Первая и основная причина – это воспитание. Родители очень часто упрекают своих детей за все что можно и что нельзя. В такой ситуации у ребенка очень легко создается ощущение, что он все на свете делает неправильно. Если в позднем детстве или в юности это ощущение человеку победить не удается, то он переносит с собой низкую самооценку во взрослую жизнь, а это уже по-настоящему страшно и опасно. Человек никогда не сможет достичь чего-то серьезного в жизни, если он себя не ценит.
Вторая причина не так часто, но тоже встречается. Есть люди с мягким и нерешительным характером, легко убеждаемые и «ведомые» во всех смыслах. Такому человеку достаточно в грубой или резкой форме сказать, что он ничего не стоит или ничего из себя не представляет, как его самооценка упадет до нуля. В этом случае, самооценка поднимается таким же способом, т.е. человеку уверенно и четко говорят, что он на самом деле очень «хороший».
Несколько способов повысить самооценку подростка в семье:
• Любое сравнение вредит самооценке подростка. Не сравнивайте его с успешными сверстниками. Очков в копилку его собственной значимости это не добавит. Любой человек – это индивидуальность, лучше найдите в своем чаде плюсы и акцентируйте внимание на них.
• Научите своего ребенка быть в ответе за свои слова и гордо воспринимать все с ним происходящее. Тут мужество нужно. Внутренняя твердость, неуступчивость и высокая самооценка – это то, что всегда рядом.
• Не надо ничего бояться. Лучше продумайте вместе с подростком все свои действия до самого конца, если вдруг произойдет самое страшное событие на свете. Это поможет и вам, и вашему ребенку психологически пережить эту ситуацию и стать увереннее в себе.
• Обратите внимание на круг общения своего сына или дочери. Если это необходимо, то измените его. Помните, что окружение оказывает слишком большое влияние на человека, чтобы им можно было пренебрегать.
• Делайте вместе со своим ребенком то, что вам нравится, что вам приятно. Пусть вас увлекает совместный процесс и полученный результат. Это создаст прекрасное настроение и поможет вам поверить в себя и в своего ребенка.
2. Процесс самоутверждения особенно интенсивно заметен в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично.
В этот период у ребенка появляется потребность общаться с друзьями, а учебные процессы отходят на второй план. По этому поводу с родителями бывают споры и разногласия. Ребенок под нажимом взрослых или по привычке продолжает хорошо учиться, но в школу торопится, чтобы встретить друзей, поделиться новостями, зарекомендовать себя в коллективе сверстников с лучшей стороны.
Процесс утверждения подростка в коллективе может идти различными путями, но главный канал — «играние ролей» (социально-психологический термин), причем, именно тех, на которые подросток претендует. Из них наиболее характерны:
• Умный
• Сильный, смелый, волевой
• Активист
• Талантливый
• Увлечённый
• Надежный друг, верный товарищ
Так же еще одним способом утверждения в обществе является одежда и внешний вид, через то, что подростки стараются выразить себя. И чтобы не мешать своему ребенку в этом деле, необходимо, в первую очередь, вспомнить себя в таком возрасте, когда выбирать одежду хотелось самому без советов родителей.
Мода – это еще один способ самовыражения. Вот перед вами самые распространенные и выделяемые психологами типы нового поколения, которые показывают свое самовыражение через необычный стиль одежды и внешний вид. Вот некоторые из них
Готы;Панки; Стиляги;Спорти;Рэперы; Эмо; Гламурщики.
Каждый подросток это индивидуальность. Именно поэтому все молодые люди могут смело позволить себе появиться на людях и проявить себя в неповторимом стиле, который свойственный только ему. Через такую одежду ребенок демонстрирует самовыражение «Я», которое он пытается выдвинуть на первый план. Здесь стоит помнить о том, что внешний вид это важная составляющая часть его представления о себе, как о личности. Вот именно поэтому одежда это лучший способ проявить себя в социуме.
Задача родителей в этот период развития своего чада больше уделять внимание ему: интересоваться его жизнью, помогать в трудных ситуациях, разговаривать на разные темы, объяснять «что такое хорошо и что такое плохо». Одним словом относиться к нему не как к ребенку, а как к равноправному члену общества.
Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии.
. Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе, и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.
• Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения.
А теперь попробуем определить типичные способы самовыражения, существующие на сегодняшний день где подросток может проявить себя, найти свои таланты:
• Творчество (искусство, танцы, декоративно – прикладное искусство и т. д.)
• С помощью вкусов (кино, музыка, игры)
• Научная деятельность
• Достижения, заслуги
• Профессиональная деятельность.
Выразиться можно, добиваясь успеха в любой деятельности:
• Становясь спортсменом, занимать призовые места;
• Являясь отличником, спортсменом, чья фотография висит на доске почета.ит.д.
В одной из московских школ семиклассница упала в обморок в туалете. Педагоги позвонили родителям, которые тут же примчались и забрали ее домой. Но взрослые так и не поняли, что это не подростковое переутомление. Только одноклассники знали: девочка употребляет жевательный табак, получая концентрацию никотина, во много раз большую, чем от курения сигарет. А потом пакетики с шариками я уже заметил у старших школьников. У них возникало слюнотечение, одурманенное состояние. Когда таких учеников вызывали к доске, они выходили в потерянном неадекватном состоянии, не концентрировали внимание. Это никотин, но его концентрация в организме в данном случае в несколько раз выше, чем если бы человек курил сигареты.
— И когда в первый раз вы столкнулись с этим? Когда увеличилась миграция. В таких поездах, как, например, Душанбе — Москва, стали везти бутылки из-под воды, набитые насваем. Однажды, в 2008 году, нас вызвали сделать смывы с предметов в вагоне, искали опиаты. И собаки начали лаять на сумки. Оттуда достали насвай, который, в общем-то, не входит у нас в список наркотических психотропных средств, но собаки реагировали на него.
Всегда какой-то процент подростков во все времена отличается девиантным поведением, и всегда они ищут приключения, психоактивных веществ, изменения собственного сознания. Всегда подростки находили то, что будет выделять их из группы других.
человек в измененном состоянии, идет слюна, он сплевывает постоянно, это выдает подростка. Всегда снижается успеваемость. На самом деле на уроках употребляют редко, это только те дети, у кого демонстративная составляющая личности начинает преобладать. То есть им нравится, когда одноклассники на них обращают внимание. Но здоровая масса детей старается не поддерживать с такими отношения, понимая, что ни к чему хорошему это не приведет.
Их можно объединить, в основе — никотин. В первые минуты он сильно расширяет сосуды, возникает расслабленность, а потом уже сужение идет. Никотин обладает наркогенным эффектом, вызывая зависимость.
Ни у кого, кто начинает пробовать, нет цели употреблять насвай, снюс или сигареты всю жизнь. Они просто следуют принципу «попробовать все», а потом организм требует повторить. И жизнь зависимого человека очень незавидна, он вынужден все время думать о веществе, которое возвращает его в комфортное состояние.
— Снюс и насвай чем-то отличаются?
Принципиальной разницы нет, и то и другое — жевательный табак, который всасывается через слизистую.
Если мы осматриваем полость рта, мы можем наблюдать эрозии, язвочки. Всегда есть воспалительные процессы в той зоне, куда прилегают снюс или насвай. Они могут быть хронические и преобразоваться в онкопроцесс. А еще язвы в полости рта — это и любые бактериальные инфекции.
Дети и в начальной школе начинают. Чаще всего с сигарет. Это мы выявляем по анализам мочи, которую нам приносят родители. Видим, что в начальной школе такие случаи встречаются. А в старшей школе мы раздаем анонимные анкеты. И ребята не доверяют взрослым, поэтому на вопрос, пробовали ли сигареты, насвай и так далее, пишут, что нет. При этом на второй вопрос, были ли они свидетелями, как одноклассники курят, и предлагали ли вам, ответы более откровенные: да, видели, предлагали. Но мы отказались! И по нашим опросам выходит, что от класса к классу идет нарастание, чаще видят, чаще предлагают. Таким образом мы понимаем, что ребенок в неблагоприятной среде и риск вовлечения велик.
Мотивы у каждого свои. Любопытство, желание узнать новое, стать более взрослым, заслужить авторитет у своих сверстников. Кто-то уединяется, чтобы первый раз попробовать, а потом уже делает это при всех. У каждого свой характер. Интересно, что как только появляется возможность получать никотин легально и когда родительский и общественный контроль уже не так волнует, многие возвращаются к обычным сигаретам.
Зачастую сам факт уличения в употреблении насвая или сигарет является травмирующим для ребенка. И если он еще не втянулся в то же курение, а родители поставили вопрос о контроле трезвости, то он не употребляет, лишается благ, выводится из микросоциума, где сложилось употребление, информируются родители тех детей, кто вместе с тем ребенком, и тогда это эффективно.
— И это навсегда?
— Жизнь продолжается, рецидивы возможны, и всю жизнь контролировать не будешь. Родители пытаются влиять, и через какое-то время либо это приводит к положительному эффекту, либо взрослые оказываются бессильны и перестают принимать новые меры, потому что человек достигает совершеннолетия.
Но на том этапе, когда они должны проявиться как родители и выполнить свои обязательства, они пытаются делать все, что могут. Если зависимость еще не сформировалась, у тех детей, которые попали в наше поле зрения, нет употребления, пока есть контроль, пока родители приходят, разговаривают, заставляют сдавать анализы.
Само собой все это не пройдет. Надо что-то предпринимать. Если кто-то и пускает ситуацию на самотек, то только от отчаяния. Родителям нужно почаще разговаривать со своими детьми, тогда они будут больше рассказывать о своем социуме, друзьях.
Тогда родители поймут, как они проводят время и куда ходят. И тогда можно интуитивно почувствовать, о чем следует говорить с ребенком. И когда среди вопросов про отношения, учебу, школу тема психоактивных веществ так или иначе возникнет, доверительным разговором можно попробовать уберечь своих детей от ошибок.