СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ




ХОСЕМАРИЯ ЭСКРИВА

ПУТЬ

ОТ АВТОРА

Неспешно прочти, обдумай спокойно эти советы, которые я доверяю тебе вполголоса, шепотом – как друг, как брат, как отец.

Нашу беседу слышит Бог.

Я не скажу ничего нового, только память твою разбужу – чтобы мысли твои, воспрянув, ранили совесть, пронзили сердце, чтобы жизнь твоя стала лучше, чтобы ты вышел на путь Любви и молитвы.

Чтобы душа твоя стала достойной.

ХАРАКТЕР

1 Да не будет жизнь твоя жизнью бесплодной и бесполезной! – Оставь свой знак. – Озари все вокруг светом твоей веры и твоей любви.

Сотри апостольским служением своим липкие и смрадные следы, оставленные всюду сеятелями ненависти. – Зажги земные пути Христовым пламенем, которое ты носишь в сердце своем.

2 Дай Бог, чтобы облик и речь твоя будут такими, чтобы всякий, видя и слыша тебя, мог сказать: «Вот человек, читающий Евангелие, знающий жизнь Христа!»

3 Достоинство. – Суетные и причудливые манеры тебе не к лицу. Не уподобляйся вздорной кокетке, или избалованному ребенку. – Пусть внешность будет отражением покоя и порядка в твоей душе.

4 Не говори: «Меня не переделаешь... такой у меня характер...» Нет, это не характер, это – недостаток характера. Esto vir – «Будь мужествен».

5 Научись говорить «нет».

6 Отвернись от лукавого, который нашептывает тебе на ухо: «Зачем усложнять себе жизнь? Плыви по течению...»

7 Не держи в себе духа узкого, местного. Открой сердце свое – чтобы стало оно вселенским, католическим.

Не маши крыльями, как курица, если ты можешь вознестись, как орел.

8 Выдержка. – К чему гневаться, если этим ты ранишь Бога, возмущаешь ближнего и сам переживаешь тяжелую минуту?… А в итоге должен будешь перестать сердиться…

9 Скажи то же самое, но на полтона ниже и без гнева. Твои слова прозвучат убедительнее. А главное – ты не оскорбишь Бога.

10 Возмущаясь чьим-то проступком, не спеши с укорами, пока кипишь негодованием. Повремени хотя бы до завтра – и тогда, спокойно, очистив свои намерения, непременно поправь его. – Участливым словом ты добьешься большего, чем тремя часами ссоры. – Умерь свой пыл.

11 Воля. – Энергия. – Пример. Что надлежит сделать – должно быть сделано… Без колебаний… Безоглядно…

Иначе Сиснерос не стал бы Сиснеросом… Тереза де Аумада – святой Терезой… Иньиго де Лойола – святым Игнатием…

Бог и отвага! Regnare Christum volumus! – «Христу царствовать желаем».

12 Да предаст тебе силы препятствие. Благодать Божия – всегда с тобой. Inter medium montium pertransibunt aquae! – «Воды пройдут сквозь горы!» И ты также пройдешь.

Так ли важно, что сейчас приходится ограничивать свою деятельность? Зато потом, как отпущенная пружина, развернешься куда сильнее, чем когда-либо мечтал.

13 Оставь суетные мысли – в лучшем случае они лишь крадут у тебя время.

14 Не растрачивай времени и сил (которые суть не твои, но Божии), отгоняя камнями псов, что лают на твоем пути. Оставь их!

15 Не откладывай свое дело на завтра.

16 Ты – как все? Как баран из стада?… Ты же родился лидером! Среди нас нет места теплохладным. Будь истинно смиренным, и Христос снова воспламенит тебя огнями Любви.

17 Страшна болезнь, признаки которой – легкомыслие в речах, легкомыслие в делах, непостоянство и беспечность.

Она наполняет каждый твой день все новыми и новыми планами – бесплодными, «полными пустоты». Если ты не очнешься вовремя – не завтра, а сегодня, сейчас же! – она всю жизнь твою превратит в расхлябанное, бесполезное чучело.

18 Ты – человек легкомысленный, рассеянный, мирской, ибо ты – трус. Что же, если не трусость, мешает тебе восстать против себя самого?

19 Воля… Да, без нее не обойтись. Не презирай малых дел. Неустанно смиряй себя в малом (которое не стоит сравнивать с пустяками) – и ты с помощью Божией укрепишь свою волю. Так ты научишься владеть собой, и станешь лидером, чтобы убеждать, вдохновлять и увлекать личным примером, а именно: словом, знанием, силой своего духа.

20 Ты сталкиваешься с характером того или другого человека… Это так и должно быть: ты не золотая монета, чтобы всем нравиться.

Как не в таких столкновениях, ты мог бы сточить шипы, отполировать грани своего характера (несовершенства и недостатки), чтобы стать стойким и ровным, милосердным и совершенным?

Если бы твой характер был мягким, словно пирожное, и такими были окружающие тебя люди – ты бы никогда не приобщился святости.

21 Отговорки. – В этом нет у тебя недостатка, когда речь заходит о долге. Сколько пустых оправданий!

Не задерживайся на их обсуждении. – Отбрось их и делай, что должно.

22 Будь стойким. – Будь мужественным. – Будь человеком. – И еще… будь ангелом.

23 Как, ты не способен на большее? – А мне кажется, на меньшее ты не способен.

24 Ты жаждешь мудрости… Ты хочешь быть отважным и вести за собой других.

Что ж, это все прекрасно – только… ради Христа, ради Любви.

25 Не спорьте. – В спорах не прибавляется света, его гасят страсти.

26 Брак – святое таинство. Перед его свершением пусть старший или духовный отец подскажет тебе нужные книги. – С их помощью ты научишься достойно исполнять свои обязанности у домашнего очага.

27 Когда я говорю, что у тебя призвание к супружеству – ты смеешься. И все же это – призвание. Твое призвание.

Препоручи себя Архангелу Рафаилу, чтобы он сохранил тебя чистым до конца пути – как Товия.

28 Супружество создано для рядовых воинов, а не для генерального штаба Христова. – Если в пище нуждается каждый в отдельности, то деторождение необходимо лишь для сохранения рода в целом. Значит, отдельные члены рода могут отказаться от деторождения без ущерба для целого.

А жажда иметь детей?… Пожертвовав эгоизмом плоти, мы оставим после себя в этом мире много, очень много детей духовных и неизгладимый след любви и света.

29 Нетрудно достичь скудного и жалкого счастья эгоистов, которые прячутся в своем углу, уединяются в башне из слоновой кости… – Но как оно непрочно, это счастье! Как быстро оно проходит!

И ты хочешь променять на эту подделку Вечное Блаженство – Счастье Славы, которому не будет конца?

30 Ты расчетлив. – Не говори мне, что ты юн. Юность щедро расточает свои дары и саму себя приносит в дар без сожалений.

31 Себялюбец! Думаешь только о своем, – братства во Христе не знаешь, – и в других не братьев видишь, но лишь трамплин для достижения своих целей.

Я предвижу твой полный крах. Но когда будешь тонуть, ты взмолишься о милосердии, о помощи – в которых сегодня всем отказываешь.

32 Если люди нужны тебе только для того, чтобы возвыситься – ты не сможешь повести их за собой. Но если ты жаждешь спасти все души – за тобой пойдут многие.

Не отворачивайся от людей. Твой долг – сделать их счастливыми.

33 Ты никогда не стремишься узнать всю правду. Порою – из вежливости, чаще – ради собственного спокойствия, реже – ради спокойствия ближнего. Но первопричина всегда – трусость.

Этот страх докопаться до сути не даст тебе никогда составить правильное суждение.

34 Не бойся правды – даже если она ведет тебя к смерти.

35 Мне претят все эти словесные игры: трусость вы называете благоразумием. – Из-за вашего «благоразумия» всякие тупицы и попросту враги Божии корчат из себя мудрецов и занимают такие посты, о которых они и мечтать не должны.

36 Соблазн преодолим. Допускать, чтобы все так и шло – словно никуда от этого не денешься, – это недостаток характера.

А ты исполняй свой долг. Исполняй его верно и честно – даже если другие уже махнули на все рукой.

37 Ты умеешь говорить красиво. Ты сказал мне: «Так было предначертано… такова воля Божия…» – Впрочем, даже красивыми фразами не оправдать того, чему нет оправдания.

38 Неужто правда – нет, не могу поверить! – что людей больше нет – и остались одни желудки?

39 «Молитесь о том, чтобы я никогда не поддался соблазнам легкого пути». – Я уже помолился об этом. Тебе осталось осуществить свое прекрасное намерение.

40 Вера, радость, оптимизм… – Но только не наивная глупость, не видящая действительности!

41 Что за удивительная способность: лезть вверх без передышки, поднимаясь все выше и выше, покоряя все новые вершины исключительно за счет своей «легковесности» – пустоты в голове, пустоты в сердце!

42 К чему это непостоянство? Яви свою волю хоть в чем-нибудь! – Оставь привычку закладывать повсюду первые камни и положи последний хотя бы в одном из своих начинаний.

43 Не будь таким… обидчивым. – Любой пустяк тебя ранит. – Приходится взвешивать каждое слово, беседуя с тобой о самых простых вещах.

Не обижайся, но я скажу, что с тобой… очень трудно. – Ты не станешь полезным, пока не исправишься.

44 Найди, если надо, достойные объяснения, которые требуют христианское милосердие и жизнь в обществе. А затем – вперед! – со святым бесстыдством и без колебаний одолевай подъемы и кручи, пока не взойдешь на вершину, имя которой – Исполнение Долга.

45 Почему ты страдаешь от ложных суждений о себе? – Но ты будешь действительно таким, и даже хуже, если Господь тебя оставит. – Упорствуй в добре. Остальное – не твоя забота.

46 Тебе не кажется, что так, как его понимают многие, равенство – это синоним несправедливости?

47 Высокопарный тон, самодовольный вид тебе не подходят. Ведь это только поза, не больше. – Не выказывай ее перед Господом, перед старшим и перед твоими братьями – вот и будет между вами одной преградой меньше.

48 Мелковат твой характер. Что за страсть во все вмешиваться! – Хочешь быть солью для всякой пищи… Не обижайся на мою прямоту – но в тебе еще мало душевной тонкости, чтобы стать солью. Ты не способен раствориться и пройти незамеченным.

В тебе так много праздного любопытства, ты хочешь показать себя, порисоваться… а вот жертвенности тебе не хватает.

49 Попридержи свой злой язык! – Не уподобляйся ребенку, не будь сплетником, ябедой. – Своим многословием ты остужаешь жар любви и творишь худшее из зол. И, если ты, злоязычник, пошатнул усердие других, твое же усердие бесплодно, и является предательским оружием врага.

50 Ты любопытен, назойлив и жаден до сплетен. Ты лезешь в чужие дела. Тебе хочется знать обо всех. Не стыдно ли тебе? Даже в своих слабостях ты не мужик. – Будь мужествен: обрати свое желание знать обо всех в жажду познать себя самого.

51 Твой мужественный дух, прямолинейный и простой, бывает подавлен, когда ты видишь себя втянутым во всевозможные интриги. Ты их не можешь объяснить и никогда не хотел в них втягиваться. – Претерпи уничижение быть притчей во языцех. Учись – впредь будешь осторожнее.

52 Почему, говоря о людях, ты вкладываешь в их критику горечь собственных неудач?

53 Ты откровенно говоришь о чужих просчетах. Да, я согласен, что это не сплетни, что существует разница между критикой и злословием – и все же… воздержись от подобной критики в общении с братьями, в своем апостольском служении. Признаю, что намерения твои благородны – однако, вмешиваясь без основания в чужую работу, ты не двигаешь дело вперед. Напротив, ты лишь заражаешь других своим скепсисом, распространяешь вокруг себя дух пассивности и празднословия, разрушая общий ритм работы.

«Но как же быть? – спрашиваешь ты с беспокойством. – Ведь не в моем характере скрывать свое мнение…»

Послушай, что я тебе посоветую. Возьми перо и бумагу. Изложи свое недовольство просто и доверчиво, да и... кратко! Потом передай бумагу старшему. И больше не думай об этом. – Тот, кто волею Бога и людским выбором поставлен судить и решать, даст твоей бумаге ход, или… бросит ее в корзину для мусора. – Поскольку ты не доносчик и заботишься только о деле, то можешь быть доволен в любом случае.

54 «Пойти на компромисс»? Эти слова можно услышать только от тех, кто не хочет бороться и жертвовать собой – от любителей пожить в свое удовольствие, от ханжей и трусов, которые перед боем обсуждают условия капитуляции.

55 Друг мой! Не будь так простодушен (хоть ты ребенок, именно ребенок перед Богом). Не ставь братьев твоих в дурацкое положение перед чужими.

РУКОВОДСТВО

56 О некоторых людях говорят, что в них есть «закваска святости», добротный, крепкий материал. Но все же одной закваски мало – необходимы неизменное повиновение духовному руководителю и неизменная готовность к восприятию благодати. – Ибо если не дать благодати Божией и совету духовного руководителя делать свое дело, то никогда не появится законченный образ Христа, в который облекаются святые.

И «закваска святости» останется лишь бесформенной горючей массой, лежащей без всякой пользы до тех пор, пока ее не бросят в огонь – который будет хорошо! гореть.

57 Постоянно ищи общения с Духом Святым – Великим Незнакомцем. Им освятишься.

Не забывай, что ты – храм Божий. Утешитель – в глубинах твоей души. Внимай же Ему и будь послушен Его внушениям.

58 Не препятствуй действию Утешителя. Соединись с Господом, чтобы Он очистил сердце твое. Претерпи вместе с Ним все великие испытания – оскорбления и плевки…, пощечины и тернии…, крест и гвозди, входящие в плоть…, страх брошенности и смерти.

Проникни в отверстые ребра Иисуса, чтобы найти верное убежище в Его израненном Сердце.

59 Ты должен усвоить твердо: твои чувства, твой опыт – плохие кормчие, им нельзя доверять безоглядно, когда приходится руководить душой и в шквальных ветрах и в бурю, когда грозят ей подводные камни.

Поэтому Господь хочет, чтобы мудрый и просветленный наставник направлял твой корабль к надежной пристани.

60 Без архитектора ты не построишь хорошего дома на земле. Так можно ли без наставника возвести храм своей души, в котором ты будешь жить вечно на Небесах!

61 Мирянин, претендующий на пост учителя нравственности, скорее всего обманывается. Миряне могут быть только учениками.

62 Наставник. – Ты в нем нуждаешься. – Слушаясь его, чтобы отдать себя. – Наставник знает твое апостольское служение и волю Божию. Не отрывая тебя от твоих мирских занятий, он поддержит действие Святого Духа в твоей душе. Миротворец, он подскажет, как сделать твою работу более плодотворной.

63 Ты считаешь себя важной птицей. Твои исследования и публикации – твоя работа, положение в обществе – твое имя, дом, состояние, политическая деятельность, высокий пост… Твой солидный возраст, в конце концов! – ведь ты уже не ребенок…

Именно поэтому тебе – особенно тебе и особенно теперь, – необходим наставник.

64 Не таи от своего наставника то, что нашептывает тебе лукавый. – Открывая сердце, ты побеждаешь врага и обретаешь больше благодати. – Более того, к твоей постоянной борьбе прибавятся советы и молитвы духовного отца. Они помогут побеждать и впредь.

65 Почему ты боишься познать себя и открыться наставнику таким, каков ты есть?

Ты одержишь большую победу, если преодолеешь свой страх и откроешь себя.

66 Священник – каким бы он ни был – всегда второй Христос.

67 Еще раз напомню тебе, что священник – это второй Христос. Вспомни слова Духа Святого: Nolite tangere Christos meos – «Не прикасайтесь к помазанным Моим, ко Христам Моим».

68 Слово «пресвитер» означает «старейший», «старший». Но если старость сама по себе уже достойна уважения – подумай о том, сколь более мы должны почитать Священство!

69 Ты подшучиваешь над Священником? Какими бы оправданиями ты ни прикрывался – это дурно говорит о тебе!

70 Повторяю снова и снова: насмешки над Священником, все эти шуточки – даже если ты находишь им тысячи извинений, – всегда говорят, как минимум, о пошлости.

71 Достойна восхищения чистота Священников! Она – их сокровище. И никакой тиран не в силах сорвать в Церкви этот драгоценный венец.

72 Не ставь Священника в неловкое положение, не посягай на его достоинство, необходимое ему вне всякого напряжения.

Один наш друг, молодой священник, усердно молился: «Господи, пошли мне достоинство восьмидесятилетнего старца!»

И ты совершишь доброе дело, помолившись о том же для всего Священства.

73 Когда сказали, что ты дурно отзывался об этих священниках, ты в раскаянии содрогнулся от боли, будто тебе пронзили сердце. – А меня радует эта боль: я вижу, что ты духовно здоров.

74 Любить Бога и не почитать Священника?… Нет, невозможно.

75 Укрой все слабости отца-священника покровом почтительной любви, как добрые сыновья Ноя укрыли отца своего.

76 Жизненный план… Без него в твоей жизни не будет порядка.

77 Ты жалуешься: «Повиноваться жизненному плану, жить по расписанию!… Это так однообразно, так скучно!» А я отвечу: «В твоих делах нет Любви – вот тебе и скучно».

78 Если не будешь вставать в определенное время, ты никогда не выполнишь свой жизненный план.

79 Добродетель без порядка? – Странная добродетель.

80 Наведи порядок в жизни своей – и время твое умножится, и прославишь Бога больше, ибо больше времени ты отдашь работе и служению Ему.

МОЛИТВА

81 Дела ничего не стоят без молитвы. – Жертва дает ценность молитве.

82 Сначала – молитва; затем – покаяние; на третьем месте, весьма на третьем месте – дела.

83 Молитва – фундамент духовного здания. – Она всемогуща.

84 Domine, doce nos orare – «Господи, научи нас молиться!» – И Господь ответил: «Когда молитесь, говорите: Pater noster, qui es in coelis … – Отче наш, сущий на небесах…»

Как можно недооценивать значение устной молитвы?!

85 Не спеши. – Думай о том, что ты говоришь, кто это говорит и кому. Потому что скороговорка, без размышления – только шум, грохотанье жестянок.

И скажу тебе вместе со Святой Терезой, что я не называю этого молитвой, хотя ты и много шевелишь губами.

86 Пусть молитва твоя станет литургической. – Говори с Господом и текстами псалмов и молитвами, которые звучат во время богослужений. – Твоей душе это даст больше, чем повторение частных молитв.

87 «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», – сказал Господь. – Хлеб и слово: причастие и молитва.

Без этого нет жизни сверхъестественной.

88 Ты стремишься к общению c друзьями – их разговоры, их сердечность облегчают бремя жизни и твое изгнанничество в этом мире… Но друзья могут предать – такое часто случается.

Так что же ты не ищешь каждый день общения с Другом, Который никогда не предаст, не оставит?

89 «Мария же избрала благую часть», – читаем мы в Святом Евангелии. – Она сидит у ног Учителя, впитывая всем существом своим живую воду Его слов. Ее безделье обманчиво, ее дело – любовь и молитва. – После она уходит за Иисусом, следует за Ним по городам и селам, внимает Его проповеди.

Как трудно идти за Ним без молитвы!

90 Ты не умеешь молиться? – Стань пред Ликом Божиим и скажи Ему: «Господи, я не умею молиться!…»

Будь уверен: ты уже молишься.

91 Ты пишешь: «Молитва – это беседа с Богом… Но о чем?» – О чем? О Нем, о тебе. О твоих радостях и горестях, удачах и неудачах. О твоих благородных стремлениях и ежедневных заботах… О слабостях, благодарности, прошении, любви и покаянии.

Короче: беседуя с Богом – общаться: узнавать Его, познавать себя.

92 Et in meditatione mea exardescet ignis – «И в мыслях моих возгорится огонь». Вот для этого ты и молишься – чтобы воспламенить свое сердце, сознание и душу, обращая их в пламя живое, дающее свет и тепло.

Посему, когда ты больше не можешь продвигаться вперед, когда ты чувствуешь, что угасаешь, если нет у тебя возможности бросить в огонь душистые поленья, брось в него хворост и листву кратких устных молитв, молитвенных возгласов, которые продолжали бы поддерживать костер. – И ты не потеряешь своего времени.

93 Ты сознаешь свое ничтожество перед Господом и боишься, что он тебя не услышит… Но вспомни о ранах Христа, о страдании Пресвятой Девы Марии. Вспомни о том, что ты – сын Божий.

Вспомни о том еще, что молитва будет услышана, quoniam bonus…, quoniam in sаeculum misericordia ejus – «ибо Он благ…, ибо вовек милость Его».

94 Для тебя Он стал таким маленьким – стал Младенцем! – чтобы ты мог приблизиться к Нему с доверием.

95 In te, Domine, speravi – «Hа Тебя, Господи, уповаю». По-человечески я сделал все, что мог. А кроме того – я молился и приносил жертвы. – И не оказалась тщетной надежда моя! Тщетной она никогда не будет: non confundar in aeternum – «да не постыжусь вовек».

96 Иисус сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Молись. Молись усердно. Где еще, в каком человеческом предприятии ты мог бы получить такие гарантии успеха?

97 Душа твоя жаждет общения с Иисусом, но во время молитвы ты не знаешь, о чем говорить, не можешь вспомнить ничего важного. – Так вот, сделай в течение дня несколько заметок о вопросах, которые ты хотел бы рассмотреть в присутствии Божием. И потом – этими заметками стань на молитву.

98 После молитв Священника и молитв посвятивших себя Богу девственниц, самыми угодными Богу молитвами являются молитвы детей и больных.

99 Становясь на молитву, помни: не растягивай ради своего утешения и не сокращай из-за душевной сухости.

100 В молитве не проси у Господа утешения. Если утешит – благодари Его. Проси в молитве всегда настойчивости и упорства.

101 Не отступайся в молитве. – Даже если тебе покажется, что усилия твои напрасны. – Это не так. Молитва всегда действенна.

102 Твой разум притуплен, бездействен, – ты делаешь напрасные усилия, чтобы привести в порядок твои мысли перед Господом, – истинное отупение!

Не напрягайся и не беспокойся. – Слушай меня внимательно: настал час сердца.

103 Слова, пронзившие твою душу во время молитвы… Запомни их, и многократно и медленно повторяй в течение дня.

104 Pernoctans in oratione Dei – «Он провел ночь в молитве», – говорит о Господе евангелист Лука.

А ты? Был ли ты хоть раз столь же усерден в молитве? – Итак…

105 Если нет у тебя общения со Христом в молитве и в Хлебе, – то как же ты сможешь открыть Его другим?

106 Мне ли не понять тебя, когда ты пишешь: «Ежедневно – в течение дня – я провожу несколько минут в молитве… и если бы не это!»

107 Святой без молитвы? – Не верю в такую святость.

108 Скажу тебе словами одного иностранного писателя, что твоя апостольская жизнь стоит столько, сколько стоит твоя молитва.

109 Если ты – не муж молитвы, то я не верю в искренность твоих намерений, когда ты говоришь, что работаешь для Христа.

110 Ты мне как-то сказал, что сам себе напоминаешь разлаженный будильник, который звонит не во время. Ты сух душой и холоден, когда приходит время молитвы. Но неожиданно для себя – на улице, в круговерти забот, в городской суматохе, в самый разгар твоей профессиональной работы, – вдруг начинаешь молиться… Не вовремя? Ну и что? Не упусти и этот момент. – Дух дышит, где и когда хочет.

111 Ты рассмешил меня своей молитвой… – Нетерпеливый! – Ты говорил: «Иисус, Я не хочу стареть… Слишком долго ждать, чтобы увидеть тебя. Возможно, что сердце мое не будет столь пылким, как теперь. Старость – это так далеко!… А сейчас – соединение с Тобой было бы полнее, потому что я люблю тебя Любовью юноши».

112 Мне по сердцу твоя горячность, твое желание искупить «все грехи человечества». – «Ну просто все!» – сказал ты. – Замечательно. Но начни со своих близких – по крови и по духу. Начни с соотечественников.

113 Ты молился: «Не доверяй мне, Иисус... Я же Тебе доверяю... И поручаю Тебе все, что у меня есть – всего себя, все мои слабости». – Я думаю, это хорошая молитва.

114 Молитва христианина никогда не является монологом. В ней всегда участвуют двое.

115 «Минуты молчания». – Предоставь молчать тем, у кого холодная и пустая душа.

Католики, дети Божии, мы говорим с нашим Отцом, сущим на небесах.

116 Не оставляй духовного чтения. – С его помощью многие стали святыми.

117 Ты пишешь: «В духовном чтении черпаю я запас горючего. – Оно кажется инертным материалом, но именно из него память извлекает то, что усиливает мою молитву и воспламеняет ее в благодарении после причастия».

СВЯТАЯ ЧИСТОТА

118 Господь дарует святую чистоту, когда мы просим о ней со смирением.

119 Прекрасна святая чистота! Но отдели ее от любви – и она не будет ни святой, ни угодной Богу.

Вызревает зерно любви. Живая вода святой чистоты питает его, а после оно приносит чудесные плоды.

Бесполезна чистота без любви; ее мертвые воды превращают душу в гнилое болото, над которым стоит душный смрад гордыни.

120 Чистота? – усмехаясь, спрашивают те, кто вступает в брак потасканной душой и телом.

Обещаю вам написать, с Божией помощью, книгу, которую может быть назову так: «Безбрачие. Супружество. Чистота».

121 Нужен Крестовый поход стойких и чистых душ, которые отважатся противостоять всем стремящимся сделать из человека скотину.

– Этот труд вам придется взять на себя.

122 Среди стихий мира многие живут как ангелы. – Почему не ты?

123 Когда ты отважишься на чистую жизнь, целомудрие станет для тебя не бременем, но венцом славы.

124 Врач-апостол, ты пишешь мне: «Мы по опыту знаем, что можем сохранить чистоту, лишь постоянно избегая соблазнов, как можно чаще прибегая к Таинствам и заглушая в себе любые вспышки страсти – чтобы огонь не набрал силу. Именно среди сохраняющих чистоту мы встречаем действительно нравственных людей. А среди блудников преобладают лицемеры, себялюбцы, трусы, изуверы – те, которые на самом деле лишены мужества».

125 Ты говоришь: «Как бы я хотел, чтобы апостол Иоанн, юный ученик Иисуса, снизошел к моим нуждам, поддержал добрым советом и побудил к чистоте сердечной».

Если ты и впрямь этого хочешь, скажи ему сам – и он непременно ободрит тебя. И даст совет.

126 Чревоугодие – предвестие всякой скверны.

127 Если не хочешь вдаваться в пререкания с похотью, – презри ее.

128 Стыдливость и скромность – младшие сестры чистоты.

129 Без святой чистоты нельзя упорствовать в апостольском служении.

130 Избавь меня, Иисус, от чувственной гнилы – этой коросты прокаженного – покрывающей мое сердце. Чтобы легче различить в душе действие Утешителя и последовать за ним.

131 Никогда не упоминай о вещах порочных – даже с целью их осудить. – Помни, что скверна прилипчивее смолы. – Попробуй уйти от беседы; если же это не удается – восхваляй чистоту, прекраснейшую из добродетелей, необходимую всем, кто знает цену своей душе.

132 Не кичись своей «храбростью», трус! Спасайся!

133 Святые не были какими-то уродами, их жития – не истории болезни, которую должны исследовать врачи-агностики.

Они были, они остаются нормальными людьми, из той же плоти, что и ты. – И они победители.

134 «Сверху ясно, снизу грязно» – скажу я тебе, когда увижу, как ты колеблешься перед искушением, скрывающим свою скверну под личиной искусства, учености…, любви!

Знаешь старую испанскую пословицу? «Плоть, и одетая в шелка, плотью остается».

135 Если бы ты знал себе цену!… – Павел-апостол говорит о том же: «Вы куплены pretio magno – дорогой ценой…»

Дальше он говорит: Glorificate et portate Deum in corpore vestro – «славьте Бога в телах ваших».

136 После того, как ты приобщился чувственных удовольствий, понимаешь какое одиночество наступает потом.

137 Подумать только: ради минутного удовольствия, оставившего по себе столько желчи и горечи, ты сбился с пути!

138 Infelix ego homo! Quis me liberabit de corpore mortis hujus? – «Горе мне! кто избавит меня от этого тела смерти?» – взывает апостол Павел. – Воспрянь духом. Он тоже боролся.

139 В час искушения вспомни о Любви, ждущей тебя на Небесах. Взращивай в себе добродетель надежды, которая – не от малодушия.

140 Что бы ни стряслось – не тревожься, пока нет в тебе внутреннего согласия на грех. – Только воля твоя в силах открыть твое сердце и ввести в него мерзости.

141 Ты так и слышишь в своей душе: «Ох, уж эти мне религиозные предрассудки!…» А потом твоя бедная грешная плоть во всех ее немощах – взывает, требует к себе внимания: «Права! Мои права!»

Когда такое с тобой случается, скажи врагу, что есть закон нравственный и Закон Божий. Скажи, что есть Бог! – А еще есть ад.

142 Domine! – «Господи!» – si vis, potes me mundare – «если хочешь, можешь меня очистить».

Какая прекрасная молитва! Молитва прокаженного… Читай ее с верой всякий раз, когда в тебе происходит то, о чем знаем лишь мы с тобой да Господь. – И тогда услышишь ответ Учителя: volo, mundare! – «хочу, очистись!»

143 Чтобы сохранить в чистоте душу и тело, святой Франциск катался по снегу, святой Бенедикт бросался в терновый куст, святой Бернард погружался в прорубь… – А ты? Что ты сделал?

144 Ангельская чистота святого апостола Иоанна дала ему стойкость у Креста. Другие ученики бегут от Голгофы – он остается с Марией, Матерью Господа.

– Помни, что чистота укрепляет твой дух, дает ему стойкость.

145 Фронт недалеко от Мадрида. Поют молодые военные, благородные, веселые товарищи.

Темноусому лейтенантику нравится эта песенка:

Сердце раздвоенное,
– сердце неверное…
Я готов отдать свое сердце…
– но только целое…

«Как это трудно – отдать свое сердце целиком, без остатка!» – И потекла молитва, словно тихая, широкая река.

СЕРДЦЕ

146 Мне кажется, что ты держишь сердце свое на ладони, словно товар – «Кто возьмет?» Если уж никому не придется по вкусу – тогда ты отдашь его Богу.

Думаешь, так поступали святые?

147 Все тварное – для тебя? Нет, все тварное – для Бога. А может, и для тебя, но – во Имя Бога.

148 К чему нагибаться и пить из луж светских утех, если ты можешь утолить жажду водами, которые текут в жизнь вечную?

149 Не привязывайся к тварному, сбрось это рубище. Святой Григорий, Папа Римский, сказал, что у дьявола нет своего в этом мире – он обнаженным выходит на битву. Если ты выйдешь одетым, то быстро падешь – ибо ему будет за что тебя ухватить.

150 Твой Ангел как бы говорит тебе: «Сердце твое полно мирских привязанностей!… Неужто твой Хранитель поставлен стеречь это добро?»

151 Отрешиться от всего. – Да, это очень трудно!… Не иметь иных пут – кроме трех гвоздей. Не иметь иного ощущения в плоти моей – кроме Креста!

152 Разве ты не чувствуешь, какой покой, какое единение с Богом ждут тебя, если ты отзовешься на этот благодатный призыв, требующий от тебя полного отрешения?

– Борись ради Него; борись, чтобы угодить Ему – но и укрепляй личную надежду.

153 Смелее! Скажи Ему великодушно и просто, как ребенок: «Ты хочешь, чтобы я отдал Тебе это? Но ведь и Ты мне что-нибудь приготовил?»

154 Тебе так хочется от всего отрешиться! – но ты боишься стать равнодушным и отчужденным.

Не беспокойся. Если ты Христов – весь, совершенно весь, – то света и тепла у тебя на всех хватит.

155 Иисус не участвует в дележке. Он ждет, что ты отдашь Ему – все.

156 Ты не хочешь подчиниться Воле Божией… но спокойно терпишь своеволие всякой твари.

157 Не лукавь и не путай! Если Сам Господь отдает тебе Себя, то зачем привязываться к тварям?

158 Ну вот, ты плачешь. – Тебе больно? – Еще бы! – Видишь? Именно поэтому тебя сюда и укололи.

159 Сердце твое слабеет – и ты ищешь опоры на земле. – Что ж, хорошо. Но смотри, чтобы эта опора не стала мертвым бременем, давящим на тебя, или тяжелой цепью, от которой ты уже никогда не освободишься.

160 Скажи мне: что же это – дружба или рабские путы?

161 Ты любвеобилен. – Прекрасно. Будь всегда доброжелательным к ближнему. – Но послушай меня хорошенько, апостольская душа: то, другое чувство, которое Господь вложил в твое сердце – оно от Господа и только для Него. Кроме того, отомкнув на своем сердце один замок – а их должно быть семь! – ты не раз испытывал странную неуверенность… И в смущении, чистый в своих намерениях, спрашивал себя: «Не слишком ли я увлекся?»

162 Сердце – потом. Сначала – долг. Но, исполняя свой долг, вкладывай сердце – тепло и нежность – в то, что ты делаешь.

163 «Если же правый глаз твой соблазняет тебя… вырви его и брось от себя!» – Несчастно сердце твое, если оно тебя соблазняет!

Сдерживай его, как будто сердце у тебя в руках, крепко сожми и не разменивайся на утешения. Но если сердце попросит о них, исполненный сострадания, скажи ему спокойно и доверительно: «Сердце, на Крест! Сердце, на Крест!»

164 Что происходит с этим сердцем? – Не тревожься; ведь святые были такими же, как мы с тобой, и испытывали эти же естественные наклонности. В противном случае их сверхъестественные стремления сохранить свое сердце, тело и душу, для Бога, а не отдать его твари, мало что значило.

Если душа, когда-то видевшая свой путь, любит Бога по-настоящему, то немощь сердца, – думаю я, – не может быть для нее препятствием.

165 Ты, для маленькой земной любви позабывший всю свою гордость – вправду ли ты любишь Христа, если не можешь смириться с этим уничижением ради Него?

166 Ты пишешь: «Отец, сердце ноет, будто зубная боль». – Понимаю, это не шутка: чтобы вырвать из сердца все дурное, постыдно-болезненное, тебе действительно нужен врач.

Только бы ты не мешал ему действовать!

167 «Ах! Если бы только порвал я вначале!» – сказал ты мне. – Дай Бог, чтобы не пришлось тебе повторять этого запоздалого восклицания.

168 «Мне показались смешными ваши слова об отчете, которого потребует от вас Господь. Для вас Он будет просто Иисусом, а не Судьей, как вы думаете». Эти слова написаны святым епископом – и многие находили в них утешение. Пусть они и тебя утешат.

169 Страдание угнетает тебя, потому что, принимая его, ты дрожишь как трус. Прими его мужественно, как истинный христианин – и увидишь в нем бесценное сокровище.

170 Как прозрачен путь!… Как очевидны препятствия! Как эффективны способы их преодоления! И все-таки – как часто спотыкаешься, сворачивая с пути!… Не так ли?

Всему виной – эта таинственная паутинка – тяжелая железная цепь!, – о которой знаем я и ты. Но ты боишься ее порвать! – потому и падаешь и сбиваешься с пути.

– Чего ты ждешь? Порви… и шагай дальше!

171 Разве ты не откажешься от любви ради Любви?

САМООТРЕЧЕНИЕ

172 Не отвергнув себя, не станешь молитвенной душой.

173 Умение промолчать, когда так и тянет вставить острое словцо; улыбка любви тому, кто мешает тебе; спокойствие в ответ на обиду; доброжелательная беседа с тем, кто отнимает у тебя время; способность закрыть глаза на те повседневные неудобства, которые доставляют тебе твои близкие… Все это, изо дня в день, и есть подлинное внутреннее самоотречение.

174 Не говори: «он мне в тягость». – Подумай: «он меня освящает».

175 Воплощение идеала не бывает без жертвы. – Отрекись от себя. – Прекрасно быть жертвой Любви!

176 Сколько раз ты принимал решение послужить Богу хоть в чем-то. Н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: