Большой урок.
Введение
“ В искусстве управления всегда остаешься учеником”.
(Кристина, королева Швеции)
Возможно, когда -нибудь вы окажитесь в ситуации, когда уже не будете видеть выход из определенной ситуации. Но выход есть всегда! Обычно выход, это не просто оригинальное решение проблемы, а прямое значение твоего действия или отношения к определенной ситуации. Мой выход стал в прямом смысле освобождением от моей недосказанности, которую никто не хотел слушать.
Глава 1.
Мечты и Надежды.
Шел 2019 год. Я и мои подруги заканчивали обучение в Государственном Педагогическом Университете. Во-первых, хотелось бы сказать о том, что программа обучения в стране уже не один год вызывает различные споры и все бы ничего, но учили нас тому, чего нам не давали. Говорить об этом можно долго...да и не в этом суть. Закончив практику, мы с надеждой ждали экзамен, чтобы определиться с местом работы.
Так как экзамен мы все сдали на средний балл, то работу могли выбрать лишь по контракту на один год. Сделаю небольшое отступление и скажу, что к концу года работы я еще никогда в жизни не была рада, что работаю не на постоянной основе.
Скажу честно, четыре года в университете и месяцы нервов с государственными экзаменами, а затем и устройством на работу оставляют за собой не очень приятный след. И так, получив свои экзаменационные баллы мы как учителя второго сорта ждали, что же останется нам и повезет ли с распределением.
За два дня до начала учебного года мне позвонили с вопросом: ” Хотите ли вы работать? “.
-Что за странный вопрос, подумала я, но в ответ сказала: “Конечно!” Это было нервно и волнительно. Мне посоветовали бежать в школу и познакомиться с директором. На что я ответила, что на данный момент не могу этого сделать. В трубке повисла тишина на мгновение, а затем неприятный мужской голос сказал:
|
-"Не пойдете сейчас, завтра для вас ничего не будет. Не смотря на странный разговор с моим куратором, я полетела пулей в школу в пять часов вечера. Особо познакомиться не удалось, директор постоянно говорил с кем- то по телефону, а уделив внимание мне, сказал, что рад прибавлению в коллективе и дал задание собрать некоторые документы. С шестнадцатого сентября я приступила к работе.
Глава 2.
Искренняя радость и полное разочарование.
Наверняка, каждый учитель, приступающий к работе в школе, знает на сколько волнителен первый день работы. Знакомство с коллективом, детьми, родителями и конечно к концу дня все превращается в кашу, которую ты, перевариваешь вечером вспоминая имена людей с которыми тебе работать.
Мне дали сборный третий класс. Бывший педагог этого класса оказалась очень приветливой, но очень торопливой в тот день. В чем заключалась торопливость погрузить меня в работу с этим классом я поняла где-то через месяц работы, но об этом позже. На первом уроке знакомства с детьми я подумала об удаче, которая прыгнула мне в руки. Моя радость заключалась в том, что в классе было всего семнадцать человек. Были и минусы: в школе не было технического обеспечения. Как много было мыслей у меня в голове в тот момент. Я представляла себе праздники, открытые уроки, фотосессии и много памятных мероприятий в этом классе, которых я так и не провела. Конечно, с первого дня я заметила, что класс слабый. Из всего класса только девочки говорили по-русски более или менее правильно и некоторые мальчики, но большая половина ребят к своему третьему классу с трудом знали основные правила первого класса. И конечно многие из вас могут подумать: - “ Что же делала их педагог в 1 и 2 классе что ситуация мягко говоря откровенно запущена?”. И я так думала первое время, но затем все чаще и чаще работая с ними я начала замечать, что я убиваюсь у доски каждый день объясняя ребенку то, что он никак не воспринимает. И вроде бы ты делаешь все, но и ребенок не виноват. А кто сделал это с детьми? Да, как бы это не звучало обыденно, но родители! Я была в откровенном шоке узнав на первом родительском собрании, что большая часть родителей не говорят по-русски, они не понимали даже элементарных выражений...Вопросов стояло много. Чего современным родителям не хватает в азербайджанских секторах? Какие привилегии их притягивают в русских секторах? Не говоря дома на русском, думаешь ли ты что чувствует твой ребенок на уроках? Понимают ли родители, что в каждом классе дается определенная программа и она требует от ученика первоначальных умений и навыков? Зачем изначально делать своего ребенка отстающим, слабым, когда твой же ребенок мог быть отличником учась на родном языке. Знание других языков, это конечно же очень ценные привилегии. И их несомненно можно получить, ходя на курсы или занимаясь дополнительно с педагогом. Возвращаясь к бывшему педагогу это класса, можно сказать, что это очень взрослый и опытный специалист и даже ее знаний не хватило чтобы вытащить этих детей хотя бы на первоначальный уровень знаний. Однажды, она сказала мне: - “ Ничего не жди! Родители этих детей ничего не хотят делать!”, но я не восприняла в серьез эту фразу. Мое полное разочарование настигло меня через 2 месяца работы. За это время я увидела на сколько класс состоял из разных, ничем не интересующихся детей. Они были не дружны друг с другом. Постоянные конфликты происходили между определенными детьми, которые не хотели меня слушать. Они плевались друг другу на парты, кидали бумажки с матерными словами, на мои замечания они улыбались мне в лицо, а это уже серьезный звоночек о домашнем воспитании ребенка. Как классный руковод я предпринимала всяческие попытки понять этих детей...Я мирила их в классе, я проводила воспитательные беседы со всеми детьми. Одна из таких бесед с детьми в итоге привела меня к стрессу, просто к публичному осуждению, нет меня не ругали и не говорили со мной что же произошло в классе на самом деле, но я была глубоко унижена в самой себе и с этого дня мне казалось что каждый день, который я провожу в школе на меня смотрят искоса осуждая за что-то. Мне было больно!
|
|
Глава 3.
Воспитательная беседа.
Не хотелось бы оправдываться перед кем-либо, или перед самой собой, но если спросить у любого педагога были моменты разговора с детьми о которых они возможно сожалеют или хотели бы исправить то, что они сказали детям. Причины могут быть разные, и педагоги бывают не воспитанные, но чаще всего оговорки или порицания происходят по причине того, что учитель очень устал или на нем сказывается нервное напряжение. В моем классе это было так...
Был обычный день, но я хорошо помню, что у меня было на удивление приподнятое, радостное настроение. Я провела первый урок и отпустила детей на перемену. У меня появились какие-то вопросы по- документации и я решила пойти в параллельный класс и все узнать у другого учителя. Возвращаясь, на обратном пути я наткнулась на такую картину: один из мальчиков показал другому кулак с большим пальцем, а другой ответил ему показав средний палец. Меня это возмутило до ужаса, загнав детей в класс я дождалась звонка на урок. Прозвенел звонок. Я спокойным тоном попросила мальчиков построиться перед доской. Точно помню, что был урок математики и я не хотела задерживать детей. Я не стала говорить, что хорошо, а что плохо, я думала дети сами это понимали. Если говорить дословно я сказала лишь: -“ Что случилось на перемене?”. Мальчишки, как всегда, начали оправдываться и скидывать вину друг на друга. Они кричали одновременно: -” Это он! Он сделал! Я ничего не делал! Я стоял!”. Я сказала им прекратить и что я не стану выяснять кто из них виноват. А затем я спросила: -” Что это за пальцы вы друг другу показываете?”, “Разве это хорошо?”, “ Кто вас этому научил?”. В ответ не было сказано ни слова. Сейчас думаю...почему я не закончила на этом, но я продолжила... Все дело было в том, что один из мальчиков был хорошистом и я раньше не замечала от него таких поступков, а вот от второго я ничего другого и не ждала. Меня переполняло чувство злости. И я видела с кого начался конфликт. Я посадила ребят со словами: - “ Чтобы больше я такого не видела!”, а затем я обратилась ко второму мальчику со словами: - “ А ты придешь сегодня домой, покажи, что ты показал ему своей маме! Я хотела бы знать, понравится ли ей это?”. На этом я закончила беседу и продолжила урок. В этот день я не связалась с их родителями, я наивно подумала, что я провела беседу и дети поняли, что они были не правы. И это было самой большой моей ошибкой в тот день. На следующий день мне сказали, что меня ищет директор. Я встретила его в коридоре. Так как он не особо говорит по-русски, то мне было сложно понять, что он говорит. Я понимала отдельные фразы, например: “ Я понимаю, что ты из деревни”, “ что ты сказала родителям?”, “ неправильно”... затем он позвал другого учителя и она сказала мне, что утром кто-то из родителей пожаловался, что ты показываешь детям некультурные жесты в классе, что ты адресовала им этот жест и попросила детей передать “его” своим родителям. В этот момент мои глаза округлились до безумия, я была готова провалиться сквозь землю, но единственное что вышло из меня тогда: - “ Я показываю???”, затем она произнесла: - “Будь осторожна с детьми в этом классе”. На этом разговор закончился. Я зашла в класс и в тот день не провела ни одного урока. У меня было чувство, что меня поедает изнутри что-то страшное. Мне было тяжело дышать. Через неделю я поняла, что об этом знают и другие родители, но не они не осмеливались ко мне подойти. К концу недели у меня все же состоялся разговор с представителем родительского комитета, я рассказала ей все как было и даже попросила ее дочку подтвердить мои слова и все что я говорила в тот день детям. Она сказала, что понимает меня и посоветовала при любом таком же случае сразу звонить родителям, пусть знают, что творят их дети, затем она поблагодарила меня за разговор и ушла. Но мне не стало легче. С того дня каждый мой приход в школу, как мне казалось, сопровождался косыми взглядами. Может мне и казалось, но я не смогла оставить эту ситуацию до сих пор.
Глава 4.
Холодный ноябрь.
Все шло своим чередом. Стало холодать. Погода ухудшалась с каждым днем. В один из таких дней, когда как казалось ударил мороз и пошел сильный проливной дождь детей в школе было мало.
В моем классе, состоявшем из семнадцати человек, пришло всего лишь три мальчика. Погода ухудшалась и нам было велено отпустить детей после четвертого урока. Мама одного мальчика, находящегося тогда в школе, захотела со мной поговорить. К сожалению, прозвенел звонок на урок, и я попросила ее покинуть школу. Это была мама проблемного ребенка, который постоянно задевал других детей, хотя, по ее мнению, он конечно же, был ангелом. Она сказала, что не задержит меня на долго и начала говорить: - “ Знаете ли вы, что мы приехали из ***** района. Здесь мы снимаем квартиру. Когда мы жили в ***** районе, первая учительница моего сына так сильно над ним издевалась, просто ужас. Она снимала кофту с моей дочери и выставляла ее зимой, на мороз, в качестве наказания за невыполненные уроки”. В этот момент она замолчала и продолжала смотреть на меня. Я конечно же не могла представить, что ей ответить, но больше меня волновал вопрос, зачем она рассказывает это мне. Затем она продолжила: - “ Как вы думаете, может нужно было отвезти ее в полицию все-таки? “. В этот момент я поняла, что данный разговор бессмысленный и попросила ее уйти из класса, сказав, что завуч проверяет кабинеты и вам лучше уйти. Она вышла, как ни в чем не бывало улыбаясь, и сказав, что придет к четырем часам. Около десяти секунд я простояла в ступоре, думая, что же сейчас такое было, зачем рассказывать про плохое отношение к своему мальчику, а затем рассказывать про дочь, которая вообще учится в другом классе. Ее мальчик, полностью копируя поведение своей мамы, сидел улыбаясь, но я видела, как он нервно подергивает ногами, опуская голову все ниже и ниже на парту, но больная улыбка не сходила с его лица. Он как будто выдавливал ее из себя. Я не успела начать говорить с детьми, как она снова вошла в кабинет, со словами: - “ А как вы думаете, может нужно было обратиться к журналистам, чтобы о ней напечатали в местной газете?”. Я сказала, что это не мое дело, но конечно так поступать с детьми нельзя, этого не могут делать не только учителя, но и родители так как это жестоко и противоречит всем правилам воспитания. В этот момент она улыбнулась, так как это делает ее сын. Она была не рада моему ответу и как я поняла позже, наверняка она ждала от меня грубости или того, что я опять ее выставлю за дверь. Развернувшись, к сыну она произнесла: - “ Я приду вовремя”. Затем вышла из кабинета и спокойно ушла. В этот день она так и не пришла за сыном в школу, он прождал мать больше часа после уроков. И ему пришлось возвращаться домой одному. Это был еще один странный день, но я и подумать не могла, что это только начало травли.
Глава 5.
Ненужный новый год.
Да, я не учусь на своих ошибках! Я ведь пришла в школу не только обучать детей, но и дарить им радости школьной жизни. Я решила провести в школе праздник “ Новый год”. Об этом никто не знал. Я просто раздала детям стихи и попросила их выучить. Затем я решила, что за окончание первого полугодия детей надо как-то поздравить. И я решила сделать детям подарки. Я не брала деньги из классного фонда, это был подарок лично от меня! Я скачала из интернета красивые образцы грамот, но это должны были быть необычные поздравления. За несколько месяцев я выделила в каждом ребенке его талант. Не все дети сильны в математике, не все мыслят логично, не все знают русский язык, ведь класс был слабый и вряд ли их кто-то хвалит за что-либо каждый день. Кому-то достались грамоты за отличную учебу, кому-то за красивое творчество, за трудолюбие и “умелые ручки”, за стремление к знаниям, что не маловажно для детей слабых, но любящих учиться. Родители от себя купили детям сладости и новогодние магнитики на холодильник. В день праздника от бывшего педагога класса я услышала такую фразу: “ Праздник? Для них? Не оценят!”. Я снова оценила ее слова неверно, подумав, что может она не делала этого для них или у нее не было времени на праздники и она была удивлена моей настойчивостью, даже после того, как этот класс и так сделал для меня не так много хорошего за пару месяцев. Я была рада доказать, что это не так! Я была готова к тому, что скажут: “ Как хорошо, что бы ни случилось, она не винит детей и устраивает им праздник”.
Праздник прошел плохо! Дети рассказывали стихи очень тихо и невыразительно, не так как я их учила на уроках до этого. Родители лезли к каждому ребенку в рот, дабы заснять как их дети рассказывают и затем послать другим родителям в группу. Они постоянно лезли к детям и создавали хаос, хотя могли принести одну камеру, выбрать верное положение и снять одно видео. Затем девочки класса, пели новогоднюю песню. Пели очень хорошо, но мальчики, сидевшие за партами, кричали и смеялись, разговаривали и видео с моего телефона я удалила, так как не могла слушать как я сама и родители, снимающие девочек, постоянно делали им замечания. Хотелось бы добавить, что на подготовке к празднику, на репетиции, все было хорошо и с дисциплиной, и с текстом. Благодаря родителям, которых я не смогла усадить и уговорить послушать, что рассказывают их дети, праздник получился раздробленным на кусочки из стихотворений детей, смущающихся перед трясущейся камерой двух родительниц, которым было абсолютно все равно, что рассказывают их дети. Девочки спели песню, я раздала детям грамоты, родители устроили фотосессию с каждым ребенком и затем прозвучала фраза одной из родительниц: “ И это все?”. Я сперва замешкалась, и попыталась ответить словами: “ Да, все дети выступили”. Затем она ответила: “ А, ну это весь сценарий? Я думала будет что-то еще”. В этот момент мой язык разрывало на части, сказать: “ Вы и так уже испортили все, что можно было, вам нужно что-то еще?”, но я сказала: “ Да! Стихи и песня девочек. Это все!”. Затем детям раздали их магнитики и сладости, и все ушли домой. Незадолго до праздника у меня было день рождение, но я не стала об этом никому говорить и конечно класс меня не поздравил. Перед праздником родители узнали об этом и поздравили меня на словах. Я абсолютно ничего от них не хотела, но попросила из классного фонда выделить деньги на маленький тортик для праздника, чтобы дети поели торт и попили чай после выступлений. Торт был куплен, затем родители от себя лично, но не от всего класса, поздравили меня с днем рождения, раздав детям малюсенькие кусочки торта, они оставили большой кусок мне, хотя я просила их раздать все детям, ведь получается очень мало. Они оставили этот кусок мне, собрались и ушли. Я не смогла его съесть. Да, может я и преувеличиваю, но мне показалось тогда, что я выпросила кусок торта у них за то, что в день рождения они меня не поздравили. Я никогда ни за кусок торта, ни за копейку, которая принадлежит не мне не стану ничего просить, а уж тем более требовать от кого-то. Многие могут сказать: “ Да ладно, это всего лишь тортик, это ведь не деньги”. Но я знаю, что многие учителя, которые ценят себя и свой труд гораздо дороже чем я, зная себе и своей работе цену возьмут не только тортик, но еще и обидятся на детей этих и без того несчастных на голову родителей, что не было дано чего-то большего. Я не осуждаю этих учителей, так как за годы работы предполагаю, что могу стать такой же. Но я не такая! Я не считаю деньги классного фонда, для меня было в новинку, когда представитель родительского комитета начала отчитываться передо мной, кто не выразил благодарность на день учителя, я подумала...зачем мне этот список, что я стану хуже относиться к детям? Я не считаю, что мне вообще кто-то что-то должен! Я обязана выполнять свою работу. Я должна государству, а оно должно мне!
Поэтому тортик стал для меня противным. Поэтому я не хочу вспоминать этот день и этот “ праздник”. Но я считаю, что бы не происходило, не только в жизни, но и особенно в работе несет в себе большой урок. Следующий раз я подумаю тысячу раз, звать ли вообще кого-либо из родителей на праздники, и ДЕЛАТЬ ЛИ ИХ ВООБЩЕ?
Возвращаясь к словам бывшего педагога данного класса: “ Праздник? Для них?”.
Глава 6.
Большой урок.
Я всегда знала, что такое работа в школе, даже в то время, когда еще не работала там. Учась в старших классах своей родной школы, я всегда удивлялась тому, сколько есть невоспитанных, непослушных детей в школе, столько же, очень грамотных, но абсолютно невоспитанных учителей там преподают. Жажда не сделать свой класс лучше в плане учебы, а сделать гадость за спиной другому классу, чтобы твои дети смотрелись лучше на чьем-то фоне, жажда не провести хорошо праздник, да бы сделать его одним из счастливых дней твоих детей в школе, а обычная жажда показать себя и затем хвастаться перед всеми, что я сделала то, о чем вы бы никогда не додумались.... и многое другое. И тогда, когда я еще не знала, что стану педагогом в будущем, я часто задумывалась...Я пришла преподавать детям. Я пришла давать свои знания, научные и жизненные, в чем смысл этой борьбы? Зачем идти против кого-то, если вы занимаетесь одним делом?! Я дала себе слово, что никогда не стану таким учителем! Я пришла в школу, и я выполнила свое обещание. Я не могу описать словами какое я испытывала восхищение перед другим педагогом первого класса, когда заменяла ее однажды. Это была невероятная дисциплина, сорок человек в классе сидели с открытыми ртами и брали в себя все что я говорила, я не испытывала данное чувство в своем классе не за один урок. Затем я заменяла педагога в четвертом классе, и там я столкнулась с очень воспитанными детьми, конечно, с разным уровнем знаний, но очень вежливых, их знания были абсолютно автоматизированы, каждое правило они знали наизусть, знали исключения из правил, они были рады простому общению, в конце урока показали свой интерес и любознательность к теме пословиц и загадок.
Не хотелось бы сравнивать классы, как это делали некоторые педагоги из моей школы, и наверное, не буду, ведь это было бы большое неуважение к тем детям моего класса, кто хотел учиться, кто имел проблемы дома, но старался выполнять все, о чем я говорю на уроках, кому дома не давали должного воспитания, но ребенок умел проявлять такую важную позицию к учителю, как уважение.
Я думала, как закончить мои мысли...написать что-то хорошее или добить чем-то происходящим со мной в школе, ведь я описала далеко не все. И решила написать так:
“ Школа портит, в глубоком смысле этого слова. И я не имею ввиду, что ты получаешь плохой опыт или плохие знания...нет! С каждым невоспитанным родителем и его ребенком, с каждым неприятным случаем или постыдной историей, с каждым трудовым днем куда ты вкладываешь силу, но не видишь отдачу, ты получаешь большой урок! И этот урок заключается в том, что ты научилась, больше никому не доверять, хотя раньше твоя душа была открыта перед всеми. Ты научилась тому, что не можешь излить душу кому-то, ведь затем это будут использовать как оружие против тебя. Ты научилась больше не прикладывать особые усилия к объяснению тем, к созданию интересных уроков, ведь дома нет той же отдачи и нет никакой поддержки со стороны родителей своим же детям для закрепления уроков. Ты научилась больше не говорить с родителями о проблемах их же детей, ведь все что они могут, это защищать своего ребенка, не разбираясь абсолютно ни в чем, скидывая вину на другого ученика или что еще хуже, проблемы затем могут всплыть у тебя. Дети учатся хорошему, как бы то оно ни было, а учителя нет. Дети учатся на ошибках, становясь лучше, учителя учатся на ошибках, становясь где-то предусмотрительными, а может просто становясь хуже. Дети получают знания, учителя теряют здоровье. Родители иногда требуют чего-то за гранью возможного, а дома не могут заставить ребенка сделать элементарное. Школа-портит! Портит учителей! Их начальное воспитание, убивает изначально огромную мотивацию сделать для чужих детей что-то большее, чем просто занятия. Да, мне от этого грустно. Да, работая с большим количеством людей, ты не сможешь быть для всех сияющим солнцем. Обязательно найдется тот, кто испортит все хорошее, о чем ты мечтала. И теперь я понимаю учителей более взрослых чем я, с опытом работы. Они готовы раздавить, чтобы быть первыми, они знают, как выкручиваться из определенных ситуаций, они трясутся над каждой своей копейкой, ведь это их труд, время, кровь и пот.”
В школе мы все получаем большой урок. Просто не всегда это то, что мы хотели получить. Но что никогда не умрет, так это надежда. Я все еще надеюсь на то, что однажды как героиня фильма “ Опасные мысли”, я смогу сломать правила и изменить чьи-то жизни.