Причины и последствия разрушенных промышленных объектов на Донбассе в годы Второй Мировой войны




ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Донбасс являлся одним из главных центров промышленности СССР. Поэтому не будет удивительным тот факт, что Германия и ее сторонники в годы Второй Мировой войны сокрушали главные объекты промышленности. Их восстановление требовало сил народа и значительных затрат государства. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать и в наше время. Украинские силы целенаправленно и бескомпромиссно уничтожают главные очаги сырья на Донбассе. Их методика схожа с жестокими действиями, примененными еще в середине двадцатого века. Но дух, как советского народа, так и людей Донбасса, очень непросто сломить, поэтому в такое трудное время, несмотря на военные действия, ведутся восстановительные работы, не так эффективно, как должно быть, но главное, что все идет в правильном направлении.

Цель: оценить масштабы разрушений главных объектов промышленности Донбасса и проанализировать период их восстановления.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• Определить причины и последствия уничтожения промышленных объектов Донбасса;

• Проанализировать планы правительства по восстановлению разрушенных объектов;

• Оценить помощь других регионов государства;

• Рассмотреть трудности в ходе выполнения поставленной цели по восстановлению и их решение.

Историография: в реферате представлены работы выдающихся историков, таких как А. А. Зворыкин, А. Гаевой, которые специализировались в возрождении народного хозяйства Донбасса. Также следует обратить внимание на материалы из Центрального архива Министерства черной металлургии СССР, технической конференции по восстановительному строительству, в которых даются сведения о продвижении восстановления промышленности нашего региона, проблемах и способах их решения. Немаловажной является информация из выдержек из газет «Труд», «Социалистический Донбасс», где предоставляется достоверные источники о событиях того времени, масштабах разрушений и планы восстановительных процессов.

Особого внимания стоит книгаН.А. Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны». В ней автор повествует о состоянии финансов в военные годы не только в Советском Союзе, но и отдельно в Донбассе. Он описывает положение дел во всех сферах промышленности, экономические скачки, вызванные возрождением угольных объектов, а также состояние финансовой сферы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время.

РАЗДЕЛ 1.

Причины и последствия разрушенных промышленных объектов на Донбассе в годы Второй Мировой войны

1.1 Основные объекты промышленности, подвергающиеся агрессии Германии и ее союзников

В первой декаде сентября 1943 г. Советская Армия завершила освобождение Донецкого бассейна - этого района наиболее концентрированной тяжелой промышленности СССР, который давал до войны свыше половины всего угля и металла, добывавшегося в стране.

Промышленность и транспорт Донбасса, его города, жилой фонд, культурно-бытовые учреждения враг разрушил и разграбил. Раны, нанесенные фашистскими оккупантами Всесоюзной кочегарке в 1941 – 1943 гг., намного превосходили ущерб, причиненный бассейну в 1918 – 1920 годах. В годы гражданской войны было затоплено около четверти всех шахт Донбасса, шахтные здания и сооружения были разрушены лишь частично. В 1941 - 1943 гг. затоплению подверглись почти все шахты, полностью были уничтожены поверхностные сооружения шахт, разрушены стволы и горные выработки.

Гитлеровцы осуществляли своеобразную "стратегию" разрушения, изложенную в директивах и приказах военного командования. Немецко-фашистское командование указывало, что "весь Донецкий бассейн восточнее позиций "Черепахи" должен быть эвакуирован в хозяйственном отношении и полностью разрушен". Секретная инструкция хозяйственного руководства южной группы немецко-фашистских армий от 2 сентября 1943 г. обязывала армейских командиров и руководителей хозяйственных команд полностью разрушать промышленные предприятия. "Разрушения, - предписывалось в инструкции, - следует произвести не в последний момент, когда войска будут уже вести бой или отступать, а заблаговременно". В технических инструкциях, разработанных специалистами, указывалось, какие именно цехи предприятий следует разрушать в первую очередь и какие наиболее эффективные методы разрушения должны применяться. Инструкции были детализованы с учетом особенностей технологии и специфики каждой отрасли промышленности и типа сооружений.

Особенно тщательно уничтожалась энергетика - разрушались здания электростанций, электрооборудование, электросети, подстанции на предприятиях. Фашисты исходили из того, что, лишая предприятия возможности получать электроэнергию, они тем самым обрекут их на длительное бездействие.

На шахтах гитлеровцы стремились больше вреда нанести стволам, так как восстановление их можно проводить лишь узким фронтом и требует много времени. На металлургических предприятиях разрушались основные агрегаты. Домны взрывались. Кожухи печей уничтожались в самом ответственном месте - в фурменной зоне; подрывались опорные колонны. Так был разрушен доменный цех Макеевского завода [15, c.14]. В мартеновских цехах подрывались колонны крайнего или печного ряда, что приводило к обвалу печей. На многих заводах на сооружения обрушивались высокие дымовые трубы, каждая весом в сотни тонн. На Ново-Краматорском заводе тяжелого машиностроения на цехи были обрушены все 12 гигантских труб, каждая весом от 250 до 280 тонн [7]. Тысячи промышленных и жилых зданий были преданы огню. Дерево сгорало, а металлические конструкции деформировались. К моменту освобождения в Донбассе не работала ни одна электростанция; ни одна домна, ни один мартен не плавили металл. В сентябре 3943 г. суточная добыча угля в Сталинской области составляла 0,6% довоенной.

Работы по восстановлению промышленности начались в частично освобожденных районах Донбасса еще в феврале 1943 года. Враг находился в 16 километрах от Ворошиловграда и свыше полугода обстреливал город из дальнобойных орудий, подвергал его бомбардировке с воздуха. На шахтах Краснодонского, Свердловского, Ровеньковского, Успенского, Боково-Антрацитовского районов горняки работали под артиллерийским и минометным огнем. Так, с марта по август 1943 г. в освобожденной части Донбасса было добыто 1000873 тонны угля. С начала сентября 1943 г. восстановительные работы развернулись широким фронтом. Шел третий год войны. Все силы народа были сосредоточены на борьбе с врагом. Тем важнее было разработать наиболее эффективную программу восстановления Донбасса.

1.2 Планы по восстановлению поврежденных объектов Донбасса

Такие планы разрабатывались еще в 1942 г., в то время, когда бассейн был занят врагом. В самом начале 1943 г. Наркомат угольной промышленности по заданию ЦК партии созвал совещание на Урале для обсуждения основных проблем восстановления шахт. Тогда же конструкторы стали создавать новые типы насосов для откачки воды, подъемных машин и других видов оборудования. После освобождения Донбасса все шахты бассейна были обследованы. На основе полученных данных был составлен план их восстановления. Разработаны были и основные направления восстановления других отраслей тяжелой промышленности.

Ряд решений Государственного Комитета Обороны (ГКО), вынесенных на основе планов, представленных наркоматами, содержал конкретную программу восстановительных работ. 22 февраля 1943 г. было принято постановление ГКО "О восстановлении угольных шахт Донбасса". 26 октября 1943 г. ГКО вынес решение "О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна" [3]. ГКО утвердил планы восстановления энергетики, черной металлургии, машиностроения, химической промышленности Донбасса.

В основу плана восстановления отдельных отраслей промышленности было положено несколько общих принципов. Восстановительные работы были целиком подчинены интересам) фронта: прежде всего предстояло восстанавливать те предприятия (а на них - отдельные агрегаты, пролеты, цехи), которые менее пострадали, ввод в эксплуатацию которых требовал наименьшей затраты материальных средств и мог быть осуществлен в наикратчайший срок, чтобы страна как можно быстрее получила топливо, металл, машины.

В основу всех планов был положен принцип комплексности восстановительных работ, сохранения правильных пропорций между отдельными отраслями (например, между машиностроением и металлургией, между добычей коксующихся углей, руды и выплавкой чугуна). Внутри больших предприятий также вводилась очередность, причем каждая очередь охватывала комплекс взаимосвязанных агрегатов. Так, на Макеевском металлургическом заводе в первую очередь восстанавливался комплекс в составе домны N 2, парового котла N 6, воздуходувки N 6, разливочной машины, части заводских железнодорожных путей.

В план восстановления Донбасса в качестве неотъемлемой части входило возрождение его жилого фонда, всего городского хозяйства. В постановлении ГКО от 18 июля 1944 г. о восстановлении угольной промышленности подчеркивалось, что важнейшей задачей является восстановление наряду с промышленными объектами разрушенных жилищ [15, c.14]. Встал вопрос не только о восстановлении, но и о реконструкции городов. В речи на совещании руководящих работников Украинского филиала Академии архитектуры СССР Н. С. Хрущев говорил: "...стоит почетная задача не только быстро восстанавливать, но и организовывать работы по восстановлению и строительству, так, чтобы наши города стали еще более красивыми, чем они были раньше..." [6]. Восстановление промышленных предприятий также сопровождалось их реконструкцией. На заседании коллегии Наркомата черной металлургии СССР от 24 августа 1944 г. при обсуждении основных вопросов восстановления народный комиссар И.Ф. Тевосян указывал, что в ходе восстановления необходимо механизировать трудоемкие работы.

Условия военного времени побуждали всемерно использовать все ресурсы, даже те, которые на первый взгляд нельзя было пустить в дело. Опыт Сталинграда показал, что можно было использовать в качестве строительных материалов остатки разрушенных зданий, даже деформированный металл.

Серьезное значение имело первоочередное восстановление промышленности строительных материалов. На технической конференции по восстановительному строительству, проведенной 30 мая - 2 июня 1944 г. Наркомстроем СССР и партийными организациями Донбасса в г. Сталино, подчеркивалось, что одним из решающих условий обеспечения успешных восстановительных работ является скорейшее создание индустриальной базы для производства наиболее экономичных строительных материалов, деталей и конструкций [10, c.184].

Обычно проектирование новых заводов осуществлялось проектными институтами Москвы, Ленинграда и других крупнейших городов. Для восстановительных же работ требовалось строго индивидуальное проектирование, в зависимости от характера разрушений. Поэтому признано было, что проекты восстановления того или иного предприятия должны разрабатываться непосредственно на месте специальными выездными бригадами проектных организаций.

Для того, чтобы можно было развернуть восстановление промышленности Донбасса, надо было, прежде всего, наладить движение на железных дорогах. При своем отступлении гитлеровцы взрывали железнодорожные мосты, железнодорожные и насосные станции, водонапорные башни, паровозные депо, увозили паровозы и вагоны. Огромную работу по восстановлению транспорта провели специальные военно-восстановительные управления, паровозные колонны и военно-эксплуатационные отделения, созданные во время войны на железнодорожном транспорте [8, c.8]. Восстановители двигались вслед за наступающей Красной Армией и нередко работали под огнем неприятеля. С первых же дней освобождения Донбасса железнодорожники самоотверженно трудились над возрождением всего его сложного железнодорожного хозяйства, чтобы обеспечить доставку строительных материалов и оборудования, своевременный вывоз добытого угля и металла, бесперебойное снабжение топливом и железной рудой металлургических заводов.

К концу 1945 г. на Украине вошли в строй 88% железнодорожной сети, 615 железнодорожных мостов, почти все депо и мастерские [13, c.469]. Следует, однако, подчеркнуть, что в ходе войны железные дороги восстанавливались не капитально, а по облегченным техническим условиям. Поэтому пропускная способность железных дорог, вводимых в эксплуатацию, была меньше довоенной. Завершение восстановительных работ на транспорте, достижение довоенной пропускной способности железных дорог Донбасса и дальнейший ее рост были осуществлены уже в годы четвертой пятилетки.

Партия и правительство указывали, что важной задачей партийных, советских и хозяйственных организаций является восстановление Донецкого бассейна, в первую очередь его угольной промышленности. Возрождение Донбасса стало родным делом всего советского народа. С Востока планомерно возвращались эвакуированные туда люди, оборудование. Организованно переезжали целые строительные тресты. Так, 16 ноября 1943 г. Наркомстрой СССР получил предписание перевести из Кемерова в Макеевку весь личный состав Особой строительно-монтажной части N 60 (2 тыс. рабочих), механизмы, строительное оборудование и даже инвентарь подсобного хозяйства. Несколькими днями раньше, 6 ноября 1943 г., Наркомстрою было предложено перевести в Сталино из Саратова Особую строительно-монтажную часть N 1917.

Таким образом, выполняя заказы Донбасса, предприятия работали с предельной нагрузкой. Крайне напряжен был баланс сырья, продовольствия, трудовых ресурсов. Но советский народ хорошо понимал значение восстановления Донбасса. Коллективы предприятий изыскивали и находили новые резервы для возрождения Донбасса. Многообразна была инициатива советских людей. Дальстрой взял шефство над Кадиевским районом. Десятки тысяч трудящихся Дальнего Востока в течение нескольких месяцев работали сверхурочно и полученные таким образом средства отчисляли в фонд восстановления Донбасса. Коллективы Магнитогорского и Кузнецкого заводов шефствовали над Енакиевским и Макеевским металлургическими заводами. За одно лишь первое полугодие 1944 г. магнитогорцы направили подшефным заводам 36 вагонов оборудования и дефицитных материалов. Молодежь Московской, Куйбышевской, Ивановской и некоторых других областей в течение ряда месяцев устраивала субботники под лозунгом "На помощь Донбассу!". Горняки Кизеловского бассейна выслали донецким горнякам 18 вагонов оборудования. Кунгурский кожевенный комбинат направил им 7 тыс. пар обуви. Машиностроители Ленинграда в полуразрушенных цехах изготовляли машины для электростанций и предприятий Донбасса. На Макеевский металлургический завод поступили генератор и ряд моторов с надписью "Сделано в Ленинграде в дни блокады" [4, c.21].

РАЗДЕЛ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: