Сенека Луций Анпей (ок. 4 до н. э.—65 н. э.), древнеримский философ и драматург 131
Сервантес де Сааведра Мигель (1547—1616), испанский писатель, драматург 63, 348
Сидней Филип (1554-1586), английский государственный деятель, поэт и критик 335
Симоне Артур (1865—1945), английский поэт, критик 120
Синг Джон Миллингтон (1871— 1909), ирландский драматург 104, 105
Скриб Огюстен-Эжен (1791—1861), французский драматург, либреттист, член Французской Академии 42, 43
Сократ (469-399 до н. э.), древнегреческий философ-идеалист 139
Сорилья-и-Мораль Хосе (1817—1893), испанский поэт и драматург 68
Софокл (ок. 496— 406 до н. э.)— древнегреческий драматург 293, 324,339
Спендер Стивен (род. 1909), английский поэт, критик, эссеист, преподавал английскую литературу в Лондонском университете 163, 166
Станиславский (наст. фам. — Алексеев) Константин Сергеевич (1863—1938), русский советский актер, режиссер, теоретик театра 196, 197, 356
Стерн Лоренс (1713—1768), английский писатель-юморист 348
Стриндберг Йухан Август (1849— 1912), шведский писатель, драматург, театральный деятель 25, 89, 119, 140, 242, 375
Сует Мак (1876—1935), американский киноактер 252
Сурио Этьен (1892-1979), французский философ и эстетик, преподавал в университетах Марселя, Лиона, Парижа 81, 199
Теренций Публий Теренций Африканец (ок. 185— 159 до н. э.), древнеримский драматург-комедиограф 347
Тилих Поль (Пауль) (1886-1965), немецкий теолог и философ, профессор Дрезденского и Лейпцигского университетов, с 1933 г. профессор Гарвардского университета в США 311
Тилъярд Юстас Мэндевилл Уатен-холл (1889—1962), английский историк литературы, профессор Кембриджского университета 324
Тирсо де Малина (наст, имя — Габриель Тельес) (ок. 7555—1648), испанский писатель, драматург 69, 143, 144, 145
Толстой Лев Николаевич (1828— 1910), русский писатель 304, 309, 364, 376, 377, 383
Томас Кальвин (1854-1919), американский ученый, педагог, профессор немецкой литературы Колумбийского университета 318
Topo Генри Дэвид (1817-1862), американский писатель 386
Тургенев Иван Сергеевич (1818— 1883), русский писатель 238, 239, 240
Тушар Пьер-Эме, французский театральный критик 33, 329
Уайльд Оскар Фингалл О'Флаэр-ти Уилс (1856—1900), английский поэт, писатель, драматург и критик ИЗ, 213, 214, 267, 286
Уилсон Эдмунд (1895-1972), американский литературный критик, писатель, редактор 116, 304
Уильяме Теннесси (наст, имя — Томас Ланир) (1911-1983), американский писатель, драматург 184, 245
Уоллес Грэм (1858—1932), английский политик-ученый, профессор экономики 382
Уэбстер (Вебстер) Джон (1570 (1580?)—1625 (1634?), английский драматург, один из крупнейших после Шекспира авторов поэтической трагедии эпохи английского Возрождения, автор трагедии «Герцогиня Мальфи» 306, 312
Уэртэм Фредрик, американский врач-психиатр 251, 252, 254, 255
Фейдо Жорж (1862-1921), французский драматург, представитель так называемой «бульварной драматургии», легкой, эффектной и поверхностной 277, 278, 279, 287
Фелпс Уильям Лайон (1865-1943), американский эссеист, педагог, профессор английской литературы в Иельском университете 340
Ференци Шандор (1873-1933), венгерский психоаналитик 79
Фернандес Рамон (наст, имя — Пет-ро Эстела) (1894-1944), французский критик и редактор 42, 69, 72, 264, 346
Филдс (наст, имя — Уильям Клод Дюкенфилд) (18807-1946), американский актер театра и кино 272, 287, 333
Флобер Гюстав (1821-1880), французский писатель, драматург 380
Фонтенель Берна? Ле Бовье де (1657—1757), французский писатель, ученый-популяризатор, член Французской Академии 342
Форстер Эдуард Морган (1879— 1970), английский писатель, мастер психологического реализма 33, 36, 37, 38, 55, 57, 59, 60, 65, 70, 71, 228
Фрай Кристофер, английский драматург, автор стихотворных комедий и драм 311
Фрай Нортроп (1912-1991), американский историк литературы 345
Фрейд Анна (1895-1982), дочь 3. Фрейда, по происхождению австрийка, натурализовавшаяся в Великобритании; автор ряда работ по психоанализу 247
Фрейд Зигмунд (1856-1939), австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа 23, 74, 92, 93, 193, 215, 216, 218, 229, 247, 258, 259, 260, 263, 268, 269, 271, 290, 291, 292, 293, 314, 348, 365
Фридрих Великий, Фридрих II (1712—1786), прусский король (1740-1786) 40, 314
Фуллер Маргарет, маркиза Оссо-ли (1810—1850), американская писательница, критик 314, 316
Хаксли Олдос Леонард (1894-1963), английский писатель 55
Харрисон Джейн Эллен (1850—1928), английский ученый 138
Хеллман Лиллиан (1905-1984), американский драматург 245
Холлоуэй Джон, английский литературовед и критик, профессор современной английской литературы в Кембридже 172
Хэмрстайн Оскар 2-й, см. Роджерс и Хэмрстайн
Цицерон Марк Туллий (106—43 гг. до н. э.), римский оратор, писатель, философ, государственный деятель 111
Чаплин Чарлз Спенсер (1889-1978), американский кинорежиссер, сценарист, актер, композитор 252, 253, 254, 272, 274, 275, 278, 283, 285, 286, 287, 333, 348, 356, 383, 384
Черчилль Уинстон Леонард Спенсер (1874—1965), английский государственный деятель 94, 97
Чехов Антон Павлович (1860—1904), русский писатель 25, 29, 30, 58, 73, 77, 78, 89, 119, 239, 348, 356, 382
Чэпмен Джордж (1559—1634), английский поэт и драматург, известен переводами Гомера 104
Шекспир Уильям (1564—1616), английский драматург 29, 39, 40, 43, 44, 45, 46, 49, 64, 65, 67, 80, 89, 90, 98, 99, 107, 111, 112, 113,
114, 115, 116, 117, 118, 121, 131,
141, 148, 162, 163, 171, 183, 216,
240, 249, 281, 285, 300, 301, 302,
303, 305, 306, 320, 321, 326, 327,
328, 333, 347, 348, 349, 351, 355,
367, 368, 371
Шелли Перси Биши (1792-1822), английский поэт и драматург 329, 364, 365, 366, 368
Шиллер Фридрих (1759-1805), немецкий поэт, драматург и теоретик искусства 108, 111, 112,
115, 116, 117, 147, 148, 149, 150,
151, 152, 153, 155, 168, 199, 291,
321, 322, 375
Шолом-Алейхем (наст, имя — Шо-лом Нохумович Рабинович) (1859—1916), еврейский писатель, драматург 348
Шопенгауер Артур (1788-1860), немецкий философ-идеалист, эстетик 131, 217, 294, 314, 371, 372, 374, 375
Шоу Бернард Джордж (1856-1950), английский драматург, критик, публицист 29, 42, 43, 53, 68, 73, 74, 89, 94, 100, 109, 127, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 168, 195, 213, 214, 227, 242, 243, 244, 258, 259, 286, 290, 356, 358, 374
Штраус Рихард (1864-1949), немецкий композитор и дирижер 179
Эванс Морис Герберт, английский актер театра и кино, продюсер 303
Эйзенхауер Дуайт Давид (1890— 1969), американский военный и политический деятель, президент США (1953-1961) 97, 287
Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898—1948), русский советский режиссер, кинодраматург, теоретик искусства 375
Элиот Томас Стерня (1888—1965), английский поэт, драматург и литературовед. Его драма в стихах «Убийство в Соборе» оказала большое влияние на современную европейскую фило-софско-аллегорическую драматургию 118, 173, 188
Эмерсон Ралф Уолдо (1803-1882), американский писатель, поэт, философ, лектор 308
Эсхил (525—456 гг. до н. э.), древнегреческий драматург 73, 138, 139, 162, 163, 165, 319, 324, 367
Ювенал Децим Юний (ок. 60 — ок. 127), римский поэт-сатирик, ритор-декламатор 294, 333, 366, 383
Юм Давид (1711—1776), английский философ-идеалист, психолог, историк 291
Юнг Карл Густав (1875-1961), швейцарский философ, психолог и психиатр, ученик 3. Фрейда, профессор университетов в Базеле, Цюрихе 35
Янг Старк, американский журналист, театральный критик и драматург 101, 377
Ясперс Карл (1883-1969), немецкий философ, ведущий представитель экзистенциализма 375
СОДЕРЖАНИЕ
Минаков И. Драма жизни, или сумбурные записки
о драматическом........................................................................................ 5
Часть первая АСПЕКТЫПЬЕСЫ
Сюжет
Что служит исходным материалом для сюжета?.................... 21
Подражание жизни........................................................................... 27
Изумление и напряженное ожидание.......................................... 30
Подражание действию..................................................................... 32
Предубеждение против сюжета.................................................... 36
Чем было вызвано предубеждение?............................................. 38
Шекспир............................................................................................... 43
Сюжет — это еще не пьеса............................................................. 49
Характер
Что служит исходным материалом для характера?............... 52
От факта жизни к художественному вымыслу.......................... 54
В похвалу типам................................................................................ 58
Тип и архетип..................................................................................... 64
Типология и мифология................................................................... 70
Современная психологическая драма........................................ 73
Превыше типичного и индивидуального.................................... 77
Вещество, из которого созданы сны............................................ 88
Диалог
Как нам нравится говорить!........................................................... 91
Драматург как любитель поговорить.......................................... 94
Красноречие в диалоге.................................................................... 99
Натурализм....................................................................................... 102
Риторическая проза......................................................................... 107
Риторический стих........................................................................... ПО
Поэзия.................................................................................................. 112
Антипоэзия......................................................................................... 119
Антипьесы.......................................................................................... 122
Мысль
Мысль и чувство.............................................................................. 126
Пафос мысли..................................................................................... 129
Плохие идеи....................................................................................... 133
Пропаганда........................................................................................ 135
Интеллектуальность пьесы........................................................... 137
Испанская драма.............................................................................. 142
Немецкая драма............................................................................... 147
Шоу...................................................................................................... 152
Пиранделло....................................................................................... 158
Брехт.................................................................................................... 162
«Достоинство осмысленности».................................................... 168
Сценическое воплощение
Спор литературы с театром......................................................... 175
Исполнение роли — быть зрителем и показывать себя........ 177
Подстановки...................................................................................... 185
Отождествления............................................................................... 186
Эмпатия и очуждение..................................................................... 188
Взрослое и инфантильное............................................................. 189
Юность и театр................................................................................. 191
Что дает драматургу актер........................................................... 194
Что дает актеру драматург........................................................... 198
Великое актерское исполнение в мелодраме........................... 200
Что происходит в театре................................................................ 206
Игра, игра-действо, лицедейство..........................................'...... 211
Психодрама....................................................................................... 215
Il giuoco delle parti............................................................................. 218
Часть вторая ВИДЫПЬЕС
Мелодрама
Дурная репутация мелодрамы..................................................... 226
Похвальное слово жалости к себе............................................... 228
Жалость и страх............................................................................... 231
Преувеличение.................................................................................. 234
Язык...................................................................................................... 238
Золя и драматургия после него.................................................... 241
Квинтэссенция драматургии......................................................... 247
Фарс
Насилие............................................................................................... 251
Осмеяние супружества................................................................... 257
Катарсис в комедии......................................................................... 260
Анекдоты и театр............................................................................. 264
Сладость и горечь веселья............................................................. 269
Диалектика фарса............................................................................ 273
Озорство судьбы вместо рока....................................................... 277
По образу и подобию обезьяньему............................................. 281
Квинтэссенция театра..................................................................... 284
«Воздух воображаемой свободы»............................................... 288
Трагедия
Высшие формы.................................................................................. 291
Характер в комедии и трагедии................................................... 297
Смерть в повседневной жизни...................................................... 308
«La oscura raiz del grito».............................................. 311
Благоговейный трепет.................................................................... 317
Сострадание...................................................................................... 319
От Шекспира до Клейста............................................................... 322
Гнев...................................................................................................... 323
Диалектика трагедии....................................................................... 325
Комедия
«Я же это в шутку!».......................................................................... 332
«Не будем в это вдаваться!».......................................................... 336
Трагедия и комедия — некоторые общие соображения........ 338
Как вам это понравится.................................................................. 347
Трагикомедия
Трагедия предотвращенная и трагедия преодолеваемая..... 354
Месть, справедливость, прощение.............................................. 358
Отчаянье, надежда........................................................................... 372
Именной указатель....................................................... 392
По вопросам оптовых закупок обращаться:
тел./факс: (095) 785-15-30, e-mail: trade@airis.ru
Адрес: Москва, пр. Мира, 106
Наш сайт: www.airis.ru
Вы можете приобрести наши книги с II00 до 1730, кроме субботы, воскресенья, киоске по адресу: пр. Мира, д. 106, тел.: 785-15-30