ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТОВОЙ ПОСТРОЙКИ В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ СЕВЕРУССКОГО СЕЛЕНИЯ





VALUE OF THE CULT BUILDING IN FORMING THE ARCHITECTURAL ENSEMBLE OF THE SEVERUSIAN SETTLEMENT

Настоящий доклад посвящен формированию ансамбля северорусского поселения и значению культовой постройки в нем. Данная тема актуальна и представляет интерес для решения вопросов о способах реставрации и приспособления памятников деревянного зодчества.

Целью исследования является доказательство того, что культовая постройка в северорусском поселении является частью архитектурно-ландшафтного ансамбля, что в свою очередь может служить критерием для выбора способа сохранения памятника деревянного зодчества. При рассмотрении данной темы предполагается:

• изучить историю формирования северорусских поселений;

• описать связь северорусского ландшафта с материалом строений и проблемами их реставрации;

• охарактеризовать роль и значение культовой постройки для поселений Русского Севера.

 

Своеобразным эпиграфом для настоящего доклада могут служить слова французского архитектора Ле Корбюзье, который сказал, что: «Ощущение родины рождается из гармонии между природой и строениями».

«Поразительное умение, - пишет И.Э Грабарь, - ­с которым эти строители-поэты выбирали места для храмов: нет возможности придумать композицию лучше той, при помощи которой они связывали встающие из-за леса шатры или вырастающие из-за береговой кручи главки церквей со всем окружающим пейзажем, с изгибом реки, с изломом холмов, с гладью лугов и щетиной лесов». Об этом же пишет и С.Забелло: «На выбор местоположения для погоста русские строители обращали большое внимание, и часто трудно придумать более естественную связь между постройками и их природным окружением, чем та, которая в них существует».

Северорусское поселение – это целая система связей между ландшафтом и архитектурой. Долгое время считалось, что село как таковое создается неким хаотичным образом, не имея под собой никакой композиционной основы. Но благодаря такому исследователю Русского Севера, как Ю.С. Ушаков, на данный момент мы имеем очень подробную систематизацию северорусских поселений относительно их расположенности на местности и композиционной составляющей. И в связи с непростой ситуацией в сфере охраны и реставрации памятников деревянного зодчества, сложившейся в последние годы, возникла потребность в дополнении критериев и аргументов для того или иного пути сохранения памятника. Одним из таких критериев является аутентичность. Под аутентичностью памятников архитектуры подразумевается достоверность пропорций, деталей, стилистики, материалов, особой техники и авторского стиля изначальному виду здания. И в случае с памятниками деревянного зодчества Русского Севера на критерий аутентичности очень большое влияние оказывает сохранность архитектурно-ландшафтного ансамбля и его целостность, а также культовая постройка, которая является не изымаемым звеном в этой структуре, что необходимо учитывать при выборе способа реставрации, приспособления всех культовых построек и ансамблей, находящихся на территории Русского Севера.

Что же такое архитектурно-природный ландшафт? Данный термин был предложен Ю.С. Ушаковым в его книге «Ансамбль в народном зодчестве русского Севера», где он пишет, что этот термин точно определяет высокую гармонию во взаимоотношениях северорусских селений с природой. В современном понимании архитектурно-природный ландшафт - это целостная природная композиция с встроенными в нее архитектурными сооружениями и элементами, каждый из которых играет свою определенную роль в сложившейся целостности. Это, по своей сути, небольшой «мир», который возникает при взгляде на него человека. И эта целостность в селениях русского севера возникает, благодаря искусной «компоновке» элементов природного ландшафта (леса, равнины, многоплановые дали, реки) и архитектурных сооружений (изб, амбаров, мельниц и т.д.), центром которых безусловно являются культовые строения и комплексы. В своей работе Ю.С.Ушаков отмечает, что важнейшим компонентом любого селения был его общественный центр, роль которого, как правило, выполнял храмовый комплекс. Именно здесь собирались жители и приезжий люд не только на церковную службу, но и для решения разных общественных и торговых дел. Здесь проходили народные собрания (сходы), здесь же устраивались ярмарки заключались сделки (в том числе и о строительстве новых общественных сооружений).

В северорусских селах архитектурный ансамбль выстраивался исходя из природных условий. В основном люди селились у водоемов - они служили местом добычи рыбы, а также были очень удобны для передвижения по ним. Возле рек почва была плодороднее и более пригодна для земледелия, а Север пришли осваивать люди уже с сложившимся жизненным укладом, которым было важно иметь место для посева. И в зависимости от типа водоема, очертания рек и озер, выстраивалась структура самого села, а вместе с ней место, где располагалась культовая постройка. Церковь или храмовый комплекс могли находиться в центре села и тогда все дороги, обстроенные с двух сторон избами, шли в сторону культовой постройки. Если же село было сформировано вдоль реки, то церковь в этом случае находилась как бы в центре, а дома рядами шли от берега вглубь суши. Могло быть полуостровное расположение поселения, и тогда храм выходил на самый «нос», к воде.

Такой общественный центр, как культовый комплекс (или сооружение), играл в северорусском поселении очень большую роль. От выбора места для его размещения во многом зависели и общая композиция селения, и его восприятие с основных внешних направлений. Церковь располагалась так, чтобы ее можно было увидеть из любой точки поселения, а также, очень часто из одного села, стоя на колокольне, можно было увидеть церковь соседнего села. Что еще немаловажно упомянуть, что церкви и храмовые комплексы, являлись своеобразными маяками на реке.

В рамках доклада предлагается рассмотреть несколько примеров архитектурно-ландшафтных ансамблей Русского Севера.

Одним из замечательных примеров традиционного северорусского ландшафта является село Турчасово Онежского района Архангельской области.

Турчасово стоит на левом берегу Онеги, на холмистой гряде, отделенной от реки лугом. Противоположный берег – высокий, обрывистый. В «Книге Большому Чертежу» при описании северных земель «город Турчасов» встречается довольно часто как географический ориентир и как большой населенный пункт. Центральной частью села Турчасово является духовный центр - две церкви и колокольня (на сегодняшний день сохранилась только одна церковь – Преображенский девятиглавый храм).

Вся архитектурно-пространственная композиция ансамбля строится на контрастном противопоставлении четких прямолинейных форм основных объемов церквей и живописной пластики их изящных изогнутых завершений. Эта тенденция прослеживается и в архитектурно-ландшафтном ансамбле села. Высокие силуэты построек гармонично вписываются в небесную синеву, возносясь к облакам.

Глубинная выразительность архитектурно-художественного образа этого ансамбля не только в тонкой соразмерности его форм, но и в особенностях композиционно-пространственной постановки. Со стороны реки и заливных лугов Турчасовский ансамбль виден как на ладони.

По мере приближения к нему через село и деревенские избы он как бы исчезает из виду.

Два ряда крестьянских изб – улица села – притягивают внимание зрителя и направляют его движение. И вся эта цепочка восприятий – от огромной панорамы села до узкой улицы из домов и наконец встреча с большим храмом – достигается за счет сложного и до мелочей продуманного построения северорусских селений, еще сохранившегося в некоторых уголках Онежского края. Все структурные составляющие села воспринимаются как единое архитектурное целое, важным фактом является то, что все постройки выполнены в одном материале: и деревянные дома, и церковные строения создают ансамбль с окружающей средой; ритм горизонтальных и вертикальных элементов сочетается с ритмом леса и холмов.

Еще одним примером северорусского архитектурно-ландшафтного ансамбля является село Кимжа. Деревня Кимжа, основанная в начале XVI века крестьянином с Пинеги, располагается в Мезенском районе Архангельской области. Здесь немного иная структура, чем в селе Турчасово: церковь стоит на берегу реки, и мы видим общий силуэт и композицию всего поселения со стороны водоема.

.

Здесь представлена так называемая линейная композиция – село расположено вдоль реки Мезень. Кимжа сохранила традиционную планировку: две параллельные улицы, вытянутые вдоль речной излучины, и набережная с "фасадой" изб вдоль берега. Дома «линиями» уходят от берега вглубь суши, а в центре расположена церковь.

Как и в прошлом примере, здесь можно оценить вид с улицы, которая ведет к церкви и своим объемом замыкает общую композицию.

 

Большое количество пространственных связей, единство материала и природного окружения, со-масштабность построек, интуитивно-гармоничная жилая среда обитания - все это говорит, во-первых, о большом мастерстве русских зодчих того времени, а во-вторых, о том, что сама природа подсказывала людям, как им лучше разместиться в том или ином случае. И возвращаясь к аутентичности, как критерию, который влияет на выбор способа реставрации и приспособлении памятника, хотелось бы сказать, что именно уникальный набор архитектурно-ландшафтных связей помогает выявить эту аутентичность в каждом конкретном случае, а их отсутствие лишает зрителя наиболее полного представления о памятнике деревянного зодчества и таланте его создателей.

В заключение хотелось бы привести еще одну цитату Н.Э. Грабаря: «Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей природой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения – сама природа: так они безыскусственны и неотразимы».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: