Глава III. Всё ещё внутри




Лимь – история забытой деревни Наволок

Рассказ

Прялухина Анна, учащаяся МОБУ «Физико – математический лицей», 7 а класс, обучающаяся в творческом объединении «Верные друзья» по краеведению, «ООДТДМ им. В.П. Поляничко».

 

Руководитель:

Нерощина Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

высшей кв. категории ГБУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко».

 

 

Содержание

Введение

 

Лимь – история забытой деревни Наволок

Глава I. Место в Архангельской области.

Глава II. Внутри.

Глава III. Всё ещё внутри

Глава IV. Знакомство через года.

Глава V. Новая встреча.

 

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 

Введение

Лимь – деревня в Архангельской области. Я побывала там летом, гостя у папы и тёти. Эта деревня очень красивая, но маленькая. Она прославилась одним художником-самоучкой, он жил в доме, где сейчас живут бабушкины родственники. Но, не буду забегать вперёд, вы всё прочтёте сами.

 

Лимь – история забытой деревни Наволок

Глава I. Место в Архангельской области.

Лимь – место в округе города Няндомы (Архангельская область). В этой деревне дом у папиных родственников. Однажды они взяли меня с собой, когда поехали туда. Мы очень долго ехали на машине, часа два. Приехав, я увидела двухэтажный дом из дерева. Дом был очень старый! Дерево от времени потемнело. Рядом стояли похожие дома, но, если присмотреться, их крыши и стены были почти разобраны. В округе стояло только 5 домов, в которых могли жить люди. Грусть и необычайный интерес овладели мною.

Да, действительно, грустно было смотреть на зачахшую и опустевшую деревню. Люди уезжали в город в поисках работы, у них не было никакой перспективы здесь жить. С последними семьями, которые уедут отсюда, навсегда будет потеряны быт и обычаи, нравы жителей этих мест… Они исчезли бы, если б не творчество и талант жителя Лими, но об этом чуть позже.

Не заходя в дом, мы решили прогуляться по деревне. Сначала дошли до речки. Сев на затопленный мосток, я опустила ноги в воду. К моим ногам сразу подплыли мелкие рыбешки. Они, видимо, совсем не боялись людей. Я закрыла глаза и представила, будто я обычная русская девочка, живу в маленькой деревушке, и это 19 век… Меня послали к речке за водой. А я опустила ноги в воду и стала смотреть на рыб, забыв своё поручение. Тут мне послышался крик моей мамы, заждавшейся свою дочку с водой.

Крик на самом деле был, но меня звал в дом папа, и вот зачем.

 

Глава II. Внутри.

Мы, наконец, зашли внутрь дома. Перед этим папа объяснил мне, что заходить надо очень быстро, так как доска, висевшая над дверью, некрепкая и в любой момент может упасть.

Вбежав в первую дверь, я увидела ещё один проход, наверняка ведущий в саму комнату. Я осмотрелась. Этот коридор был довольно сырой, под моими ногами лежали старые гнилые доски. Стены и потолок не особо отличались от пола. Войдя в комнату, я обратила внимание на зеркало, обрамленное деревянной резьбой и множество ковров на стенах. У нас дома тоже есть ковры, но на них изображались отдельные фрагменты, а здесь – целые картины! Например, на одном - был вышит рыбак, вытаскивающий из воды сети, полные рыбой. Мое воображение заработало в очередной раз.

Как, должно быть, долго ткали этот ковер мастерицы. А потом - как приятно, наверно, лежать человеку в теплой кровати в зимнюю стужу, смотреть на ковер и представлять, что за окном лето.

Папа подошел ко мне и спросил: «Красивые, правда? Но я хотел показать тебе это». Я обернулась и увидела старую русскую печку. Как хотелось хоть на минутку почувствовать на себе тепло от этой печки, согревающей моё продрогшее тело! Ведь сейчас зима, мама отправила меня за водой на прорубь, и я еле добралась до дома. Ой, забыла! Я же живу в 21 веке, и те времена давно прошли… Как они меня влекут! Как они загадочны и интересны! Как раньше было прекрасно!

Захожу я в избушку - стоит печка, над ней полати, а за ней, как будто, ещё одна комнатка. Небольшая снаружи русская изба, а какой она кажется просторной внутри! Следом за печкой я увидела прялку. Должно быть, когда мама с папой уходили в поле, а братья - пасти скот, девочка садилась за прялку и бабушка учила её прясть. Представляю, будто я и есть эта девочка. Я бы очень неохотно этим занималась! Чтобы меня не обидеть и научить ремеслу, женщина незаметно брала мою косу и гвоздиком крепила к стене. Так и приходилось сидеть весь день! (Об этом гвоздике рассказали мне в няндомском музее) Пальцы о жесткие нитки обдирались до крови. «Прясть очень тяжело» - подумала я. Но вот наступал полдень, и родители приходили с поля уставшие, голодные. Мы садимся потчевать. Отец режет хлеб и раздает каждому его долю. Мама разливает в деревянные плошечки суп. Вкусен простой обед, после долгой работы! Братья на обед не приходят, они не могут оставить животных ни на минуту. Лишь загнав их в хлев, к ночи мальчики возвращаются домой.

 

Глава III. Всё ещё внутри

Вот и мы с папой тоже сели обедать. Посуда у нас, правда, пластиковая, и едим мы бутерброды, да ничего.

Осмотрим пока остальную мебель. У маленького деревянного окошка стоит расписной сундук и длинная лавка. На лавке, наверно, очень жестко спать. Рядом - деревянные полочки, на них удобно расположились узорные расписные утки. Одна в форме кувшина, другая - ковшик. Следом стоят глиняные горшки, затем грубоватые деревянные миски, тарелки. Должно быть, мальчики, ещё малые для серьезной работы, выполняли поручение отца. И с зорьки до обеда обрубливали, строгали, тесали посуду. А глиняные горшки делали на гончарном круге. Вот же он! У печки. Сейчас гончарное ремесло продолжает жить! Но разве можно вернуть тот русский быт и культурное наследие, тех людей, то время жизни?..

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: