ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕФЕРАТ
по дополнительной образовательной программе повышения квалификации
«Основы работы педагога-организатора в современных условиях»
на тему:
«Методика организации и проведения игры- путешествия»
Выполнил слушатель:
Рудяк Елена Владимировна
педагог-организатор
ГБОУ «СОШ № 38
им. Н. В. Челнокова»
Проверил преподаватель:
к. психол. наук
Гришина А.В.
Севастополь – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................3 стр.
1. Содержание и организационные условия проведения игры-
путешествия………………………………………………………………4 стр.
2. Методика организации и проведения игры- путешествия «Я-
севастополец» для обучающихся 1 классов............................................8 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................15 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………...........................................16 стр.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность и творчество при активизации деятельности педагога направленные на формирование познавательного интереса младших школьников.
Ведущая деятельность младшего школьника – игровая. Потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему, достаточно сильной, поэтому первым помощником педагога- организатора в организации детской совместной деятельности становится именно игра или по-другому «Игра-путешествие».
|
Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога- организатора в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
В работе над данной темой была поставлена цель: изучение инновационных воспитательных технологий в школе на примере проведения игры – путешествия для обучающихся начальной школы. Задачи работы:
1. Теоретический анализ понятия игры- путешествия в школе.
2. Выявить специфику возраста обучающихся начальной школы.
3. Разработать план проведения мероприятий
Содержание и организационные условия проведения игры-
Путешествия
Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.
|
Игра-путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.
Целью данной образовательной технологии можно считать развитие индивидуально-личностного роста ребёнка с учётом познавательных интересов и запросов обучающихся и их родителей.
Задачи игры-путешествия:
· содействовать проявлению интереса и мотивации к учебной деятельности;
· развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности каждого ребёнка;
· поддерживать образовательные и социальные инициативы учащихся;
· формирование индивидуального стиля учебной деятельности;
· включение в программу индивидуальных образовательных маршрутов;
· включение учащихся в проектною и исследовательскую деятельность;
· социализация обучающихся посредствам проигрывания различных социальных ролей;
· обеспечить развитие способности к самооценке собственной деятельности.
В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью:
· постановка задач,
· пояснение способов ее решения,
· иногда разработка маршрутов путешествия,
· поэтапное решение задач,
· радость от ее решения,
· содержательный отдых.
В состав игры-путешествия иногда входит
· песня,
· загадки,
· подарки и многое другое.
Игра-путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
|
Главное, что отличает игру-путешествие, является процедура целенаправленного движения групп участников по определенной схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты:
· маршрутный лист четко обозначает порядок движения команды и расположение площадок;
· в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены;
· порядок движения известен только проводнику.
Вторая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.
Третья процедура - это общий сбор участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора - «сбор-старт», а последнего - «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя легендарное обоснование деятельности и правила игры (в т.ч. способ оценки результатов деятельности команды на площадке). На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если необходимо) победители.
Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
· Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
· Сбор-старт.
· Движение команд по маршруту.
· Участие команд в организуемой на площадках деятельности
· Сбор-финиш.
· Организация последействия.
Переход от станции к станции можно сделать и условным. Тогда карта путешествия вывешивается на стене (на доске), а переход от станции к станции имитируется: изображается запуск ракеты, движение поезда, манипуляция с предметами, отражающими специфику путешествия, и т. д.
Когда путешествуют несколько экипажей, успешность действий определяется в баллах, которые выставляются в маршрутном листе или на табло. В итоге определяется экипаж-победитель. Возможны варианты, когда все участники игры-путешествия составляют один экипаж. Тогда выигрыш заключается в прибытии на последнюю станцию. Здесь можно отметить лучших игроков.
Традиционное оборудование для игры-путешествия – карты путешествия, где определены пункты назначения.
При прохождении всех этапов учащийся приобретает следующие умения:
· планирование и рефлексия собственной образовательной деятельности;
· культурное оформление образовательных интересов и инициатив в разных формах учебной и событийной образовательной деятельности;
· выстраивание партнерских отношений с различными субъектами образовательного процесса;
· готовность решать проблемные задачи;
· умение проявлять собственный интерес и иметь опыт его обсуждения;
· умение проявлять инициативность на культурной предметности;
· умение оценивать свою работу по критериям, вырабатываемым совместно; умение формулировать вопрос;
· умение выбрать литературу как источник информации;
· умение обратиться за информацией к педагогу, детям и родным;
· умение работать в группе;
· умение подготовить сообщение по интересу;
· иметь опыт презентации (портфолио, продукт по интересу);
· иметь опыт выбора (задания, вида работы, материала, темпа и т.д.);
· свои интересы и свои способности.
Продолжительность игры-путешествия зависит от педагогических задач. Игра-путешествие проводится в рамках традиционного урока, но можно спланировать на целый день, лагерную смену, учебную четверть и т.д.
Методика организации и проведения игры- путешествия
«Я- севастополец» для обучающихся 1 классов
В 2016-2017 учебном году школе № 38 исполнилось 35 лет. Школа носит имя Дважды Героя Советского Союза лётчика Челнокова Николая Васильевича. Поэтому выбор заданий к мероприятию был связан с историей школы и авиацией.
Цель игры-путешествия – создание условий и благоприятного психологического климата для успешного решения образовательных задач и преодоления обучающимися коммуникативных трудностей.
Задачи:
· развивать у детей умения использовать знания по севастополеведению;
· способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;
· раскрывать индивидуальные творческие способности;
· поддерживать познавательный интерес каждого ребёнка к истории своего города и школы.
Целевая аудитория: обучающиеся 1 классов.
Время проведения: 45 минут.
Исходя из общей темы, был составлен маршрут путешествия: определились станции, где происходили основные действия игры.
Названия станций было составлено таким образом, чтобы можно было разнообразить деятельность обучающихся: «Музыкальная», «Строевая», «Геральдическая», «Мы – челноковцы», «Историческая», «Техническая». Задания были построены с опорой на знания, опыт детей, но в то же время они содержали определенную степень трудности. За 2 недели до мероприятия классам были даны задания для подготовки:
Задание 1- А классу
Принять участие в игре – путешествии «Я – севастополец», которая состоится 7 апреля:
1. Подготовить название команды, девиз, эмблему.
2. Классу подготовиться к участию в следующих конкурсах:
ü «Исторический»(5 человек). Должны знать ответы на вопросы:
- что в переводе означает «Севастополь» и кто дал это имя городу;
- день рождения Севастополя;
- улицы, названные именами героев- лётчиков;
- подготовить рассказ о Николае Титовиче Хрусталеве - капитане, заместителе командира 2-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ, участнике обороны Севастополя 1941- 1942 гг.
ü «Строевая» (весь класс). Командир: «Экипаж, становись!(построение в 2 шеренги).Равняйсь! Смирно! Экипаж 1-…класса «…(название)» Наш девиз: …Экипаж, направо! Налево! Кругом! Кругом! Вольно!»
ü «Геральдический» (5 человек). Необходимо знать:
- фамилию, имя, отчество президента России,
- Флаг России (собрать его из частей),
- герб России (узнать из 3 предложенных).
ü «Мы - челноковцы» (5 человек). Должны знать:
- адрес школы;
- сколько лет школе (открыта 1 сентября 1981 года, 34 года);
- фамилию, имя, отчество директора школы;
- с 2001 года школа носит имя Дважды Героя Советского Союза, лётчика Челнокова Н. В. (биография на стенде в фойе).
ü «Музыкальная станция» (Весь класс). Спеть 1 куплет и 1 припев песни о лётчиках.
ü «Техническая» (5 человек). Знать виды самолётов (а) военные, пассажирские; б) моторные и реактивные; в) название частей самолёта (по картинке написать названия).
3. Всем классам обязательно знать слова гимна России и гимна города Севастополя.
В день проведения мероприятия все первые классы собираются в актовом зале школы.
Ход проведения
Фонограмма. Фанфары.
Педагог- организатор. Экипажи, внимание! Командирам приготовиться и сдать рапорты о готовности к мероприятию.
Командир 2-А класса. Экипаж 1-А класса «…»(название экипажа). Наш девиз: «…»…
Педагог- организатор. Внимание, экипажи, звучит гимн России.
Фонограмма.
Педагог- организатор. Гимн Севастополя.
Фонограмма.
Педагог- организатор. Сегодня для учащихся 1 классов проводится игра- путешествие «Я – севастополец». Командирам приготовится и сдать рапорты о готовности к соревнованиям девизами: 1-А, …
Сдача рапортов.
Игра- путешествие «Я – севастополец» объявляется открытой.