Лекция 3: «Политическая власть»
| Власть: понятие и формы
| | По своей природе и происхождению власть - явление социальное. Она складывается, существует и способна проявляться в различных областях человеческой жизни: экономической, духовной, военной, информационной, семейной и др.
С древнейших времен люди пытались осознать загадки и закономерности этого явления. Так, еще в древнеиндийском эпосе власть описывалась в метафорических образах: "большая рыба ест маленькую". В Древней Греции и Древнем Риме власть в основном трактовалась в рамках противопоставления порядок - беспорядок, а природа ее связывалась с регулирование и приведением в порядок социальных отношений, установлением согласия между людьми, обменом и распределением благ внутри конкретного государства.
Немецкий социолог М. Вебер полагал, что власть означает " любую возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана ". Важно понимать, что вне зависимости от ее разновидностей и форм власть представляет собой отношения господства-подчинения, когда один отдает приказы, а другой должен их выполнять.
Являясь неотъемлемой стороной социальной жизни, власть развивается в процессе эволюции человеческого общества и приобретает те или иные формы в зависимости от различных этапов исторической эволюции и общественных изменений. Власть возникла задолго до появления государства и политики. Несколько тысяч лет она существовала только в неполитической (дополитической)форме, выступая в виде господства главы семьи, рода, общины, вождя племени, власти пророков, духовных лидеров и др. В этой форме власть продолжает существовать и сейчас.
С появление государства на рубеже IV - III тыс. до н.э. (то есть в течение последних 5 тыс. лет) власть существует и в своей политической, публичной форме.
| | Политическая власть: понятие
| | Политическая власть - есть система отношений господства и подчинения, которые формируются на основе претензий различных социальных групп на полномочия самого мощного социального института - государства.
| | Особенности политической власти
| | · формируется в условиях взаимодействия групп людей;
· распространяется на большие социальные группы и носит публичный характер;
· всегда прямо или косвенно связана с судьбой государства;
· использует идеологию, которая обосновывает цели и характер принуждения, используемого властными институтами.
| | Виды политической власти
| | 1. Государственная
| Самая мощная разновидность политической власти. Власть государства как политического института в целом и отдельных его органов.
| | 2. Партийная
| Власть партии. Она выражает доминирование партийного аппарата над членами партии, а также над обществом в целом.
| | 3. Лидерская
| Власть политического лидера.
| | 4. Власть СМИ
| Власть средств массовой информации. Так называемая «четвертая» власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной ветвями государственной власти. Особенно влиятельна в современном, информационном обществе.
| | 5. Надгосударственная – власть международных организаций
| Власть международных структур и организаций. Сложилась в современном мире (в течение XX века). Она сосуществует с аналогичными способами регулирования социальных отношений отдельными государствами. Так, ООН формирует всемирную систему международных властных отношений. Ее соответствующие институты - Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея и др. должны контролировать исполнение отдельными государствами и частными организациями обязательных для них решений, применяя для этого систему конкретных мер воздействия: от торговых санкций и приостановки членства в международных организациях до экономической блокады и проведения военных акций в отношении отдельных государств.
| | Структура власти
| | · субъект -носитель власти, активная сторона властных отношений. Им может бытьгосударство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии и т.д.
· объект - тот, на кого направлена власть. Им может быть индивид, социальная группа, общество в целом, а также государство, партия, политический лидер и т.д.
· источники (основания)- те предметы и явления, на которых держится власть. Это может быть богатство, авторитет, страх, насилие, харизма, знание и т.д.
· ресурсы - те средства и методы, которые позволяют добиться господства и оказывать влияние на объект власти. Сюда относятся деньги, принуждение, убеждение, наличие позиции во властных структурах и т.п.
| | Функции политической власти
| | 1. управление и руководство обществом;
2. принятие политических решений;
3. контроль за исполнением решений;
4. мобилизация общества на решение различных задач;
5. обеспечение стабильности общества;
6. обеспечение интеграции общества;
7. урегулирование конфликтов, возникающих между различными группами общества;
8. распределение общественных благ исходя из понятия общих интересов;
| | Легитимность и легальность политической власти
| | Легитимность - одно из специфических свойств политической власти. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти. Слово "легитимность" происходит от латинского legalis - законность. Но очень важно отметить, что легитимность и законность не одно и то же. Легитимность характеризует опору и поддержку властиреальными субъектами политики, особенно обществом. Поддержка власти со стороны широких слоев населенияявляется самой заветной целью всех политических режимов. Так как именно одобрение и поддержка населением власти обеспечивает ее стабильность и устойчивость. Легальность свидетельствует о юридическом, законодательнообоснованном правлении. Так, например, власть может быть а) легальной и нелегитимной - правление метрополий в колониальных государствах или б) легитимной, но нелегальной - после свершения революционного переворота, поддержанного большинством населения, или в) легальной и легитимной - после победы определенных политических сил на выборах.
| | Типы легитимности политической власти
| | Традиционная
| формируется на основе традиций, обычаев, привычки к повиновению тем или иным лицам или институтам. Она характерна для наследственного (монархического) правления
| | Рационально-легальная
| возникает в результате признания людьми законными тех процедур, на основе которых формируется система власти. Люди в данном случае подчиняются не столько олицетворяющим власть личностям, сколько правилам, законам, процедурам и сформированным на их основе структурам и институтам
| | Харизматическая
| (от слова "харизма" - Божественный дар, Благодать, исключительные качества) основана на верелюдей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Харизма лидера воплощает веру людей в лучшее будущее. Это безоговорочная поддержка того или иного политического лидера.
| | Разделение властей
| | Важным вопросом, связанным с функционированием государственной политической власти, является вопрос о ее распределении "по горизонтали" и "по вертикали".
Распределение власти "по горизонтали" находит свое выражение в принципе разделения властей в государстве, согласно которому законодательная, исполнительная и судебная функции выполняются разными, независимыми по отношению друг к другу государственными органами, имеющими свой объем полномочий и особую сферу компетенции. Этот принцип должен противостоять возможной абсолютизации власти (концентрации ее в руках одного лица или органа) и злоупотреблению ею. Законодательная власть представлена в государстве парламентом, исполнительная правительством, а судебная судами разных уровней.
Идея разделения властей впервые была обоснована английским философом Джоном Локком в XVII веке в эпоху Английской буржуазной революции и преследовала цель борьбы с абсолютной монархией. Локк выделил законодательную (парламент), исполнительную (монарх) и союзную (международные дела) ветви власти. Идею Локка в XVIII веке развил французский просветитель Шарль Луи Монтескье. Он выделил законодательную, исполнительную и судебную власти и ввел новый принцип "сдержек и противовесов", который означал, что власть должна быть организована так, чтобы различные ее ветви могли "сдерживать друг друга", не допуская произвола. Этот принцип реализован почти во всех современных государствах и выражается в контроле парламента над деятельностью правительства (отчеты, утверждение должностных лиц), возможности роспуска парламента при определенных обстоятельствах и т.п.
Однако принцип разделения властей может таить в себе опасность конфликтов между различными ветвями и дестабилизацией общества.
Распределение власти "по вертикали" означает распределение властных полномочий и функций между центральными и региональными власти, передачу полномочий от центральных органов к нижестоящим органам власти.
|
|
Поиск по сайту:
|