321.
| Расцвет средневековой городской культуры Казахстана приходится на:
А) X–XII вв.
В) IX–XI вв.
С) XII–XIV вв.
D) XIII–XV вв.
Е) XIV–XVI вв.
|
322.
| В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в:
А) VII–IX вв.
В) VIII–X вв.
С) X–XII вв.
D) Х–ХII вв.
Е) V–VIII вв.
|
323.
| К наиболее крупным городам по площади в IХ–ХIII вв. относятся:
A) Испиджаб, Отрар, Сауран.
B) Бурух, Хурлуг, Ашнас.
C) Баскамыр, Аяккамыр, Торайлы.
D) Баба-Ата, Куйрьштобе. E) Карнак, Карачук, Шур.
|
324.
| Наибольшее число городов в эпоху Средневековья было сосредоточено в:
A) Северном Казахстане.
B) Южном Казахстане.
C) Западном Казахстане.
D) Центральном Казахстане.
E) Восточном Казахстане.
|
325.
| В X–XI вв. на развитие городской культуры на территории Казахстана повлиял(о):
A) ислам.
B) несторианство.
C) шаманизм.
D) огнепоклонничество.
E) тотемизм.
|
326.
| Очаг (печь) в жилых зданиях средневековых городов Х–ХII веков:
A) хисар.
B) тандыр.
C) кереге.
D) балбал.
E) диван.
|
327.
| Санитарно-очистительное устройство средневекового дома:
A) тандыр.
B) коржын.
С) ташнау.
D) текемет.
E) рабад.
|
328.
| Для торговли периода IX–XII вв. характерен рост:
А) натурального обмена.
В) ростовщического дела.
С) товарно-денежных отношений.
D) денежных отношений.
Е) товарного обмена.
|
329.
| Об оживлении городской культуры после монгольского нашествия в середине XIII в. свидетельствует начало работы монетного двора:
А) Сыгнака.
В) Отрара.
С) Тараза.
D) Сайрама.
Е) Баласагуна.
|
330.
| В XI–XII вв. возникают тимы – большие караван-сараи со специальными помещениями для торговли тканями – в городе.
А) В Таразе.
В) В Баласагуне.
С) В Отраре.
D) В Койлыке.
Е) В Испиджабе.
|
331.
| В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в:
А) X–XII вв.
В) VIII–IX вв.
С) IX–X вв.
D) VII–VIII вв.
Е) VII–IX вв.
|
332.
| В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана, согласно воззрениям казахов, верхнюю ступеньку занимает:
А) Сулейман Бакыргани.
В) Арыстан-баб.
С) Юсуф Баласагуни
D) Коркты-ата.
Е) Ахмед Яссауи.
|
333.
| В городах Южного Казахстана мечети существуют с:
A) VII в.
B) VIII в.
С) IX в.
D) X в.
E) XI в.
|
334.
| О высоком уровне развития архитектуры XI–XII вв. свидетельствует:
A) мавзолей Жоши-хана.
B) мавзолей Айша-Биби.
C) мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи (Йасауи).
D) мавзолей Есима.
E) Кзылкентский замок.
|
335.
| О высоком уровне развития архитектуры XI–XII вв. свидетельствует:
А) мавзолей Есима.
В) мавзолей Алаша-хана.
D) Кзылкентский замок.
С) мавзолей Ахмеда Яссауи.
Е) мавзолей Бабаджи-хатун.
|
336.
| В XI в. бани отапливались с помощью:
A) открытых очагов.
B) паровых котлов
C) печей.
D) жаропроводящих каналов.
E) газовых печей.
|
337.
| Бани в Таразе обеспечивались водой:
А) по каналам с гор.
B) по кяризам.
C) с Сырдарьи.
D) из колодцев.
E) дождевой.
|
338.
| Остатки двух восточных бань, датируемые XI–XII вв., обнаружены в ходе раскопок города:
A) Туркестан.
B) Янгикент.
C) Отрар.
D) Алматы.
E) Кедер
|
339.
| К одному из ранних мусульманских мемориальных сооружений XI–XII вв. относится
А) Мавзолей Талхашан-баба.
В) Мавзолей Караханидов.
С) Гробница Козы Корпеш и Баян Сулу.
D) Мавзолей Бабаджи-хатун.
Е) Мавзолей Айши-Биби.
|
340.
| До 1960-х гг. в Туркестане работала построенная в Средние века:
A) водонапорная башня.
В) баня.
C) школа.
D) ярмарка.
E) сардоба.
|
341.
| Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения в первой половине VIII в.:
A) монголов.
B) персов.
C) арабов.
D) киданий.
E) найманов.
|
342.
| По погребальным обрядам IX–XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций:
А) ислама.
В) зороастризма.
С) несторианства.
D) индуизма.
Е) язычества.
|
343.
| «Вторым учителем» после Аристотеля называли ученого X в:
A) Абу Райхана аль-Бируни.
B) Абу Али ибн Сину.
C) Ал-Аббас ал-Джаухари.
D) Абу Насыр аль-Фараби.
E) Ала ад-Дин ал-Кушчи.
|
344.
| Выдающийся философ, ученый-энциклопедист IX-X вв.:
A) Ходжа Ахмед Яссауи.
B) Юсуф Баласагуни.
C) Абу Райхан Бируни.
D) Абу Насыр аль-Фараби.
E) Махмуд Кашгари.
|
345.
| Абу Насыр аль-Фараби получил образование в Отраре на:
A) арабском языке.
B) кыпчакском языке.
C) согдийском языке.
D) латинском языке.
E) чагатайском языке.
|
346.
| Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды:
А) латинским письмом.
В) арабским письмом.
С) персидским письмом.
D) согдийским письмом.
E) тюркским письмом.
|
347.
| Язык, на котором с X в. в связи с распространением ислама в Южном Казахстане, писали научные и художественные произведения:
A) персидский.
B) тюркский.
C) арабский.
D) согдийский.
E) латинский.
|
348.
| Свои труды писал арабским письмом один из первых ученых Востока X в:
A) Кадыргали Жалаири.
B) Ахмед Яссауи.
C) Абу Насыр аль-Фараби.
D) Мухаммад Хайдар.
Е) Махмуд Кашгари.
|
349.
| Бесценным памятником истории быта, нравов и языка тюркоязычных народов XI в. является труд:
А) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари.
В) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи.
С) «Кутадгу билик» Баласагуни.
D) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдара.
Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
|
350.
| Ученый XI в., изучавший язык и обычаи тюркских племен и доказавший в своей книге «Диуани лугат ат-тюрк», что тюркский язык не ниже арабского:
А) Кадыргали Жалаири.
В) Махмуд Кашгари.
С) Юсуф Баласагуни.
D) Мухаммад Хайдар.
E) Ахмед Яссауи.
|
351.
| Вкладом в историю языкознания является труд Махмуда Кашгари:
A) «Тарих-и-Рашиди».
B) «Кутадгу билик».
C) «Диуан-и-Хикмет».
D) «Диуан лугат ат-тюрк».
E) «Бабурнаме».
|
352.
| Огромный вклад в историю языкознания внес ученый XI в.:
А) Кадыргали Жалаири.
В) Ахмед Яссауи.
С) Махмуд Кашгари.
D) Мухаммад Хайдар.
E) Ахмед Иугнеки.
|
353.
| Энциклопедией тюркоязычных народов считают.
А) «Диуани лугат ат-тюрк», Кашгари.
В) «Кутадгу билик», Баласагуни.
С) «Хронология древних тюрков», Бируни.
D) «Диуан-и-Хикмет», Яссауи.
Е) «Бакырган», Хаким-ата.
|
354.
| Средневековый ученый за 600 лет до Галилея и Ньютона обосновал гелиоцентрическую систему:
А) Абу Насыр аль-Фараби.
В) Абу Райхан Бируни.
С) Махмуд Кашгари.
D) Абу Али ибн Сина.
Е) Юсуф Баласагуни.
|
355.
| По мнению ученого-тюрколога Н. Баскакова, первопроходцем в изучении тюркских языков был:
A) Ахмед Яссауи.
B) Махмуд Кашгари.
C) Мухаммад Хайдар.
D) Кадыргали Жалаири.
E) Юсуф Баласагуни.
|
356.
| Автор поэмы «Кутадгу билик»:
А) М. Кашгари.
В) аль-Фараби.
С) Коркут.
D) Ю. Баласагуни.
Е) А. Яссауи.
|
357.
| Литературные традиции и специфика письменного языка тюркоязычной литературы ХI в. отражена в поэме:
А) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи.
В) «Кутадгу билик» Баласагуни.
С) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари.
D) «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара.
Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
|
358.
| Первый памятник светской литературы тюркоязычных народов XI в., который дошел до нас:
А) «Диуан-и-Хикмет».
В) «Кутадгу билик».
С) «Бакыргани».
D) «Тарих-и-Рашиди».
Е) «Жамиг ат-Таурих».
|
359.
| Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в научном труде XI в:
A) «Тарих-и-Рашиди», Мухаммад Хайдар.
B) «Кутадгу билик», Юсуф Баласагуни.
C) «Диуан-и-Хикмет», Ахмед Яссауи.
D) «Жамиг ат-таурих», Кадыргали Жалаири.
E) «Шынгыснаме», Утемис Хаджи.
|
360.
| Поэма «Дар истины» Ахмеда Иугнеки написана на:
A) латинском языке.
B) арабском языке.
C) персидском языке.
D) тюркском языке.
E) согдийском языке.
|
361.
| За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул главного визиря:
A) Ахмеду Иугнеки.
B) Сулейману Бакыргани.
C) Юсуфу Баласагуни.
D) Рашид ад-Дину.
E) Утемису Ходже.
|
362.
| Караханидский каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни за создание произведения:
A) «Кутадгу билик».
B) «Бабур-наме».
C) «Диуани лугат ат-тюрк»».
D) «Шежире и-тюрк».
E) «Жусуп – Злиха».
|
363.
| До наших дней дошла написанная на тюркском языке книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки:
А) «Жамиг ат-Таурих».
В) «Диуан-и-Хикмет».
С) «Шынгыснаме».
D) «Дар истины».
E) «Тарих-и-Рашиди».
|
364.
| Поэт Ахмед Иугнеки жил при:
A) Караханидах.
B) Ахеменидах.
С) Саманидах.
D) Тимуридах.
E) Аштарханидах.
|
365.
| Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни предводителем мудрецов:
A) Юсуф Баласагуни.
B) Ахмед Иугнеки.
C) Ахмед Яссауи.
D) Фирдоуси.
E) Сулейман Бакыргани.
|
366.
| В XII в. в Казахстане проповедовал ислам:
А) аль-Бируни.
В) Ахмед Яссауи.
С) Кадыр-хан.
D) Хишам Халиф.
E) Махмуд Кашгари.
|
367.
| Суфизм (мистическое течение в исламе) основал:
А) Бакыргани.
В) Ахмед Яссауи.
С) Кашгари.
D) Арыстан-баб.
Е) Мухаммед.
|
| Под именем Хаким-Ата был известен в народе ученик Ходжи Ахмеда Йасауи:
A) Арыстан-Баб
B) А.Иугнеки
C) М.Кашгари
D) С.Бакыргани
E) Ю.Баласагутш
|
368.
| «Диуан-и Хикмет» Ахмеда Яссауи написан на тюркском языке:
А) арабским алфавитом.
В) руническим алфавитом.
С) уйгурским алфавитом.
D) кириллицей.
E) латиницей.
|
369.
| Сулеймен Бакыргани был учеником:
A) Ахмеда Яссауи.
B) Арыстан-Баба.
C) Махмуда Кашгари.
D) Юсуфа Баласагуни.
E) Кадыргали Жалаири.
|
370.
| Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане:
A) Арыстан-баб.
B) Аль-Фараби.
C) Ахмед Иугнеки.
D) Ходжа Ахмед Яссауи.
E) Коркыт-Ата.
|
371.
| Культурные и этнополитические сведения, проповедь смирения и аскетизма содержатся в произведении ХII в.:
А) «Кутадгу билик» Баласагуни.
В) «Диуан-и-Хикмет» Яссауи.
С) «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдара.
D) «Диуани лугат ат-тюрк» Кашгари.
Е) «Жамиг ат-таурих» Кадыргали Жалаири.
|
372.
| Наиболее известный ученик Ахмеда Яссауи:
А) Юсуф Баласагуни.
В) Кадыргали Жалаири.
С) Махмуд Кашгари.
D) Сулейман Бакыргани.
E) Мухаммад Хайдар.
|
373.
| Отец Яссауи был:
A) дипломатом.
B) наместником.
C) проповедником ислама.
D) прославленным воином.
Е) известным ученым.
|
374.
| Произведение «Жусуп – Злиха»:
A) воспевает подвиги.
В) воспевает любовь.
C) описание путешествия.
D) собрание легенд и преданий.
E) философский трактат.
|
375.
| Распространитель поэзии духовного направления в Казахстане:
А) Абу Насыр аль-Фараби.
В) Махмуд. Кашгари.
С) Ахмед Яссауи.
D) Кадыргали Жалкаири.
Е) Рашид ад-Дин.
|
376.
| Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ходжа Ахмеда Яссауи был:
A) Юсуф Баласагуни.
B) Кадыргали Жалаири.
C) Арыстан-Баб.
D) Мухаммед Хайдар Дулати.
E) Махмуд Кашгари.
|
377.
| Ходжа Ахмет Яссауи учился в:
А) Бухаре.
B) Самарканде.
C) Ташкенте.
D) Кордове.
E) Исфахане.
|
378.
| Произведение Ходжа Ахмеда Яссауи, в котором он бичует изворотливых подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм:
A) «Жамиг ат-таурих».
B) «Кутадгу билик».
C) «Диуан-и-хикмет».
D) «Тарих-и-Рашиди».
E) «Шынгыснаме».
|