Пояснительная записка
В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому программа клуба волонтёров «Дорога добра» является актуальной.
Волонтеры(от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающиечто-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Главная цель клуба волонтёров «Дорога добра» – развитие направления внеурочной деятельности - волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность.
Задачи:
- Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации.
- Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни, с помощью различных видов деятельности.
- Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
- Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность.
- Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
- Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения.
Рабочая программа внеурочной деятельности клуба волонтёров «Дорога добра» составлена с учетом:
- базисного плана ГБОУ «Школа №1862»;
- федерального образовательного стандарта основного общего образования;
- на основе программы внеурочной деятельности «Мы – волонтёры», составитель педагог дополнительного образования Вахрушева М.В.
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности клуба волонтёров «Дорога добра» в ГБОУ «Школа №1862» преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку.
Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в деятельность, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный - равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на классных часах, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
- во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в деятельность, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования);
- во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя классные часы с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка.
Направления работы
- экологическое (организация и участие в различных акциях)
- патриотическое (классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк")
- социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную деятельность детей с трудностями в поведении)
- событийное (подготовка к различным школьным праздникам)
Программа клуба волонтёров «Дорога добра" создана для обучающихся 6 – 9 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Курс рассчитан на 1 учебный год. Возраст – 10 – 17 лет.
Задания направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, проектов, интерактивов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы клуба волонтёров «Дорога добра»:
- формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные и предметные результаты освоения программы клуба волонтёров «Дорога добра» проявляются в:
- умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
- умении организовывать волонтёрскую деятельность;
- способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят идею волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают акции и мероприятия различных направлений, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности.
Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения;пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах.
Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся будут знать:
· историю волонтерского движения в России и в мире;
· права и обязанности волонтеров;
· основные направления деятельности волонтерских отрядов;
· основные формы работы волонтеров.
Обучающиеся будут уметь:
· организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи;
· проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек;
· проводить профилактическую работу в школьном учреждении;
· аргументировано отстаивать свою позицию;
· адекватно общаться с учащимися и взрослыми;
· издавать агитационную печатную и видео продукцию;
· формировать собственное портфолио;
· принимать общечеловеческие ценности.
8. Критерии оценки волонтёрской деятельности учащихся:
· активность участия;
· умение спланировать работу;
· умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе;
· самостоятельность.
Учебно–тематический план
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Организационное собрание членов клуба. | ноябрь |
2. | Ознакомление с правами и обязанностями волонтеров. | ноябрь |
3. | Ознакомление с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. | ноябрь |
4. | Составление плана работы на год. | ноябрь |
5. | Составление плана работы на ноябрь. | ноябрь |
6. | Консультация родителей по вопросам деятельности клуба. | ноябрь |
7. | Мотивационная встреча. | ноябрь |
8. | Подготовка и организация акции «Бросовый материал в дело». | ноябрь |
9. | Организация бесед для учеников «Мы – за ЗОЖ!». | ноябрь |
10. | Организация акции «Неделя экстремизма». | ноябрь |
11. | Составление плана работы на декабрь. | декабрь |
12. | Организация бесед для учеников «Мы – за ЗОЖ!». | декабрь |
13. | Подготовка и организация дня волонтера. | декабрь |
14. | Подготовка и организация акции «Дети – детям». | декабрь |
15. | Мотивационная встреча. | декабрь |
16. | Подготовка и организация акции «Покормите птиц зимой». | декабрь |
17. | Организация бесед для учеников начальных классов «Вредные привычки». | декабрь |
18. | Подготовка и организация выступлений агитбригады к акции «Здоровая семья - здоровое общество». | декабрь |
19. | Подготовка и организация акции «Елка своими руками». | декабрь |
20. | Составление плана работы на январь. | январь |
21. | Подготовка и организация акции «Покормите птиц зимой». | январь |
22. | Мотивационная встреча. | январь |
23. | Подготовка и организация акции «Безопасность школьников в сети интернет». | январь |
24. | Организация акции «Неделя доброты». | январь |
25. | Организация акции «Я вожатый - старший товарищ». | январь |
26. | Составление плана работы на февраль. | февраль |
27. | Организация «Неделя вежливости». | февраль |
28. | Мотивационная встреча. | февраль |
29. | Подготовка и организация благотворительной ярмарки-распродажи. | февраль |
30. | Подготовка и организация акции «Покормите птиц зимой». | февраль |
31. | Подготовка газеты «Дорога добра». | февраль |
32. | Составление плана работы на март. | март |
33. | Подготовка и организация акции «Безопасность школьников в сети интернет». | март |
34. | Подготовка и организация конкурса социальных проектов. | март |
35. | Подготовка и организация конкурса социальных проектов. | март |
36. | Организация профилактических бесед о вреде наркотиков. | март |
37. | Организация рейда «Бережем книгу - бережем природу». | март |
38. | Организация акции «Неделя чистой посуды». | март |
39. | Составление плана работы на апрель. | апрель |
40. | Подготовка к акции «Бессмертный полк». | апрель |
41. | Подготовка проекта «Волонтер будущего». | апрель |
42. | Мотивационная встреча. | апрель |
43. | Подготовка и организация акции «Неделя труда». | апрель |
44. | Организация акции «Помощь в выборе профессии». | апрель |
45. | Подготовка и организация всемирного дня здоровья. | апрель |
46. | Организация сбора батареек. | апрель |
47. | Составление плана работы на май. | май |
48. | Организация акции «Бессмертный полк». | май |
49. | Организация акции «Открытка ветеранам». | май |
50. | Подготовка и организация акции «Я помню, я горжусь». | май |
51. | Организация встречи с советом ветеранов нагорного района. | май |
52. | Организация акции «Школа – дом второй». | май |
53. | Организация акции «Операция цветущий школьный двор». | май |
54. | Организация международного дня семьи. | май |
55. | Подготовка газеты «Дорога добра». | май |
56. | Отчетный сбор отряда «Дорога добра». | май |