Профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста методом мандала.




Аннотация

В этой статье рассматривается опыт работы по профилактике тревожности у дошкольников с применением метода мандала

Ключевые слова

Мандала, коррекция, гиперактивность, мелкая моторика.

Проблема тревожности у детей на сегодняшний день имеет тенденцию не только к удержанию позиций, но и к постепенному стойкому нарастанию. У тревожного ребёнка негативные эмоциональные переживания копятся и бережно хранятся в памяти, в действиях, в мышлении, подрывая психологическое здоровье и подвергая личность подчинению неадекватным, ошибочным установкам, которые в дальнейшем способны разрушить целую жизнь. Одна из основных задач ФГОС ДО - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.[1] Кроме того, актуальность темы определяется основными задачами психолого-педагогической практики, поставленными в связи с современными требованиями социума к различным аспектам здоровья ребенка, одни из которых является психологическое здоровье.

Данная проблема изучена и разработана зарубежными психологами (Ч. Спилбергер, В.С. Ротенберг) Сложность получения общей информации о тревожности и причинах ее формирования в дошкольном возрасте связана также с тем, что на современном этапе развития отечественной психологии тревожность исследуется исключительно в узких рамках конкретных проблем. Таким образом, высокий уровень тревожности может значительно усугублять проявления негативных сторон так называемого кризиса 7 лет. В этой связи, важнейшей проблемой, связанной с тревожностью старших дошкольников, является ее коррекция, которая должна основываться на принципах, разработанных Л.И. Божович, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконинным[2]
Одной из форм работы с тревожностью является метод мандала. Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу. Он считал мандалу чрезвычайно мощным символом, являющегося зримой проекцией психического мира и выражающей Самость человека. Метод мандала ненавязчивый, мягкий способ для психологической диагностики и коррекции, так как все психическое выражается с помощью символов. Исцеление и поиск выхода происходит когда человек спонтанно создает цвета и формы внутри круга. С помощью рисунка в круге человек концентрирует внутренние силы, чтобы потом направить их на решение внешних задач.

В настоящее время многие специалисты продолжают традицию изучения мандал. С помощью метода мандала успешно коррегируется различные нарушения у детей старшего дошкольного возраста такие как страхи, тревожность, проявление гнева, обиды. Для детей мандала - это способ узнавания себя, своего внутреннего мира. Мандала – рисунок, изображение в круге. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций.

 

Однако за основу работы был взят не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание. Кроме того, в практике. как правило используется закрашивание мандал, что требует времени, усидчивости, что не всегда возможно в условиях детского сада с дошкольниками, в особенности, с гиперактивными. Поэтому в своей работе я стала использовать создание детьми собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы).Это не только снимает тревожность,но и развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. Детям предоставляется выбор работы с мандалой, они самостоятельно выбирают материалы для работы. Всегда есть в наличии фломастеры, краски, цветные карандаши, так же дети самостоятельно выбирают цветовую гамму. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Много песка не нужно. Достаточно одного килограмма цветного песка. который можно разравнять по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. Педагог-психолог должен придерживаться принципа невмешательства в работу детей,не оценивает работы детей. Очень важно побуждать детей, чтобы они давали название своей работе, описание, могли рассказать свои чувства, эмоции которые они испытывали во время работы. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Психолого –педагогическое наблюдение. диагностические задания по развитию произвольного внимания (Тест Векслера «Шифровка» -детский вариант, методика Ф.Д.Горбова «Красно-черная таблица»- детский вариант) [3] показали. что использование данного метода в работе дает хорошие результаты. Такая форма работы оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. мелкой моторики, произвольного внимания, творческого воображения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: