| 321. | Расцвет средневековой городской культуры Казахстана приходится на: А) X–XII вв. В) IX–XI вв. С) XII–XIV вв. D) XIII–XV вв. Е) XIV–XVI вв. |
| 322. | В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в: А) VII–IX вв. В) VIII–X вв. С) X–XII вв. D) Х–ХII вв. Е) V–VIII вв. |
| 323. | К наиболее крупным городам по площади в IХ–ХIII вв. относятся: A) Испиджаб, Отрар, Сауран. B) Бурух, Хурлуг, Ашнас. C) Баскамыр, Аяккамыр, Торайлы. D) Баба-Ата, Куйрьштобе. E) Карнак, Карачук, Шур. |
| 324. | Наибольшее число городов в эпоху Средневековья было сосредоточено в: A) Северном Казахстане. B) Южном Казахстане. C) Западном Казахстане. D) Центральном Казахстане. E) Восточном Казахстане. |
| 325. | В X–XI вв. на развитие городской культуры на территории Казахстана повлиял(о): A) ислам. B) несторианство. C) шаманизм. D) огнепоклонничество. E) тотемизм. |
| 326. | Очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х–ХII веков: A) хисар. B) тандыр. C) кереге. D) балбал. E) диван. |
| 327. | Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: A) тандыр. B) коржын. С) ташнау. D) текемет. E) рабад. |
| 328. | Для торговли периода IX–XII вв. характерен рост: А) натурального обмена. В) ростовщического дела. С) товарно-денежных отношений. D) денежных отношений. Е) товарного обмена. |
| 329. | Об оживлении городской культуры после монгольского нашествия в середине XIII в. свидетельствует начало работы монетного двора: А) Сыгнака. В) Отрара. С) Тараза. D) Сайрама. Е) Баласагуна. |
| 330. | В XI–XII вв. возникают тимы – большие караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями – в городе. А) В Таразе. В) В Баласагуне. С) В Отраре. D) В Койлыке. Е) В Испиджабе. |
| 331. | В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в: А) X–XII вв. В) VIII–IX вв. С) IX–X вв. D) VII–VIII вв. Е) VII–IX вв. |
| 332. | В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана, согласно воззрениям казахов, верхнюю ступеньку занимает: А) Сулейман Бакыргани. В) Арыстан-баб. С) Юсуф Баласагуни D) Коркты-ата. Е) Ахмед Яссауи. |
| 333. | В городах Южного Казахстана мечети существуют с: A) VII в. B) VIII в. С) IX в. D) X в. E) XI в. |
| 334. | О высоком уровне развития архитектуры XI–XII вв. свидетельствует: A) мавзолей Жоши-хана. B) мавзолей Айша-Биби. C) мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (Йасауи). D) мавзолей Есима. E) Кзылкентский замок. |
| 335. | О высоком уровне развития архитектуры XI–XII вв. свидетельствует: А) мавзолей Есима. В) мавзолей Алаша-хана. D) Кзылкентский замок. С) мавзолей Ахмеда Яссауи. Е) мавзолей Бабаджи-хатун. |
| 336. | В XI в. бани отапливались с помощью: A) открытых очагов. B) паровых котлов C) печей. D) жаропроводящих каналов. E) газовых печей. |
| 337. | Бани в Таразе обеспечивались водой: А) по каналам с гор. B) по кяризам. C) с Сырдарьи. D) из колодцев. E) дождевой. |
| 338. | Остатки двух восточных бань, датируемые XI–XII вв., обнаружены в ходе раскопок города: A) Туркестан. B) Янгикент. C) Отрар. D) Алматы. E) Кедер |
| 339. | К одному из ранних мусульманских мемориальных сооружений XI–XII вв. относится А) Мавзолей Талхашан-баба. В) Мавзолей Караханидов. С) Гробница Козы Корпеш и Баян Сулу. D) Мавзолей Бабаджи-хатун. Е) Мавзолей Айши-Биби. |
| 340. | До 1960-х гг. в Туркестане работала построенная в Средние века: A) водонапорная башня. В) баня. C) школа. D) ярмарка. E) сардоба. |
| 341. | Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения в первой половине VIII в.: A) монголов. B) персов. C) арабов. D) киданий. E) найманов. |
| 342. | По погребальным обрядам IX–XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций: А) ислама. В) зороастризма. С) несторианства. D) индуизма. Е) язычества. |
| 343. | «Вторым учителем» после Аристотеля называли ученого X в: A) Абу Райхана аль-Бируни. B) Абу Али ибн Сину. C) Ал-Аббас ал-Джаухари. D) Абу Насыр аль-Фараби. E) Ала ад-Дин ал-Кушчи. |
| 344. | Выдающийся философ, ученый-энциклопедист IX-X вв.: A) Ходжа Ахмед Яссауи. B) Юсуф Баласагуни. C) Абу Райхан Бируни. D) Абу Насыр аль-Фараби. E) Махмуд Кашгари. |
| 345. | Абу Насыр аль-Фараби получил образование в Отраре на: A) арабском языке. B) кыпчакском языке. C) согдийском языке. D) латинском языке. E) чагатайском языке. |
| 346. | Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды: А) латинским письмом. В) арабским письмом. С) персидским письмом. D) согдийским письмом. E) тюркским письмом. |
| 347. | Язык, на котором с X в. в связи с распространением ислама в Южном Казахстане, писали научные и художественные произведения: A) персидский. B) тюркский. C) арабский. D) согдийский. E) латинский. |
| 348. | Свои труды писал арабским письмом один из первых ученых Востока X в: A) Кадыргали Жалаири. B) Ахмед Яссауи. C) Абу Насыр аль-Фараби. D) Мухаммад Хайдар. Е) Махмуд Кашгари. |
| 349. | Бесценным памятником истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов XI в. является труд: А) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари. В) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи. С) «Кутадгу билик» Баласагуни. D) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдара. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири. |
| 350. | Ученый XI в., изучавший язык и обычаи тюркских племен и доказавший в своей книге «Диуани лугат ат-тюрк», что тюркский язык не ниже арабского: А) Кадыргали Жалаири. В) Махмуд Кашгари. С) Юсуф Баласагуни. D) Мухаммад Хайдар. E) Ахмед Яссауи. |
| 351. | Вкладом в историю языкознания является труд Махмуда Кашгари: A) «Тарих-и-Рашиди». B) «Кутадгу билик». C) «Диуан-и-Хикмет». D) «Диуан лугат ат-тюрк». E) «Бабурнаме». |
| 352. | Огромный вклад в историю языкознания внес ученый XI в.: А) Кадыргали Жалаири. В) Ахмед Яссауи. С) Махмуд Кашгари. D) Мухаммад Хайдар. E) Ахмед Иугнеки. |
| 353. | Энциклопедией тюркоязычных народов считают. А) «Диуани лугат ат-тюрк», Кашгари. В) «Кутадгу билик», Баласагуни. С) «Хронология древних тюрков», Бируни. D) «Диуан-и-Хикмет», Яссауи. Е) «Бакырган», Хаким-ата. |
| 354. | Средневековый ученый за 600 лет до Галилея и Ньютона обосновал гелиоцентрическую систему: А) Абу Насыр аль-Фараби. В) Абу Райхан Бируни. С) Махмуд Кашгари. D) Абу Али ибн Сина. Е) Юсуф Баласагуни. |
| 355. | По мнению ученого-тюрколога Н. Баскакова, первопроходцем в изучении тюркских языков был: A) Ахмед Яссауи. B) Махмуд Кашгари. C) Мухаммад Хайдар. D) Кадыргали Жалаири. E) Юсуф Баласагуни. |
| 356. | Автор поэмы «Кутадгу билик»: А) М. Кашгари. В) аль-Фараби. С) Коркут. D) Ю. Баласагуни. Е) А. Яссауи. |
| 357. | Литературные традиции и специфика письменного языка тюркоязычной литературы ХI в. отражена в поэме: А) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи. В) «Кутадгу билик» Баласагуни. С) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари. D) «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири. |
| 358. | Первый памятник светской литературы тюркоязычных народов XI в., который дошел до нас: А) «Диуан-и-Хикмет». В) «Кутадгу билик». С) «Бакыргани». D) «Тарих-и-Рашиди». Е) «Жамиг ат-Таурих». |
| 359. | Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в научном труде XI в: A) «Тарих-и-Рашиди», Мухаммад Хайдар. B) «Кутадгу билик», Юсуф Баласагуни. C) «Диуан-и-Хикмет», Ахмед Яссауи. D) «Жамиг ат-таурих», Кадыргали Жалаири. E) «Шынгыснаме», Утемис Хаджи. |
| 360. | Поэма «Дар истины» Ахмеда Иугнеки написана на: A) латинском языке. B) арабском языке. C) персидском языке. D) тюркском языке. E) согдийском языке. |
| 361. | За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул главного визиря: A) Ахмеду Иугнеки. B) Сулейману Бакыргани. C) Юсуфу Баласагуни. D) Рашид ад-Дину. E) Утемису Ходже. |
| 362. | Караханидский каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни за создание произведения: A) «Кутадгу билик». B) «Бабур-наме». C) «Диуани лугат ат-тюрк»». D) «Шежире и-тюрк». E) «Жусуп – Злиха». |
| 363. | До наших дней дошла написанная на тюркском языке книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки: А) «Жамиг ат-Таурих». В) «Диуан-и-Хикмет». С) «Шынгыснаме». D) «Дар истины». E) «Тарих-и-Рашиди». |
| 364. | Поэт Ахмед Иугнеки жил при: A) Караханидах. B) Ахеменидах. С) Саманидах. D) Тимуридах. E) Аштарханидах. |
| 365. | Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни предводителем мудрецов: A) Юсуф Баласагуни. B) Ахмед Иугнеки. C) Ахмед Яссауи. D) Фирдоуси. E) Сулейман Бакыргани. |
| 366. | В XII в. в Казахстане проповедовал ислам: А) аль-Бируни. В) Ахмед Яссауи. С) Кадыр-хан. D) Хишам Халиф. E) Махмуд Кашгари. |
| 367. | Суфизм (мистическое течение в исламе) основал: А) Бакыргани. В) Ахмед Яссауи. С) Кашгари. D) Арыстан-баб. Е) Мухаммед. |
| Под именем Хаким-Ата был известен в народе ученик Ходжи Ахмеда Йасауи: A) Арыстан-Баб B) А.Иугнеки C) М.Кашгари D) С.Бакыргани E) Ю.Баласагутш | |
| 368. | «Диуан-и Хикмет» Ахмеда Яссауи написан на тюркском языке: А) арабским алфавитом. В) руническим алфавитом. С) уйгурским алфавитом. D) кириллицей. E) латиницей. |
| 369. | Сулеймен Бакыргани был учеником: A) Ахмеда Яссауи. B) Арыстан-Баба. C) Махмуда Кашгари. D) Юсуфа Баласагуни. E) Кадыргали Жалаири. |
| 370. | Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане: A) Арыстан-баб. B) Аль-Фараби. C) Ахмед Иугнеки. D) Ходжа Ахмед Яссауи. E) Коркыт-Ата. |
| 371. | Культурные и этнополитические сведения, проповедь смирения и аскетизма содержатся в произведении ХII в.: А) «Кутадгу билик» Баласагуни. В) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи. С) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдара. D) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари. Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири. |
| 372. | Наиболее известный ученик Ахмеда Яссауи: А) Юсуф Баласагуни. В) Кадыргали Жалаири. С) Махмуд Кашгари. D) Сулейман Бакыргани. E) Мухаммад Хайдар. |
| 373. | Отец Яссауи был: A) дипломатом. B) наместником. C) проповедником ислама. D) прославленным воином. Е) известным ученым. |
| 374. | Произведение «Жусуп – Злиха»: A) воспевает подвиги. В) воспевает любовь. C) описание путешествия. D) собрание легенд и преданий. E) философский трактат. |
| 375. | Распространитель поэзии духовного направления в Казахстане: А) Абу Насыр аль-Фараби. В) Махмуд. Кашгари. С) Ахмед Яссауи. D) Кадыргали Жалкаири. Е) Рашид ад-Дин. |
| 376. | Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ходжа Ахмеда Яссауи был: A) Юсуф Баласагуни. B) Кадыргали Жалаири. C) Арыстан-Баб. D) Мухаммед Хайдар Дулати. E) Махмуд Кашгари. |
| 377. | Ходжа Ахмет Яссауи учился в: А) Бухаре. B) Самарканде. C) Ташкенте. D) Кордове. E) Исфахане. |
| 378. | Произведение Ходжа Ахмеда Яссауи, в котором он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм: A) «Жамиг ат-таурих». B) «Кутадгу билик». C) «Диуан-и-хикмет». D) «Тарих-и-Рашиди». E) «Шынгыснаме». |