Что такое музыка? (ответы детей)
Музыканты говорят, что это язык чувств. Физики говорят, что это
звуковые колебания, вибрация. А поэты пишут стихи, посвященные музыке.
Послушайте стихотворение К. Ибряева, посвященное музыке.
Тихо-тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся все стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство,
Осторожней, осторожней,
Не спугнуть бы нам его.
Так что же такое музыка? (ответы детей)
Если мы остановимся, замрем и прислушаемся, то услышим звуки мира
окружающего нас. На прогулке в лесу мы услышим шелест листьев, журчание
лесного ручейка, пение птиц, стрекотание насекомых — поет лес на разные
голоса. На берегу моря — шум прибоя, крики чаек, дельфинов. И нам до
бесконечности хочется слушать музыку моря.
Когда же впервые человек слышит музыку? (ответы детей)
Наверное, в первый раз он слышит мамину колыбельную.
Послушайте стихотворение Л.Дымовой «Мама поет»
Светят звезды ласково
Над моим окном
И поет мне песенку
Мама перед сном.
Самую любимую
Песенку мою:
«Спи, моя хорошая,
Спи, моя пригожая,
Баюшки-баю!»
Почему дети засыпают под колыбельные песни? (ответы детей)
Колыбельные песни, как правило, спокойные по характеру, несколько
монотонные, убаюкивающие.
Где же звучит музыка? (ответы детей)
Дома — это мультфильмы, фильмы, телепередачи, все они
сопровождаются музыкой, которая подчеркивает сюжет, драматургию,
характеры героев, что побуждает эмоциональному сопереживанию и лучшему
осознанию содержания.
Начиная с детского сада, музыка звучит на всех праздниках, сопровождая
песни и танцы. На музыкальных занятиях дети знакомятся с народной,
классической музыкой, другими музыкальными стилями. В школе дети изучают
такой предмет, как музыка, и продолжают слушать и исполнять музыку.
Все великие композиторы писали музыку для детей, наверное потому, что
дети самые благодарные слушатели. Да и композиторы старались писать
музыку яркую, образную, стараясь изобразить в музыке природные явления —
дождь, гром, пение ручейка, шум моря и т.д.. Так же композиторы старались
выразить в музыке мысли, чувства, настроение людей — радость, веселье,
грусть, обиду, любовь и ненависть т.д..
Музыку писали на все случаи жизни. Для детей — колыбельные,
танцевальные, игровые песни. Для праздников — танцевальную музыку:
вальсы, польки, мазурки, полонезы, аранжировки народных танцев. Для
торжеств и парадов — марши. Народ всегда слагал песни о своей жизни, они
помогали и в работе и на празднике и в повседневной жизни.
В классе хореографии все движения выполняются под музыку. Музыка
задает темп, ритм, характер. Какой же это танец без музыки?
Давайте поговорим о ритме: ритмическая организация является основой
жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года,
дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое
другое подчинено определенному ритму. Послушайте стихотворение:
Стучат колеса поезда: та-там, та-там, та-там,
Звучит в оркестре барабан: ба-бам, ба-бам, ба-бам.
Часы отстукивают так: тик-так, тик-так, тик-так,
Лягушки дружно квакают: ква-квак, ква-квак.
Стучит сапожник в мастерской: тук-тук-тук,
Разносится ритмичный, четкий стук, стук, стук.
И воробьиный слышен крик: чирик, чирик, чирик,
Из телефонной трубки слышим: пик, пик, пик.
Так что такое ритм? Наверно, ты поймешь,
Когда определение верное найдешь.
Музыкальный пульс ты сможешь ощутить,
Если этот ритм сумеешь повторить.
Попробуйте рассмотреть внимательно, в деталях, какой – либо орнамент. В
каждом орнаменте отдельные его элементы повторяются и повтор этот отличает
одна особенность – ритмичность. В музыке мы можем услышать такую же
ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно,
упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или
ритмические рисунки.
Как музыка влияет на человека? (ответы детей)
Звуки различных инструментов по разному влияют на организм человека:
звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости,
уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы.
Медно-духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым и
активным.
Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными
инструментами, особенно фортепианная. Неслучайно звучание рояля называют
самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите,
которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно
скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.
Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными
ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод,
в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
А теперь, в заключении, давайте вспомним:
- когда человек впервые соприкасается с музыкой;
- где звучит музыка;
- как музыка влияет на человека;
- нужна ли нам в жизни музыка?
(ответы детей)
Виды музыкальных инструментов
В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые, а еще язычковые. Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.
Духовые
В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.
Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные. Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.
Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.
Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд.
Струнные
Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.
![]() |
Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.
![]() |
Клавишные
Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично.
К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок.
Ударные
Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!
![]() |
Язычковые
А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган. К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника.
Губная гармоника
На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми.
В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами. Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу.:)
Беседа
-Какие бывают песни?
- Под какую музыку мы танцуем?
- Под какую музыку делаем зарядку?
- Под какую песенку засыпают маленькие дети?
- Как сочиняет музыку?
- Что нам необходимо, чтобы исполнить мелодию?
- Какие музыкальные инструменты вы знаете?
Загадки
Со мной в поход легко идти, Со мною весело в пути, И я крикун, и я буян, Я звонкий, круглый… (Барабан) Знайте, они с барабаном соседи. Сделаны они из меди. Вовремя нужно руками взмахнуть, Звонко ударить, потом отдохнуть. Партия их – не пустяк, не безделка, В музыке тоже бывают… (Тарелки) Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит. Стоит только в руки взять и немного раскачать, Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » (Колокольчик) | Звенит струна, поет она, И песня всем ее слышна. Шесть струн играют что угодно, А инструмент тот вечно модный. Он никогда не станет старым. Тот инструмент зовем… (Гитарой) Он похож на погремушку, Только это – не игрушка! (Маракас) Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем. С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен) За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестренки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких… (Ложках) |
Я на сцену в полумраке Выйду в элегантном фраке. Тонкой палочкой взмахну — Скрипочки зальются, Всколыхнет арфист струну, Трубы отзовутся. Как оркестр играет славно! Ну а я в нем – самый главный! (Дирижер) Песню запоем все вместе, Зазвучит по школе песня. Складно, слаженно и дружно. Вместе петь, ребята, нужно. Песней полон коридор — Так старается наш… (Хор) | Он пишет музыку для нас, Мелодии играет, Стихи положит он на вальс. Кто песни сочиняет? (Композитор) Пять ступенек — лесенка, На ступеньках — песенка. (Ноты) Коллектив музыкантов, что вместе играют, И музыку вместе они исполняют. Бывает он струнный и духовой, Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр) |