Урок 10. Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор». «Шинель»




1. История создания и постановки «Ревизора»

2. Жанр и особенности композиции «Ревизора», конфликт в комедии.

3. Основные образы «Ревизора». Смех как ге-рой комедии.

4. Жанр и основа сюжета повести «Шинель»

5. Композиция повести.

6. А.А. Башмачкин – маленький человек.

7. Шинель и Петербург как образы-символы в повести.

8. Конфликт и тематика произведения.

9. Фантастическое и житийное в повести.

 

Основное содержание урока

«Гоголь – человек необыкновенный, имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство… Чувства человеческие он изучил и наблюдал их, словом – человек самый интереснейший, какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце», – вспоминал о Николае Васильевиче Гоголе художник А.А. Иванов.

Начало литературного пути Николая Васильевича Гоголя ознаменовалось обращением к культуре и истории Малороссии: одно из первых задуманных произведений – исторический роман «Гетьман», действие в котором происходит в середине XVII века, а главный герой – Степан Остраница – историческое лицо. Успехом увенчался выход в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки», где автор знакомит читателя с Екатериной II. В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. Будучи профессиональным историком, Гоголь пишет «Тараса Бульбу», где использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характеров персонажей произведения.

На историческую основу опирается писатель в большинстве своих произведений, восхваляя достойных исторической памяти, осмеивая пороки в назидание потомкам.

Современные для Гоголя реалии нашли отражение и в петербургских повестях, и в комедии «Ревизор».

7 октября 1835 года Гоголь просит Александра Сергеевича Пушкина дать ему «сюжет, хоть какой-либо смешной, или не смешной, но русский чисто анекдот» и обещает: «Будет комедия из пяти актов, и клянусь, буде смешнее черта».

Пушкин рассказывает, как в Оренбурге в 1833 году его приняли за приехавшего из Петербурга для ревизии чиновника.

Гоголь взялся за перо, и к 1836 году комедия была готова.

Премьера состоялась 19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии был не так понят актерами и зрителями. Неверно была поставлена и «немая сцена».

Один из актеров заметил, что было бы лучше, если бы чиновники сами предложили Хлестакову деньги. И Гоголь переработал отдельные явления пьесы. Окончательная же редакция «Ревизора» относится к 1842 году.

В «Ревизоре» разоблачаются все пороки современного Гоголю общества. Юрий Лотман писал: «Чтобы показать, насколько уродлива эта привычная жизнь, нужен был взрыв, неожиданный случай, такой, как приезд ревизора…». Чтобы осуществить замысел, Гоголь обращается к жанру реалистической социальной комедии, гротескно изображая чиновничество. Основным авторским приемом поэтому стала сатира.

Комедия начинается, вопреки всем правилам построения пьес, с завязки: «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». После этих слов сюжет начинает стремительно развиваться, а двигателем его становится страх чиновников за сои «грешки».

Еще одной особенностью построения пьесы стала кольцевая композиция. Начало и конец комедии совпадают: читается письмо, в котором сообщается о приезде ревизора.

Необычен финал комедии: «здесь оканчивается драма и сменяет её онемевшая мимика». «Немая сцена», ставшая финалом пьесы, по замыслу автора, должна длиться полторы минуты. Все это время персонажам необходимо находиться в окаменевших позах. Николай Васильевич Гоголь придавал исключительное значение «немой сцене». По его мнению, это главный узел, где развязывается все содержание комедии, как бы символ нравственной расплаты чиновников за свои действия.

Виссарион Григорьевич Белинский отмечает, что движущей силой комедии является конфликт внешний – это противоречие между мнимым, миражным ревизором и уездным чиновничеством и конфликт внутренний – это противоречие между самодержавно-бюрократическим аппаратом, тем, чем занимаются чиновники, и широкими слоями населения, интересами жителей города, общественным благом.

Центральным образом произведения, через который раскрывается конфликт, является образ мнимого ревизора Хлестакова. Тип поведения этого героя автору удалось создать столь живо, что от имени собственного этого персонажа образовалось нарицательное существительное, обобщённое понятие – хлестаковщина.

Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя, мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья.

Разъясняя смысл «Ревизора», Николай Васильевич Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех».

Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Уже в основе самого сюжета заложено комедийное несоответствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но эту ситуацию автор решает по новому: Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь».

Можно говорить об актуальности комедии и для современного общества, так как проблемы, поднимаемые Николаем Васильевичем Гоголем, к сожалению, до сих пор не исчезли.

В комедии «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь с большой обличительной силой обнажает пороки общества времен царской России. В центре его внимания находятся представители чиновничества, причем их образы автор воплощает в характерных персонажах небольшого уездного городка, где и происходят главные события.

Главный человек в городе – это городничий, немолодой уже мужчина с грубыми и жесткими чертами лица. Он «хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно». Впрочем, подобное поведение Антон Антонович допускает только по отношению к мещанам, перед лицами вышестоящими он выступает в роли усердного служаки, благодетеля, подхалима и лизоблюда.

Попечитель богоугодных заведений Земляника не только обкрадывает своих несчастных подопечных, но и суть медицинского обслуживания понимает весьма своеобразно: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Характерно, что лекарем в уезде является немец Гибнер, который абсолютно не понимает русского языка, поэтому просто не в состоянии лечить людей.

Прекрасной «говорящей» фамилией награждает Гоголь местного судью – «Ляпкин-Тяпкин». Сразу становится понятно, что дела он ведет тяп-ляп. Аммос Федорович интересуется только охотой и, беря взятки борзыми щенками, считает себя высоконравственным человеком. Его безразличие к служебным делам и обязанностям настолько велико, что уездный суд постепенно превращается в некое подобие фермы – прямо в передней сторожа содержат домашних гусей.

Частный пристав, призванный следить за порядком, скорее, сам бесчинствует. Для него наказать, не разобравшись, невиновного человека – обычное дело.

Почтмейстер Шпекин – не только глупец, но и подлец. Он не таясь вскрывает и читает чужие письма, причем наиболее интересные оставляет для своей коллекции.

Таким образом, автор наглядно показывает, что местное чиновничество погрязло во взяточничестве и произволе. Мораль этих людей такова: «Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим Богом устроено...». Умение не пропускать то, что само плывет в руки, является, по их мнению, проявлением ума и предприимчивости.

Произведение Николая Васильевича Гоголя не столько комично, сколько исполнено трагизма, поскольку, читая его, начинаешь понимать: общество, в котором существует столько опустившихся, развращенных безделием и безнаказанностью руководящих лиц, не имеет будущего.

В основе петербургской повести «Шинель», опубликованной в 1842 году, – чиновничий анекдот. Первоначально она носила другое название – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Различия между этой «Повестью о чиновнике...» и окончательной редакцией «Шинели» огромны. Происходит переосмысление сюжетного ядра произведения. Анекдотический сюжет перерастает в повесть со сложным и противоречивым развитием и преломлением человеческой судьбы, прослеженной не только в этой жизни, но и за ее пределами.

Композиционно повесть можно разделить на две части: история с шинелью и фантастическое окончание.

В первой части читатель знакомится с главным героем – Акакием Акакиевичем Башмачкиным.

Выбор имени героя, если оставить в стороне комическую звукопись слова Акакий, не случаен. Об этом говорит семантика отвергнутых писателем имен. Акакий значит «кроткий», «незлобливый».

В фамилии героя проявляется его незначительность. Она происходит не от башмака даже, а от «башмачка». Фамилия Башмачкин приобретает двусмысленно-пародийное звучание, подчеркивая внешнюю невзрачность облика Акакия Акакиевича, привыкшего ощущать себя в самом низу социальной иерархической лестницы, и выражая сочувствие герою.

Башмачкин – мелкий бедный чиновник, «вечный титулярный советник».

Ничем не привлекательная внешность: «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный…», низкий чин, кротость: «молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия», отсутствие уважения к нему: «сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха» – все это свидетельствует о том, что перед читателем образ маленького человека.

Им свойственны страх перед жизнью, приниженность, кротость, которая может соединяться с ощущением несправедливости существующего порядка вещей, с уязвленной гордостью и даже кратковременным бунтарским порывом, как правило не приводящим к изменению сложившейся ситуации.

Своего Акакия Акакиевича Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло быть на самом деле, его круг интересов крайне убог и скуден.

Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости, он может только переписывать слово в слово, однако «он служил ревностно, – нет, он служил с любовью», но начальство не ценит его трудолюбия, а сослуживцы открыто смеются над ним.

Поначалу этот герой представляется даже в комическом свете, но очень скоро этот налет комизма полностью снимается, уступая место трагизму.

Необходимость сшить новую шинель наполняет жизнь Акакия Акакиевича смыслом, одухотворяет его: «он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее…»

Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость, «огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было ему не по чину).

Приобретение шинели для героя событие, праздник, «день самый торжественный в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование, нарушает привычный ход бытия: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постеле».

Впервые за несколько лет он отправляется вечером из дома, а в гостях пьет шампанское. Шинель для Башмачкина не только теплая вещь, это последняя надежда согреться в холодном мире.

Утрата шинели – трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, ищущей возмездия за равнодушие к судьбе маленького человека высокопоставленных особ.

В развитии сюжета повести большое значение приобретает конфликт между Акакием Акакиевичем и «значительным лицом», даже не названным по имени, к которому тот идет за помощью и которое высокомерно в этой помощи отказывает – еще бы, ведь «значительному лицу» совершенно безразличны и непонятны страдания мелкого чиновника.

Мир, в котором живет Акакий Акакиевич холоден и бездушен. Здесь прежде всего «нужно объявить чин».

А должность полностью порабощает душу, в том числе и «значительного лица», к которому взывает Акакий Акакиевич, лишает чиновника человеческого облика.

Бездушие чиновничьего мира усиливается и отношением к Акакию Акакиевичу собственного начальства. Неслучайно использование эпитета «холодно-деспотически» в начале повествования, ведь о смерти Башмачкина узнают лишь через несколько дней. И нет в этом мире ни сочувствия, ни сожаления о нем: «…на другой день уже на его месте сидел новый чиновник».

Место действия в рассказе – Петербург. Город в повести Гоголя становится символом холода как в прямом, так и переносном смысле.

«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз». Но не так страшен зимний холод, как убийственен холод человеческих душ.

Петербург богатых чиновников разительно отличается от Петербурга маленького человека. Он холоден и опасен.

Используя художественную деталь, автор расширяет пространство, усиливая одиночество героя в этом холодном мире.

В противовес равнодушию в повести громко звучит тема совести и стыда, которыми должен руководствоваться человек в общении с ближним, невзирая ни на чин, ни на внешнюю непритязательность и даже комичность какого-то отдельного человека. Одной из лирических кульминаций произведения является случай с молодым чиновником. Услышав слова несчастного чиновника, вдруг остановился, «как будто пронзенный, и с тех пор как будто все переменилось перед ним и показалось в другом виде...».

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» – и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». «Возлюби ближнего, как самого себя» – если эта истина попирается, человеческому миру не на чем держаться.

Герой переживает мученичество и лишения, а после его смерти происходят чудеса (один «значительный чиновник» становится добрее). В этом плане жизнь героя часто сравнивают с «Житием святого Акакия Синайского».

Но роль фантастического в произведении еще связана и с темой возмездия. Взбунтовавшийся, но не добившийся справедливости при жизни, Акакий Акакиевич восстанавливает её, будучи призраком: срывает шинель со значительного лица.

Осознавая, что справедливости нет в реальном мире, Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде «Шинели», вселяя в читателя надежду на лучшее будущее.

Фёдор Михайлович Достоевский отмечает: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»». То есть проблематика, обозначенная Николаем Васильевичем Гоголем в «Шинели» и «Ревизоре», становится своеобразной отправной точкой в новом направлении развития русской литературы. Кроме того, остаётся по-прежнему актуальной и для современного общества.

Ключевые слова:

Николай Васильевич Гоголь, история, драматургия, пьеса, комедия, тема, немая сцена, хлестаковщина, повесть, маленький человек, сатира, юмор, фанта-стическое, житийное, смех, история создания.

 

Основные понятия:

o Жанр

o Комедия

o Сатира

o Юмор

o Маленький человек

o Фантастическое

o Повесть

o Тема

 

Основные выводы:

• В комедии «Ревизор» Гоголь высмеивает чиновничьи недостатки не отдельного уездного города, это образ «всей Руси», «сборный город всей темной стороны»,

• Автор высмеивает хлестаковщину как общественный порок не менее вредный и опасный, чем взяточничество и казнокрадство.

• Гоголь призывает обратить внимание на человеческое страдание, вызванное невозможностью существования в бездуховном обществе, где происходит стирание, нивирование личности, где все решает звание. Это продолжение темы «маленького человека», поднятой Пушкиным в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе».

• Несправедливость, царствующая в жизни, так жестока, что способна вызвать недовольство, протест даже тишайшего, смиреннейшего из людей. Правда, забитый, запуганный Акакий Акакиевич посмел проявить свое недовольство «значительным лицом» только в бреду, в беспамятстве, когда искалеченное официальным «обществом» сознание было погашено. Но Гоголь логически продолжает его протест в фантастической заключительной части повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в художественном произведении (эпизод с мертвецом, стаскивающим шинель с генерала). Так Гоголь решает проблему губительной для личности власти чина, поставленную им в «Петербургских повестях».

 

Литература:

1) Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017.

2) Н. В. Беляева. Уроки литературы в 8 классе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2017

 

Разбортиповоготренировочногозадания

 

Каким средством художественной выразительности является выделенное слово в фрагменте из повести Н. В Гоголя «Шинель»? «Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади».

1. эпитетом

2. олицетворением

3. сравнением

4. метафорой

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос и фрагмент повести.

2. Обратите внимание на подчеркнутое средство художественной выразительности и подумайте о его художественной функции.

3. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните определение метафоры, сравнения, олицетворения и их существенные различия.

4. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.

 

Разбортиповогоконтрольного задания

 

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» обращается к теме маленького человека. Укажите признак, не соответствующий представлению о маленьком человеке.

1. низкое положение в социальной иерархии

2. бедность

3. бездомность

4. незащищенность

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Просмотрите сначала все варианты ответов. Вспомните определение указанных слов, соотнесите их значения с текстом повести.

3. Затем выберите единственно верный ответ и проверьте себя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: