В трактовке проблемы личности в политической мысли сложились две традиции. Первая придает личности решающе значение в определении направления политического процесса. Зачастую сторонники такой позиции просто сводят политику к личности лидера, вождя. Второй подход, напротив, скорее принижает роль личности в политике. Среди сторонников этой точки зрения есть различия. Так политологи позитивистского толка, особенно бихевиористских направлений, не возражая против исследования отдельных компонентов личности в политике, не видят смысла в анализе целостной личности как фактора, влияющего на процесс и систему. Иную по замыслу, но сходную по сути позицию занимают политологи, которые считают личностный фактор в принципе не значимым по сравнению с факторами социального воздействия на политику. Одна из моделей взаимоотношения между личностью и политикой описывается в терминах «подчинения» личности государству, мотивируется необходимость такого подчинения природой личности: неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле. Эта точка зрения идет от Т. Гоббса. Однако общим для всех приверженцев данной модели является представление о политическом регулировании как подчинении личности государству, организации, элите, ограничивающих участие рядового гражданина и его роль в политике. При этом сама личность выступает в роли пассивного объекта управления, нуждающегося в надличностных механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу. Модель «интереса» предполагает, что и социальный и политический порядок возникает как естественный результат сочетания интересов разных людей, поэтому обществу нужна не сила подавления, а рациональное осознание индивидом своих выгод от общих усилий. Важнейшим постулатом в этой традиции является рассмотрение личности как субъекта политической деятельности. Другое направление изучения личности в политике — агрегативное, напротив, встраивает факты личной биографии политика в исторический контекст самого политического процесса. Это направление исследует влияние личностных факторов на такие процессы как войны, революции, национальный характер, политическая культура.Третье крупное направление представлено типологическими исследованиями. В них предпринимаются попытки «классифицировать политических деятелей в психологических терминах от самых примитивных до сложнейших»*. Основаниями для классификации служат отдельные психологические особенности политиков, свойства их поведения, мышления, стиля межличностных отношений, принятия решения и т.д.
2.Структура личности политика. В современной психологической литературе выделятся три ведущих уровня структуры личности: биологический, психологический и социальный. Биологический уровень личности (какое место в политике могут занимать такие биологические компоненты личности, как наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и телесная конституция). возраст политического деятеля имеет существенное значение для его выдвижения. Но возрастные данные приобретают тот или иной политический смысл под влиянием традиций, общественных потребностей и складывающейся в данный момент ситуации. Биологические характеристики играют роль «ограничителя» в процессе отбора и продвижения на ту или иную политическую роль. Однако возраст имеет и собственно психологические следствия, такие, как ригидность мышления, приверженность привычкам и стереотипам и пр. Пол также играет немаловажную роль в исполнении политических функций. Женщины всегда имели в политике определенное значение, но чаще не на официальных постах (особенно на высших постах в государстве), а «за кулисами». Такое ограничение, нередко выливавшееся в прямую или скрытую дискриминацию, вызвало волну феминистского движения. Темперамент — составная часть личного стиля исполнения политической роли. Так, бурный темперамент может стать причиной несдержанности, ведущей к просчетам в политике. физические данные, такие, как выносливость, сила, работоспособность, способность преодолевать стрессы и др. Эти биологические параметры, хотя и заложены на генетическом уровне, но являются в то же время и плодом собственных усилий человека, тренировки и воли к преодолению недугов и физических недостатков. В психологический уровень личности включаются такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление и характер в целом. Каждый из них может оказать воздействие на политическое поведение. Так, трудно переоценить роль эмоций в политике: страх и радость, удивление и ненависть, зависть и корысть, солидарность и соперничество — все эти и многие другие эмоции не просто сопровождают политику, но нередко становятся ее движущими силами, особенно когда они принимают массовый характер. Будучи проявлением потребностей, эмоции входят в важнейшие механизмы мотивации политических действий. Среди мотивов они находят чувство долга и стремление к власти, желание быть признанным и чувство неполноценности, которое может быть компенсировано высоким социальным статусом Социальный уровень личности представлен наиболее тонкими личностными структурами: установками, ценностями, целями, мировоззрением. В процессе политической социализации индивид интериоризует цели и ценности своей культуры.
3. Психологические профили управления политика. Создание психологического портрета, или профиля политика, — один из самых важных видов политико-психологического исследования. В отличие от популярных политических биографий, написанных журналистами, психологический портрет создается профессиональным политическим психологом с определенной целью: выявить наиболее существенные элементы в структуре личности политика. Использование такого портрета может быть различным. Так, он может быть использован консультантом для обеспечения эффективности деятельности политика в ситуации стресса, в ходе подготовки к публичным выступлениям, в ходе тренинга или для работы не столько с личностью лидера, сколько с его имиджем.
При этом есть случаи, когда знание психологических характеристик политика используется его противниками. Политическим психологам, изучающим личность лидера, редко выпадает возможность непосредственного знакомства с объектом своего научного интереса. Это, конечно, случается в ходе политико-психологического консультирования политиков. Но, чем выше позиции занимаемая политиками, тем более насторожены они в отношении консультантов и тем реже привлекают специалистов. Что касается первых лиц государства, то, конечно, есть примеры привлечения консультантов для решения конкретных политических задач, но в Рос сии это случается чрезвычайно редко.В случае возможности доступа к политику политический психолог может использовать весь арсенал инструментов, которые есть в арсенале общего психолога. В качестве ограничителя выступает постоянное отсутствие времени у политика, что делает невозможные применение многих методик, требующих определенного времени для их использования. Кроме того, использование экспресс-методик позволяет не только сэкономить время, но и убедить клиента в эффективности работы консультанта, что нередко является весьма насущной задачей при работе с политиками.
В большинстве случаев политические психологи для исследования лидеров используют дистантные методы, позволяющие наблюдав* за политиками на расстоянии. Так, для создания психологического профиля широко используется анализ видеозаписей выступлений лидеров, тексты их публичных выступлений.При этом существует распространенная практика использование не только аутентичных текстов политика, например ответов на вопросы журналистов на пресс-конференциях, где политик редко может пользоваться «домашними заготовками», но и текстов, написанных спичрайтерами. Считается, что, во-первых, первые лица государства сами подбирают спичрайтеров, которые разделяют их взгляды, а во-вторых, политик не может публично произнести текст, с которым он внутренне не согласен. Следовательно, этот текст отражает не только его взгляды, но и структуру личности политика.В наших исследованиях личностей российских лидеров мы использовали самые разные методы. Прежде всего эффективными оказались методы психологического анализа текстов политиков на пред» выявления через них неосознаваемых мотивов (методика Д. Уинтера). Не менее ценные данные о политических взглядах политика дает (пользование методики выявления операционального кода политика через анализ его текстов2. пециалисты используют также качественный и количественный контент-анализ текстов речей, интервью и видеозаписей, который позволяет воссоздать «лингвистическую личность» политика. ^ Психобиографический метод позволяет с помощью анализа биографических вех в жизни политика выявить важнейшие факторы его социализации и объяснить многие неосознаваемые им самим мотивы и поступки в сфере политики. ^ Метод создания психологического профиля политических деятелей предполагает выявление ведущих личностных структур политика, которые объясняют логику принятия им ключевых решений, что позволяет прогнозировать его поведение и в ситуации консультирования, оказывать ему помощь в принятии решений. ^ Кинесико-проксемический анализ поведения политиков предлагает анализ внешнего рисунка его поведения, что позволяет через изучение невербальных сигналов выявить неосознаваемые особенности его личности и устранить коммуникативные барьеры в общении политика и граждан в ситуации публичных выступлений. ^ Метод анализа видеозаписей «кадр за кадром», позволяющий исследовать вербальные и невербальные паттерны поведения.
1. Роль личностного фактора в политике. В трактовке проблемы личности в политической мысли сложились две традиции. Первая придает личности решающе значение в определении направления политического процесса. Зачастую сторонники такой позиции просто сводят политику к личности лидера, вождя. Второй подход, напротив, скорее принижает роль личностив политике. Среди сторонников этой точки зрения есть различия. Так политологи позитивистского толка, особенно бихевиористских направлений, не возражая против исследования отдельных компонентов личности в политике, не видят смысла в анализе целостной личности как фактора, влияющего на процесс и систему. Иную по замыслу, но сходную по сути позицию занимают политологи, которые считают личностный фактор в принципе не значимымпо сравнению с факторами социального воздействия на политику. Одна из моделей взаимоотношения между личностью и политикой описывается в терминах «подчинения»личности государству, мотивируется необходимость такого подчинения природой личности: неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле. Эта точка зрения идет от Т. Гоббса. Однако общим для всех приверженцев данной модели является представление о политическом регулировании как подчинении личности государству,организации, элите, ограничивающих участие рядового гражданина и его роль в политике. При этом сама личность выступает в роли пассивного объектауправления, нуждающегося в надличностных механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу. Модель «интереса»предполагает, что и социальный и политический порядок возникает как естественный результат сочетания интересов разных людей, поэтому обществу нужна не сила подавления, а рациональное осознание индивидом своих выгод от общих усилий. Важнейшим постулатом в этой традиции является рассмотрение личности как субъектаполитической деятельности. Другое направление изучения личности в политике — агрегативное,напротив, встраивает факты личной биографии политика в исторический контекст самого политического процесса. Это направление исследует влияние личностных факторов на такие процессы как войны, революции, национальный характер, политическая культура.Третье крупное направление представлено типологическими исследованиями. В них предпринимаются попытки «классифицировать политических деятелей в психологических терминах от самых примитивных до сложнейших»*. Основаниями для классификации служат отдельные психологические особенности политиков, свойства их поведения, мышления, стиля межличностных отношений, принятия решения и т.д. 3.Психологические профили управления политика.Создание психологического портрета, или профиля политика, — один из самых важных видов политико-психологического исследования. В отличие от популярных политических биографий, написанных журналистами, психологический портрет создается профессиональным политическим психологом с определенной целью: выявить наиболее существенные элементы в структуре личности политика. Использование такого портрета может быть различным. Так, он может быть использован консультантом для обеспечения эффективности деятельности политика в ситуации стресса, в ходе подготовки к публичным выступлениям, в ходе тренинга или для работы не столько с личностью лидера, сколько с его имиджем. При этом есть случаи, когда знание психологических характеристик политика используется его противниками. Политическим психологам, изучающим личность лидера, редко выпадает возможность непосредственного знакомства с объектом своего научного интереса. Это, конечно, случается в ходе политико-психологического консультирования политиков. Но, чем выше позиции занимаемая политиками, тем более насторожены они в отношении консультантов и тем реже привлекают специалистов. Что касается первых лиц государства, то, конечно, есть примеры привлечения консультантов для решения конкретных политических задач, но в Рос сии это случается чрезвычайно редко.В случае возможности доступа к политику политический психолог может использовать весь арсенал инструментов, которые есть в арсенале общего психолога. В качестве ограничителя выступает постоянное отсутствие времени у политика, что делает невозможные применение многих методик, требующих определенного времени для их использования. Кроме того, использование экспресс-методик позволяет не только сэкономить время, но и убедить клиента в эффективности работы консультанта, что нередко является весьма насущной задачей при работе с политиками. В большинстве случаев политические психологи для исследования лидеров используют дистантные методы, позволяющие наблюдав* за политиками на расстоянии. Так, для создания психологического профиля широко используется анализ видеозаписей выступлений лидеров, тексты их публичных выступлений.При этом существует распространенная практика использование не только аутентичных текстов политика, например ответов на вопросы журналистов на пресс-конференциях, где политик редко может пользоваться «домашними заготовками», но и текстов, написанных спичрайтерами. Считается, что, во-первых, первые лица государства сами подбирают спичрайтеров, которые разделяют их взгляды, а во-вторых, политик не может публично произнести текст, с которым он внутренне не согласен. Следовательно, этот текст отражает не только его взгляды, но и структуру личности политика.В наших исследованиях личностей российских лидеров мы использовали самые разные методы. Прежде всего эффективными оказались методы психологического анализа текстов политиков на пред» выявления через них неосознаваемых мотивов (методика Д. Уинтера). Не менее ценные данные о политических взглядах политика дает (пользование методики выявления операционального кода политика через анализ его текстов2. пециалисты используют также качественный и количественный контент-анализ текстов речей, интервью и видеозаписей, который позволяет воссоздать «лингвистическую личность» политика.^ Психобиографический метод позволяет с помощью анализа биографических вех в жизни политика выявить важнейшие факторы его социализации и объяснить многие неосознаваемые им самим мотивы и поступки в сфере политики.^ Метод создания психологического профиля политических деятелей предполагает выявление ведущих личностных структур политика, которые объясняют логику принятия им ключевых решений, что позволяет прогнозировать его поведение и в ситуации консультирования, оказывать ему помощь в принятии решений.^ Кинесико-проксемический анализ поведения политиков предлагает анализ внешнего рисунка его поведения, что позволяет через изучение невербальных сигналов выявить неосознаваемые особенности его личности и устранить коммуникативные барьеры в общении политика и граждан в ситуации публичных выступлений.^ Метод анализа видеозаписей «кадр за кадром», позволяющий исследовать вербальные и невербальные паттерны поведения. | 2.Структура личности политика.В современной психологической литературе выделятся три ведущих уровня структуры личности: биологический, психологический и социальный.Биологический уровень личности (какое место в политике могут занимать такие биологические компоненты личности, как наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья и телесная конституция).возрастполитического деятеля имеет существенное значение для его выдвижения. Но возрастные данные приобретают тот или иной политический смысл под влиянием традиций, общественных потребностей и складывающейся в данный момент ситуации. Биологические характеристики играют роль «ограничителя» в процессе отбора и продвижения на ту или иную политическую роль. Однако возраст имеет и собственно психологические следствия, такие, как ригидность мышления, приверженность привычкам и стереотипам и пр.Полтакже играет немаловажную роль в исполнении политических функций. Женщины всегда имели в политике определенное значение, но чаще не на официальных постах (особенно на высших постах в государстве), а «за кулисами». Такое ограничение, нередко выливавшееся в прямую или скрытую дискриминацию, вызвало волну феминистского движения. Темперамент — составная часть личного стиля исполнения политической роли. Так, бурный темперамент может стать причиной несдержанности, ведущей к просчетам в политике.физические данные,такие, как выносливость, сила, работоспособность, способность преодолевать стрессы и др. Эти биологические параметры, хотя и заложены на генетическом уровне, но являются в то же время и плодом собственных усилий человека, тренировки и воли к преодолению недугов и физических недостатков.В психологический уровень личностивключаются такие элементы, как эмоции, воля, память, способности, мышление и характер в целом. Каждый из них может оказать воздействие на политическое поведение. Так, трудно переоценить роль эмоций в политике: страх и радость, удивление и ненависть, зависть и корысть, солидарность и соперничество — все эти и многие другие эмоции не просто сопровождают политику, но нередко становятся ее движущими силами, особенно когда они принимают массовый характер. Будучи проявлением потребностей, эмоции входят в важнейшие механизмы мотивации политических действий. Среди мотивов они находят чувство долга и стремление к власти, желание быть признанным и чувство неполноценности, которое может быть компенсировано высоким социальным статусомСоциальный уровень личностипредставлен наиболее тонкими личностными структурами: установками, ценностями, целями, мировоззрением. В процессе политической социализации индивид интериоризует цели и ценности своей культуры. |