Развивающие игры В.В.Воскобовича
Вячеслав Вадимович Воскобович признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы.
История возникновения методики Воскобовича
В нашем учреждении для всестороннего и творческого развития детей с самого раннего возраста широко используется популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович по специальности инженер-физик Изначально, игры были созданы авторомдля своих собственных детей, в начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. К первым играм креативного направления можно отнести «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно. В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направления на всестороннее развитие ребенка.
Принципы методики Воскобовича
Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки.
Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.
Вторым принципом методики является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать такие познавательные качества как память, мышление и логика. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша.
Третий принцип методики Воскобовича заключается в развитии у ребенка творческого начала. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей.
Специфика развивающих игр Воскобовича
Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
Популярные развивающие игры Воскобовича
Коврограф «Ларчик» и «Мини Ларчик»
Ларчик – универсальная детская среда, может использоваться для детей с младшего дошкольного возраста и до младшего школьного возраста.
Данное пособие позволяет раскрывать каждую из образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие и физическое развитие. Немало важен аспект именно интеграции данных областей при использовании игрового комплекса «Коврограф Ларчик» и «Мини Ларчик». Например, при использовании пространственных карточек «Лев- Павлин- Пони- Лань» педагог учит детей общаться с друг другом посредством использования сказочных персонажей Льва, Павлина, Пони и Лани (социально- коммуникативное развитие); знакомит детей с основными пространственными областями: левая верхняя, правая верхняя, правая нижняя, левая нижняя (познавательное развитие); мотивирует придумывать продолжение сказки о приключениях героев (речевое развитие); побуждает детей построить для главных героев сказки дома из разноцветных веревочек, применяя комплект «Разноцветные веревочки» (художественно- эстетическое развитие); расположить угощение для животных возле «колодца», используя набор «Разноцветные кружки» (физическое развитие).
Благодаря сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.
«Квадрат Воскобовича»
Состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трасформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы.
«Квадрат Воскобовича» формирует у ребенка:
- абстрактное мышление
- навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве
- развивает креативный потенциал, усидчивость и познавательные процессы.
Конструктор «Чудо- крестики 1»
Представляет собой несколько одинаковых фигур- многоугольников, окрашенных в основные цвета спектра и вставленных в рамку.
Один элемент остается целым и является образцом, остальные разрезаны на геометрические фигуры: круг, треугольник, овал, четырехугольник и другие многоугольники.
Играя с «Чудо- Крестиками 1» дети знакомятся с сенсорными эталонами формы, цвета, величины. Правильному восприятию эталонов помогает включение в процесс познания обследовательских действий с помощью тактильно- двигательных, зрительных, осязательных операций. Развитию глазомера способствует складывание фигур из частей по схемам различного масштаба. В игре совершенствуются процессы логического мышления, свойства внимания и пространственное мышление.
Для знакомства с игрой ребенок сортирует детали по цвету, пересчитывает их количество. Находит и показывает круг, квадрат, треугольник; ищет ребенок эти предметы с закрытыми глазами. Собирает игру в рамки, конструирует фигуры, накладывая их друг на друга («Сделай башню»). Приставляет фигуры друг к другу, конструирует поезд или дорожку. Накладывает детали на схемы в масштабе один к одному или пользуется ей как образцом. В дальнейшем дети самостоятельно придумывают и складывают фигуры, дают им названия.
Конструктор цифр «Волшебная восьмерка 1»
Данный конструктор представляет собой основу из фанеры 18,5 на 9,5 см, с одной стороны наклеена цветная пленка с изображением электронной восьмерки со словами-шифровками.
Основа "прошнурована" эластичной резинкой для фиксации палочек. Палочки также сделаны из фанеры, обклеенной с двух сторон цветной пленкой. С одной стороны все палочки одного цвета - оттенка зеленого, с другой стороны палочки имеют разные цвета - цвета радуги.
Секрет данного конструктора заключается в том, что каждая цветная палочка имеет строго определенное место на основе. Место каждой палочки зашифровано словом. Если произносить слова в последовательности открасной до фиолетовой палочки, то получится "заклинание": «кохле-охле-желе-зеле-геле-селе-фи». Этот «секрет» вызывает у детей немалое удивление и восторг. В этом «заклинании» начальные буквы соответствуют 7 цветам радуги. Самое основное правило - цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно.
Сразу решаются несколько задач - мелкая моторика (ребенку нужно приложить усилие, чтобы всунуть палочку под резинку), развивается умение работать со схемой и запоминаем цифры.