доктор искусствоведения, профессор Росийской академии музыки им. Гнесиных




Российская система музыкального образования до сих пор считается одной из лучших в мире, поскольку с её помощью на свет появляются так называемые «крепкие профессионалы» - людиРоссийская система музыкального образования до сих пор считается одной из лучших в мире, поскольку с ее помощью на свет появляются так называемые «крепкие профессионалы» — люди не всегда творческие, не всегда одаренные, однако в своей узкой области умеющие многое, и как часто повторяют, «наученные». В течение мно­гих лет система воспитания такого рода профессионалов сбоев не давала в силу ста­бильности рынка труда советского образца: несмотря на скрытую безработицу, рано или поздно в музыкальные школы, в оркестры, в клубы и хоровые студии устраива­лись практически все, кто этого хотел, и материальное положение этих женщин (так как в подавляющем большинстве это были именно они) было вполне приемлемым — не хуже и не лучше, чем у среднего инженера. Учитывая свободный режим работы, этот образ жизни был даже желанным, и потому высокий конкурс в музыкальные училища и вузы, даже в музыкальные школы, был стабильным. Кроме того, престиж общего образования и культуры в родительской среде был также весьма высок, по­скольку с этими традиционными ценностями ничто не конкурировало — советский человек не мог, а соответственно, и не стремился много зарабатывать и пользоваться всеми благами цивилизации.

Последнее десятилетие перевернуло не только все общественное устройство, по и отменило многие прежние приоритеты и ценности. Образование и культура как таковые из числа этих ценностей выбыли, уступив место чисто прагматическим ори­ентирам. Если учиться, то первый вопрос «Для чего? Что это даст моему ребенку?» При таком конкретном и практическом подходе музыкальное образование утратило свою привлекательность. Теперь оно не идет ни в какое сравнение с престижными ныне специальностями — менеджментом, экономикой, правом, психологией, финан­сами и прочими «близкими к земле» профессиями. Быть музыкантом стало невыгодно, а значит, не престижно. Как следствие, конкурс в вузы держится только и столицах, конкурс в училища катастрофически упал, уступив место хроническим недоборам, музыкальные школы забыли о каких-либо требованиях к поступающим и рады всяко­му, кто готов у них учиться. Система профессионального музыкального образованияШУВ («школа — училище — вуз») находится в состоянии кризиса, выхода из которого пока не видно.

 

 

Вместе с тем есть и отрадные тенденции, которые мы, как музыкальное сообще­ство, пока оцениваем как негативные. Дело в том, что наши выпускники по специаль­ности не работают: нет мест, а то, что есть, по

 

условиям оплаты их не устраивает. Бывшие музыканты, а точнее, музыкантши, отправляются в свободное плавание: они идут в бизнес, в банковское дело, в менеджмент некоммерческих фирм, в торговлю и тому подобные новые сферы. Большинству из них удается преуспеть — их не сбивают с толку неизбежные трудности, они не боятся шероховатостей и неожиданностей, которыми чревато всякое новое дело. Они упорны, настойчивы, и вместе с тем гибки и обладают неоценимым «чувством настоящего момента». Всякий музыкант в этом приблизительном портрете успешной личности узнает наших выпускников: эти не­обходимые для успеха качества были в них воспитаны их музыкальной биографией.

Иными словами, музыкант как единица рынка труда оказался весьма конкурентос­пособным. Есть множество примеров, рассказывающих, например, о том, как пианис­тки, закончившие Хабаровский институт искусств, стали процветающими бизнес-леди на ниве торговли и, в отличие от своих прежних собратьев-челноков, развернули дело широко, обзавелись офисами от Москвы до Пекина. Некая девушка-музыковед из Нижегородской консерватории стала одним из крупнейших брокеров Нижегородской биржи; другая девушка-музыковед с успехом редактирует юридическую литературу в крупном издательстве. Бывший тубист стал риэлтером и открыл свое дело в Москве, бывшая «хоровичка» занимается благотворительностью в Саратове и имеет свою боль­шую фирму, получающую зарубежные гранты. И это лишь несколько примером, изве­стных лично мне. Каждый музыкант-педагог может вспомнить множество подобных случаев и не огорчиться, что годы труда прошли впустую, а порадоваться тому, что в музыкальных учебных заведениях вырастают востребованные люди, способные выр­ваться на первые места в борьбе за успех и благополучие.

Мы должны проанализировать этот позитивный опыт, попять его причины, про­пагандировать его. Нам нужно от узкопрофессионального музыкантского подхода перейти к более широкой философии музыкального образования, которое будет ру­ководствоваться новым лозунгом: «Учиться музыке не для того, чтобы быть музыкан­том, а для того, чтобы стать лучшим в любой профессии!» На первый взгляд — пара­доксальный призыв, — но, как показывает практика, призыв верный, и по сути своей, очень оптимистичный, способный дать новые цели и импульсы развитию музыкаль­ного образования в стране. Эта философия состоит в том, что образование — это отнюдь не способ накопления неких полезных знаний, которые потом можно будет «продать».

 

 

Образование — это способ воспитания себя, своего ума, своего подхода к самым разным явлениям, своей способности воспринимать новое и осваивать новыеидеи и способы действий; это ключ к тому, чтобы не бояться перемен и всегда действо­вать сообразно обстоятельствам, получая позитивный результат. Именно таково му­зыкальное образование, поскольку

оно больше, чем какое-либо другое, способствуй достижению названных целей. Мы как музыканты должны доказать это людям, чтобы высказанные в порядке гипотезы воззрения стали всеобщим убежден нем, на фунда­менте

которого вырастет повое роскошное здание будущего музыкального образова­ния.

Необходимость нового подхода к образованию как способу эффективного само­воспитания продиктована развитием рынка труда в XXI веке. В отличие от минувшего столетия, рынок труда будущего приобретет невиданную ранее мобильность: никому не удастся проработать на одном месте в течение многих лет, и мало кому удастся заниматься всю жизнь одним делом. Век узких профессионалов прошел, наступает век «интеллектуальных хамелеонов», которые с легкостью будут приобретать новые навыки, менять свои привычки, отказываться от старых стереотипов и обзаводиться новыми. И ничто не подготовит человека к жизни в XXI веке лучше, чем музыкальное образование. Истинность этого тезиса мы можем подтвердить научными данными.

Музыка — гигантский ускоритель общего развития ребенка, действующий всесто­ронне. Позитивное воздействие музыки начинается уже в младенческом возрасте. Американские исследователи Блюм и Ла Фуэнте в течение 90 часов и на протяжении нескольких месяцев давали беременным женщинам слушать базовые музыкальные элементы — разнообразные аккорды и созвучия. Когда эти «музыкальные» дети роди­лись, их поведение и развитие в лабораторных условиях сравнили с поведением и развитием других детей, которые подобной «музыкальной атаке» не подвергались. Оказалось, что дети из экспериментальной группы гораздо лучше следят глазами за предметом, быстрее начинают держать бутылочку двумя руками, а когда доходит оче­редь до первого лепета, сразу начинают произносить не односложные просьбы-тре­бования, а короткие фразы из трех слов. На уровне детского развития данные способ­ности можно назвать революционными: научный анализ подтвердил, что связаны они исключительно с музыкальным опытом, который эти дети получили еще до рож­дения.

Еще один подобный пример. Российский исследователь Татьяна Маляренко в 1996 году в журнале «Физиология человека» опубликовала результаты своих исследований, которые она проводила с детьми до 7 лет, занимавшимися музыкой. Их энцефалограм­ма выглядела иначе по сравнению с энцефалограммой детей, музыкой не занимав­шихся. Анализ этих данных говорил о том, что благодаря музыкальным занятиям у детей возникли более тесные связи между работой правого и левого полушарий мозга.

 

 

Полушария начали работать более согласованно, более слаженно, как бы лучше слу­шая друг друга. Более заметная координация работы мозговых полушарий означает лишь то, что рожденные в правом полушарии творческие замыслы, импульсы, идеи получат гораздо большие шансы стать зафиксированными открытиями, написанны­ми стихами и прочими реальными достижениями

 

человеческого таланта — они не останутся смутными и непрорисованными, не погибнут, не раскрывшие, как это часто случается в действительности.

Помимо лучшей координации деятельности мозговых полушарий, у детей, зани­мавшихся музыкой, наблюдается значительная релаксация в работе мозга. На языке нейропсихологии это означает, что всякое усилие отнимает у

 

«музыкального» мозга меньше энергии, всякая интеллектуальная работа дастся «музыкальному» мозгу легче, а значит, у него остается больше ресурсов для других задач, то есть «музыкальным» мозг больше может, так как на каждое действие затрачивает меньше сил.

Музыка не только умножает силы мозга вцелом, но и работает в нескольких нужных любому человеку направлениях. Например, музыка очень помогает усвоению речи, поскольку музыкальные и речевые центры в мозгy расположены близко: анализ музыки и анализ речи склоняются в левое полушарие, а смысловое, содержа­тельное и эмоциональное восприятие и музыки и речи тяготеет к правому полушарию. Это общий порядок работы мозга, благодаря которому даже нарушения в восприятии человеком музыки и в музыкальной деятельности (так называемая амузия) и наруше­ния в восприятии речи и в речевой деятельности (так называемая афазия) бывают у больных людей похожими по характеру наблюдаемых нарушений. А если музыкаль­ные и речевые центры влияют друг на друга и близко расположены, то естественно,что музыкальные занятия влияют и на речевое развитие человека, особенно в детском возрасте.

Такого рода общие рассуждения подкреплены множеством экспериментов. 15 час­тности, в Швеции проверяли, насколько быстро и прочно музыканты и «немузыканты» могут запомнить мелодию песни, мелодию вместе с текстом и текст песни отдель­но. Казалось бы, естественно предположить, что расхождения будут в области музы­ки. Однако нет: здесь музыканты и «немузыканты» выступили, можно сказать, па одном уровне — и те и другие вполне хорошо запомнили песню со словами. По когда дело дошло до слов песни, то музыканты обошли всех остальных испытуемых — они без ошибок продекламировали стихи, которые другие едва запомнили. А дело все в том, что у музыкантов используются два канала запоминания — собственно смысло­вой, как у всех, и ритмический, когда текст удачно делится на фразы, строфы, сегмен­тируется и акцентируется благодаря связи с музыкой, и оттого лучше запоминается. Музыкальная интонация и ритм способствуют удержанию в памяти текстового мате­риала.

 

Так было доказано, что музыканты и в чисто словесной сфере, казалось бы, мало связанной с музыкой, тем не менее, сильнее других.

 

Когда измеряли мозговые импульсы, поющих людей, обнаружили, что во время пения происходят два параллельных процесса: мелодический и текстовой, и они друг с другом не смешиваются, то есть песня не является неким третьим, синтетическим образованием, а наоборот, прекрасно существует в нашем мозгу как бы в двух парал­лельных измерениях — музыкальном и текстовом. Получается, что люди, много по­ющие, становятся

 

своего рода Цезарями, умеющими делать два дела одновременно: они постоянно осуществляют вместе дне деятельности — ведут мелодию и произно­сят текст. Так что человеку, любящему музыку, даже и играть не обязательно — пойте в хоре! И для вас откроются новые возможности, потому что у вас будет развиваться двухканальное восприятие, которое очень много даст человеку в любой работе.

 

После этого провели эксперимент по контролю словесной памяти. Мы ведь все хотим учить иностранные языки, и увы, не у всех получается. Оказывается, музыкан­ты к этому приспособлены гораздо лучше многих других. А суть эксперимента такова: 60 студенткам колледжа трижды предъявляли 16 незнакомых слов. Из них 30 человек хотя бы шесть лет занимались музыкой в возрасте до 12 лет, а другие 50 музыкально­го образования не имели. Результаты показывают, что те, кто прошел музыкальную подготовку до 12 лет, запомнили все слова, а тс, кто не прошёл — не запомнили. Казалось бы, при чем тут слова?! Дело здесь в том самом двухканальном восприятии. Т.е., если человек привык осознавать и текст и музыку, привык несколько дел делать сразу, одно-единственное дело он, безусловно, сможет сделать!

В науке принято проверять эксперименты. Описанный выше эксперимент был проведен в Вашингтоне. Китайцы усомнились и в 1998 году выполнили точно такое же исследование. Их статья называется: «Музыкальное образование улучшает словес­ную память». Они пишут: 60 студенток колледжа, на этот раз уже не в Америке, а в Китае, запоминали слова, которые предъявлялись точно так же, как в предыдущем эксперименте. Нюанс китайского варианта состоял в том, что высокий результат «быв­ших» музыкантов китайские психологи объяснили тем, что у музыкантов более раз­вито образное мышление, которое позволяет лучше ассоциировать слова по смыслу. У них такие ассоциации складываются легче. Поэтому они легче могут запомнить любые, казалось бы, бессмысленные наборы знаков, слов.

И, конечно, пенис иногда служит лекарством для больных людей при восстанов­лении речи. Ведь основа и фундамент речи — это не слова, а интонирование. Поэзия древнее прозы, интонационный смысл старше, чем смысл текстовой, словесным.

 

 

Например, известен эксперимент, когда человек, переживший мозговую травму, ли­шился речи. С ним очень медленно начали свистеть. Через интонацию, через пение он постепенно восстановил речь.

 

Многие люди излечивались таким образом от травм, от других негативных воздействий. Дети, которые плохо пишут, плохо читают, могут справиться со своими проблемами с помощью пения! Не надо слов! И когда они смогут петь, слово встроится в речевую интонацию, станет ее частью, и можно будет сказать: «А теперь со словами!»

Пение, таким образом, является сильным катализатором словесной памяти, рас­ширения объема памяти, умения многоканально мыслить. И, естественно, музыки играет большую роль в развитии речевых навыков. Хотите знать иностранный язык? Занимайтесь музыкой! Хотите, чтобы человек мог схватывать разные факторы, на­страиваться па разные системы, хорошо запоминать? И опять занимайтесь музыкой, которая обычных людей может превратить в многоканально мыслящих Цезарей...

Важна музыка и для развития социальных навыков. Когда ученые измерили кон­центрацию полового гормона тестостерона в крови музыкантов и «немузыкантов», оказалось, что музыкант - это самый гармоничный тип человека. Женщины-музы­канты оказались похожи на мужчин, у них самый

 

высокий уровень тестостерона в крови, они самые мужественные. А мужчины-музыканты, хоть и уступают другим мужчинам в типично мужских качествах — твердости духа, настойчивости, силе, — лишены недостатков других мужчин. Музыканты совершенно неагрессивны, потому что у них содержание тестостерона на нижней границе нормы. Мужчины-музыкан­ты мягкосердечны, отзывчивы, терпеливы и сочувственны, у них нет злобы, они не вскипают гневом так легко, как другие, и потому мужчины-музыканты так часто становятся политиками — их действия более взвешенны, разумны и лояльны, они легчеприходят к компромиссу и предпочитают не идти напролом. Разве не это ведет к успеху политиков и дипломатов, да и вообще руководителей? Таким образом, у жен­щин, занимающихся музыкой, мы находим лучшие качества мужчин, а у мужчин — лучшие качества женщин. Значит, музыка способствует появлению па свет самого совершенного, самого гармоничного типа человека.

Занятия музыкой не просто способствуют росту социальных навыков, но стиму­лируют этот рост ещё в детстве. Был проведен эксперимент, когда соответствующие тесты (на альтернативное мышление и на мышление о последствиях) выполняли 27 дошкольников, занимавшихся музыкой, 33 дошкольника, не занимавшихся музыкой, и 16 школьников, которые занимались музыкой систематически в музыкальной шко­ле.

 

И оказалось, что те, кто просто занимался музыкой, несколько улучшили свои результаты при повторном тестировании через год; те, кто не занимался, не улучши­ли; а те, кто занимался в музыкальной школе, буквально подскочили под потолок, показали гигантский прогресс. А ведь речь идет об очень важных навыках: развитое мышление о последствиях означает, что человек способен понять, к чему приведут те или иные действия, а альтернативное мышление означает, что помимо, например,выяснения отношений с помощью силы, человек может увидеть другие возможности.

 

Этот эксперимент показал, что даже у маленьких детей, занимающихся музыкой, в голове всегда зреет возможность другого решения, иного подхода. Человек, у которого есть опыт музыкальных занятий, лучше понимает других людей, он гибче, он более чуток и способен увидеть ситуацию глазами другого. Разве не этому каждый день учит музыка, когда сегодня человек становится романтиком, играя Шумана и Шопена, а завтра он уже экспрессионист, играющий Шенберга. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым и социально адаптивным.

В деле социального воспитания музыка каждый раз подтверждает свою положи­тельную роль. Американский исследователь Мартин Гарденер проанализировал ста­тистическую информацию о тысяче жителей штата Род-Айленд в возрасте до 30 лет и изучил, как связана преступность и музыкальные занятия. Он выяснил: те, кто зани­маются музыкой, «грешат» меньше и не склонны задевать своих ближних. Более того: те дети, которые пели в хоре, вовлечены в преступную деятельность меньше, чем все остальные. Те, кто играли па инструменте, почти не вовлекаются в преступные банды. А те, кто знает ноты и умеют читать с листа, преступниками не становятся вообще никогда.

Таким образом, наш контингент абсолютно чист перед обществом. Мы с вами входим в социальную группу, наименее склонную к преступной деятельности. На это мы тоже можем ссылаться, когда просим денег и убеждаем людей, имеющих власть, в том, что музыкальное образование необходимо всем. Да, необходимо, потому что оно уменьшает вероятность антисоциального поведения среди подро­стков и молодежи. Более того, в ходе одного из психологических экспериментов стало известно, что люди, любящие классическую музыку, гораздо более терпимы к музыке других стилей — к джазу, року, народной музыке, традиционным стилям, поп-музыке и чему угодно еще, нежели любители других видов музыки. Рэперы любят рэперов, а рокеры — рокеров, и только «классики» любят всех и готовыпротянуть руку каждому. А ведь известно, что классическую музыку слушают, как правило, тс, кто получает хотя бы начальное музыкальное образование. Вот и ответ: если нам не нужна ненависть к чужому, если нам не нужно отрицание инакомыслия, и наоборот, если нам нужна терпимость и социальный мир, то нам нужно классическое музыкальное образование.

Музыка полезна и как воспитатель стрессоустойчивости. В связи с этим упомянем довольно неожиданный эксперимент: 25 молодых здоровых мужчин бежали под му­зыку, и оказалось, что парадоксальным образом они затратили очень мало мускуль­ной энергии. А те, которые бежали без музыки, сил потратили гораздо больше. Этот результат повторяется всё время. Музыка даст возможность экономить энергию — ведь не случайно аэробикой занимаются под музыку: она снимает усталость и снижа­ет стресс.

Кроме того, мы знаем, что музыкальные занятия создают своеобразную привычку к стрессу, и его начинают гораздо меньше замечать, меньше фиксировать внимание на нем.

 

Мало того, что играть па эстраде — это стресс как таковой. Чтобы доиграть пьесу до конца, тоже требуется очень большое напряжение: каждое движе­ние играющего рассчитано, и он не может ни па секунду расслабиться, отдохнуть,отложить что-либо «па потом» — музыкант постоянно действует в жесточайшей вре­менной сетке. Такой образ жизни даст музыкантам очень большую стрессоустойчивость. Музыканты — это очень сильные люди, поскольку они всё время работают в условиях дефицита времени.

Известно также, что музыка очень развивает математическое мышление. Педагоги провели своеобразные «замеры» математических успехов среди детей, которые зани­мались и музыкой и математикой. Эти дети происходили как из бедных, так и из благополучных слоев общества. Оказалось, что дети из низших слоев общества на­столько чутко реагируют на музыку, что после длительных музыкальных занятий у каждого из них улучшилась успеваемость по математике, причем улучшилась очень заметно. Среди богатых детей улучшение тоже произошло, но не такое резкое, как у детей из неблагополучных семей. Значит, занятия музыкой значительно повышают интеллектуальный уровень: ведь у богатых детей этот

 

«интеллектуальный уровень» и так был достаточно высок, потому и повысился он достаточно скромно. А у бедных развитие пошло просто лавинообразно: если среди не занимавшихся музыкой бед­ных детей результаты по математике улучшились через год па 1 %, а среди занимав­шихся музыкой бедных детей — на 21%, то через два года разрыв между «музыканта­ми» и «немузыкантами» стал еще больше — из не занимавшихся музыкой неблагопо­лучных детей 16% улучшили свои результаты по математике, а из занимавшихся му­зыкой — уже целых 33%. То есть, разрыв между 11% и 21% после первого года — это не так много, а разрыв между 16% и 33% через два года музыкальных занятий — это уже солиднее!

Пространственное ощущение, необходимое в математике, очень интенсивно раз­вивается в процессе занятий игрой на фортепиано. Стейнли Стейнберг опубликовал данные, свидетельствующие о резком улучшении результатов на пространственные тесты у детей, занимающихся музыкой.

 

 

Те дети, которые просто занимались на инст­рументе, значительно превзошли тех, кто вообще музыкой не занимался. Но зато те, кто учился играть на фортепиано, превзошли даже своих «коллег», занимавшихся на других инструментах — успехи пианистов в пространственном мышлении были про­сто фантастическими!

Мы иногда думаем, что воспитываем музыкантом. На самом же деле мы воспитываем не музыкантов, а мыслителей. И это доказал опыт японского скрипача и педагога Судзуки, который был сторонником максимального вовлечения родителей в музы­кальные занятия ребенка. Он думал, что если мама будет стоять и хлопать по плечу играющего малыша, то завтра он станет Менухиным. На это он рассчитывал, когда собирал свои группы. Что произошло в реальности? Никаких великих скрипачей Суд­зуки не воспитал.

 

Это было страшным ударом по тем людям, которые надеются, что труд — панацея от всех бед. Менухиными дети-скрипачи не стали, зато весьма улуч­шили свои аналитические навыки. Они стали понимать, как построены разнообраз­ные структуры, причем, не только музыкальные: когда «детям Судзуки» дали задание разложить кубики, они сделали это лучше, чем все остальные; когда они должны были выполнить тесты на вращение фигур и другие пространственные задания, они отли­чились и здесь.

Чрезвычайно полезно также чтение с листа по нотам. Оно позволяет далеко видеть и сравнивать сложные пространственные фигуры, способствует мгновенному «схватыванию» свойств этих пространственных фигур, а также умению мгновенно переводить увиденное и понятое в физические действия в условиях крайних времен­ных ограничений. Разве не нужны такие качества операторам сложных машин, авиа­диспетчерам, пилотам и прочим специалистам, вынужденным мгновенно реагировать на большой поток информации? Не случайно среди выдающихся математиков очень много музыкантов. Это дирижер Эрнест Ансерме, математик по первому образова­нию, как и композитор Эдисон Денисов. Композитор Игорь Стравинский утверждал, что музыкальное и математическое мышление более

 

 

чем родственны; физик Эйнш­тейн любил играть на скрипке, так же, как и «великий аналитик» Шерлок Холмс.

Чтобы окончательно убедиться, что моторные данные музыкантов достаточно развиты, было исследовано движение пальцев музыкантов и «немузыкантов». Когда замерили количество мозговой энергии, затраченной на эти действия, то оказалось, что музыканты потратили на осознание и выполнение пальцевых движении меньше сил, хотя «немузыканты» тоже вполне успешно справились с заданием. Дело лишь в том, что в силу слишком большого напряжения «немузыканты» не могли бы выпол­нить еще одно задание в это же время, а музыканты могли.

 

 

То есть музыканты «видят дальше», гораздо лучше реагируют на сложные раздражители, им нужно гораздо мень­ше времени, чтобы распознать сигнал. Объем пространственной памяти, скорость реакции — всё это характерные качества музыкантов.

Таким образом, музыканты обладают целом рядом свойств, совместить которые в одном человеке порой бывает невозможно. С одной стороны, они эмоционально чутки и отзывчивы, а с другой - очень стабильны, и их нелегко сбить с толку. Музы­канты способны действовать самостоятельно, что они и делают постоянно. В то же время, в силу социальной адаптивности и понимания других людей, они прекрасно работают в команде. Музыканты готовы к риску, и вместе с тем они сопротивляются простым решениям. Они умеют видеть, как подать материал живо и подробно, и в то же время они могут отвлечься от подробностей и увидеть всю ситуацию в целом.

 

Эти выводы сделали американские исследователи в результате

массированного внедрения художественных дисциплин в общее образование, так как эти исследователи имели возможность сравнить на каждодневной основе поведение и мышление детей, зани­мающихся искусством и музыкой, и поведение и мышление детей, занимающихся по стандартной школьной программе.

Из всех приведенных научных данных мы можем сделать вывод о том, что искус­ство должно стать неотъемлемой частью общего образования, потому что именно оно делает человека умнее, восприимчивее, внимательнее, развивает в нем социальные навыки, перцептивно-моторные функции, навыки математического мышления и речи. Искусство способствует развитию всех отделов мозга, улучшению восприятия, обо­стрению ума и совершенствованию интеллекта. В Америке педагогика искусства, вне­дренная в школу и колледж, уже стала популярным общественным и научным движе­нием, которое набирает силу. Целые школы постоянно занимаются музыкой и други­ми искусствами. Эти школы, эти дети и педагоги доказывают: мы занимались музыкой, и это не пустая трата времени — наши ученики лучшие по математике, по иностран­ным языкам, по владению речью и гибкости социального поведения.

Мы должны считаться с сегодняшними реалиями: люди не могут отдать время искусству лишь для того, чтобы дети были эстетически развиты. Слишком дорого время, слишком мало денег, слишком ограничены все

ресурсы. Дворянство XIX пека могло себе позволить любить искусство ради негосамого. Сейчас уже не до этого - всем надо выжить! И мы помогаем людям с помощью искусства и музыки подготовить их детей к жизни, превратить в самостоятельных личностей с повышенной конкурен­тоспособностью по всем направлениям. И сейчас, когда все так прагматично настро­ены, если нас спросят: «А зачем Ваша музыка нужна?» — мы представим родителям научные факты.

 

 

И, пользуясь этими фактами, мы сможем создать движение, которое условно назовем «Арт-лицей» — движение, основанное на слиянии эстетического и общего образования. Если движение «Арт-лицей» разрастется и станет популярным, для нас это будет означать выживание всей отрасли культуры и, в частности, педаго­гики культуры, то есть именно тех сфер деятельности, которым мы себя посвятили.

И вернемся к тому, с чего мы начали. Давайте еще раз вспомним, кто из наших студенток сделал карьеру не в музыке. Не нужно воспринимать этот «уход» как трагедию — радуйтесь! Человек нашёл себя, он работает, процветает. Значит, мы как педагоги подготовили этого человека к жизни, мы сделали его таким, что он сумел победить обстоятельства, порой весьма неблагоприятные. Нельзя не повто­рить, что сегодня нам нужен новый лозунг: «Учиться музыке не для того, чтобы статьмузыкантом, а для того, чтобы быть лучшим в любой профессии!»

 

Этот новый имидж музыкального образования мы должны создавать, и как теперь говорят, всячески "пиарить".

Мы должны показывать, что музыкальное образование, образование в сфере искусства даст человеку то, что он больше нигде не сможет получить. Пропагандируя музыкальное образование и - шире - образование художественное, мы предлагаем обществу максимально эффективную и позитив­ную программу развития. Этой программе под условным названием «Лрт-лицей» принадлежит будущее

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: