В сериале «Баффи» присутствует множество идей и посылов. Сначала для объективности раскроем положительные, которые и привлекают зрителей и поклонников фильма.




Чему учат

Популярные сериалы

-

Нетолерантные

рецензии

проект «Научи хорошему!»

 

Благотворительный проект «Длань»

Екатеринбург

2017 г.

Книга создана по материалам сайта «Научи хорошему».

Составление и верстка электронной книги:

помощь в систематизации материалов и подготовке электронной книги оказана благотворительным проектом «Длань» (Дмитрий Чурсин)

Авторы: Елизавета Кваснюк, Дмитрий Раевский, Олег Ищущий

а также: Людмила Дюжева, Ольга Мелихова, Татьяна Маловская, Валерий Мирошников, Маргарита Новицкая и другие

Эпиграф:

Дайте мне средства массовой информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней.

Йозеф Геббельс

министр народного просвещения

и пропаганды Германии III Рейха (1933—1945)

Аннотация

Американские и британские телесериалы сегодня стали одним из мейнстримов современного киноискусства, предназначенного для массовой аудитории. Многие российские телеканалы покупают права на их трансляцию или создают свои аналоги, опираясь на западные шаблоны. Но как бы ни отличались по жанру или сюжету эти фильмы, в подавляющем большинстве случаев они несут в себе вполне стандартные и далеко не безобидные идеи и смыслы.

Давным-давно известно, что те модели поведения, которые демонстрируют обаятельные герои экрана, для зрителей (особенно молодых) очень притягательны. И если отклоняющееся поведение никак на экране не наказывается и даже не порицается, весьма высока вероятность, что многие дети и подростки будут ему подражать.

Наверное, многие замечали, что очередной сезон сериала обычно хуже предыдущего. Хуже в том смысле, что “герои”, которые в первых сериях могли казаться положительными и притягательными, постепенно становятся более безнравственными, пошлыми и аморальными. А так как зритель уже привык к этому герою и испытывает к нему симпатии, то порочное поведение персонажа начинает казаться вполне приемлемым. Это – одна из технологий промывки мозгов. Сначала зрителю дают красивую обёртку, а потом, когда он привыкнет смотреть сериал или полюбит главных героев, начинка сериала приобретает новые оттенки.

Если близкие вам люди, а тем более дети или подростки, регулярно смотрят продукцию, идейное наполнение которой разбирается в этой книге, их сознание и подсознание будет перенимать демонстрируемые модели поведения, и их дальнейшие поступки так или иначе будут опираться на увиденное на экране. Поэтому крайне важно научиться самому выявлять воспитательный потенциал фильмов, определять цели заказчиков подобных сюжетов, отличать хорошее от плохого, а потом поделиться этим умением с вашими близкими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Рецензии на сериалы

Кино как информационное оружие

Что происходит, когда мы смотрим фильм, слушаем песню?

«Окно Овертона»: Технология дегуманизации человека

Шаблоны телеканала ТНТ

Коллектив и личность в западном кинематографе

Образ «плохого парня» как лейтмотив в кинематографе

Чему учат американские ситкомы?

Сериалы про убийц и продвижение «культа смерти»

Образ женщины-воительницы в кино – это бомба замедленного действия

Пропаганда извращений в западных сериалах

Пропаганда педерастии в популярных сериалах

Сценарии будущего в западном кинематографе

Классификация признаков вредного фильма

Родительская компетентность как способ защиты детей от вредной информации

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ! ПОМОГАЙТЕ! УЧАСТВУЙТЕ!

Другие книги и брошюры по материалам проекта «Научи хорошему»

Список сериалов


«Баффи» 1997-2003

 

«Воронины» 2009 –..

«Вы все меня бесите» 2017 –...

 

«Деффчонки» 2012 - …

«Джессика Джонс» 2015

«Дневники вампира» 2009 – 2017

«Доктор Кто» 2005 –...

«Друзья» 1994–2004

 

«Екатерина» 2014

 

«Завтра наступит сегодня» 1996 – 2000

«Зачарованные» 1998 – 2006

 

 

«Игра престолов» 2011 –...

«Измены» 2015

«Интерны» 2010 – 2016

 

«Кухня» 2012 – 2016

 

«Легко ли быть молодым» 2015

 

«Мамочки» 2015 –...

«Молодая гвардия» 2015

 

«Наша Russia» 2006 – 2007

 

«Ольга» 2016 –...

«Остаться в живых» 2004 – 2010

«Отбросы»

 

«Под куполом» 2013 – 2015

 

«Реальные пацаны» 2010 – 2016

«Родина» 2011 –...

 

«Светофор» 2011

«Секс в большом городе» 1998 – 2004

«Сладкая жизнь» 2014 – 2016

 

«Тальянка» 2014

«Татьянина ночь» 2014

«Теория Большого взрыва» 2007 –...

«Тест на беременность» 2014

 

«Универ» 2008 – 2011

 

«Школа» 2010

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Может ли фильм или сериал никак не влиять на зрителя? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять одну главную особенность нашего мозга – он всегда изменяется, всегда обучается. Мозг не может не обучаться. А изменение и обучение мозга происходит под воздействием поступающей в него информации – зрительной, звуковой, тактильной и так далее. И с этой точки зрения любой фильм, передача или событие в жизни – это и есть поток информации, который неизбежно внесёт свой вклад в формирование мировоззрения человека.

Нагляднее всего этот процесс можно показать на примере детей, которые в силу ещё несформированной мировоззренческой картины всегда сильнее подвержены влиянию. Кстати именно поэтому дети и молодёжь являются главными объектами телевизионной, сериальной промывки мозгов.

Ещё в 1961 году канадским психологом Альбертом Бандурой был проведён эксперимент с надувной куклой Бобо. Суть эксперимента заключалась в том, что маленьким детям на экране демонстрировали разные варианты взаимодействия с куклой. В одном случае её обнимали и гладили, в другом случае – куклу били. После просмотра видео, ребёнок заходил в комнату, а учёные наблюдали за его поведением. Результаты эксперимента продемонстрировали прямую связь между тем, что ребёнок видел на экране и тем, как он в дальнейшем себя вёл.

Теперь давайте задумаемся, какие факторы определяют, примет ли зритель модель поведения, продемонстрированную на экране, в качестве образца для подражания, или отвергнет её. Если рассматривать отдельного человека, то факторов очень много – это и возраст, и обстановка, и формат подачи, и частота повторения, и десятки других нюансов… Но если мы работаем с массовой аудиторией, как, например телевидение и кинематограф, то нас интересуют прежде всего два момента: первое – это наличие у аудитории навыков критического мышления или, условно, «критического фильтра»; и второе – это положительный или отрицательный эмоциональный фон, который сопутствует демонстрируемой модели поведения.

Если человек воспринимает просмотр кинопродукции в первую очередь как развлечение или отдых и не задумывается о том, с какими целями создан тот или иной контент и чему он учит, – то критический фильтр у него в момент просмотра отключён, и он просто потребляет всё, что поступает к нему с экрана. Именно так привыкли смотреть телевизор большинство граждан нашей страны, иначе бы они уже давно не только детей не подпускали к ТВ, но и сами бы пользовались им в очень ограниченном количестве.

Коротко об управлении. Управление во всех сферах массовой культуры, и в том числе в кинематографе, опирается на три главных инструмента: институты премий, финансовые потоки и контроль над центральными СМИ. В частности, американская академия киноискусства является своеобразным ориентиром и путеводной звездой в мире кино. Она вручает Оскары «правильным» актёрам, режиссёрам, сценаристам и так далее. «Правильным» – то есть тем, кто своим творчеством продвигает нужные заказчику идеи и ценности. Естественно, сами идеи никогда публично не оцениваются и не оглашаются.

С помощью прикормленных или правильно подобранных кинокритиков всё обсуждение сферы кинематографа, да и всего искусства, смещено в сферу оценки уровня эмоционального воздействия фильма, и таких второстепенных вопросов, как игра актёров, привлекательность сюжета и так далее. Творцов награждают якобы исключительно за их таланты, за экспрессивность, новаторство. Какие установки картина формирует у зрителя, или по-другому, «чему она учит» – это тайна за семью печатями, тема, на которую наложено табу. Осознанно или как минимум подсознательно творцы чувствуют, куда дует ветер и подстраиваются. Тот, кто не подстроился, премий не получает и вверх на звёздный олимп не попадает, либо быстро оттуда исчезает.

Чтобы лучше осознать степень влияния информации на человека, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно также сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу, от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние. С этой точки зрения, продукция Голливуда – это в первую очередь не развлечение, а инструмент управления, который, как показывают материалы проекта Научи хорошему, сегодня преимущественно направлен на разрушение базовых ценностей и деградацию человека. Так как цели, на которые работает фабрика звёзд – античеловечные, то её фильмы и мультфильмы вполне можно назвать информационными оружием. Сравнение с оружием более чем уместно.

Атомная бомба на огромной площади разрушает материальные объекты, а получивший широкое распространение хорошо сделанный, но вредный по своим смыслам фильм наносит колоссальный духовный урон миллионам людей. Так какие идеи и смыслы продвигают популярные фильмы? Прочти и узнай.

 

 

«Баффи» (1997-2003)

«Баффи» (1997-2003): Положительные и отрицательные идеи культового сериала

Наркотики

Секс

Насилие

Мораль

 

«Баффи – истребительница вампиров» – молодежный, подростковый сериал, который в свое время, а именно в «нулевых», был безумно популярен как на Западе, так и в России. 7 сезонов этого сериала с завидной регулярностью транслировали, переводили и повторно транслировали с новым переводом и старыми невыпущенными сериями центральные российские телеканалы – ОРТ, РенТВ, ТВ3, Муз-ТВ.

За рубежом история про истребительницу вампиров была признана одной из культовых картин, которая в некотором смысле заложила основы для развития жанра мистических молодежных сериалов, таких как «Волчонок», «Дневники вампира», «Тайный круг», в которых драма становления школьников перемешивается с мрачной мистикой.

Однако, если всмотреться в смыслы и идеи, продвигаемые этим фильмом, оценить его воспитательную функцию и вклад в формирование мировоззрения подростков, сложно не заметить множество откровенно разрушительных для общества посылов, которые нивелируют всю привлекательную сторону сериала.

Сюжет

16-летняя девушка Баффи Саммерс вместе с матерью переезжает в маленький городок Саннидейл, там поступает в новую школу, знакомится с друзьями. Но жизнь Баффи сильно отличается от жизни простой школьницы, так как она была избрана судьбой стать очередной Истребительницей вампиров.

Стоит заметить, «Избранность» в данном сериале – это просто необъяснимая и никому не понятная прихоть судьбы, которую не удается предугадать даже поколениям бьющихся над этой задачей Наблюдателей. Несмотря на армию потенциальных кандидаток, которых готовят Наблюдатели, Избранной может стать и случайная девушка, как и получилось с Баффи; иногда Избранной становится и та, кто не обладает моральными, душевными качествами, силой духа или характера, нужными для того, чтобы на неё можно было возложить подобную ответственность. Иными словами, единственное спасение человечества, а точнее – личность той, на кого данную миссию возложат, по логике сериала зависит от совершенно хаотичной случайности.

Итак, Баффи оказалась Избранной, получила силу, выносливость, определенные суперспособности, и вместе с тем – ответственность за всё человечество, так как Избранная бывает лишь одна на весь мир, на все своё поколение (новая может появиться только после смерти предыдущей). Главная героиня по ходу сюжета очень нехотя спасает мир и пытается обустроить свою личную и общественную жизнь.

Познакомимся с основными персонажами:

Баффи Саммерс

Вначале она показана как типичная стереотипная американская блондинка, больше думающая о внешности, успехе в группах поддержки и прочем. Впоследствии персонаж развивается, Баффи оказывается смелой, ответственной, жертвенной и порядочной. Под конец фильма она становится распутной, встречаясь ради интимных отношений с мужчиной, которого не любит и, судя по всему, не особо уважает. Вся сюжетная линия, по сути, посвящена не столько спасению мира, но и тому, как главная героиня пытается всё время снять с себя это бремя ответственности.

Уиллоу Розенберг

Одноклассница Баффи. Сначала милая, честная, добрая девушка, безответно влюбленная в своего друга. После становится ведьмой, начинает встречаться с женщиной и становится болезненно зависимой от магии. Под конец сериала, после гибели своей первой любовницы, она находит другую и снова обретает колоссальную магическую силу.

Ксандер Харрис

Одноклассник Баффи, лучший друг Уиллоу. Вся его линия – это в основном попытка устроить свою личную жизнь. Сначала был влюблен в Баффи, после переключился с неё на Корделию, и после того, как она застала его за поцелуем с другой, Ксандер начал встречаться с бывшей демоницей, но бросил её прямо у алтаря из-за своей трусости. Способностей не имеет, является скорее веселящим персонажем. Этакий вечный оптимист и забавный трус, который прячется за спины сильных женщин.

Руперт Джайлз

Наставник Баффи. Наставники следят за тем, чтобы Истребительницы исполняли свой долг по спасению человечества и убийству вампиров, но, по сути, все сообщество наставников занимается тем, что готовит юных девушек–истребительниц на заклание. Джайлз поначалу поступал так же, не сообщая 16-летней Баффи, что по пророчеству ей предстоит погибнуть. После становится верным другом и едва ли не приемным отцом главной героини.

Ангел

Первый в своем роде вампир, обрётший душу (по сериалу душа является эквивалентом совести). Ангел пытается искупить вину за свои злодеяния, и посему был направлен к Истребительнице, чтобы поддерживать её и помогать в борьбе со злом. Он влюбляется в Баффи и после первой совместной ночи теряет душу, превратившись в прежнего злодея. Душу в конце концов ему вернули, и его «отправили» в отдельный сериал.

Спайк

Злодей из первых сезонов. В середине сериала был насильно лишен возможности причинять кому-либо боль. Вынужденно, ради еды, становится союзником Баффи, после чего влюбляется в неё и становится её любовником. Под конец сериала приобретает душу, становится «хорошим» и жертвует собой ради Баффи.

Райли

Единственный живой любовник главной героини. Был хорошим, честным солдатом, но работал на организацию, которая пыталась ставить эксперименты с генами демонов, желая подчинить их силу. Естественно, это вылилось в очередной конец света, который пришлось предотвращать Баффи. Райли показан завистником, который не смог выдержать конкуренции более сильной женщины, чем он.

Чему учит сериал?

В сериале «Баффи» присутствует множество идей и посылов. Сначала для объективности раскроем положительные, которые и привлекают зрителей и поклонников фильма.

Сила дружбы

Первое и основное, что привлекает в фильме, а также отличает его от обычных историй про супергероев, – это идея, что персонаж-одиночка не справится без верных друзей. Пусть для Баффи в первых сезонах друзья с практической стороны были скорее обузой, так как физически помочь ей ничем не могли и скорее лишь привлекали к себе неприятности, но именно благодаря им она осталась собой, целеустремленной и честной девчонкой, а не просто машиной для выполнения грязной работы по зачистке мира от нечисти. Не раз упоминается, что Истребительницы долго не живут, и Баффи в свои 20+ на момент окончания сериала буквально бьет рекорды по выживаемости среди Истребительниц, и причиной этому являются именно верные друзья, которые поддержкой, посильной помощью (качество и важность которой возрастает с каждым сезоном) помогали ей.

Свобода выбора

Как уже было сказано, по мифологии фильма Истребительницы – скорее пушечное мясо, девушки, чья судьба предрешена за них, и в каком-то бою они обязаны умереть от рук очередного вампира и тем самым дать силы новой Избранной. Баффи оказалась не согласна с предложенным сценарием событий. Вместе со ставшим верным ей Джайлзом Баффи добилась того, что общество Наставников начало считаться с ней. Под конец сериала Баффи дала силу всем потенциальным Истребительницам, тем самым Истребительницы отныне – сплоченная армия воительниц, а не «один в поле». Таким образом, Баффи изменила столь несправедливую участь множества юных девушек.

Труд

Второе отличие от обычных фильмов про супергероев – это то, что Баффи неустанно трудится, она все время тренируется под надзором Джайлза. Также выгодное отличие Баффи от современных фильмов про подростков – она старается учиться, обустроить свою жизнь, работать, патрулируя по ночам опасные районы Саннидейла, чтобы убивать восставшую нечисть и спасать попавших в беду людей.

Её друзья также часто обсуждают школу, задания, готовятся к колледжу или пытаются устроиться на работу. В общем – школа и профессиональное становление, несмотря на общий мистический уклон фильма, присутствуют.

Жертвенность

Баффи частенько жертвует чем-то ради своей цели, хоть её это и не устраивает. Она отказывается от хорошего колледжа, поскольку Саннидейл кишит нечистью, и Истребительница не может его покидать. Баффи пожертвовала жизнью ради своей сестры и друзей в финале пятого сезона. Также её друзья жертвовали своими успехами и возможностями ради неё и общей цели.

Эта верхняя привлекательная оболочка послужила тому, что сериал стал культовым, и до сих пор считается одной из лучших молодежных историй. Теперь о том негативе, которого, к сожалению, предостаточно. Сначала коротко обозначим основные моменты, а потом рассмотрим их подробнее.

Отрицательные посылы:

Герой поневоле. Главная героиня сама недовольна ситуацией, в которой ей приходится исполнять работу на благо общества. Оправдывается это не тем, что работа неправильна, но тем, что героиня вообще не хочет жить той жизнью, где от нее требуется помогать человечеству.

Пропаганда распутства, сексуализация подростков. Герои сериала – школьники, а после – ученики колледжей, при этом они ведут активную половую жизнь, встречаются без обязательств, изменяют друг другу, спят с представителями своего пола и др.

Пропаганда извращений. Одна из основных пар сериала на протяжении трёх сезонов – пара из двух женщин. Отношения этой пары показаны как самые гармоничные и тёплые.

Превосходство женщины над мужчиной. В сериале заметен резкий идейный перекос в сторону сильных во всех смыслах женщин, отсутствуют достойные примеры для подражания среди мужчин. Мужчины, как на подбор, – подлы, инфантильны, трусливы, слабы.

Привлекательное зло, сотрудничество со злом. Среди главных героев сериала присутствует несколько представителей абсолютного зла. При этом они не раскаялись в своих ошибках, просто им временно приходится сотрудничать с «хорошими» персонажами, к тому же они – одни из основных персонажей, которым предлагается сопереживать в их романтических и прочих изысканиях.

Десакрализация смерти. Большинство сцен сериала проходит на кладбищах, в кадре постоянно и красочно гибнут люди, которых не успели спасти от очередного зла главные герои. Герои относятся к смертям уже привычно, могут разговаривать о чем-то своем или шутить на местах убийств.

 

Герой поневоле

Джайлз к Баффи:


- Ну хорошо, тогда я прыгну в свою машину времени, отправлюсь в 12 столетие и попрошу вампиров перенести исполнение их пророчества на несколько дней, чтобы ты успела поужинать и сходить в кино…

 

Как было сказано выше, Баффи жертвенна и героична, как и положено любому супергерою, однако вплоть до конца фильма она все равно хочет жить «как все» и избавиться от своей миссии. Еще в начале сериала она показана как человек, который, узнав правду о себе и своих способностях и о том, что мир кишит различной нежитью и нечистью, после поражения и гибели первого наставника сбегает в Саннидейл. Когда же выясняется, что в Саннидейле для неё работы даже больше, чем в её родном Лос-Анджелесе, Баффи отказывается от этой ответственности, и только лишь когда опасность назревает прямо над её новыми друзьями, она вступает в бой.

При этом основной причиной её частой попытки снять с себя ответственность является не страх того, что она может умереть, или понимание, что её сил все равно слишком мало, чтобы противостоять всему злу, и одной Истребительнице никогда не справиться с ордами нечисти на земле. Судя по речам героини, причина кроется в ином: Баффи просто не имеет желания помогать людям, помогать человечеству, а хочет жить простой жизнью.

22 эпизод второго сезона:
- Мама, это никогда не прекратится! Думаешь, я сама это выбрала!? Ты хоть представляешь, насколько одинока и опасна моя жизнь? Я была бы счастлива: сидеть наверху, смотреть телевизор, сплетничать о мальчиках или даже… учиться! Но я вынуждена спасать мир. Снова!

22-й эпизод седьмого сезона. Обращение к остальным истребительницам:
- Я это ненавижу. Я ненавижу быть здесь. Я ненавижу то, что вы должны быть здесь. Я ненавижу то, что там есть зло. И то, что я была избрана сражаться с ним. Все это время я желаю, чтобы я не была избрана.

 

В первых эпизодах Джайлзу приходится «воевать» с подопечной на тему того, что пока он узнает об очередных демонах, появившихся в городе, – Баффи занимается в группе поддержки, веселится на дискотеках и т.п. Она частенько пытается отказаться от судьбы супергероя, потому что не хочет нести ответственность за других, не хочет помогать людям. Если у нее забрать магическую силу и сказать, что людям не требуется сверхъестественная помощь лично от неё, то она займется занятиями типичной потребительницы.

Её героизм, по сути – вынужденная мера. Да, она не оставляет людей в беде и не уходит на сторону зла, как сделала Темная Истребительница – Фейт. Она не настолько зациклена на потреблении, как её одноклассница Корделия. Однако эти персонажи, являющие собой две крайности, не оправдывают того, что Баффи несчастна от того, что вынуждена заниматься спасением мира.

Можно подумать, что для большей реалистичности персонажа ему действительно не пошел бы показной героизм. Но на самом деле можно вспомнить других американских супергероев, вроде того же Капитана Америки, который, будучи больным физически, все равно пытался вступить в армию и хоть как-то помочь своему отечеству. Можно вспомнить Гери из сериала «Утренний выпуск», которого никто не заставлял геройничать, но он, получив такую возможность, сам занялся спасением людей.

Баффи же совершает добро поневоле, потому что Избрана и ни на кого такую ношу сбросить не может. В финале сериала, когда она каждую потенциальную истребительницу превращает в действующую, ей говорят о том, что теперь она не единственная Избранная и может заниматься, чем хочет, на что Баффи многозначительно улыбается.

Таким образом, несмотря на общую супергероическую концепцию, образ Баффи не является геройским по сути, она вынуждена быть героем и использует свою силу в спасение людям потому, что на неё повесили это тяжкое бремя, а не потому, что сама чувствует тягу к помощи обществу и человечеству.

Таким образом, в фильме проявляется следующая концепция. Как известно, в современной масскультуре культ героя достаточно неоднозначен, ибо это Избранный – тот, кто, сидя на нужном стуле, внезапно получает удар молнии и, приобретя суперсилы, идет спасать мир. Данная концепция учит прежде всего инфантильности, тому, что обычный человек, пока не получит суперспособности, не может ничего изменить и может только ждать мессии, хорошей власти, хорошего начальства, Героя в специальном мундире, и никак иначе.

В данном же сериале проступает не только концепция Избранности, но и идея, что человек, спасающий мир, глубоко несчастен от своего бремени, и не дай Боже таковым оказаться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: