Познавательное развитие. Музыкальные инструменты.




Что такое музыка? (ответы детей)

Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это

звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке.

Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.

 

Тихо-тихо рядом сядем -

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся все стены -

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой...

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его.

 

Так что же такое музыка? (ответы детей)

Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира

окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание

лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные

голоса. На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до

бесконечности хочется слушать музыку моря.

Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей)

Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную.

Послушайте стихотворение Л.Дымовой «Мама поет»

Светят звезды ласково

Над моим окном

И поет мне песенку

Мама перед сном.

Самую любимую

Песенку мою:

«Спи, моя хорошая,

Спи, моя пригожая,

Баюшки-баю!»

 

Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей)

Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько

монотонные, убаюкивающие.

 

Где же звучит музыка? (ответы детей)

Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они

сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию,

характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию и лучшему

осознанию содержания.

Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая

песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной,

классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают

такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку.

Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что

дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать

музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления —

дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались

выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье,

грусть, обиду, любовь и ненависть т.д..

Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные,

танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку:

вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для

торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они

помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни.

В классе хореографии все движения выполняются под музыку. Музыка

задает темп, ритм, характер. Какой же это танец без музыки?

Давайте поговорим о ритме: ритмическая организация является основой

жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,

дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое

другое подчинено определенному ритму. Послушайте стихотворение:

Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,

Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.

Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,

Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.

Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,

Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.

И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,

Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.

Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,

Когда определение верное найдешь.

Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,

Если этот ритм сумеешь повторить.

Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В

каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает

одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же

ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно,

упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или

ритмические рисунки.

Как музыка влияет на человека? (ответы детей)

Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека:

звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости,

уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы.

Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и

активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными

инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют

самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите,

которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно

скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.

Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными

ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод,

в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

А теперь, в заключении, давайте вспомним:

- когда человек впервые соприкасается с музыкой;

- где звучит музыка;

- как музыка влияет на человека;

- нужна ли нам в жизни музыка?

(ответы детей)

 

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

 

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд.

 

 

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

 
 

 


Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

 
 

 


Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок.

 

 


Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

 
 

 


Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника.

 

Губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми.

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу.:)

Беседа

-Какие бывают песни?

- Под какую музыку мы танцуем?

- Под какую музыку делаем зарядку?

- Под какую песенку засыпают маленькие дети?

- Как сочиняет музыку?

- Что нам необходимо, чтобы исполнить мелодию?

- Какие музыкальные инструменты вы знаете?

 

Загадки

Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (Барабан) Знайте, они с барабаном соседи. Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их – не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… (Тарелки) Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит. Стоит только в руки взять и немного раскачать, Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » (Колокольчик) Звенит струна, поет она, И песня всем ее слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем… (Гитарой) Он похож на погремушку, Только это – не игрушка! (Маракас) Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем. С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен) За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… (Ложках)
Я на сцену в полумраке Выйду в элегантном фраке. Тонкой палочкой взмахну — Скрипочки зальются, Всколыхнет арфист струну, Трубы отзовутся. Как оркестр играет славно! Ну а я в нем – самый главный! (Дирижер) Песню запоем все вместе, Зазвучит по школе песня. Складно, слаженно и дружно. Вместе петь, ребята, нужно. Песней полон коридор — Так старается наш… (Хор) Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор) Пять ступенек — лесенка, На ступеньках — песенка. (Ноты) Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: