Не бояться разговаривать с ребенком




Работать над собой и учиться любить себя

Все мы вырастаем с огромным количеством иррациональных предрассудков и установок, которые передались нам от наших родителей. И мы с готовностью передаём их дальше — нашим детям. Ценить собственную жизнь — значит любить и принимать себя: это самое базовое и фундаментальное умение, которое нужно закладывать в ребёнке с пелёнок. С одной стороны, кажется, что может быть легче, чем любить себя. А теперь вспомните, как часто вы сами бывали недовольны собой, когда вам бывало стыдно за себя, если вы поступали не так или чего-то боялись, как часто вас накрывала волна разочарования, когда вы не оправдывали чужих ожиданий, и как это все каждый раз подтачивало вашу любовь к себе. А маленькому человечку для того, чтобы быть счастливым, просто необходимо чувствовать уверенность в нем взрослого, который находится рядом. Научить ребёнка любви к себе очень сложно, ведь придется попробовать переосмыслить весь накопленный за долгую жизнь багаж установок, который мы тащим с собой.

Не навешивайте на ребенка ярлыки

Нередко можно услышать от родителей фразы-«клише»: «мальчики не плачут», «хорошие дети так себя не ведут», «ну ты же девочка». Надо помнить о том, что у ребёнка, которому постоянно говорят о том, что он ведёт себя неправильно, вырабатывается неприязнь к самому себе, а это серьезная преграда на пути к успешному развитию. Конечно, мы учим ребёнка тому, что «жадничать плохо», «нельзя бить маленьких», но важно научиться говорить с малышом именно о поступках и тех чувствах, которые побуждают его к действию, признавая его право на гнев, страх и обиду. Ведь это очень разные вещи: сказать с ноткой разочарования «Ты не делишься игрушкой, ты — жадина!» — или принять право ребёнка на отрицательные эмоции и поддержать словами «Тебе трудно поделиться с Машей своей куклой, потому что она тебе очень нравится и тебе самой очень хочется с ней играть, но я тебе помогу, давай попробуем с Машей поменяться?».

Воспитывать адекватную самооценку

Ключевое слово здесь «адекватная», потому что как заниженная самооценка, так и завышенная — это одинаково плохо. В первом варианте — это ограничивает его способность любить себя. Обычно это «случается» с детьми, которых много ругают, называют «глупыми», «плохими», одним словом, не соответствующими какому-то эталону, который засел в голове у родителя. Помните, что в раннем детстве родитель (или другой значимый взрослый) — это тот человек, в слова которого малыш верит априори, даже когда этот взрослый говорит полнейшие глупости. Со вторым вариантом все еще хуже. Завышенная самооценка — это когда ребенок искренне полагает, что весь мир крутится вокруг него одного, а задача окружающих людей — сделать его жизнь лучше. Часто завышенная самооценка рождается из родительского чувства вины. Причиной может быть что угодно — «оставила ребёнка без отца», «так много работаю, ему не хватает моего внимания», «часто кричу на него, надо как-то загладить эти моменты». Но, как правило, эти причины — всего лишь «тараканы», поселившиеся в голове родителя, и в то же время отличный способ для манипуляции со стороны ребёнка. С течением времени такое поведение превращается в устоявшийся цикл, изменить который очень сложно. Когда подросток «выходит в мир» с уверенностью в том, что он «исключительный», первая же неудача имеет возможность серьёзно его сломить и принести огромное количество разочарования.

Давать право на ошибку

Нет людей, которые не совершают ошибок. Кроме того, единственный способ научиться чему-то — это пройти через испытания, неудачи и набить немалое количество шишек. При каждой новой неудаче рассказывать и показывать, что выход есть! И всегда можно найти способ исправить ситуацию. А главное, какой бы страшной ни была ситуация, она не стоит человеческой жизни и не может лишить ребёнка любви его близких.

Создавать возможности

Для самореализации

Родитель — это напарник ребёнка в исследовательской деятельности своего «Я». Только создавая разные возможности, взрослый может дать малышу шанс узнать, что же в этой жизни его действительно интересует. У маленьких детей исследовательская деятельность заложена с пелёнок, им все интересно! Задача взрослого — этот интерес поддерживать и разжигать. Для этого не надо бояться водить ребёнка на разные кружки, прислушиваясь к его мнению, наблюдать за тем, что получается лучше, а что не очень. Надо помнить о том, что когда есть занятия, которые ты любишь всей душой, это только прибавляет тебе любви к жизни в целом, будь то спорт, творчество или наука.

Не бояться разговаривать с ребенком

На запретные темы

Многие считают, что разговаривать с подростками о наркотиках, алкоголе, сексе и суициде нельзя, потому что это может вызвать в них волну любопытства и подтолкнуть к желанию что-то попробовать. На самом деле все совсем по-другому: создание завесы тайны, секрета, табу создаёт искусственный ажиотаж вокруг темы и побуждает подростка искать информацию «на стороне». Инициировав и поддержав разговор на запретную тему, взрослый создаёт безопасное пространство вокруг нее, даёт ребёнку выговориться, может в мягкой форме поделиться своей точкой зрения и внушает уверенность в том, что это не нечто, требующее особого внимания. Кроме того, такие разговоры помогают развенчать романтику, которой в подростковой среде часто окутана тема суицида. Бывает, достаточно откровенного разговора с подростком о том, как в реальности все это выглядит и что за всем этим стоит, чтобы выдернуть его из облака грёз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: