Членами совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть только физические лица[4][4]. Это создает определенные проблемы для акционеров — юридических лиц в случае прекращения отношений (трудовых, договорных) с лицами, выдвинутыми ими и избранными собранием в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а также и для лиц, являющихся представителями государства.
В том случае, когда функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров вопрос о проведении общего собрания акционеров относится к компетенции единоличного или коллегиального исполнительного органа общества.
Постановлением Правительства установлен порядок назначения представителей Российской федерации в совет директоров (наблюдательный совет) общества[5][5].
Представителями Российской Федерации в органах управления и ревизионных комиссиях акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, могут быть:
— государственные служащие;
— сотрудники Российского фонда федерального имущества и его территориальных отделений;
— иные граждане Российской Федерации (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления)— на основании договоров о представлении интересов Российской Федерации, заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в органах управления и Ревизионных комиссиях акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»), могут быть исключительно государственные служащие.
Представители Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), назначаются Правительством Российской федерации по представлению министерства, подготовленному на основании предложений федерального органа исполнительной власти.
|
В совет директоров и ревизионную комиссию акционерного общества может быть назначено по одному представителю Российской Федерации. При этом представитель Российской Федерации в совете директоров акционерного общества входит в количественный состав совета директоров, определенный уставом общества или решением общего собраний.Закон не устанавливает, каким именно образом общее собрание акционеров устанавливает размер вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Получил широкое распространение способ утверждения собранием положения о совете директоров (наблюдательном совете) общества, в тексте которого содержится указание на размер вознаграждения членов совета.
В отличие от норм, ограничивающих компетенцию общего собрания акционеров, Закон об АО предусматривает возможность расширения сферы деятельности совета директоров как за счет передачи в его ведение отдельных вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания, так и иных вопросов деятельности общества. Роль совета директоров усилена также за счет того, что следующие вопросы могут рассматриваться общим собранием только при внесении их советом директоров:
— реорганизация общества;
|
— увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества этот вопрос не отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
— дробление и консолидация акций;
— принятие решений об одобрении сделок в случаях, предусмотренных статьей 83 Закона;
— принятие решений об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 79 Закона;
— приобретение обществом размещенных акций, в случаях, предусмотренных Законом;
— принятие решений об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
— утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества.
По сравнению с прежней редакцией Закона об АО, из вопросов компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества исключен вопрос принятия решения об участии общества в других организациях, поскольку такое участие связано с приобретением обществом акций (долей) других юридических лиц, и принятие такого решения осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия решения о сделках, заключаемых обществом.
К компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества новой редакцией Закона отнесено принятие решений в отношении регистратора общества, в том числе о заключении договора и о расторжении договора с регистратором.
Постановлением Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ установлено[6][6], что решение совета директоров (наблюдательного совета), либо исполнительного органа акционерного общества (единоличного или коллегиального) может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании его недействительным как в случаях, когда возможность оспаривания предусмотрена в Законе (статьи 53, 55 и др.), так и при отсутствии соответствующего указания, если принятое решение не отвечает требованиям Закона и иных нормативных правовых актов и нарушает права и охраняемые законом интересы акционера. Ответчиком по такому делу является акционерное общество.
|
Закон предусматривает два способа избрания совета директоров (наблюдательного, совета) общества:
— прямое голосование (пункт 2 статьи 49 Закона);
— кумулятивное голосование (пункт 4 статьи 66 Закона). При прямом голосовании мажоритарные акционеры (акционер), контролирующие более 50% голосов на собрании акционеров, имеют возможность сформировать совет директоров (наблюдательный совет) общества исключительно из своих кандидатов. С другой стороны, отсутствие контрольного пакета у кого-либо на собрании акционеров и высокая степень конкуренции при избрании совета директоров может привести к тому, что процедура прямого голосования не позволит собранию избрать совет директоров (наблюдательный совет).
При кумулятивном голосовании гарантировано избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества. Данная процедура является более демократичной по отношению к миноритарным акционерам, но не соответствует интересам мажоритарных акционеров, имеющих контрольный пакет акций на собрании акционеров.
Новая редакция Закона однозначно определяет срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Течение срока полномочий начинается в момент избрания совета на общем (годовом либо внеочередном) собрании акционеров. Окончание срока полномочий совета директоров (наблюдательного совета) общества происходит в один из следующих моментов:
— в момент избрания совета директоров на следующем общем годовом собрании акционеров, либо
— в момент прекращения полномочий совета директоров на внеочередном общем собрании акционеров, либо
— 1 июля (если финансовый год общества завершается 31 декабря) того года, в котором не было проведено общее годовое собрание акционеров.
В последнем случае прекращения полномочий совета директоров (наблюдательного совета), ввиду того, что новый совет не был избран, за советом директоров сохраняются полномочия по подготовке, созыву и проведению годового общего собрания акционеров. В том случае, когда избрание совета директоров будет признано судом недействительным, и решение суда вступит в силу, подготовку, созыв и проведение годового общего собрания акционеров осуществляет совет директоров в ранее существовавшем составе.
Избрание совета директоров (наблюдательного совета) общества на внеочередном общем собрании акционеров не является основанием для отказа от рассмотрения вопроса избрания совета на годовом общем собрании акционеров, даже если внеочередное собрание состоялось в сроки, установленные для проведения годового собрания.
Закон однозначно определяет, что членами совета директоров (наблюдательного совета) общества могут быть только физические лица. Физические лица, избранные в совет директоров (наблюдательный совет) общества отвечают за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием)[7][7]. Это означает, что с момента избрания физического лица членом совета директоров (наблюдательного совета), между данным лицом и обществом возникают обязательственные отношения, которые могут превалировать над отношениями между членом совета директоров общества и акционером этого общества, выдвинувшим своего представителя в соответствующий совет.
Новая редакция Закона уменьшила с половины до одной четверти предельное количество членов коллегиального исполнительного органа в совете директоров (наблюдательном совете) общества. Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом или решением общего собрания. В последнем случае возможно изменение количественного состава на собрании акционеров, непосредственно перед избранием совета. Однако, выдвигать кандидатуры в совет директоров (наблюдательный совет) общества акционеры вправе, исходя из того количественного состава совета, который существует в обществе на момент выдвижения кандидатов. Заметим, что при изменении на собрании количественного состава совета директоров становится невозможным использование подготовленных ранее бюллетеней по выборам совета директоров для случая кумулятивного голосования.В случае кумулятивного голосования бюллетень становится недействительным, если количество голосов, которым распорядился участник собрания, превосходит результат умножения числа голосов, принадлежащих акционеру, на число лиц, которые должны быть избраны в совет директоров (наблюдательный совет) общества. Основные нормы Закона об АО в отношении председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества диспозитивны и допускают возможность регулирования уставом общества вопросов избрания председателя совета и участия председателя в собрании акционеров. Устав общества может устанавливать перечень оснований для переизбрания председателя совета директоров. Закон об АО не предусматривает должности заместителя председателя совета директоров. Такое право может быть установлено уставом общества, положением о совете директоров или совет директоров (наблюдательный совет) общества может самостоятельно принять такое решение. Закон не определяет периодичность заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества. Совет директоров должен заседать так часто, как это требуется для решения вопросов, отнесенных Законом и уставом общества к его компетенции, имея в виду, что бездействие в соответствии со статьей 71 Закона может служить основанием для ответственности членов совета за причиненные обществу убытки.
Закон в его новой редакции расширяет возможности участия членов совета в принятии решения, в том случае, если член совета директоров не имеет возможности лично участвовать в заседании совета.
Новая редакция Закона возлагает на совет директоров (наблюдательный совет) общества обязанность принятия решения о проведении внеочередного общего собрания акционеров в том случае, когда количество членов совета стало меньше установленного уставом общества количества, составляющего кворум совета директоров. Соответственно, совет директоров обязан принимать все решения, предусмотренные Законом, на этапе подготовки и проведения внеочередного общего собрания акционеров.
Порядок принятия решений на заседании совета директоров определяется Законом, уставом общества или его внутренним документом. Каждый член совета директоров, независимо от того, каким количеством голосов он был избран в состав совета, обладает на заседании совета директоров (наблюдательного совета) общества одним голосом. Председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества также обладает на заседании одним голосом. Уставом общества (но не его внутренним документом) может быть предусмотрена, что в случае равенства голосов членов совета, председатель совета директоров обладает решающим голосом.
Протокол заседания совета директоров составляется не позднее трех дней после проведения заседания. Закон не предусматривает наличия в совете директоров секретаря, а также наличие подписи секретаря на протоколе заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества. На практике, наличие секретаря совета способствует своевременному и правильному составлению протоколов заседания совета директоров. Как правило, лицо, выполняющее функции секретаря совета директоров, является секретарем общих собраний акционеров общества. Постановлением Правительства установлен порядок участия представителей Российской Федерации в совете директоров акционерного общества[8][8].
Представитель Российской Федерации в совете директоров акционерного общества обязан лично участвовать в работе совета директоров и общего собрания акционеров на основании решения Правительства Российской Федерации о назначении его в совет директоров. Если представитель Российской федерации не может принять участие в заседании совета директоров или общем собрании акционеров, то представление интересов Российской Федерации в указанных органах осуществляет государственный служащий, утвержденный по представлению министерства Правительством Российской Федерации, который действует на основании соответствующих директив министерства.
Не позднее, чем за 15 дней до даты проведения заседания совета директоров, а если уведомление о проведении заседания получено представителем Российской Федерации менее чем за 15 дней до даты его проведения — в течение одного дня, представитель Российской Федерации направляет в министерство и федеральный орган исполнительной власти повестку дня заседания совета директоров и свои предложения по голосованию.
Обязательному письменному согласованию подлежит голосование представителя Российской Федерации по вопросам 1, 2, 3, 5, 6, 9, 11. 15 (нумерация дана в соответствии с новой редакцией Закона) статьи 65 Федерального закона "Об акционерных обществах”, отнесенным к исключительной компетенции совета директоров.На основании полученных от представителя Российской Федерации материалов и мнения федерального органа исполнительной власти министерство не позднее 5 дней после их поступления направляет представителю письменные директивы по голосованию на заседании совета директоров. При отсутствии письменных директив представитель Российской Федерации голосует в соответствии с Предложениями, направленными им ранее в министерство.