Песня.
В одном прекрасном месте, на берегу реки
Стоял красивый домик, в нем жили рыбаки.
Рыбак там жил с женою, рыбачил он тогда.
У них было три сына красивых, хоть куда.
Один любил крестьянку, другой любил княжну,
А третий молодую охотника жену.
Охотник раз собрался охотиться на дичь.
С цыганкой повстречался, умела ворожить.
Раскинула все карты - боиться говорить.
Жена твоя неверная семерка так лежит.
Охотник взволновался, цыганке уплатил.
А сам с ночной досадой домой он поспешил
Вот подъезжает к дому и видит у крыльца
Жена его в объятьях целует рыбака.
Три выстрела раздались - младой рыбак упал,
Упала и красотка, затем охотник сам.
Песни озвучила Белякова Аида Федоровна.
Рыбацкие байки в стихах нам рассказала Шаминина Нина Аркадьевна
На рыбалку на озеро Воже
Мимо Вожеги-реки
Едут-едут рыбаки,
Мотоциклы, трактора,
Поздно ночью и с утра.
На машинах и пешком,
С шарабаном и мешком.
Кто с сетями, кто и так,
На крючок поймать рыбешку-Это тоже не пустяк.
И погодка хороша!
Отдыхай от дел душа!
И на озере на Воже
Ловят рыбку не спеша.
Кепки сдвинут на затылки,
В рюкзаках звенят бутылки
С лимонадом и пивком
И с холодным молоком.
Для сургреву градус выше,
И наклеечка скромней,
Пьют, пока не съедет крыша,
Тут порой не до сетей,
Срок проходит отпускной,
Все опять спешат домой:
Вожегляне, тигари,
Падчеварцы, чужгари.
Из Архангельска из Вельска
Из Мурманска и Москвы,
Из Иванова из Тулы
Да почти со всей страны
«Случай на озере Воже».
На озере Воже
Был как-то случай.
Три мужика с рыбалки
Пришли в рыбацкий дом
Сварить на ужин ушку
И чай попить потом.
Один костром занялся
Другой готовил рыбку.
А что случилось дальше
Ты приготовить улыбку.
На озере промокли,
Устали и замерзли.
Решили – чай сначала.
А уж уха попозже
Достали поллитровку.
Пока костер горит.
По стопке пропустили, решили повторить.
И так на повторялись
Что вскоре зашатались
Заветную похлебку
С большим трудом дождались.
Костер горит, пылает.
Вода кипит, бурлит.
И вот уха сварилась
К себе она манит.
Хлеба покрошили.
Порезали лучок.
»Ушицы похлебаем и сразу на бочок!»
.Едят и хвалят ушку.
Вот это брат еда!».
Не то, что простая, озерная вода.
Теперь поделим рыбку
А рыбки то и нет.
Теперь давай улыбку и на вопрос – ответ
«Куда девалась рыбка?».
Нетрудно угадать.
Чтоб ушка получилась.
Не надо выпивать.
Друзья забыли рыбку
В ту ушку положить.
Зачем же было дружно
Им воду ту хвалить!
Сорока тут вертелась,
Каясь на крючке.
Полакомилась рыбкой
В прибрежном ивняке.
С подругой поделилась
Отличный был обед!
Сороке этой радость,
А мужикам то нет.
В озере Воже подводное чудовище живет до сих пор Свидетельствует Алекса нд р Семенов, который с друзьями рыбачил на озере Воже в августе 2002 года.
Невероятная история связана и с озером Воже, расположенным на территории Вожегодского района. Трудно поверить, но факт - сохранились свидетельства очевидцев, которые в середине прошлого века наблюдали в северо-западной части озера самое что, ни на есть настоящее Лохнесское чудовище. Вернее, его двойника. По словам свидетельницы, вологжанки Светланы Архиповой, в прошлом веке существо появлялось на поверхности озера два раза - первый раз в 1953 году, второй - в 1956. Было оно метра четыре в длину буро-зеленого цвета и поднимало над водой большую голову, по виду похожую на лошадиную.С тех пор Вожегодское чудовище на свет не показывалось, а людям тогда было куда интереснее мечтать о полетах в космос, нежели копаться в водных глубинах в поисках доисторического существа.
В первый же день под вечер я, стоя на берегу озера, увидел странный предмет, торчащий над водой. Как будто по озеру плыла большая лошадь. Голова животного (а то, что это было животное, и сомнения не возникло) то погружалась под воду, то снова высовывалась. Мы с друзьями около пяти минут наблюдали за «купанием» странного зверя, потом свернули лагерь и уехали. Оставаться на ночевку рядом с озером, в котором плавает что-то больше щуки, как-то не хотелось.
Газета «Комсомольская, правда», апрель 2003 г.
Грозный дух Чаронды.
В древнерусском государстве люди, совершившие преступление посредством использования чар и сил вредоносной магии, действия которых нанесли конкретный установленный вред обществу, казнились на месте и незамедлительно. В Чаронду попадали ничего не совершившие, а лишь заподозренные в волховании и чародействе своими земляками. Но почему для ссылки этих опасных, с точки зрения их современников, людей использовалась Чаронда - город, лежащий на водном пути и соединяющий Заволочье с Русью. На Руси в то время были и более глухие и изолированные от мира места: были Соловки, был Пустозерск, была необъятная, неведомая Сибирь. Все дело было в том, что в те времена считалось и было установлено, что на земле Чарондского острова, где и находится Чаронда, отдаленного от суши водами озер: Воже, Еломского, Бабьего, рек Модлоны и Еломы, не действовало никакое колдовство. И только один, всего лишь один день в году посещала эту землю неведомая, незнаемая и грозная сила, с шумом и треском проносящаяся по Чарондскому побережью, возвещающая о приходе жизни и весны, пробуждающая от зимнего сна чарондскую округу.
Неподвижное, промороженное до дна чарондское мелководье вдруг оживает, массы сплошного прибрежного льда, разламываясь, лопаясь километровыми трещинами, вдруг устремляются на низкий берег. Весенний ноздреватый лед, одной сплошной лавиной колыхаясь, трескаясь, выстреливая вверх осколками, надвигаясь, вползает на чарондское побережье. Вдоль его всего от пролива в Еломское озеро до устья Модлоны вмиг образуется огромная непрерывная трещина, бегущая в обе стороны. Так приходит на чарондскую землю её древний, грозный и могучий дух жизни, весны и пробуждающейся воды — неведомый, непостижимый Черрондаг.
Имя грозного духа считается вепским, происходящим от слова Чиронда — шипеть. От этого слова и пошло название земли, куда приходит дух вод, а также имя вепского поселения Чаронда. Так вот к кому, в чьи владения ссылались древнерусские колдуны и чародеи — непостижимым образом бездна притянула к себе бездну, а подобное слилось с подобным.
Давно уже исчезла та древняя Чаронда — средневековый город новгородских поселенцев. Истаяли, ушли в землю деревянные церкви, пятистенные дома. Сейчас Чаронда представляет собой небольшую прибрежную деревню с десятком почерневших от времени, обветренных, вросших в землю домов. Озерный ветер, влетая в открытые окна полуразрушенного белого храма, шумит в прохудившейся кровле, играя листами железа. Тишина и печать запустения кругом, ни пристаней, ни лодок по берегам. Кажется, что здесь все и все уже прошло, все миновало, а округа спит и спит вечным непробудным сном. И только один, всего лишь один день в году пробуждается от векового сна чарондская округа, и как сотни лет назад приходит сюда оживший дух вод, дух северной природы Черрондаг, грозно заявляя о природных стихиях моей родной земли, раскрывая пусть на миг ее вторую, бездонную, бесконечную, неведомую суть.
Е. НОВИКОВ.
БЫВАЛЬЩИНА
Ехал Триха через озеро налегке, раньше зимой дороги были высокие, по озеру накатаны- с метр, может и выше. А по краю озера вода, сыро. Вот в Чаронду идет обоз с рыбой - снеток везут ребята. Триха отвернул полполоза – с дороги - то, половину дороги им дал. А им тоже надо сворачивать, с рыбой они груженые. А если свернут, дак их опрокинет. Они вот остановились, их там больше пятнадцати. «Давай, дедко, отворачивай». Тот отвечает: «Дак я вам дал половину дороги. Вам меня объехать или мне 15 лошадей объезжать». Мужики, долго думая, взяли его дровни, да и опрокинули в сторону. А Триха шубу скинул и пошел, все эти обозы их с лошадями прокувыркал, все пятнадцать. Сел и поехал. Те ничего с ним и сделать не могли.
. (д. Бекетовская)
СКАЗКА-БЫЛЬ
Щука и налим делили плес. Сначала щука вверху, налим внизу. Стали делить: «Тебе левый берег, мне правый». Пришел мудрый ерш хозяином плеса будет зимой налим, а летом щука. Налиму надо чтобы длинная зима.(сказку рассказал Николай Сергеевич Сидоренков)