельности для группы специалистов.

Межличностные отношения участников совместной деятельности подразделяют на официальные (по вертикали) и неофициальные (по горизонтали). Официальные отношения регламентированы установленными правилами организации профессиональной деятельности (службы). Неофициальные же отношения регулируются в большей мере личностными особенностями людей и подразделяются в свою очередь на два основных типа: действенные или инструментальные, связанные с взаимодействием членов коллектива по совместной работе, и оценочные или экспрессивные, основанные на личностных особенностях каждого из участников группового общения. Реальные межличностные отношения обычно находятся в диапазоне между этими крайними типами.

Сплоченность как групповое социально-психологическое явление отражает качественную сторону взаимодействия членов группы (коллектива) и проявляется в единстве их помыслов, действий и поведения во всех сферах деятельности.

Сплоченность представляет собой совокупность ценностно-мотивационной консолидации, профессионального единства, психологической совместности психологической устойчивости.

Для работы в коллективе типы темперамента имеют важное значение. Так, оказалось, что в постоянно общающихся парах встречаются преимущественно следующие сочетания: холерик с флегматиком, сангвиник с меланхоликом. Несовместимыми считаются: холерический и меланхолический, сангвинистический и флегматический типы темпераментов. Частично совместимы: холерик с сангвиником, флегматик с меланхоликом (Григорович И.Г., 1985; Катулин Н.А., 1987).

При встрече двух одинаковых темпераментов характерен широкий разброс показателя совместимости. Легче всего уживаются два сангвиника, так как представители этих темпераментов не зацикливаются на разногласиях. На втором месте по уживчивости - терпеливые флегматики, на третьем - чувствительные меланхолики, и труднее всего совмещаются холерики, потому что они активны и плохо управляют своими эмоциями (Григорович И.Г., 1985).

В процессе общения формируется и проявляется совместимость (несовместимость) членов группы, которая в значительной степени определяет структуру межличностных отношений. Характер же этих отношений выражается в чувствах симпатии, как стремления к общению друг с другом, и в чувствах антипатии (стремление избежать общения), которые лежат в основе внешних признаков совместимости. Именно в этом смысле мы рассматриваем межличностные отношения как форму проявления и критерий оценки совместимости. Диапазон же возможной совместимости человека с кругом других людей, по мнению Обозова Н.Н. (1990), определяется комплексом качеств личности. Причём, межличностные отношения детерминированы не отдельными характерологическими особенностями, а их симптомокомплексом, определенной структурой свойств личности.

Важным вопросом является вопрос о факторах, повышающих эффективность работы группы. Так гетерогенные группы работают лучше, чем гомогенные, в особенности при решении задач творческого типа.

Разнородность по эмоциональным качествам, склонности к риску, характерологическим особенностям положительно влияет на работоспособность группы, а разнородность по чертам межличностного поведения, взаимной подозрительности и враждебности - отрицательно.

Сравнивая срабатываемость группы и межличностные отношения Н.В. Голубева и Е.С. Кузьмин (1966) пришли к выводу, что близкие эмоционально-межличностные контакты способствуют повышению производительности труда, улучшению групповой дисциплины и отношения к работе.

Н.В. Валентинова (1965) обнаружила, что бригады рабочих, имеющие более высокие производительные показатели, обладают вместе с тем и более благоприятным эмоционально-психологическим климатом в сфере межличностных отношений.

Объединение в коллективы по мнению В.М. Бехтерева (1994) происходит в одних случаях благодаря сходству индивидов в отношении настроения, характеров, убеждений, устремлений, в других случаях - благодаря объединению несходных, но взаимодополняющих друг друга индивидов, образующих благодаря этому нечто целое.

Одной из важных характеристик индивида, влияющих на межличностные отношения, является направленность субъекта на внешний или внутренний мир (экстроверсия-интроверсия).

Таким образом, индивидуальные качества человека, с учетом его возможной срабатываемости в коллективе могут быть одновременно и профессионально важными психологическими качествами, позволяющими успешно выполнять как собственно профессиональную деятельность, так и взаимодействие в коллективе.


Заключение

 

Проанализировав различные аспекты индивидуально типологических особенностей человека и его профессионально-важных качеств, можно отметить следующее.

Среди индивидуальных качеств человека есть такие, которые принято называть профессионально важными. Они образуют систему, в которой принято выделять пять основных слагаемых:

. Гражданские качества - моральный облик человека как члена общества,

. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности,

. Дееспособность, включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность, а также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.,

. Единичные, частные, специальные способности.

. Навыки, привычки, знания, опыт

Определяющими для успешности профессиональной деятельности в данной системе является комплекс общих индивидуально-психофизиологических качеств (темперамента), который действует по принципу достижения наиболее тонкого, четкого и своевременного приспособления организма к среде за счет компенсации какого-либо одного свойства темперамента другим, что в свою очередь определяет индивидуальный стиль деятельности (устойчивой системы способов выполнения того или иного вида деятельности), а также особенности взаимодействия индивида в рабочем коллективе.

Для успешной деятельности коллектива необходимо оптимальное сочетание членов коллектива, как по индивидуально-типологическим свойствам и стилям деятельности (взаимодополнение), так и по гражданским качествам и целям деятельности (единство целей).


Список литературы

 

1. Багрецов С.А. (ред.) Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. СПб.: "Лань", СПб. Ун-т МВД РФ., 1999. - 640 с.

2. Барабанщиков А.В., Давыдов В.П., Федеяко Н.Ф. Основы военной психологии и педагогики. - М.: Просвещение, 1988. - 269 с.

. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии - М.: Наука, 1994 - 398 с.

. Валентинова Н.Г. Влияние взаимоотношений в производственных коллективах на повышение интереса к труду // Социология в СССР-М.: 1965 Т.1 С. 76-79

. Голубева Н.В., Кузьмин Е.С. Опыт изучения производственных коллективов // Социология в СССР М.: 1966 Т. 2 С. 94-101.

. Григорович И.Г. Повышение эффективности спортивной деятельности баскетболисток с учетом их индивидуально-психологических особенностей: Дисс…. канд. пед. наук. - Омск, 1988 - 180 с.

. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970 - 240 с.

. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984. - 207 с.

. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь М., 1998 - 340 с.

. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. - 420 с.

. Климов Е.А. Психология профессионала. М. 1996 - 380 с.

. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Просвещение, 1986. - 253 с.

. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - М.: Просвещение, 1964. - 230 с.

. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека - М,: Наука, 1998. - 192с.

. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.М., Просвещение, 1966. - 280с.

. Немов Е.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М.: Педагогика, 1984. - 201 с.

. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л, ЛГУ, 1979. - 130с.

. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 450с.

. Спасенников В.В. Выбор оптимального варианта комплектования малых групп с учётом совместимости и срабатываемости / Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. - М: ИП АН СССР, 1990. - С.46 - 58.

. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд. АПН РСФСР. 1961 - 230 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: