ПАМЯТКА ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

 

Эссе - это способ рассказать миру

через себя и о себе с помощью мира

Владимир Набоков

Эссе – самостоятельная творческая письменная работа, по форме эссе обычно представляетсобой рассуждение-размышление (реже рассуждение-объяснение), поэтому в нёмиспользуются вопросно-ответная форма изложения, вопросительные предложения, рядыоднородных членов, вводные слова, параллельный способ связи предложений в тексте.

Особенности эссе:

- наличие конкретной темы или вопроса;

- личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;

- небольшой объём;

- свободная композиция;

- непринуждённость повествования;

- внутреннее смысловое единство;

- афористичность, эмоциональность речи.

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления иписьменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли,структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделятьпричинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами,аргументировать свои выводы, овладеть научным стилем речи.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЭССЕ

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего,должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашейпозиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четкимпо структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

5. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует обобщения, мировоззренческие идеи.

6.Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблемепозиции

СТРУКТУРА ЭССЕ

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

- мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;

- мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы.

Тезис - это сужение, которое надо доказать.

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации ижизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.

Лучше приводитьдва аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, триаргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном накраткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументовзависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение.

Вступление – суть и обоснование выбора темы. Объясните, почему эта тема важна для вас, почему актуальна в настоящее время.

Основная часть - ответ на поставленный вопрос. В основной части необходимо изложить собственную точку зрения и ее аргументировать.

Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемойПОПС – формулой:

П – положение (утверждение) – Я считаю, что …

О – объяснение – Потому что …

П – пример, иллюстрация – Например, …

С – суждение (итоговое) – Таким образом,

Высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте.

Заключение, в котором резюмируются главные идеи основной части, подводящие кпредполагаемому ответу на вопрос или заявленной точке зрения, делаются выводы.

 

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (вовступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связиабзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность,художественность.

4. Должный эффект обеспечивают короткие, простые,разнообразные по интонации предложения. Помните, что стиль отражает особенностиличности.

5. Приветствуется:

- эпиграф, который должен согласовываться с темой эссе (проблемой, заключенной вафоризме), дополнять, углублять лейтмотив (основную мысль), логику рассуждениявашего эссе;

- пословицы, поговорки, афоризмы, подкрепляющие вашу точкузрения, мнение, логику рассуждения;

- мнения мыслителей, ученых, общественных и политических деятелей;

- риторические вопросы.

Клише, которые можно использовать при написании эссе:

Вступление Основная часть Заключение
Для меня эта фраза являетсяключом к пониманию… Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,… Таким образом,…
Выбор данной темы продиктованследующими соображениями… Рассмотрим несколько подходов… Например, … Подведем общий итог рассуждениям
Поразительный простор для мыслиоткрывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак,..
Никогда не думал, что меня заденетза живое идея о том, что… С одной стороны, … С другой стороны, … Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Возможные лексические конструкции:

• По моему мнению…; я думаю…; на мой взгляд; автор (этого высказывания), хотел сказатьо том, что…; имел в виду…; обозначил проблему…

• Я согласен (сна) с автором (имя, фамилия)…; не могу не согласиться…; я совершенносогласен…; я не во всем согласен…; к сожалению, я не совсем согласен с точкой зрения,(мнением, позицией)…

• Это высказывание представляется мне спорным…

• Правота этого утверждения очевидна (не вызывает сомнения).

• Недаром народная мудрость гласит… (далее пословица, поговорка).

• Конечно, существуют другие мнения…, одним из них является точка зрения философа(мыслителя и т. д.)

• В доказательство своей точки зрения (позиции…) я хотел бы привести пример из…

В истории нередко можно найти примеры того… (тому…)

• В связи с этим, мне вспоминается (случай, телепередача, событие…)

• Завершая свое эссе (размышление), я бы хотел еще раз сделать акцент…

В завершение своего эссе я хотел бы вернуться к идее (мысли), обозначенной в эпиграфе…

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

1. Внимательно прочтите тему.

2. Определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать.

3. Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:

a) логические доказательства, доводы;

б) примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из

литературы;

в) мнения авторитетных людей, цитаты.

4. Распределите подобранные аргументы.

5. Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему иосновную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатыевыражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему.Можно начать эссе сриторического вопроса или восклицания, соответствующих теме.).

6. Изложите свою точку зрения.

7. Сформулируйте общий вывод.

ПАМЯТКА ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вамраскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2) проанализируйте содержание написанного;

3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность ипоследовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Когда вы закончите писать эссе, ответьте для себя на следующие вопросы:

• Раскрыта ли основная тема эссе?

• Правильно ли подобрана аргументация для эссе?

• Есть ли стилистические недочеты?

• Использованы ли вами все имеющиеся у вас информационные ресурсы?

• Корректно ли изложена в эссе ваша точка зрения?

• Обратили ли вы внимание на правописание, грамматику, когда писали эссе?

• Какой формат вы выбрали для своего эссе?

• Какой опыт вы приобрели, когда работали над своим эссе?

Критерии оценки эссе

Критерий Требования к эссе Оценка
Знание и понимание теоретического материала - рассматриваемые понятия определяются чётко и полно, приводятся соответствующие примеры, - используемые понятия строго соответствуют теме, - самостоятельность выполнения работы зачтено
Анализ и оценка информации - грамотно применяется категория анализа, - умело используются приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений, - объясняются альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему, - используется широкий диапазон информационного пространства(студент использует большое количество различныхисточников информации), - дается личная оценка проблеме зачтено
Построение суждений - изложение ясное и чёткое, - приводимые доказательства логичны, - выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией, - приводятся различные точки зрения и их личная оценка зачтено
Соблюдение норм литературного языкаи научностилевых норм - соблюдение лексических, фразеологических, грамматическихи стилистических норм русского литературного языка; - оформление текста с полным соблюдением правил русскойорфографии и пунктуации; - работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат зачтено


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: