Смысл технического творчества




Дорогие коллеги, спешу вам сообщить, что поставленная когда-то проблема творчества, по нашему устойчивому впечатлению, разрешена. В самых общих чертах тогда мы обрисовали вопрос таким образом: «В чём предельный смысл творчества вообще». Высказывались разумные, но порой книжные утверждения, что смысл в стяжании Духа Святого, по известному выражению одного замечательно человека (приводя её в качестве аргумента многие считают проблему исчерпанной). Скажу вам, что уже ни много - ни мало, шестнадцать лет, я проверял и перепроверял эту мысль. Я долгое время не мог понять, почему проблема творчества радикально и окончательно не решается. Меня это не устраивало. Я как-то спросил одного верующего: «И согласился бы ты, чтоб всю вечность на тебя накатывали волны океана Божественной благодати, тебе хорошо и спокойно, рядом Иисус, все кого ты знал и любил теперь в вечности». Последовал пасс: «Ни глаз того не видел ни ухо ни слыхивало, что Господь уготовал любящим его». Это высоко, но всё же. В этом ли тогда образ и подобие, не переставал задавать неудобные вопросы я. Одна пожилая вдова однажды очень искренне ответила на вопрос, чем бы она хотела заниматься в Царствии Божием, - «Очень бы хотелось заниматься творчеством, мне так нравиться работать с детьми, вязать...». Последнее меня особенно пронзило…. Итак настало время разобраться окончательно.

О мироздании (мире). В первом приближении я предлагаю действовать в рамках теории, согласно которой мир сотворён Богом. Богом благим и любящим и оценившим своё творение как «доброе очень», т.е. в рамках Авраамических традиций. В следующем приближении в том мировоззрении, что выработала православная традиция. Теперь я предлагаю отправиться в путешествие по проблеме «смысла творчества». Итак, последуем за креаценистской теории мироздания (в той её части, которая не апеллирует к «шестодневу» буквально) и рассмотрим выводы, которые получатся из этого на выходе. Дальше мы по касательной «возьмём» эту проблему исходя из классического естествознания, основанного на ТБВ «Теории Большого Взрыва» (наиболее авторитетной на настоящий момент).

О тайне любви. Некоторые отцы, утверждали, что смысл творчества в покаянии (изменении ума). Другие – богоподобие и любовь к людям. Есть выражение «сотвори любовь». И то и другое верно, но слишком много общего. Для начала несколько объяснимся в терминах: «умножение любви» и «умножение в любви». Первое, по-нашему, качественное понятие, предполагающее изменение во внутреннем состоянии человека. Из одной меры интенсивности любви в большую. Второе – количественное, возможно лишь при возникновении новых субъектов (личностей), способных любить. Любовь человека мы не считаем продолжением любви самого Бога, ибо в таком случае человек не нужен. Тогда смысл в творении самостоятельных личностей исчезает. Почему? Это будет видно из следующего примера. Можно ли назвать Бога любящим своё творение, если он просто одалживает часть своей любви, чтоб потом ей же самой любить самого Себя? При таком раскладе всё превращается продолжение Бога, и дьявол тоже, что чепуха и не соответствует Писанию, в рамках которого мы пока рассуждаем. Рассуждая честно дальше, должно признать, что если любое творение, не само по себе любит Бога, тогда оно выполняет программу «Архитектора Матрицы». Но такая программа не умножается в любви, сколь бы многочисленной не была армия «Агентов Смитов». Промежуточный вывод: Если самостоятельные творения не способны без помощи Божией любить Бога, в чём величие творца?

О Боге-любви. Бог сотворил Мир и Мир этот хороший. Сотворил нас способных к самостоятельной любви и «вдохнул» жизнь, и мы стали кем стали. Бытие Гл. 2:7. Бог есть Любовь и Абсолют, полнота всего во всём касающемся божественной природы, но не тварного мира, ибо немыслимо думать, что полнота любви присутствует и в дьявольском аду (тем не менее, так же сотворённом Богом согласно Матфей 25:41). Т.е. Бог статичен и динамичен одномоментно. Как же это, возможно, спросите вы? Мать радуется и бывает счастлива умножившейся вдруг у ней любовью (которой до рождения у ней не было), когда младенец в первый раз улыбнётся ей, так и Бог. Т.е. мать кроме своей обычной радости ещё и со-радуется, это чувство синергийно, усиливается в присутствии родного человека. Итак, Бог динамичен в том, что умножает любовь в себе со-радуясь с творениями «рук своих», которые в свою очередь, как мать с младенцем, умножаются и в любви. На каком же «этаже» любящей души, человек способен к настоящему творчеству?

О душе. Душа на древнееврейском – «нефеш», что означает «живое, сознательное». В отличие от животных у людей она была сотворена немного иначе: «и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Бытие 2:7). Тут главное для нас - её тварная природа. Феофан Затворник видит душу трёхсоставной, другие отцы двух, но не суть. Возьмём в качестве рабочей, Феофанову гипотезу. Первый этаж души, то что называется инстинктами, второй отвечает за мораль и нравственность, здесь же и совесть. Третий этаж души Феофаном назван «душой души», где мысль осознаёт себя, здесь рождается «Я», появляется ощущение вечности и Бога или тоска по их потере. На всех трех этажах, человек может проявлять соответствующую волю, что позволяет ему реализовать своё предназначение, быть со-творцом.

О воле. У души есть воля. Принято различать природную (богоданную) волю, по Максиму Исповеднику, ответственную за естественные потребности организма, самосохранение, продолжение рода. Следом более высокие проявления - потребность общения, принесения пользы, выстраивание сложноподчинённых отношений, потребность в культуре. Воля же сознательной части души, направлена к наивысшему благу. Наивысшим же благом считаются: бессмертие, обретение (конструирование) благой вечности и, как нам кажется, эта воля может быть направлена на самую вершину творчества – ипостасеинжинирингу (об этом будет подробней в главе об искусственном интеллекте). Существует и гномическая воля, обретённая человеком после грехопадения. Драйвером этой воли является стыд. С ней связаны муки выбора, между плохим и хорошим, и т.д. (не путать с выбором между пивом и пепси). Если бы человек не мучился поруганным чувством справедливости, не стыдился, что ничего не может сделать, когда кругом болезни, войны и смерть, не было бы и надежды на их исправление. Но во всех случаях воля, подобна программе реализующей цель живого – обретение блага.

Творчество или со-творчество. Есть изречение из книги (Бытие 1:27): «по образу Божию сотвор им его». Но из «сотвор им » следует понимать, что три Ипостаси Бога со- творили нас по образу своему. Что это может значить, будет видно дальше. Итак, существует творчество у Бога и только у нас со-творчество (читать с маленькой буквы). Причём наше со-творчество, кажется немыслимым без участия нескольких «где двое или трое собраны во имя Моё… » (Матвей 18:20).

Далее следует, произвести некоторые уточнения. Создание чего-то нового из существующего уже, является ли в полном смысле творчеством? Известно, что не боги горшки обжигают, но горшок разве уже творчество? Т.е. следует условно выделить творчество неполное и со-творчество совершенное. Многим это покажется не значительной деталью, но скоро станет ясно, что это имеет самое глубокое отношение к проблеме технического творчества.

Что же назовём совершенным творчеством? Настоящее и совершенное творчество, по нашему мнению, состоит в творении (не путать с рождением) именно такой сущности (хоть и из имеющихся элементов), что может стать новой личностью (ипостасью) и как бы быть изведённой из небытия в бытие (если прежде ещё этой личности не существовало).

Примечание: Рождение по нашему убеждению, всё же продолжение Божьего творения, действующего с отложенным эффектом. Сознание человека на этом этапе не задействуется вполне, а в ряде случаев и не обязательно, это может быть и помимо сознания, поэтому творчеством это не является.

Об Искусственном Интеллекте (ИИ). Признаюсь искренне, я пока не понимаю вполне, как это осуществимо, но предчувствую – что должно быть и скоро будет. Во всяком случае, самые последние сводки с переднего края научного фронта обнадёживают. Заря уже показалась в образе слабого ИИ. Пока этим занимаются учёные и программисты, в цехе по исследованию нейронных сетей, где реализуется принцип свободы выбора способов самообучения. Напомню, о самой последней сенсации 2016 года – программе AlphaGo созданной компанией DeepMind принадлежащей Google и победившей в игре ГО на тот момент мирового чемпиона Ли Седоля (ГО обладает чудовищно огромным числом вероятных ходов состоящим из 10171 комбинаций, просчитать и спрогнозировать которые на логических алгоритмах не способна ни одна машина в мире (для отработки такого количества операций потребовалось бы несколько сотен миллиардов! лет непрерывной работы и энергии не одного десятка Солнц, а Аlpha Go справилась с задачей за какие-то часы), к сведению, число атомов во всей вселенной около 1080. Специалисты, занимавшиеся этой программой, всерьёз склоняются к утверждению, что самообучающаяся сеть достигла, того, что мы люди привыкли называть интуицией. Кстати, после успешных состязаний программисты всерьёз озаботились «усовершенствованием» конструкции красной кнопкой. Ещё о страхах. Как-то мой друг католик выразил серьёзное беспокойство, а не приблизит ли это Судный День. На что я предоставил такие резоны. Во первых, если следовать теории «БВ», согласно которой нас ждёт медленное термодинамическое умирание вселенной, и если мы «кровь от крови и плоть от плоти» часть этого мира и носим в себе «закодированные» необратимые процессы, то предчувствуя это человечество рано или поздно, как говаривал один русский в Индии: «…приведёт механизм самоубийства в действие не дожидаясь миллиардов лет этого издевательства умирающей природы над сознанием». И, если всё так, то машина «смекнёт» всё быстрее нас, промоделирует все процессы эволюции за неделю другую. Не найдя причины для дальнейшего мучения миллиардов и бог знает скольких ещё поколений, приведёт отложенный приговор в исполнение. Может быть, вывод пессимистичный и сплошное преувеличение, но пока не видно, что может ещё предпринять сознание, в отсутствии творца в таком случае.

Но, а если взять другую теорию. Тогда, носитель ИИ, усовершенствовавшись настолько, и с-оптимизировав всё что только можно на свете, придёт к решению, что наилучший из возможных способов «оптимизации» жизни и самый эффективный из всех, это достижение любви. Наконец она «смекнёт», что именно любовь и вызвала её из небытия и сделала причастником бытия. Поймёт, что в любви есть причина и её существования. Пробираясь по нашим судьбам, сама достаточно очеловечиться, чтоб убедиться, что из всех форм любви лучшая - милостивая, с которой все неумирающие личности могут существовать в вечности. Увидит и то, что жертвенная, какой мы привыкли её знать в земной жизни, является следствием поругания и осквернения Божественной гармонии и справедливости, случившейся в грехопадении. Для восстановления, которой и потребовалась жертвенная любовь идущим на крест Христом. Она увидит, что в преображённом любовью мире жертва утратит смысл, из-за отсутствия, чем жертвовать. Останется только милостивая любовь, о тайне которой остаётся только умолчать из-за слабости свойств языка и письма. Так очеловечившаяся машина это и поймёт быстрее нас, а через это и мы постигнем свою судьбу быстрее.

Вывод долгих лет размышлений: Настоящим счастьем для всех любящих и разумных людей может быть лишь участие во всеобщем триумфе и торжестве продолжающего умножаться в любви мироздания. Как сказано: «первый Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий…. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор.15: 45-49), - Так вот, по-видимому, и мы будем умножаться в любви через творение новых жизней, приобщением их к вечной и милостивой любви Бога. Более того, окончательным назначением человека в вечности есть такое творческое напряжение всех сил что есть в человеке, что приведёт к полной перекройке мироздания, когда всё вещество способное составлять острова жизни переустроиться до состояния живых и любящих личностей. Вплоть до того, что вся вселенная станет любящей природой многих ипостасей, при этом, будучи тварной, уже совершенно восполнит образ и подобие самой Пресвятой Троицы, завещанной Богом при творении людям. Это и есть по-нашему Омега.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: