ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ к 5-й главе




Аксиома о ненасыщаемости — при прочих равных условиях потребитель всегда предпочтёт бoльшее количество блага меньшему.

Аксиома о полной упорядоченности — потребитель способен сравнивать и ранжировать (упорядочивать) наборы благ. Результатом сравнения может быть предпочтение одного набора благ другому или признание их равноценными.

Аксиома о транзитивности выбора — если набор С предпочтительнее набора В, а набор В предпочтительнее набора А, то набор С будет предпочтительнее набора А. Это предположение позволяет однозначно ранжировать различные наборы благ независимо от очередности их попарного сравнения.

Бюджетная линия (кривая потребительного бюджета) – это линия, каждая точка на которой характеризует все наборы товаров, которые может купить покупатель с использованием всего своего бюджета.

Бюджетное множество — это множество вариантов потребительского выбора, т.е. наборов товаров, которые потребителю доступны; на графике — пространство между бюджетной линией и осями координат (площадь треугольника).

Взвешенная предельная полезность — величина предельной полезности в расчете на одну денежную единицу, затраченную на приобретение товара.

Закон убывающей предельной полезности — это закон,утверждающий, что чем большим количеством благ в течение определенного периода времени обладает человек, тем меньшую полезность для него приносит каждая дополнительная единица этого блага.

Кардиналистский (количественный) подход — это подход в теории поведения потребителя, согласно которому можно определить, на сколько единиц общая полезность одного набора благ выше общей полезности другого.

Карта кривых безразличия — множество кривых безразличия, характеризующих предпочтения потребителя, каждая из которых представляет разный уровень общей полезности наборов двух благ и которые не пересекаются.

Кривая «доход–потребление» — это кривая, на которой располагаются все сочетания двух товаров при определенном уровне дохода, максимизирующие общую полезность.

Кривая «цена-потребление» — это кривая, показывающая варианты потребительского выбора при различных уровнях цены товара, максимизирующие общую полезность.

Кривая безразличия кривая, множество точек на которой характеризует наборы двух благ, обеспечивающие потребителю одинаковую общую полезность, т.е. ни один из этих наборов не является более пред­почтительным, чем другой.

Кривая индивидуального спроса — кривая спроса, которая показывает величину спроса отдельного потребителя при различных ценах товара.

Кривая Энгеля — это кривая, характеризующая зависимость величины потребления того или иного товара от дохода потребителя (при неизменных прочих факторах, влияющих на спрос).

Нормальный товар — это товар, спрос на который изменяется в направлении изменения дохода; для нормальных товаров кривая «доход–потребление» и кривая Энгеля имеют положительный наклон.

Общая полезность — то удовлетворение, которое человек получает от потребления определенного количества блага или набора благ.

Ординалистский (порядковый) подход — это подход в теории поведения потребителя, согласно которому, хотя потребитель и не может измерить полезность количественно, он всегда в силах сравнить общую полезность потребительских наборов и определить, какой из них более предпочтителен для него.

Полезность — это удовлетворение, которое получает человек от потребления товаров и услуг.

Правило максимизации общей полезности — потребитель распределяет свой доход таким образом, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение любого блага, приносила ему одинаковую предельную полезность.

Предельная норма замещения (MRS) — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться ради получения дополнительной единицы другого блага при неизменном уровне общей полезности.

Предельная полезность — это изменение общей полезности в результате дополнительной единицы блага.

Равновесие потребителя — это состояние, когда потребитель ничего не хочет менять, поскольку потребляет такой набор товаров, который приносит ему максимальную общую полезность при заданном бюджетном ограничении; на графике соответствует точке касания бюджетной линией самой высокой из доступных кривой безразличия.

Товар Гиффена – товар низшего уровня, спрос на который растет при увеличении его цены и падает при ее снижении. Для этого товара кривая «цена–потребление» имеет отрицательный, а кривая индивидуального спроса – положительный наклон.

Товар низшей категории — это товар, спрос на которые изменяется в направлении, противоположном вектору изменения дохода. Чаще всего к товарам низшей категории относят низкокачественные товары — картофель, дешевые вина и т.д.

Товар первой необходимости — это товар, спрос на который растет медленнее, чем доход потребителя.

Товар роскоши — это товар, спрос на который растет быстрее, чем доход потребителя.

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Бомол У.Дж., Блайндер А.С. Экономикс. Принципы и политика: Учеб. / Под ред. А.Г. Грязновой. М.: ЮНИТИ—ДАНА, 2004. С. 63—90.
  2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: Учеб. / Г.М. Гукасьян, Г.А. Маховикова, В.В. Амосова. Москва: Эксмо, 2008. С. 184—205.

 

  3. Кац М.. Роузен Х. Микроэкономика. Минск: Новое знание, 2004. С. 27—67, 114—147.
  4. Корниенко О.В. Экономическая теория. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. С. 145—175.

 

  5. Курс экономической теории: Учеб. 6-е изд. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 2009. С. 88—90.
  6. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. Минск: БГЭУ, 2009. С. 26—58.

 

  7. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. С.А. Константинова, В.А. Воробьева, Л.В. Пакуш, А.М. Филипцова. Минск: ИВЦ Минфина, 2007. С. 41—66.
  8. Сломан Дж. Экономикс. 5-е изд. СПб.: Питер, 2005. С. 107—139.

 

  9. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. 2-е изд. М.: Дело и Сервис, 2009. С. 109—170.
  10. Экономика. Университетский курс: Учеб. пособие / Под ред. П.С. Лемещенко. Минск: Книжный Дом, 2007. С. 110—120.

 

  11. Экономическая теория: Учеб. / Под ред. Е.Н. Лобачевой. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2009. С. 133—154.
  12. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Новиковой. — Минск: БГЭУ, 2006. С. 209—218.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: