Проект кодекса профессиональной этики российского библиотекаря и комментарии к нему




Первый вариант "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" и сопутствующих ему документов мы представляем на обсуждение российского библиотечного профессионального сообщества.

Профессиональная среда, как и любое другое сообщество, нуждается в этической регламентации своих внутренних взаимоотношений и связей с внешним миром. Разработка профессиональных этических норм есть показатель свободного развития профессии и зрелости профессионального сознания.

На протяжении долгих лет профессиональное сознание российского библиотекаря испытывало сильнейшее воздействие тоталитарного государства. Как внешнее (отношения с властями), так и внутреннее (отношения с пользователями и коллегами) профессиональное пространство было жестко определено рамками идеологии, что делало неактуальной задачу разработки этических норм и создание кодекса профессиональной этики библиотекаря - документа, принятого библиотечными сообществами многих стран еще в начале двадцатого века. [11, с. 2-3]

Изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, стремление построить открытое демократическое общество, а также глубокое внедрение новых технологий во все стороны российской жизни выдвинули на первый план такие ценности, как свободное духовное развитие личности; интеллектуальная свобода; свободный доступ к информации. Эти положения непосредственно относятся к сути библиотечной профессии как профессии в значительной мере ответственной за распространение информации в обществе. Они должны быть признаны библиотекарями не только в качествеобщечеловеческих, но профессиональных ценностей.

Однако эти ценности были неоднозначно восприняты в российском библиотечном сообществе, долгие годы существовавшим в условиях цензуры, которая способствовала деформации профессионального сознания. Несовпадение ценностей профессионалов порождает разногласия по вопросам профессиональной этики.

В этих условиях библиотекари как профессиональная группа оказались перед необходимостью заново осмыслить миссию библиотеки как социального института, в существенной мере отвечающего (через подбор, организацию хранения и распространение информации) за свободу потока информации и доступа к ней в настоящем и будущем, и, в конечном счете - за свободное развитие мысли в России.

Сегодня библиотечное сообщество России реально ощутило потребность в регламентации отношений с властями, пользователями, коллегами, т.е.- в создании "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря", документа, который защитит достоинство профессионала и не даст возможности использования библиотеки как инструмента идеологического воздействия, как это было в прошлом.

"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" отражает перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и институционального окружения.

В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены этические нормы - стандарты профессионального поведения, - отвечающиезадачам и интересам библиотечной профессии, которых профессиональное сообщество России, и в первую очередь - Библиотечная ассоциация России, рекомендует придерживаться. [2, с. 26-29]

Во всем тексте "Кодекса" под термином "библиотекарь" подразумевается весь библиотечно-библиографический и информационный персонал библиотеки, независимо от конкретного положения. Смысловое содержание "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" определяется прежде всего такими проблемами, как обеспечение открытого доступа к информации; отсутствие цензуры в отношении библиотечных материалов; конфиденциальность; обязанности в отношении пользователя и работодателя; дискриминация; руководство персоналом; взаимоотношения между коллегами т. п. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены основные положения библиотечной этики. Он, не детализируя ситуации, принципиально определяет верный, в этическом смысле, подход к решению проблемы. "Кодекс" служит не столько руководством к действию, сколько ориентиром в конкретной ситуации. (см. Приложение) [2, с. 14-17 ]

"Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" рассматривается как "открытый" документ, подлежащий, по мере необходимости, углублению, дополнению, уточнению и т. п. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" предлагает стандарты поведения, которых должны придерживаться все сотрудники, равно как и члены попечительских советов библиотек всех типов и видов, которые не хотят компрометировать положение и репутацию библиотечной профессии в обществе.

 

 

Заключение

О чем же говорят нам сегодня события истории, столь долго находившиеся в не заслуженном забвении? Надо продолжать традиции наших петербургских предшественников, памятуя о том, что именно съезд является "высшей формой демократического самоуправления и профессионального самосознания"[3, с. 148].

Характерная особенность библиографической деятельности - отсутствие организационно оформленной целостности, раздробленность, органическая укорененность в различных общественных институтах (библиотечном, редакционно-издательском деле, книжной торговле и др.), обеспечивающих функционирование системы документальных коммуникаций. Следствием этого является несогласованность, дублирование, распыление сил и средств, научная, организационная и технологическая замкнутость и т.п.

Система информационного обеспечения жизнеспособна, если она динамична и способна быстро реагировать на изменения в жизни общества. Любая система нуждается в постоянном совершенствовании. Активное освоение новых технологий в сочетании с традиционными методами подготовки информационных пособий - вот что позволит качественно и оперативно обеспечивать научные разработки информацией.

Подлинно всесоюзный съезд даст возможность не только получить полную картину реального состояния библиотечного дела в стране, но и сплотить наиболее инициативные силы, наметить пути выхода из нынешнего кризиса. Нам нужен съезд. Как и в начале века, библиотекари должны увидеть болевые точки с государственных позиций, не замыкаться на мелочах, которых так легко "завязнуть" надолго и безнадежно. Мы обязаны быть конструктивными, нести ответственность за свои слова.

Мало принять даже самые мудрые решения - надо добиться их выполнения. Необходим координационный, организационный центр для проведения этой колоссальной работы. Таким может стать ныне Российская федерация библиотечных обществ и ассоциаций.

Только имея полномочия реальной власти, удастся перейти к логическому завершению того, что было начато в Санкт-Петербурге летом 1911 года.

Высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе достигается упорным трудом. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии.

 

 

Список использованных источников

1. Бендерский И. С чем подошли к революции // Библиотекарь. - 1991. - №10. - С.60.

2. Берёзкина Н. Современная библиотека: оснащение и дизайн// Вестник ББА от 1998 г. № 2.

3. Библиотека в контексте истории. М., 1997. -292 с.

4. Богданов П.М. Итоги I Всероссийского съезда по библиотечному делу // Библиотекарь. - 1911. - №3. - С.286. (318-319)

5. Вугман И. Библиотечные объединения и ассоциации библиотек: По поводу ст. Бажанова // Красный библиотекарь. - 1925. - №6. - С.57-59; Бажанов Б. Что и как должны делать бибобъединения: в порядке дискуссии // Красный библиотекарь.- 1926. - №6. - С.51-62.

6. Дунаева Т.Г. Современное библиографоведение: грани взаимодействия различных концепций // Библиотека и библиотекарь в современном мире: Сб. ст. - Казань, 1999. – 134 с.

7. Зверевич В. Заметный след в истории // Библиотека.-1992.-№1.-С.7-8.

8. Клюев В.К. Формирование общественных структур управления библиотечным делом.

9. Маймистов. Почему мы против библиотечных объединений? // Культработник. - 1927. -№6. - С.11.

10. Масловский С.Д. Обзор работ I секции съезда:(Академические библиотеки) // Библиотекарь. - 1911. - №3. - С.299. 14. Б - ш - ъ С. Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу //Речь.-1913.-№108.-С.3.

11. Москаленко Л. Лоцманы на корабле знаний// Восточно-Сибирская ПРАВДА от 30.13.2001 № 256 (23364).

12. О подготовке и переподготовке библиотечных работников: Инструкция //Программные материалы о подготовке и повышению квалификации ликвидаторов неграмотности, библиотекарей и клубных работников. - М; 1925. - С.27-31.

13. Плотников А.Е. Общий ход работы съезда: Его состав и средства // Библиотекарь. - 1911.- №3. - С.293.

14. Попов А. Мыльные пузыри // Свет.М.,1992.-С.16-19.

15. Постников С. Труды Первого Всероссийского по библиотечному делу // Заветы. - 1913. - №9. - С.239.

16. Пудов В. Так начиналось...// Библиотекарь.-1989.-№6.-С.8-10.

17. Рабичев Н. Больные вопросы библиотечной работы профсоюзов: Докл. На всеукраинском бибсовещании... - Харьков, 1927 - С.39.

18. Резолюция по вопросам о принципах и основах организации библиотечного дела земскими и городскими органами местного самоуправления // Труды Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу. - С - Пб., 1912. - Ч.1. - С.202-208.

19. Рубанова Т.Д. Первый съезд российских библиотекарей (80 лет спустя)//Советское библиотековедение.-1991.-№6.-С.43-51.

20. Смушкова М.А. К вопросу о библиотечных объединениях // Красный библиотекарь.- 1924. - №2-3. - С. 11.

21. Стародубова Н.З. Официальные документы в библиотеках России: состав фондов, организация работы и перспективы использования // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - № 7. - С. 38-50.

22. Статьи: Звездин В. К методике работы библиотечных объединений: Итоги и перспективы // Красный библиотекарь. - 1925. - №3. - С.42-48; Звездин В. Как же вести работу объединения. По поводу ст. Бажанова в №1 "Красного библиотекаря" за 1925 г. // Красный библиотекарь. - 1925. - №4. - С.66-72;

23. Смушкова М.А. Методические конференции о работе бибобъединений // Красный библиотекарь. - 1926. - №9. - С.4.

24. Соколов А. В.В повестке дня - библиотечный съезд//Библиотечная жизнь России: Краткая инф. справка.-Вып.2.-Л.,1990.-С.8.

25. Съезды библиотечных деятелей: (Письмо в редакцию) // Рус. ведомости. - 1919. - №29. - С.5.

26. Харламов В.И. Феномен библиотечной идеологии: с позиций историка// Советское библиотековедение.-1992.-№2.-С.41-46.

27. Шилов Е.Е. Ядро библиотечного фонда // Библ. жизнь Кузбасса. Кемерово, 1998. Вып. 4 (31). С. 134-140.

28. Шкроба Н.В. Информация о патентах России - активизация работы // Науч. и техн. б-ки. - 2000. - № 7. - С. 50-56.

Приложение

Проект

П О Я С Н Е Н И Я

к статьям "Кодекса профессиональной этики

российского библиотекаря"

1. Профессиональная деятельность российского библиотекаря направлена на создание условий свободного, беспрепятственного, равноправного и комфортного доступа пользователя к информации, библиотечным материалам и ресурсам.

Пояснение

Для библиотекаря первостепенную ценность представляют информационные запросы пользователя. Они удовлетворяются с максимальной полнотой, своевременно, вежливо и беспристрастно, с использованием материалов отражающих все возможные точки зрения на предмет. Для удовлетворения запроса пользователя библиотекарь использует все доступные ему возможности, включая обращение к фондам и базам информации других библиотек и организаций. На качество удовлетворения запроса пользователя не должны влиять личные взгляды и убеждения самого библиотекаря. Библиотекарь не допускает дискриминации в отношении личности пользователя. Каждый пользователь вне зависимости от своих индивидуальных особенностей (уровня образования, возраста, вероисповедания, убеждений, национальности, состояния здоровья и др.) имеет право на полноценное обслуживание, доброжелательность, вежливость, уважение к человеческому достоинству, на необходимую помощь. Пользователи "с особыми потребностями" (инвалиды, дети, маргиналы и др.) могут рассчитывать на внимание и сочувствие библиотекаря, учитывающего особенности возрастного, физического и психофизиологического состояния пользователя. Библиотекарь старается не допускать конфликта интересов отдельного пользователя и групп пользователей. Библиотекарь стремится создать пользователю максимально комфортные условия для работы.

2. Российский библиотекарь привержен принципу интеллектуальной свободы и не допускает какой-либо цензуры библиотечных материалов.

Пояснение

Профессиональное выполнение библиотекарем своих обязанностей не допускает изъятия или непредставления (цензуры) запрашиваемых пользователем документов во всех случаях, исключая те, которые предусмотрены Конституцией России.

3. Российский библиотекарь рассматривает свободный доступ к информации как средство, способствующее развитию духовной жизни и интеллекта пользователя, как возможность его приобщения к реальным ценностям мирового и национального значения.

Пояснение

В формуле "интеллектуальная свобода" одинаково ценны обе составляющие, не существующие одна без другой. Профессиональное выполнение обязанностей требует от библиотекаря реализации не только информационной, но и просветительской функции, традиционной для российской библиотеки и имеющей особое значение в современный период. Просветительство библиотекаря ни в коем случае не предполагает дидактики, регламентации информационных запросов или поведения пользователя, воздействия на его личность, оно направлено лишь на демонстрацию положительных ценностей, накопленных мировой цивилизацией, в том числе и Россией.

4. Российский библиотекарь оберегает право пользователя на конфиденциальность его информационной деятельности, противостоит попыткам кого бы то ни было осуществить за ней надзор, за исключением тех случаев, которые предусмотрены Конституцией России.

Пояснение

Информация о пользователе не должна предоставляться никому, кроме персонала библиотеки. Эта обязанность перед пользователем сохраняется и после прекращения его отношений с библиотекой. Исключения возможны,если отсутствуют возражения со стороны пользователя (например, если информация собирается в исследовательских целях); если есть серьезные основания считать, что такое действие будет способствовать предотвращению преступления. Конфиденциальность информации имеет несколько степеней. Нарушение библиотекарем конфиденциальности высокой степени может повлечь за собой разбирательство в Совете по этике (см. ниже). Если конфиденциальную информацию о пользователе запрашивают правоохранительные органы, то она может быть предоставлена только по постановлению соответствующего органа (суда, прокуратуры и т. п.).

5. Российский библиотекарь, выступая в роли посредника между производителем информации и пользователем, признает и защищает все права на интеллектуальную собственность.

Пояснение

Библиотекарь придерживается статей закона в отношении "пиратства", плагиата и подобных явлений.

6. Российский библиотекарь обладает компетентностью и профессиональной честностью.

Пояснение

Профессиональное выполнение библиотекарем своих обязанностей требует постоянного профессионального совершенствования (с помощью профессиональной литературы, производственной учебы, контактов с коллегами, стажировок и т. п.) Он должен следить за достижениями отечественного и зарубежного библиотечного дела; сохранять традиции и способствовать внедрению прогрессивных новаций; быть в курсе всех изменений потребностей и интересов пользователей, а также результатов исследований по библиотечно-библиографическим и информационным проблемам. Профессиональная честность библиотекаря проявляется, прежде всего, в его ответственном отношении к своим обязанностям. В невозможности обмана читателя, сознательного предоставления ложной информации (например, оналичии или отсутствии документа).

Профессиональная честность библиотекаря проявляется и в том, что он придерживается принципа полной независимости профессиональных действий и решений от всех соображений личного или финансового порядка. Например, библиотекарь не может использовать для личного обогащения доверенные ему фонды, материалы, информацию; библиотекарь не может использовать факт своего авторства для определения решения о приобретении данного документа в фонды библиотеки; библиотекарь не может выполнять запросы, выполнение которых нанесет ущерб другим пользователям библиотек, сотрудникам библиотек или работодателям и т.п.

7. Российский библиотекарь относится с уважением к коллегам, защищает их права, если они не противоречат этическим нормам и способствуют авторитету профессии.

Пояснение

Библиотекарь поддерживает ровные дружелюбные отношения с коллегами как в своем коллективе, так и в широкой профессиональной среде. Он избегает ситуации, когда личные отношения (симпатия, антипатия) с коллегами могут помешать ему полноценно выполнять свои профессиональные обязанности. Библиотекарь избегает амбициозности, бестактности в отношениях с коллегами, как выше-, так и нижестоящими на служебной лестнице. Библиотекарь-руководитель избегает соперничества с коллегами за получение льгот и средств от работодателя, не применяет в этой ситуации недостойных средств, предпочитая честную конкуренцию. Библиотекарь считает неотъемлемым компонентом своей профессиональной деятельности передачу знаний менее опытным коллегам, видя в этом важнейшее условие развития профессии.

8. Российский библиотекарь заботится о высоком общественном статусе своей профессии и старается вовлечь в библиотечную жизнь полезных для развития библиотечного дела людей.

Пояснение

Библиотекарь ищет возможности обратить внимание властей, общественности на социальную роль библиотеки и ее место в жизни конкретной личности и общества. Библиотекарь завязывает контакты со всеми, кто осознает миссию библиотечной профессии и может помочь в ее реализации. Библиотекарь стремится привнести библиотечные знания (по психологии чтения, социологии чтения, информационной грамотности) в другие профессиональные сферы и сделать их достоянием широкого круга пользователей. Библиотекарь стремится создать открытую библиотеку отвечающую задачам открытого демократического общества.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: