При расчетах эргономических параметров рабочих мест на основе антропометрических данных, необходимо учитывать:
· положение тела работающего (стоя, сидя, лежа), а также возможность его изменения;
· величину размаха рабочих движений; необходимость (или ее отсутствие) ограничения рабочего пространства (кабины, отсеки, площадки и т.п.);
· возможность регулирования параметров рабочего места;
· возможность передвижения сиденья, педали, подставки для ног;
· параметры обзорности и др.
При использовании антропометрических данных следует:
· предусматривать по возможности большее число регулируемых параметров производственного оборудования и рабочих мест;
· рассматривать все множество антропометрических признаков как одинаково необходимое, выявляя их значимость при анализе конкретных объектов производственного оборудования;
· учитывать, что базы отсчета при расчетах параметров машины не должны противоречить тем, которые используются при измерении размеров тела;
· допускать округление цифровых значений используемых антропометрических признаков только в пределах 1 см и 1°;
· знать, что не существует человека, все размеры тела которого соответствовали бы только средним арифметическим значениям или только 5-му или 95-му перцентилям; это лишь условное предположение.
Не рекомендуется:
· рассчитывать параметры машины на основе средних арифметических значений антропометрических признаков;
· использовать антропометрические данные значительной давности (20—25 лет);
· использовать антропометрические данные, приводимые в справочниках, монографиях и т.п., если не указаны год сбора материала, пол, возраст и национальность контингента исследуемых, численность обследованной группы населения;
|
· ориентироваться на размеры тела, взятые в положении стоя, для расчетов параметров рабочих мест, предназначенных для работы сидя;
· получать основные эргономические размеры путем сложения отдельных классических размеров;
· применять зарубежные данные.
Процесс использования размеров тела при расчетах эргономических параметров рабочих мест и производственного оборудования можно сгруппировать в несколько правил, основу которых составляет метод перцентилей(42).
Правило 1. Определить характер контингента потребителей, для которого предназначено оборудование (пол, возраст, национальность, род занятий, однородность или смешанность группы по указанным выше признакам). Например, промышленные рабочие Российской Федерации — это мужчины и женщины различного возраста, различной этнической принадлежности и проживающие в различных регионах страны. Внутри когорты промышленных рабочих есть группы, резко отличающиеся по роду деятельности, а следовательно, по тем техническим средствам, которые они используют. Так, на конвейерах (кроме конвейеров для сборки тяжелых деталей) работают в основном женщины различных возрастов, в станкостроении – мужчины (большинство) и женщины, в текстильной и пищевой промышленности – в основном женщины, в электронной промышленности – молодые женщины, на подъемно-транспортных машинах – в основном мужчины и т.д.
Следует учитывать стремительное увеличение размеров тела у молодого поколения по сравнению со старшим.
|
Знание процентного соотношения потребителей по полу, возрасту, национальности, принадлежности городу или селу и т.п. важно для повышения степени удовлетворенности работающих с техникой.
Правило 2. Составить перечень конкретных эргономических параметров рабочего места, которые будут рассчитаны на основе размеров тела работающего. При этом следует определить:
· тип рабочего места согласно предложенной классификации(30);
· принадлежность параметра к группе габаритных(29), свободных(27) или компоновочных(28);
· ориентацию параметра в пространстве (ширина, высота, глубина);
· возможность регулировки параметра или отсутствие таковой;
· возможность передвижения элементов рабочего места (подвижность сиденья, перемещение педалей, выдвижение рабочих поверхностей, передвижение пультов на гибких шлангах, подвижность всего поста управления и т. п.);
· возможность передвижения работающего или отсутствие таковой.
Правило 3. Выбрать антропометрический признак, который необходим для расчета того или иного параметра машины. При выборе признака следует учитывать:
· рабочее положение тела работающего;
· особенности рабочей позы (корпус наклонен, выпрямлен, руки на весу или на подлокотниках, ноги на полу или на подставке, на педалях и т.п.);
· особенности антропометрического признака, обусловленные полом, возрастом, национальностью, родом занятий и т.п.
Правило 4. Выбрать крайние перцентильные значения признака и этим определить объем удовлетворенных потребителей. Этот выбор в первую очередь связан с наличием или отсутствием регулировки рассчитываемого параметра.