Методика организации и проведения игры- путешествия




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РЕФЕРАТ

по дополнительной образовательной программе повышения квалификации

«Основы работы педагога-организатора в современных условиях»

на тему:

«Методика организации и проведения игры- путешествия»

 

Выполнил слушатель:

Рудяк Елена Владимировна

педагог-организатор

ГБОУ «СОШ № 38

им. Н. В. Челнокова»

Проверил преподаватель:

к. психол. наук

Гришина А.В.

 

 

Севастополь – 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 стр.

1. Содержание и организационные условия проведения игры-

путешествия………………………………………………………………4 стр.

2. Методика организации и проведения игры- путешествия «Я-

севастополец» для обучающихся 1 классов............................................8 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................15 стр.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………...........................................16 стр.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность и творчество при активизации деятельности педагога направленные на формирование познавательного интереса младших школьников.

Ведущая деятельность младшего школьника – игровая. Потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной, поэтому первым помощником педагога- организатора в организации детской совместной деятельности становится именно игра или по-другому «Игра-путешествие».

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога- организатора в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

В работе над данной темой была поставлена цель: изучение инновационных воспитательных технологий в школе на примере проведения игры – путешествия для обучающихся начальной школы. Задачи работы:

1. Теоретический анализ понятия игры- путешествия в школе.

2. Выявить специфику возраста обучающихся начальной школы.

3. Разработать план проведения мероприятий

Содержание и организационные условия проведения игры-

Путешествия

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

Целью данной образовательной технологии можно считать развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей.

Задачи игры-путешествия:

· содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;

· развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;

· поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся;

· формирование индивидуального стиля учебной деятельности;

· включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов;

· включение учащихся в проектною и исследовательскую деятельность;

· социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей;

· обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:

· постановка задач,

· пояснение способов ее решения,

· иногда разработка маршрутов путешествия,

· поэтапное решение задач,

· радость от ее решения,

· содержательный отдых.

В состав игры-путешествия иногда входит

· песня,

· загадки,

· подарки и многое другое.

Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.

Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты:

· маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок;

· в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены;

· порядок движения известен только проводнику.

Вторая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.

Третья процедура - это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора - «сбор-старт», а последнего - «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.

Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:

· Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.

· Сбор-старт.

· Движение команд по маршруту.

· Участие команд в организуемой на площадках деятельности

· Сбор-финиш.

· Организация последействия.

Переход от станции к станции можно сделать и условным. Тогда карта путешествия вывешивается на стене (на доске), а переход от станции к станции имитируется: изображается запуск ракеты, движение поезда, манипуляция с предметами, отражающими специфику путешествия, и т. д.

Когда путешествуют несколько экипажей, успешность действий определяется в баллах, которые выставляются в маршрутном листе или на табло. В итоге определяется экипаж-победитель. Возможны варианты, когда все участники игры-путешествия составляют один экипаж. Тогда выигрыш заключается в прибытии на последнюю станцию. Здесь можно отметить лучших игроков.

Традиционное оборудование для игры-путешествия – карты путешествия, где определены пункты назначения.

При прохождении всех этапов учащийся приобретает следующие умения:

· планирование и рефлексия собственной образовательной деятельности;

· культурное оформление образовательных интересов и инициатив в разных формах учебной и событийной образовательной деятельности;

· выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;

· готовность решать проблемные задачи;

· умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения;

· умение проявлять инициативность на культурной предметности;

· умение оценивать свою работу по критериям, вырабатываемым совместно; умение формулировать вопрос;

· умение выбрать литературу как источник информации;

· умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;

· умение работать в группе;

· умение подготовить сообщение по интересу;

· иметь опыт презентации (портфолио, продукт по интересу);

· иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.);

· свои интересы и свои способности.

Продолжительность игры-путешествия зависит от педагогических задач. Игра-путешествие проводится в рамках традиционного урока, но можно спланировать на целый день, лагерную смену, учебную четверть и т.д.

 

 

Методика организации и проведения игры- путешествия

«Я- севастополец» для обучающихся 1 классов

В 2016-2017 учебном году школе № 38 исполнилось 35 лет. Школа носит имя Дважды Героя Советского Союза лётчика Челнокова Николая Васильевича. Поэтому выбор заданий к мероприятию был связан с историей школы и авиацией.

Цель игры-путешествия – создание условий и благоприятного психологического климата для успешного решения образовательных задач и преодоления обучающимися коммуникативных трудностей.

Задачи:

· развивать у детей умения использовать знания по севастополеведению;

· способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;

· раскрывать индивидуальные творческие способности;

· поддерживать познавательный интерес каждого ребёнка к истории своего города и школы.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 классов.

Время проведения: 45 минут.

Исходя из общей темы, был составлен маршрут путешествия: определились станции, где происходили основные действия игры.

Названия станций было составлено таким образом, чтобы можно было разнообразить деятельность обучающихся: «Музыкальная», «Строевая», «Геральдическая», «Мы – челноковцы», «Историческая», «Техническая». Задания были построены с опорой на знания, опыт детей, но в то же время они содержали определенную степень трудности. За 2 недели до мероприятия классам были даны задания для подготовки:

Задание 1- А классу

Принять участие в игре – путешествии «Я – севастополец», которая состоится 7 апреля:

1. Подготовить название команды, девиз, эмблему.

2. Классу подготовиться к участию в следующих конкурсах:

ü «Исторический»(5 человек). Должны знать ответы на вопросы:

- что в переводе означает «Севастополь» и кто дал это имя городу;

- день рождения Севастополя;

- улицы, названные именами героев- лётчиков;

- подготовить рассказ о Николае Титовиче Хрусталеве - капитане, заместителе командира 2-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ, участнике обороны Севастополя 1941- 1942 гг.

ü «Строевая» (весь класс). Командир: «Экипаж, становись!(построение в 2 шеренги).Равняйсь! Смирно! Экипаж 1-…класса «…(название)» Наш девиз: …Экипаж, направо! Налево! Кругом! Кругом! Вольно!»

ü «Геральдический» (5 человек). Необходимо знать:

- фамилию, имя, отчество президента России,

- Флаг России (собрать его из частей),

- герб России (узнать из 3 предложенных).

ü «Мы - челноковцы» (5 человек). Должны знать:

- адрес школы;

- сколько лет школе (открыта 1 сентября 1981 года, 34 года);

- фамилию, имя, отчество директора школы;

- с 2001 года школа носит имя Дважды Героя Советского Союза, лётчика Челнокова Н. В. (биография на стенде в фойе).

ü «Музыкальная станция» (Весь класс). Спеть 1 куплет и 1 припев песни о лётчиках.

ü «Техническая» (5 человек). Знать виды самолётов (а) военные, пассажирские; б) моторные и реактивные; в) название частей самолёта (по картинке написать названия).

3. Всем классам обязательно знать слова гимна России и гимна города Севастополя.

В день проведения мероприятия все первые классы собираются в актовом зале школы.

Ход проведения

Фонограмма. Фанфары.

Педагог- организатор. Экипажи, внимание! Командирам приготовиться и сдать рапорты о готовности к мероприятию.

Командир 2-А класса. Экипаж 1-А класса «…»(название экипажа). Наш девиз: «…»…

Педагог- организатор. Внимание, экипажи, звучит гимн России.

Фонограмма.

Педагог- организатор. Гимн Севастополя.

Фонограмма.

Педагог- организатор. Сегодня для учащихся 1 классов проводится игра- путешествие «Я – севастополец». Командирам приготовится и сдать рапорты о готовности к соревнованиям девизами: 1-А, …

Сдача рапортов.

Игра- путешествие «Я – севастополец» объявляется открытой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: