Педагогическая практика в ДОО (в качестве старшего воспитателя)
Цель: Подготовить студентов к работе старшего воспитателя и специалиста по дошкольному образованию.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ:
1. Познакомить с программой развития системы дошкольного образования в городе (районе).
2. Познакомить с задачами, содержанием и формой работы лицензионной, аттестационной, методической служб, инспекций, специалистов по дошкольному образованию.
3. Формировать у студентов умение работать с документацией, вносить конкретные предложения по совершенствованию организации и осуществлению педагогического процесса, управленческой деятельности детского сада.
4. Формировать умения и навыки, необходимые для осуществления функций старшего воспитателя: организаторские, прогностические, исследовательские, оценочные и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ:
Продолжительность практики - 2 недели. Перед началом практики студентам необходимо пройти медицинский осмотр. Базой практики являются дошкольные образовательные учреждения (организации).
Объем работы студента определяется из расчета не менее 6 часов в день. Дни, пропущенные студентом не по уважительной причине должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:
Содержание практики заключается в ознакомлении студентов с функциональными обязанностями старших воспитателей.
Каждый студент ведет дневник, где отражается основное содержание практики.
ФОРМА ВЕДЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В ДНЕВНИКЕ:
ДАТА | СОДЕРЖАНИЕ | АНАЛИЗ |
ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ПРАКТИКИ
ЗАДАНИЕ 1: Анализ годового плана работы ДОО.
Вопросы к анализу годового плана ДОО:
|
1. Основные задачи работы ДОО. Дать анализ соответствия и взаимосвязи задач годового плана и мероприятий, направленных на реализацию.
2. Актуальность задач, конкретность их формулировки.
3. Структура годового плана, ее соответствие установленным требованиям.
4. Работа с кадрами, ее содержание и направленность.
5. Плановые мероприятия, направленные на улучшение качества работы с детьми, форма и их содержание.
6. Взаимосвязь различных форм методической работы (пед.совета, коллективных просмотров, консультаций и т.д.)
7. Формы контроля по реализации намеченных задач.
ЗАДАНИЕ 2: Пронести наблюдения за работой заведующего, старшего воспитателя в течение дня и дать оценку содержания их деятельности. Для выполнения задания используется хронометраж, педагогический анализ и беседа.
Составить циклограмму рабочего дня одного из названных работников, используя следующую таблицу:
№ п/п | Виды работы | Затраты времени |
Анализ использования времени осуществляется на основе должностных обязанностей. Определить, какой из функций управления в своем рабочем дне руководитель уделил больше внимания, сделать вывод о качестве управленческой деятельности.
ЗАДАНИЕ 3:
1) Изучить вопросы организации и проведения заседаний Совета педагогов в детском саду:
- соответствует ли тематика проведенных заседаний Совета педагогов годовому плану;
- как ведутся протоколы Совета педагогов, его структура, соответствие предъявленным требованиям. Проанализируйте материалы одного из заседаний Совета педагогов (протокол, тексты докладов, решения).
|
2) Провести анкетирование среди воспитателей для изучения организации работы Совета педагогов по следующим вопросам:
- Как вы узнаете о теме Совета педагогов? Интересны ли темы для вас?
Почему?
- Что вы прочитали по проблеме, которая будет обсуждаться па предстоящем заседании?
- Самостоятельно ли вы нашли литературу по теме Совета педагогов, воспользовались ли рекомендованным списком, чьим-то советом?
- Знакомы ли вы или ознакомились ли при подготовке к Совету педагогов с опытом работы воспитателей но проблеме, обсуждаемой на Совете педагогов?
- Какую помощь в процессе подготовки к Совету педагогов вы получаете со стороны заведующего и методиста?
- Принимали ли вы участие в подготовке к Совету педагогов?
- Как вы оцениваете организацию подготовки к Совету педагогов?
- Интересно ли проходят заседания Совета педагогов?
- Получаете ли вы ответы на интересующие вас вопросы?
- Чем обогатил вас Совет педагогов?
- Как вы оцениваете роль заведующего в проведении Совета педагогов?
- Ваши предложения по улучшению работы Совета педагогов?
Дать анализ полученных результатов анкетирования.
ЗАДАНИЕ 4: Изучить, как организуется контроль в ДОУ по следующим вопросам: (на основе бесед, наблюдения, анализа документации)
- как отбирают заведующий и ст.воспитатель объект изучения и анализа в соответствии с задачами, решаемыми дошкольным учреждением;
- охвачены ли контролем все основные стороны педагогического процесса;
- обеспечивается ли гласность контроля, участие в контроле общественных организаций;
- четко, грамотно ли дают рекомендации проверяющие (на основе изучения работы воспитателей);
|
- как заведующий, ст. воспитатель организуют проверку планов воспитательной работы (как часто, определены ли дни проверки планов, ''фронтальная" и "тематическая" фиксация анализов планов), как организован контроль за выполнением планов воспитательной работы;
- осуществляется ли заведующим контроль за исполнением решений;
- как увязывается функция контроля с другими функциями управления.
ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ПРАКТИКИ
ЗАДАНИЕ: Самостоятельная методическая работа студентов
1) Овладение умениями осуществлять методическую помощь воспитателям происходит в процессе проведения студентами различных ее форм. Форма организации студентами методической помощи, ее темы должны отвечать личностным интересам практикантов, направлению проверки дошкольного учреждения, запросам воспитателей. Оказание методической помощи можно провалить как в традиционных формах (консультация, семинар, семинар-практикум), так и с использованием современных методов активизации воспитателей: деловая игра, «мозговой штурм», «педагогический ринг», конкурс и т.п.
Необходимо очень тщательно подойти к определению содержания выбранной вами формы методической работы с воспитателями. Важно учесть, что уже знают педагоги и что является для них новым, В связи с этим работа строится по-разному. То, что известно воспитателям, но необходимо уточнить, лучше провести в виде «разминки», разбора педагогических ситуаций, решения кроссворда, обмена опытом и др. Важно предусмотреть, чтобы изложение новых сведений обязательно сопровождалось показом наглядных материалов, вопросами к аудитории для уточнения, понятна ли суть вопроса, яркими примерами.
Глубокое знание материала, умение доступно и образно преподнести его, корректность и уважение к слушателям помогут разрушить психологический барьер, который нередко возникает между начинающими методистами и воспитателями, имеющими большой опыт работы. Сценарий мероприятия (текст консультации, семинара) должен быть правильно оформлен - с указанием темы, цели, плана, хода мероприятия, литературы (использованной и рекомендуемой).
2) Помощь в оснащении методического кабинета наглядным материалом.
Студентам необходимо согласовать со старшим воспитателем характер
оказания помощи в оснащении кабинета наглядным материалом, тему, ее объем.
Подготавливая наглядный материал, следует предусмотреть его длительное использование (а значит, наклеить на картон, убрать в коробку и т.д.), возможное применение в работе с детьми.
Наглядный материал должен быть привлекательным, эстетично оформлен (текст напечатан, содержание изложено кратко и четко, использовано не более 2-3 сочетающихся цветов) и т.д.
Итоги практики подводятся на заключительной конференции, где обсуждаются результативность и эффективность работы студентов. Практиканты представляют выполненный ими наглядный материал в помощь методического кабинета ДУ, в своих выступлениях обобщают впечатления о работе органов управления образованием, обмениваются впечатлениями, вносят предложения по совершенствованию организации и проведения практики.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРАКТИКЕ:
1. Индивидуальный отчет студента по преддипломной практике в качестве старшего воспитателя.
2. Отзыв старшего воспитателя о работе студента в течение преддипломной практике в качестве старшего воспитателя (с анализом проведенного мероприятия, проведенной работы по оснащению методического кабинета).
3. Видеозапись любой из форм методической работы: консультации, семинара, практикума, мастер-класса и т.д..
4. Дневник по преддипломной практике в качестве старшего воспитателя.
5. Характеристика на студента-практиканта.
СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ (В КАЧЕСТВЕ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ)
1. Ф.И.О. студента, наименование отдела образования, дошкольного
учреждения, где проходил (а) практику.
2. Впечатления о пройденной практике, достигнута ли цель практики.
3. Формы, методы работы, использованные в ходе практики.
4. Достаточно ли было теоретических знаний для прохождения практики.
5. Самооценка результативности работы. Трудности, успехи в работе, причины неудач. Проанализировать все проведенные мероприятия на преддипломной практике в качестве старшего воспитателя.
6. Вывод о практике и предложения по улучшению организации и проведения практики в университете.